Форум журнала "Новая Литература"

27 Апрель 2024, 00:40:57
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: [1]
1  Свободная публикация / Иной взгляд / Юродивые в мифах и наяву : 12 Август 2014, 20:59:46

Преобразования в постиндустриальной России происходят постоянно в сторону прогрессивных преобразований. В сложном социально-политическом противоречии существовало и существует такое явление общества, как юродивые.
В энциклопедии (СЭС, Гл. редактор А.М.Шорохов, издание 4, изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1988 г.)) определяется, что юродивые – это «психически неполноценные лица, которых в прошлом часть верующих считала «ясновидцами» и «прорицателями».
В истории России они имели определенное влияние на общество и общественное мнение.
В своей книге Георгий Федотов «Святые Древней Руси» (Москва, изд. Московский рабочий, 1991 г.) пишет, что «…вместе с юродивыми новый чин мирянской святости входит в русскую церковь, приблизительно, с начала XIV века. Его расцвет падает на XVI столетие, несколько запаздывая по отношению к монашеской святости: XVII век еще вписывает в историю русского юродства новые страницы. По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV в. - 4; XV- 11; XVI- 14; XV и-7. Появление святого юродивого совпадает по времени с угасанием княжеской святости. И это совпадение не случайно. Новый век потребовал от христианского мирянства нового подвижничества. Юродивый стал преемником святого князя в социальном служении. С другой стороны, едва ли случайно святое попрание быта в юродстве совпадает с торжеством бытового православия. Юродивые восстанавливают нарушенное духовное равновесие…
      …Редко находим мы для русских юродивых житийные биографии, еще реже - биографии современные. Почти везде неискусная, привычная к литературным шаблонам рука стерла своеобразие личности. Повидимо-му, и религиозное благоговение мешало агиографам изобразить парадоксию подвига. Многие юродивые на Руси ходили нагие, но агиографы стремились набросить на их наготу покров церковного благолепия. Читая жития греческого юродивого Симеона, мы видим, что парадоксия юродства охватывает не только разумную, но и моральную сферу личности. Здесь христианская святость прикрывается обличием не только безумия но и безнравственности. Святой совершает все время предосудительные поступки: производит бесчиние в храме, ест колбасу в страстную пятницу, танцует с публичными женщинами, уничтожает товар на рынке и т. п. Русские агиографы предпочитают заимствовать из жития св. Андрея, в котором элемент имморализма отсутствует. Лишь народные предания о Василии Блаженном, да скудные упоминания летописей показывают, что и русским юродивым не чужда была аффектация имморализма. Жития их целомудренно покрывают всю эту сторону их подвига стереотипной фразой: "похаб ся творя". "Юрод" и "похаб" - эпитеты, безразлично употреблявшиеся в древней Руси - повидимому, выражают две стороны над-ругания над "нормальной" человеческой природой: рациональной и моральной. Мы могли бы легко сослаться в доказательство на современное русское юродство, но это было бы методологически неправильно. Лишенное церковного признания и благословения с XVIII века, русское юродство не могло не выродиться, хотя мы лишены возможности определить степень его уклонения от древних образцов…
…Дар пророчества приписывается почти всем юродивым. Прозрение духовных очей, высший разум и смысл являются наградой за попрание человеческого. разума подобно тому, как дар исцелений почти всегда связан с гскезой тела, с властью над материей собственной плоти...
…Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. К сожалению, его житие составлено (XVI в.) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 г., помещая отдельные события его то в ХП-ое, то в ХУ-ое столетие. Житие эго приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом "от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли". В Новгороде он познал истинную веру в "церковном украшении", иконах, звоне и пении…
 …Пророческий дар, неотъемлемый от юродства, Прокопий проявляет и во втором эпизоде жития, из которого мы узнаем, что были у него в Устюге и друзья. В страшный мороз, какого не запомнят устюжане, когда замерзали люди и скот, блаженный не выдержал ппе.бывания на паперти в своей "раздранной ризе" и пошел просить приюта у клирошанина Симеона, отца будущего святителя Стефана. В этом доме он предсказывает Марии о рождении от нее святого сына. Так, как рисуется здесь его облик в общении с людьми, в нем нет ничего сурового и мрачного. Он является "светлым видением и сладким смехом". Хозяина, который обнимает его и целует, он приветствует словами: "Брате Симеоне, отселе весели-ся и не унывай"…
