Форум журнала "Новая Литература"

25 Сентябрь 2020, 04:09:54



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: [1] 2   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Эссе «Братья и сёстры »  (Прочитано 11907 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Татьяна Ахтман
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 0


Просмотр профиля Email
« : 09 Ноябрь 2007, 19:50:19 »

Ахтман Татьяна. Эссе «Братья и сёстры ».

..."Слово произнесенное есть ложь" – но не в смысле обмана, а дистанции между подуманным и произнесенным, между живой мыслью, что ушла далеко по своему пути, пока я записывала её, и её отблеском, остановленным в мгновении: "между собой и собой". На бумаге осталась тень возникшей в сознании истины, и нужно искать другие слова-обманы, чтобы хотя бы сохранить, не увеличивая, отмеренную Богом дистанцию – чтобы не потерять себя на своём пути...

Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 26 Март 2008, 10:54:13 »

Je ne suis sorti du peril,
 Que par un chemm  perilleux
  Я избежал опасности только опасным путем
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 14 Май 2008, 10:23:38 »


Авторская публикация поэмы "Жизнь и приключения провинциальной души"

http://zizn-poema.blogspot.com/
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #3 : 23 Май 2008, 11:38:12 »

НАШ ВЕК
Фёдор Тютчев

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!.."


10 июня 1851


слова - они вроде семян, и разнообразие - вроде того, как у растений - тысячи и тысячи ... от одуванчиков и водорослей до баобабов - они растут в разных языках, но по сути своей природы - едины

ну и... что посеешь, то и пожнешь

нынче на славу уродился репейник и цикута, а яблочки такие, что скулы сводит; для души - голод и мор, если кто склонен к общепиту - и в Макдонольде, и а Закусочной

лично я спасаюсь в первоисточниках, но тоже не "верю на слово", а читаю, вполне понимая. что писал-то человек, как и я ...


слова пустые. не несущие в себе смысла - вовсе не прорастают,  и в информационных полях возникают пустоши
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #4 : 23 Май 2008, 12:03:33 »

"классика" - литература, но не её авторы

Человек не может быть (Богом) эталоном, но его произведение могут стать образцом литературы просветительной - для тех,  кто жизненно нуждается в ней. 

Как бы не менялась литературная мода, всегда было чтение душеспасительное, и развращающее. И результаты сказываются не в загоробных инкарнациях, а в сегодняшнем дне.

К сожалению, университеты утеряли свою просветительную миссию, и торгуют словом, как селёдкой на базаре, со всеми состаявляющими этого занятия: рекламой, коррупцией, потасовками и воровством.

Как искать качественную литературу? Ориентир - классика да
внутренний голос, который отличает добро ото зла, и этот голос - Твой Бог. И если он молчит, то плохо. Может быть, ты не слушал его, заглушал, издевался?

У меня есть классика, которой доверяю - моя. У меня есть Моя книга  - не только та, что написана лично, но избранная мной  библиотека, авторам которой доверяю своё чтение, вступая с ними в душевное общение.

Не так давно Пушкин посоветовал мне Цицерона, которого не читала, как и Онегин... и многие, кто краем уха слышал про риторику, но не ЧИТАЛ

Теперь с благодарностью прочла, по мере сил,   "Тускуланские беседы",  чего и всем желаю ...


http://www.countries.ru/library/culturologists/cicero.htm

Недьзя жить без ценностей, отобранных НЕ лично - из предложенных эталонов.

Очень не просто жить среди людей, и среди книг, особенно, когда их количество несметно, а цинизм - в моде и в цене.

Деваться некуда, как создавать свою библиотеку.
Пусть в ней будет поначалу несколько книг... или , хотя бы , одна...
Можно посоветоваться с Внутренним Голосом - можно ли поставить ту или иную книгу рядом с той, что дорога тебе - Твоя Ценность?

Если ОН молчит, то... и слов нет.

Но если есть потребность  (искренняя - "нужда") в ориентирах, и нет НИкого, то есть , для начала, природа и книги по естествознанию - по географии, например.
Сооринтироваться, для начала - САМОМУ -- Круглая ли Земля?
Ничего абсурдного в том нет - не так давно из-за этого утверждения сожгли Дж. Бруно.... и совсем недавно десятки грамотных, вроде бы, людей со своими  детьми ушли в подземелье искать  "конца света"...

География расскажет о том, как отличать материки от островов, а океаны от морей и рек. Даёт ориентиры : восток, запад, север , юг.. 

И то спасибо... за здравый смысл

А не идиотизм, вроде  "эзотерики" - из Википедии:

"Цель эзотерических систем, как и религиозных (экзотерических - противоположность эзотерике): осознанное самоизменение личности, однако, в отличие от последних, эзотерические системы предлагают конкретный воспроизводимый набор методов"

ну, не гады ли?
 ай-яй-яй ... удумали самоубийственную методу  Злой


И в "географии", может быть, что смещаются оси - но человек, каким его знает разумное человечество, пусть, ОТНОСИТЕЛЬНО, но нуждается, как В НАЧАЛЕ - в друге и  доме, в ориентации души и тела - на свою изначальную природу.

"Нового "человека" создавали не однажды, и в 20 веке. Всё рабовладения, концлагеря и зоны были сделаны для цели перевоспитания человека в Нового человека
Миллионы жизней были изуродована душегубами - перевоспитателями.

Сколько экзальтированных восклицаний, подхваченных общественными психозами, замусорило мозги: " я или бог, или никто" ?

...
...

С какой стати?

Увы, "мания величия" = "комплекс неполноценности",  помноженный на "фрейдизм" и т.п. "измы" ,  вправду, сводит с ума "человека разумного" какой он есть по классическому самоопределению, и каким предстаёт в классической литературе
« Последнее редактирование: 23 Май 2008, 12:56:28 от Ями » Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #5 : 18 Июль 2008, 15:42:07 »

Совесть - Квинтэссенция разумного способа жизни, свойственной Хомо Сапиенс.

Исходная программа, данная человеку на интуитивном уровне (в пассиве) -  которую каждый, кто рождён человеком, должен активизировать.
В том суть свободного выбора, доброй воли.


Человеку нужно самому включить своё сознание. Принять свою разумность, как условие человеческой жизни, как несомненное добро, источник жизненного успеха.

Совесть позволяет различать добро и зло, информацию и дезинформацию - защитить от "спама". 

 Человек должен сам подключить себя к информационной  сети Мира,  тогда он реализует свободу выбора и шанс человеческой жизни.




Метафора совести - "святая святых"

Просвещение - знание о своей природе, культуре и, в том числе, о совести, как природной функции и источнике жизни.

 
Проблема образования - в постановке вопроса о сути  ОБРАЗОВАНИЯ...

Что необходимо знать?  Изначально - прежде всего? 

Как выделить саму функцию познания, из которой можно извлечь производные - всё то, что необходимо для жизни? Как отличить доброкачественность информации?
 
Этика (мораль, нравственность) - производные совести.
Люди воссоздали природу в культуре, а совесть - в этическом законе.
Человек не может жить без культуры - сознательно воссозданной им вторичной природы.  Иначе он вырождается,  теряет разумность, становится вредным  паразитом, страдает и гибнет.

Интернет  - новый способ организации информации.
 В зависимости от изначального подхода пользователя информация будет разворачиваться в разных направлениях.

Через Интернет можно войти в культурное поле и там найти ориентиры во всех сферах жизни. Но можно, увязнуть и утонуть в бессмыслице, войдя в Мир с чёрного хода ... утерять смысл жизни и свою человечность. Многое зависит от изначальной жизненной позиции, а она исходит... (см. начало)



« Последнее редактирование: 18 Июль 2008, 16:19:35 от Ями » Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #6 : 26 Июль 2008, 14:36:42 »

"Вся обстановка моей личной жизни до 20 лет обрекла меня на полное затмение ума, полную погибель, глубочайшую дикость понятий, неразвитость и вообще отделяла от жизни белого света на неизмеримое расстояние"       
-  Глеб Иванович Успенский 1843 - 1902, русский писатель, публиковался в журнале "Отечественные записки" под редакцией Некрасова и С-Щедрина - журнал был закрыт властями.

Как понимаю,  литература в России теплилась в свете  Пушкинского Мира, (допуская к чтению) - просвещая тех, кто к тому стремился. 

 

"Когда Кеплер предложил издателю свое астрономическое сочинение и тот отказался, последовала реплика Кеплера, которую стоит приводить всегда, когда она ни вспомнится.
- Я могу подождать читателя еще сто лет, - так примерно сказал Кеплер, - если сам Господь ждал зрителя шесть тысяч лет.
Другими словами, этот человек счел себя первым зрителем того алмазного театра, который показывается там, в небе. И ведь это верно - если он первый увидел чертеж, механизм, коллизию этого зрелища, то он и был первым зрителем. До него смотрели, не понимая"


- Ю.Олеша "Ни дня без строчки"


Не думаю, что "писатель ждёт" кого-то - кого ждал Лермонтов?
И кто дождался ..? 