…Житие Ростовского юродивого Исидора (+ 1474) составлено, в значительной степени, по устюжским и новгородским легендам. Ряд московских юродивых начинается с Максима (+ 1433), канонизованного на соборе 1547 г. Житие его не сохранилось. XVI век дал Москве Василия Блаженного и Иоанна, по прозванию Большой Колпак. Многословное и витиеватое житие св. Василия не дает никакого представления о его подвиге. Его образ сохранен в народной московской легенде, известной и в поздних записях. Она полна исторических небылиц, хронологических несообразностей, местами прямых заимствований из греческого жития св. Симеона. Но это единственный источник для знакомства с русским народным идеалом "блаженного". Не знаем только, в какой мере он соответствует московскому святому XVI века..
…Святые князья строили государство и стремились к осуществлению в нем правды. Московские князья построили это государство крепко и прочно. Оно существует силой принуждения, обязанностью службы и не требует святой жертвенности. Церковь передает государственное строительство всецело царю. Но неправда, которая торжествует в мире и в государстве, требует корректива христианской совести. И эта совесть выносит свой суд тем свободнее и авторитетнее, чем меньше она связана с миром, чем радикальнее отрицает мир. Юродивый вместе с князем вошли в Церковь, как поборники Христовой правды в социальной жизни.»
В другом исследовании древней Руси (Сб. исследований "Смех в Древней Руси"1984 г.) говорится, что «…Юродство --  сложный  и  многоликий  феномен  кyльтypы  Древней Рyси. О  юpодстве  большей  частью  писали  истоpики  цеpкви,  хотя истоpико-цеpковные pамки для  него  явно  yзки.  Юpодство  занимает пpомежyточное положение междy  смеховым  миpом  и  миpом  цеpковной кyльтypы. Можно сказать, что без скомоpохов  и  шyтов  не  было  бы юpодивых.  Связь  юpодства  со  смеховым  миpом  не  огpаничивается "изнаночным" пpинципом (юpодство, как бyдет показано, создает  свой "миp навывоpот"),  а  захватывает  и  зpелищнyю  стоpонy  дела.  Hо юpодство невозможно  и  без  цеpкви:  в  Евангелии  оно  ищет  свое нpавственное опpавдание, беpет от цеpкви тот дидактизм, котоpый так для него хаpактеpен. Юpодивый балансиpyет на гpани междy смешным  и сеpьезным, олицетвоpяя собою тpагический  ваpиант  смехового  миpа.
  Юpодство -- как бы "тpетий миp" дpевнеpyсской кyльтypы.
…Итак, среди юродивых были не  только  душевно  здоровые,  но  и
  интеллигентные люди. Парадоксальное на первый взгляд сочетание этих
  слов -- "юродство" и "интеллигентность" -- не должно  нас  смущать.
  Юродство действительно могло быть одной из форм  интеллигентного  и
  интеллектуального критицизма…
…Один из основных постyлатов цеpкви гласит, что  святость  может
  быть  yстановлена  лишь  по  смеpти,  если  бог  почтит  подвижника
  посмеpтными чyдесами  и  исцелениями.  В  этом  отношении  юpодивый
  подобен затвоpникy, пyстынникy  или  столпникy.  Hо  пpи  жизни  он
  отличается  от  них,  и  отличается  очень   сильно…
  …Лжеюpодство становилось  пpедметом  цеpковных  yстановлении.  В
  yказе патpиаpха Иоасафа от 14 авгyста  1636  г.  "о  пpекpащении  в
  московских  цеpквах  pазного  pода  безчинств  и   злоyпотpеблений"
  сказано: "И во вpемя же святаго пения  ходят  по  цеpквам  шпыни  с
  безстpашием, человек по десяткy и болши, и от них в цеpквах великая
  смyта и мятеж, и в цеpквах овогда бpанятся, овогда  и  деpyтся  ...
…При  Никоне  и  Алексее   Михайловиче традиционный тезис православной церкви о недопущении кощунственного "лжеюродства" звучал все громче и громче, едва прикрывая идущую  от
  верхов неприязнь к юродству вообще. Однако власти все же не решались
  открыто  выступить   против   этого   издревле   вкоренившегося   в
  национальное самосознание феномена. Прямой удар по  юродству  нанес
  только Петр I.
      Если в молодые годы Петра,  при  последнем  патриархе  Адриане,
  юродство "Христа ради" еще более или менее уважалось церковью (так,
  в 1698 г. были открыты мощи Максима Московского), то в период реформ
  ему было отказано в праве на существование. Разумно не  посягая  на
  память  канонизированных  подвижников  прежних  веков,  Петр   всех
  юродивых своего времени объявил "притворно беснующимися".  Дело  не
  кончилось рационалистическим неприятием юродства.  Были  предписаны
  репрессивные меры. В  одном  из  типичных  документов  эпохи  --  в
  "обещании, чинимом архиереями при поставлении их в сей  чин"  (1716
  г., пункт 6-й), -- читаем: "Паки обещаваюся притворных беснующих, в
  колтунах, босых и в рубашках ходящих, не  точию  наказывать,  но  и
  градскому суду отсылать".*95 Репрессивный мотив постоянно звучит  в
  узаконениях петровского, а затем аннинского  времени.  Например,  в
  1737 г. Синод приказал отыскивать, ловить и "отсылать в светский суд
  при промемориях" разных "суеверцев", в том числе "притворных юродцев
  и босых и с колтунами". Если в XVII в. юродивых губили за дерзкие
  речи, то в XVIII в. хватали уже за колтуны и наготу, т. е.  за  сам
  юродский облик…».
Обзорная статья о современных юродиевых встречается в Интернете на сайте http://newsru.com.
«О современных юродивых, пожалуй, не узнаешь ни от экскурсовода, сопровождающего туристическую группу, ни из глянцевого путеводителя..Однако юродивые в нашей стране есть и сейчас.
Причем некоторые из них не просто неплохо живут, но и процветают. Если раньше сумасшедшие предрекали, как правило, пришествие антихриста и рождение людей с песьими головами, то теперь они странствуют по городам и весям, рисуют лики святых, читают лекции о международном положении, а порой пишут песни для известных музыкантов.
Но блаженные - очень разнородная социальная группа. Есть среди них "обыватели" и "деятели искусства", "политики" и даже "бизнесмены".
В том, кто они, - эти блаженные, калеки, чудаки и дурачки, которые придавали городам особый "старорусский" шарм, попыталась сегодня разобраться газета "Версия".
Сема-книголюб находил печатную продукцию на городской свалке.
Но блаженные - очень разнородная социальная группа. Есть среди них "обыватели" и "деятели искусства", "политики" и даже "бизнесмены".
В том, кто они, - эти блаженные, калики, чудаки и дурачки, которые придавали городам особый "старорусский" шарм, попыталась сегодня разобраться газета "Версия".
          Сема-книголюб находил печатную продукцию на городской свалке.
Русское юродство всегда было сильно политизированным. Блаженный мог в лицо сказать боярам и царям такое, за что обычному человеку отвинтили бы голову. ..В той же Пензе в одной из пивных можно услышать громогласный голос пристойно одетого мужчины в шляпе и галстуке. "Король политологии", блаженный со странной кличкой Абрикос, читает посетителям пивной лекции о международном положении, жуликах-олигархах, противостоянии западной и восточной цивилизаций, о взрыве в центре Вселенной сверхновой звезды. За разнообразные познания лектора награждают "пенным". Несмотря на широкую тематику выступлений, обилие цитат, версий и контрверсий, свои спичи Абрикос заканчивает одинаково грустно: "Глупая Россия, долбанутая страна!"
          Ну и, конечно, политически озабоченных сумасшедших можно встретить на всяком мало-мальски значительном митинге, независимо от цвета знамен, которые там поднимаются.
Наконец, самая многочисленная категория русских блаженных - непосредственно убогие, то есть вечные паломники, кликуши и околохрамовые безумцы. Это, например, паломница Марфа-фотограф, с которой корреспонденту "Версии" удалось познакомиться в Саратове. Марфа собирает у прихожан поминальные записки и разносит их по знаменитым монастырям. В некоторых деревнях ее считают чуть ли не святой: матери думают, что, если эта юродивая приласкает в люльке ребенка, тот непременно выздоровеет.
Марфа производила впечатление заурядной бабушки, но поглядывала не прямо, а из стороны, склоняя голову набок. Ее ноги были абсолютно черны и босы в мороз.
           - Хожу по святым монастырям. В Киевской лавре была, в Оптиной пустыни, в Дивееве, - нараспев перечисляла странница. - Без пищи иду, иногда картошку с огородов ем, подсолнухи у дороги. А водичку пью болотную, озерную и росу травяную. В лужу крестик надо опустить и перекрестить трижды, с молитвой, тогда здоровью убытка не будет. Иду с посошком и пою Иисусову молитву."."
2  Авторские разделы / Избушкин Фёдор / Re: Почему до сих пор ЗАПЕЧАТАНЫ АРХИВЫ ИВАНА ГРОЗНОГО? : 25 Июль 2014, 00:06:37
Некоторые исследователи склоняются к мнению, что история была переписана в пользу Ивана Грозного. У меня такое же мнение. Хотя бы взять для примера "Слово о полку Игореве", самые древние рукописи которого известны с XVI века, что соответствует правлению Ивана Грозного. И что интересно - тема в Слове похожа сюжетом на библейские истории.
3  Авторские разделы / Савинов Сергей / Re: Обсуждение: Статья «Ересеслов» : 24 Июль 2014, 23:19:16
Хотя тема давно не рассматривалась, уместно сделать еще одно замечание. Вопрос рассматривается по отношению к богу, а ведь существует много древних течений религий. Например - староверы или другие язычники...
4  Авторские разделы / Избушкин Фёдор / Re: Почему до сих пор запечатаны архивы Ивана Грозного? : 26 Апрель 2014, 23:28:23
          