"Блажен, кто, начиная мыслить, охранен наставником... У меня наставника не было".
Юрий Олеша[/font]





« Последнее редактирование: 26 Июль 2008, 14:50:49 от Ями » Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #7 : 26 Июль 2008, 14:47:36 »

У Олеши были наставники - он читал классику и его родители, при всех их достоинствах и недостатках,  поощряли его в этом.  У отца, промотавшегося дворянина, ещё сохранились принципы благородного отбора в литературе - и сыну он предложил библиотеку классической литературы.   

  "Я начал читать великую литературу Совершилось событие, влияние которого не может не быть знаменательным.
Впервые в жизни вошло в мой мозг знание о Дон-Кихоте, вошел образ человека, созданный другим человеком, вошло бессмертие в том виде, в каком оно возможно на земле. Я стал частицей этого бессмертия: я стал мыслить. Это единственно и неповторимо, как познавание женщины.

Блажен, кто, познавая женщину, охранен любовью.

Блажен, кто, начиная мыслить, охранен наставником
"
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #8 : 09 Август 2008, 22:00:47 »






Моя Деревенька расположилась на склоне Иудейских гор, на границе с пустыней Негев. Иерусалим, моря Средиземное, Красное и Мёртвое, Озеро Кинерет и Иордан – в нескольких часах пути по разным сторонам света. Ещё ближе находятся границы моей страны, а за ними нет ни Юга, ни Севера, ни Запада – сплошной Восток, и он начинается у порога моего дома, откуда видны все восходы солнца и луны. Жить можно, вот и живём.  Под ногами – Земля, Небо – над головой. Пчелы жужжат в кустах розмарина, голуби и воробьи обживают крыши. Скворцы зимуют у нас, а летом летят к вам. Домашние кошки – вальяжны и ухожены, а бездомные – проворны, боязливы и отчаянны. Люди тоже...

...Мы тихо и упорно слушаем Моцарта и Шопена, джаз и русские романсы...

http://fr.youtube.com/watch?v=Op7GsUAiRnM


Восток – воистину хитёр. В отличие от прочих сторон света, он бывает Ближним и Дальним. Географические координаты относительны, как всё в этом Мире.
Известно, что земная ось смещается, а Ближний и Дальний Восток медленно, но верно уплывают друг от друга: Иорданская Долина с Мёртвым Морем, расположенным на отметке 400 м ниже океана – геологический разлом в теле Земного Шара.

Мой домик, построенный в центре материкового круга, оказался на краю Ойкумены.
Мой Мир изнутри больше, чем снаружи. Он похож на кроличью нору в сказке Льюиса Керрола, и путь в себя – единственный достойный выход.

Холмистая долина - 700 метров над уровнем моря - спускается ярусами к лесу, садам и виноградникам. Здесь всё высажено руками, и к каждому корню подведена вода. Земля каменистая и бедная, постоянно нуждается в корме. Над садами, начиная с сезона цветения, раскрываются сетчатые шатры, чтобы спасти урожай от птиц. Апельсины и лимоны растут ближе к Тель-Авиву, а у нас - яблоки, персики, черешня

По утрам под моим окном спросонья кричит Синяя Птица. Она в два раза меньше воробья, с клювиком как у колибри, пьёт цветочный нектар, но голос у нее совсем не ангельский, а вроде Трубы Иерихонской, и если бы у нее был динамик, то звук сокрушил бы всех библейских врагов.


- «Ах, если бы знать» - восклицает Чеховская героиня…
- «Учитесь – наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни» - поучает сына Пушкинский «Борис Годунов»

Не знаю, как вам, но мою душу, когда она попадает в хаос беспредела, согревает чтение умных книг – словно в родной дом возвращаюсь. Попробуйте перевести пушкинское изречение «Наука сокращает опыты быстротекущей жизни» одной фразой на любой иной язык – ничего не выйдет. Поэт закодировал в слове идею «образования». Форма в совершенстве выражает смысл, и это так важно для человечества, что только ради этой фразы Господь, возможно, пощадит русский язык.

В разгуле стихий держитесь за мысль Гения - она просветит и спасёт.