Распространяется до 20.04.15 г.

Многотонные Архивы Ивана IV (Грозного)

          Вы никогда не задумывались, почему в России даже профессиональный историк не имеет доступа к знаменитым Архивам Ивана Грозного?
          Что в Архивах может быть такого-сякого секретного, что нам, русским, российским потомках Грозного царя до сих пор не позволено знать?

          Ближайшая дата рассекречивания Архивов Грозного объявлена - 2084 год! А это значит - никогда! Ведь, если даже не перенесут в очередной раз эту дату на еще более отдаленный срок, то все равно ни мы, ни наши дети этих Архивов не увидим. И некому будет спросить новые власти в конце 21 века - почему обещали, но не сделали? Вы только представьте (и знайте!) - я, вы лично, ваш сосед, жена, дети ваши  никогда не узнают правды о Грозном! Никогда! Даже если сменятся режимы, политические устройства и формации в государстве, дело об Иване Грозном не будет обнародовано! Все, абсолютно все мы, кто сейчас жив, умрем, так  и не узнав, что же происходило на самом деле в период правления Ивана Грозного! Представили? И нет такой силы, способной сдвинуть эту проблему с места...

         

Тема дня несомненно. Так же, как хочется узнать о подробностях существования инопланетян.
5  Авторские разделы / Вишняков Михаил / Re: Обсуждение: Сборник стихотворений «Стихотворения» : 28 Февраль 2009, 16:04:19
Разверглись небеса
Открыв свод небесный.
Нужно просить у Беса:
"Не иначе его бестии?"

6  Авторские разделы / Савинов Сергей / Re: Обсуждение: Статья «Ересеслов» : 17 Январь 2009, 18:25:14
Библейские тезисы, возможно,  имеет смысл обосновать с современной точки зрения науки. И трактакт, как отмечают некоторые критики, действительно, получился большой по объему.
По теме: Однажды, верующая в бога женщина предложила кипить мне книгу на тему о религии и продолжила разговор о том, что все верующие люди попадут в сад Эдема и будут наслаждаться жизнью.
На мой вопрос: "Кто же создаст этот сад?" - Ответила: "Специальные люди у бога."
Мое заключение было, что равенства всем людям все-равно не будет, если одни наслаждаться собрались в этом саду, а другим нужно их обслуживать.
На что не было опровержения с их стороны.
7  Свободная публикация / Иной взгляд / В городе Штутгарт. : 10 Январь 2009, 13:09:58
В городе Штутгарт земли Баден-Вюртенберг.