« Последнее редактирование: 09 Август 2008, 22:06:40 от Ями » Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #9 : 16 Октябрь 2008, 11:25:05 »

 


"Una furtiva lagrima" from "L'elisir d'amjre" Donizetti.

http://www.youtube.com/watch?v=ScUTCarS49o&feature=related
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #10 : 18 Январь 2009, 13:48:04 »

Сейчас горсточка храбрецов отстаивают идеи просвещения - в Газе - вот что там происходит.

Вы знаете какова цель у Хамаса?  Превратить весь мир в Халифат -
там законы таковы, что без суда на месте "виноватому" отрубают руки и закидывают его камнями.

Даже мечты о "любви" нету - НИЧЕГО нету: ни поиска смысла жизни, ни искусства, ни идеалов - только РЕП о ненависти из динамиков, ужас и садизм.

Полное торжество похотливого тирана,  плодящегося со скоростью полового воспроизводства - оно нынче усилено "успехами науки", лишенной духа просвещения.

Нынче женщинам подсаживают в матку N+1 зародышей, и они рожают каждые девять месяцев, даже старухи. А затем детей вооружают и учат убивать НЕВЕРНЫХ, даже если те прикидываются дурачками.

Это  "восточная" правда,  есть и "западная" - о деградации социальных институтов и о ничтожности целей - получить пайку в общепите безвозвратно ушедшей эпохи - сейчас и любыми средствами.

Есть и истина - одна на всех 
« Последнее редактирование: 18 Январь 2009, 14:04:59 от Ями » Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #11 : 18 Январь 2009, 14:57:54 »

Экзюпери
 "Планета людей"

" Быть может, потому-то все в мире сейчас трещит и шатается. Каждый
страстно ищет веры, которая сулила бы ему полноту души. Мы яростно спорим,
слова у нас разные, но за ними - те же порывы и стремления. Нас разделяют
методы - плод рассуждений, но цели у нас одни"

Все мы - кто смутно, кто яснее - ощущаем: нужно пробудиться к жизни. Но
сколько открывается ложных путей... Конечно, людей можно воодушевить,
обрядив их в какую-нибудь форму. Они станут петь воинственные песни и
преломят хлеб в кругу товарищей. Они найдут то, чего искали, ощутят единение
и общность. Но этот хлеб принесет им смерть.
... Можно откопать забытых деревянных идолов, можно воскресить
старые-престарые мифы, которые, худо ли, хорошо ли, себя уже показали, можно
снова внушить людям веру в пангерманизм или в Римскую империю. Можно
одурманить немцев спесью, от- того что они - немцы и соотечественники
Бетховена. Так можно вскружить голову и последнему трубочисту. И это куда
проще, чем в трубочисте пробудить Бетховена.
Но эти идолы - идолы плотоядные...
Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель...
Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и
незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и
умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

...Те, кто ею поражен, ее не чувствуют. Язва
поразила не отдельного человека, она разъедает человечество. И не верю я в
жалость. Меня мучит забота садовника...
...Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека"

"....Мы слишком долго обманывались относительно роли интеллекта. Мы пренебрегали сущностью человека. Мы полагали, что хитрые махинации низких душ могут содействовать торжеству благородного дела, что ловкий эгоизм может подвигнуть на самопожертвование, что черствость сердца и пустая болтовня могут основать братство и любовь. Мы пренебрегали сущностью. Зерно кедра так или иначе превратится в кедр. Зерно терновника превратится в терновник. Отныне я отказываюсь судить людей по доводам, оправдывающим их решения..."
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #12 : 20 Январь 2009, 13:48:14 »

1998 г.



...Всё рушилось совсем не так, как мечталось. Никто не завоёвывал, и страшный бунтующий Мужик не пёр на Столицу. Всё уходило в Лету технологично. Скудели, казавшиеся прежде бездонными, источники, тускнела палитра, следствия теряли причины, надежда впадала в детство и улыбалась бурному росту чужеродной плоти. Она называлась "новой" и привязывалась к старым именам собственным, как прилагательное. Новое было беспредельно... по-мезозойски дико. Но подслеповатые глаза ловили жизнь как движение, а "оно" двигалось, казалось энергией под угасающими светилами теряющего силу созвездия…
Покаяние не случилось, и было преступлено... Маятник дрогнул и полетел в иные пределы. Молитвы рождались не из мыслей, а из протянутых пустых ладоней и блуждали привидениями в руинах. Мир разминался, как ком старого пластилина в рассеянной руке: в безобразном шаре не угадывались прежние воплощения, а будущие казались обречёнными на усталость замысла и плоти.
Одни видели в происходящем конец света или межсезонье, перебирали сундуки с воспоминаниями, примеряли предчувствия грядущих природ - не суетились, принимая конец ли... начало... как данность листопада, стремясь к невесомости - в равнодушии бесконечно большего. Другие пытались бежать в страхе потерять плоскую меру, и это был бег по замкнутому кругу среди утерявших сущность нераскаянных прилагательных.
Эмиграция стала статичной, а одиночество превратилось в поэтическую метафору. Так, если бы, однажды, романтическое небесное светило свалилось на землю лавиной серых камней и пыли, кто испытал бы благодарность за постоянство прошлых полнолуний? Ностальгия казалась пошлостью: банальный сюжет о плаче по утерянной иллюзии - эмоциональное излишество вызывало опасение и брезгливость.
У знаний, как и всегда, был вкус печали, враждебный слабым душам, и они отказывались быть, смешивая добро и зло в хмельной коктейль, но ампутированная печаль всё равно тревожила в непогоду, выгоняя ноющие души вон из их судеб в усиливающуюся бессвязность.
Брошенные судьбы слепо носились в стихии, всё разрушая и множа Хаос. Кристалл мироздания светился полно, но оси его структур бессильно плавали, как стрелки размагниченного компаса...





http://fr.youtube.com/watch?v=4jf5cTv5J-k&feature=related


Но это - там - в Италии - там иное небо, вода, вкус и запах, свет и цвет, иные тени... звук иной.... и даже эхо звучит иначе.

.... магический кристалл... - не для хлеба и зрелищ - толпе...
Некто Один, кто сумел быть - он поделился с миром людей своим внутренним зрением.
Завязал узелок на память...
У Художника нельзя украсть Его внутренний взор и воспользоваться им своевольно - получится самоварное отображение...
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #13 : 20 Январь 2009, 17:29:58 »

Александр Александрович Алябьев
1787 - 1851

родом из Тобольска,  участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14

200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других произведений.

http://fr.youtube.com/watch?v=WjRDpd15knY&feature=related


поёт Beverly Hoch (американка) 
Сообщить модератору   Записан
Ями
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 77


Просмотр профиля
« Ответ #14 : 30 Январь 2009, 13:52:03 »

Константин Паустовский :

Преподаватели гуманитарных наук
 http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/kniga-o-zhizni/dalekie-gody_14.htm

".. русской литературы Селиханович...  ходил в черном, застегнутом наглухо штатском сюртуке.

Это был человек мягкий и талантливый. Он "промыл" перед нами русскую литературу, как опытные мастера-реставраторы промывают картины. Он снял с нее пыль и грязь неправильных и мелких оценок, равнодушия, казенных слов и скучной зубрежки. И она заиграла перед нами таким великолепием красок, глубиной мысли и такой великой правдой, что многие из нас, уже взрослые юноши, были поражены.

От Селихановича мы узнали многое. Он открыл нам не только русскую литературу. Он открыл нам эпоху Возрождения и европейскую философию XIX века, сказки Андерсена и поэзию "Слова о полку Игореве". До тех пор мы бессмысленно вызубривали наизусть его древнеславянский текст.

У Селихановича был редкий дар живописного изложения. Самые сложные философские построения в его пересказе становились понятными, стройными и вызывали восхищение широтой человеческого разума.

Философы, писатели, ученые, поэты, чьи имена до тех пор воскрешали в памяти только мертвые даты и сухой перечень их "заслуг перед человечеством", превращались в ощутимых людей. В изображении Селихановича они никогда не существовали сами по себе, вне своей эпохи.

На уроках о Гоголе Селиханович воскрешал перед нами Рим гоголевских времен - его карту, его холмы и руины, его художников, карнавалы, самый воздух римской земли и синеву римского неба. Вереницы замечательных людей, связанных с Римом, проходили перед нами, вызванные к жизни магической силой.

Эта магическая сила была проста и доступна каждому. Называлась она знанием, одухотворенным любовью и воображением.

Мы переходили из одной эпохи в другую, из одних интереснейших мест в другие, не менее интересные. Изучая литературу, мы побывали с Селихановичем всюду- среди оружейников Тулы, в казачьих станицах на границе Дагестана, под моросящим дождем "болдинской осени", в сиротских домах и долговых тюрьмах диккенсовской Англии, на рынках Парижа, в заброшенном монастыре на острове Майорке, где болел Шопен, и в безлюдной Тамани, где морской ветер шуршит стеблями сухой кукурузы.