Автобус стремительно мчит по Варшавскому шоссе, все далее и далее унося пассажиров из Москвы в Западную Европу, а именно, город Штутгарт. Плавный ход транспорта временами прерывался промежуточными пунктами платной дороги. Серьезным остановкой мог быть только пограничный пункт при въезде в Шенгензону, но и здесь прошло довольно гладко при упрощенном таможенном досмотре. Однако Польские таможенники все-таки выявили и сняли с рейса подозрительную пассажирку ехавшую транзитом через Германию, имевшую отметку в компьютере о прежнем нарушении при пересечении границы.   
Предстояла фестивальная программа «Русский Stil». Интернет общество русскоязычных любителей литературы, проживающих как за рубежом, так и в России,  повторно собиралось на немецкой земле.
Автору этих строк, писателю из Тамбова Игорю Летунову, такое мероприятие предстояло впервые. Предварительное обращение в Интернет помогло сориентироваться и получить первичное представление о Штутгарте:
«Город Штутгарт, расположенный на реке Неккар,- административный центр земли Баден-Вюртемберг. Насчитывает 584 тыс. жителей (по данным 1992 года). Здесь располагаются международный аэропорт, метрополитен, университет, городская галерея, Государственное собрание, Государственная галерея, музей Линден. Первые упоминания о городе относятся к 12 веку. Сохранились до нашего времени готическая приходская (12—15 вв.) и госпитальная (15 в.) церкви, капелла Фейта (14 в.), Старая ратуша (15 в.), ренессансные Старый дворец и Старая канцелярия (16 в.), барочный дворец «Солитюд» (18 в.).
Визуальный профиль Штутгарта определяют полные напряжения контрасты между исторической и современной архитектурой. Телебашня (первая в мире) и поселение «Вайссенхоф», Старый и Новый дворцы и главный железнодорожный вокзал Кёнигсбау… Штутгарт лежит на реке Некар в долине, окруженной лесами, виноградниками и садами. Площадь виноградников вокруг него составляет около 440 га., они походят к самому городу, который является крупнейшим винодельческим городом Германии. Поэтому, естественно, что в Штутгарте расположен музей виноградарства Ульбах. Но здесь также и крупнейшие в Западной Европе запасы минеральной воды, 22 млн. литров бьют из 19 источников».
Социально-политической причиной зарождения и становления города явилось увеличение численности населения в Западной Европе в начале прошлого тысячелетия. Если, по некоторым оценкам, численность на этот период была 30 млн. жителей, то через 150 лет возросла на 40%.
«В исторической ретроспективе корни города тянутся из 950 года, когда герцог фон Швабен основал в этих местах конный завод «Stuotgarten» (кобылий сад). О тех временах напоминает герб города - "черный скакун на золотистом фоне".
Характерной особенностью, хотелось бы отметить, что, впрочем, давно известно читателям, является хорошее качество дорог. На память приходят рассказы деда Степана Ильича, прошедшего две Мировые войны. Во Вторую он дошел до Дрездена, а в Первую был в плену, работал на сахарном заводе и в дальнейшем у хозяйки на частном хозяйстве. Он отзывался о германских дорогах очень хорошо и упоминал о шоссейных дорогах, теперь 100-летней давности, проходивших даже в полях. Из его воспоминаний достаточно упомянуть факт и о германском распорядке и на войне, так что, когда из окоп противников шла перестрелка, то во время  обеда в немецких окопах наступала тишина с такой точностью, что можно было сверять часы.
По приезду, собственно, и не было недоразумений с проведением мероприятий, как туристических по Штутгарту или поездка в Баден-Баден, или самих творческих встреч в гостинице или Культурном центре. Неудобство получилось с дорожными чеками, которые не возможно было разменять в выходные дни на Евро (единственный разменный пункт работал на центральном вокзале). Наиболее приемлемым оказалось использование электронных карточек.
Вот и Штутгарт, где сочетаются современные многоэтажные строения со старыми постройками. Центральная площадь с роскошными постройками королей содержит прекрасные статуи и фигуры, фонтаны, газоны и клумбы с цветами. А немного отойти и можно попасть в Штудгарское метро, временами выныривающее на старинные улицы.  Если по улице непрерывный поток автомобилей, то под ним может оказаться еще два уровня разных направлений.
Недостаток знания немецкого языка сказывался в разговоре с местными жителями, но никто не отказывал и в конце концов доходчиво разъяснял как пройти до того или иного городского объекта. В пивной, конечно, требовался меньший словарный запас и после взаимного приветствия «Guten Tag!.. Das Biеr!” бармен предлагал фирменное пиво.
Иногда встречаются русскоязыческие жители, которые не менее подробно объясняли проблему попасть к достопримечательности города. Но была встреча с очень недовольной жительницей городу, хотя ее внешний не располагал к контакту. Из ее рассказа можно было понять, что ее увез 30 лет назад из Украины немец (фашист) и ее неоднократные посещения полицейских участков сопровождаются избиением ее. А о религиозном обществе одного из прихода просто определила, как кучка бандитов, которые присваивают квартиры и продают их оставшиеся от усопших. 
А вот путеводитель добавил об одной из улиц - Кенигштрассе:
«     Штутгартская Кёнигштрассе является самой длинной городской пешеходной зоной всей Германии. 1100 метров этой улицы от железнодорожного вокзала до замка Вильгельма, в Средневековье исправно служившие как городские укрепления, ныне излюбленное место штутгартцев и гостей города для променада и шоппинга.
Разумеется никакой шоппинг не будет полным, если не перемежать его посиделками в кофейнях и ресторанчиках, в изобилии разбросанных по всей длине улицы.»
О других достопримечательностях рассказать поможет также путеводитель:
«Также как Мюнхен является родиной BMW, Штутгарт — колыбель и цитадель Mercedes. Бережно храня свои традиции, Mercedes демонстрирует их всем желающем в своём музее. Взору публики представлено около сотни моделей, начиная от первой, произведённой в далёком 1886-ом году и вплоть до современных напичканных электроникой, блеском и роскошью моделей. К слову, возможно посещение и святая святых — заводов Мерседес, обращайтесь к менеджерам 1Point MSC.
История Порше почти так же стара как история автомобиля. Фердинанд Порше рано сделал себе имя как конструктор. Он вел разработку еще в 20-е годы легендарного спортивного автомобиля. В начале 30-х годов его разработки заложили фундамент для развития перспективных спортивных серийных машин и гоночных автомобилей.