Мы пристально проследили жизнь тех людей, кому были обязаны познанием своей страны и мира и чувством прекрасного,- жизнь Пушкина, Лермонтова, Толстого" Герцена, Рылеева, Чехова, Диккенса, Бальзака и еще многих лучших людей человечества. Это наполняло нас гордостью, сознанием силы человеческого духа и искусства.

Попутно Селиханович учил нас и неожиданным вещам - вежливости и даже деликатности. Иногда он задавал нам загадки.

- Несколько человек сидят в комнате,- говорил он,- Все кресла заняты, Входит женщина. Глаза у нее заплаканы. Что должен сделать вежливый человек?

Мы отвечали, что вежливый человек должен, конечно, тотчас уступить женщина кресло.

- А что должен сделать не только человек вежливый, но и деликатный?- спрашивал Селиханович. Мы не могли догадаться.

- Уступить ей место спиной к свету,- отвечал Селиханович,- чтобы заплаканные ее глаза не были заметны...."


...
Селиханович открыл нам литературу и философию, а старик Клячин - историю Западной Европы.

Худой, в расстегнутом сюртуке, всегда небритый, с большим кадыком, с прищуренными и ничего не видящими глазами, Клячин говорил хрипло, резко, обрывками фраз.

Он бросал слова, как комья глины. Он лепил ими живые статуи Дантона, Бабефа, Марата, Бонапарта, Луи-Филиппа, Гамбетты.

Негодование клокотало у него в горле, когда он говорил о девятом термидора или о предательстве Тьера. Он забывался до того, что закуривал папиросу, но, опомнившись, тотчас гасил ее о ближайшую парту.

Клячин был знаток Французской революции. Существование этого учителя в тогдашней гимназии было загадкой. Иногда его речь подымалась до такого пафоса, будто он говорил не в классе, а с трибуны Конвента.

Он был живым анахронизмом и вместе с тем самым передовым человеком из наших учителей.

Временами казалось, что это последний старый монтаньяр, чудом проживший сто лет и очутившийся в Киеве. Он избежал гильотины и смерти в болотах Гвианы и не потерял ни капли своего сурового энтузиазма.

Изредка Клячин уставал. Тогда он рассказывал нам о Париже времен революции - об его улицах и домах, о том, какие горели тогда на площадях фонари, как одевались женщины, какие песни пел народ, как выглядели газеты.

Многим из нас после уроков Клячина хотелось перенестись на столетие назад, чтобы быть свидетелями великих событий, о которых он нам рассказывал..."
Паустовский  "Книга о жизни"


P.S.
Счастлив тот, кто встретил в детстве  просвещённого человека.
Человек входит в мир, рождаясь телесно, но он должен родиться и своим сознанием. У ребёнка оно развито на интуитивном уровне. То есть, ребёнок не осознаёт того, что он мыслит. Он НЕ знает, что знает, и нуждается в том, чтобы его сознание было подтверждено. Само по себе оно "мерцает" - включается и гаснет... проходит пунктиром: то вспоминает, то забывает. К тому же, если окружающие его люди не подтвердили ребёнку его разумную природу, или, напротив, уверили его в обратном, то возникают жестокие противоречия. "Умом понимаю, но" или "по-человечески я понимаю, но..."
Происходит разрушение личности, человек теряет самостоятельность, ориентацию в мире и даже в своей собственной душе.

Душа требует БЫТЬ, а ум хитрит, изворачивается, лжет. И чувствует свою разорванность, понимает, что "плохо"... не ТАК (ошибка), но пытается заглушить голос интуиции (совести) , требующей включения и сознательной жизни.

Трагедия, если ребёнка вводит в жизнь циник, верующий в ничтожество человека и всесилие подлости. Такой уничтожает душу ребёнка и сам дух просвещения - в слове, музыке, образовании и искусствах.
Циники  паразитируют на культурных формах. Но лишенная просветительного смысла,  культура деградирует на уровень РЭПа


рэп (афро-американский стиль 70-х)
 аналог : частушка
http://il.youtube.com/watch?v=guVkMZ5j06Y

« Последнее редактирование: 30 Январь 2009, 14:03:08 от Ями » Сообщить модератору   Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!
Рейтинг@Mail.ru