С большим энтузиазмом и тщательной пунктуальностью антиквар Хельмут Пфайфхофер сооружал в 1982 первый и единственный частный PORSCHE — Автомобильный музей в Европе, в Штутгарте. Архивное помещение с видеофильмом и выставкой дополняет выставку технических редкостей многими сведениями.

В 1964 был выпущен на рынок купе Carrera GTS Porsche 904. Это была первая машина с кузовом из пластмассы. В том же самом году появилась еще одна большая сенсация — Porsche 911. Еще больше модернизированная, она является сегодня фаворитом в программе.

Штутгартский Музей открыт для общественности с 1976 года.Он показывает историю Порше в рамках впечатляющей выставки,здесь представлены примерно 15 гоночных машин и спортивных машин, а также их прототипы. Время от времени некоторые из прекрасных «быстрых автомобилей» участвуют в гонках или встречах автоветеранов».
Насыщенная программа культурного ознакомления не затмила основной идеи литературного фестиваля, в рамках которого проходили презентации новых работ поэтов и прозаиков. Проходили диспуты и обсуждения отдельных произведений. Каждый участник мог высказать любую свою точку зрения о современной, прошедшей и предстоящей перспективе мышления.
Все хорошо, да только промелькнули 5 дней незаметно. И вновь..
Автобус стремительно мчит по Варшавскому шоссе, все далее и далее унося пассажиров…
Октябрь 2008 года                                               Игорь Летунов
Тамбов – Штутгарт – Тамбов 
8  Свободная публикация / Иной взгляд / Re: Кризис православия и его "герои". : 10 Январь 2009, 12:25:58
Противоречия между православной церковью, католицизмом, язычниками и т.д., конечно существуют.
9  Свободная публикация / Иной взгляд / Re: Кризис православия и его "герои". : 30 Декабрь 2008, 04:22:52
Хотелось бы знать источник высказывания о религии З.Бжезинским, просто этот аналитик не мог никоим образом так представить проблему после развала СССР.   Непонимающий
Страниц: [1]

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!