«Читатель Толстов»: уникальный книжный навигатор отметил «сотый юбилей»Новинки литературы: отечественной и зарубежной, художественной и научно-популярной — вот тема уникальной колонки на сайте baikalinform.ru. Название у блога, конечно, «с юмором и с намеком» (был, мол, такой писатель Толстой…) — но куда деваться, если пишет ее действительно человек по фамилии Толстов? Да, два раза в неделю — по четвергам и воскресеньям, рецензент Владислав Толстов выдает 3-4 коротких отзыва на новинки книжного рынка. Это кажется невозможным — вникать в разностороннюю литературу такими темпами! — и читатели иной раз задаются вопросом: а не стоит ли за «Читателем Толстовым» целая фабрика книжного промоушена, с потогонной системой для десятков окололитературных разнорабочих? Но нет, Владислав — это действительно реальный человек, просто обладающий феноменальными способностями к скорочтению и осмыслению литературного текста. И, естественно, фанатично любящий книжное слово! А то, что колонка — не имеет целью «рекламное продвижение» продукции книжных издательств — проверяется очень просто: далеко не всегда суждения Владислава исключительно комплиментарны. Проскакивают и критические оценки, и нотки сомнений, и ирония… Сталкиваясь с микрорецензиями Владислава, мы слышим голос профессионального Читателя. И это уже, кстати, оценили и некоторые авторы, и специалисты издательств, присылающие ему новые книги в электронном варианте (еще бы! ведь в магазин — не набегаешься...). А на днях колонка вышла уже в сотый раз. Давайте посмотрим, что именно Владислав выбрал для юбилейного выпуска? Александр Генис «Картинки с выставки»
Друзья мои, сегодня рубрике «Читатель Толстов» исполняется сто раз, поэтому говорить сегодня хочу о книжках, которые учат нас прекрасному. И первая из них – новая книга Александра Гениса. Генис пишет самую лучшую эссеистику, и как когда-то у его многолетнего соавтора Петра Вайля была книга «Стихи про меня», эту книгу можно назвать «Картины про меня». То, что в школе мы называли «рассказы по картинке»: Генис берет самые известные, расхожие, популярные картины и рассказ о каждой превращает в восхитительно А поскольку он прежде всего литературный критик, щедро насыщает свои тексты литературными аллюзиями. И можно узнать, что Гоголь свою панночку из «Вия» подсмотрел на картине «Последний день Помпеи», а у голландских живописцев есть немало общего с русскими писателями: «Родись они русскими писателями, Рембрандт бы оказался Достоевским, Хальс — Толстым, а Вермеер — Чеховым». Замечательно. Саймон Шама «Сила искусства»
Саймон Шама – известный тележурналист, для BBC снимал документальный сериал о лучших картинных галереях мира, и из сериала выросла эта книга. Сборник эссе о художниках разных эпох – начиная с Караваджо, и далее по списку – Рембрандт, Давид, Тернер, Ван Гог, Пикассо. «У великого искусства ужасные манеры», утверждает Шама. Гениальные художники в жизни были людьми, мягко говоря, не самыми приятными – смутьянами, алкоголиками, безнадежными должниками, попросту сумасшедшими, как Ван Гог. Но что-то позволяло создавать великие полотна, которые до сих пор, спустя столетия, способны изменять наш мир, и способны изменять нас. Отличные эссе, неожиданный взгляд на историю живописи: не глазами критика, а глазами журналиста – типа, что позволило этим скандальным и неприятным людям написать такие великие картины? Сейчас довольно много книг в жанре «расскажем о мировой культуре за 30 минут», но книга Саймона Шамы отличается – это хорошее, добросовестное и занимательное исследование, «история живописи для «чайников», советую. Саймон Шама «Глаза Рембрандта»
Еще одна книга Саймона Шамы, и тоже про художника. Только на этот раз не искусствоведческое эссе, а полноценный исторический роман, творческая биография Рембрандта ван Рейна. Поскольку Шама понимал, что он не первый, кто пишет биографию Рембрандта, он придумал оригинальный ход – рассказал о жизни художника через историю эпохи, в которой он жил, его города, его друзей, картин, которые он мог видеть – словом, дал конспект творческого пути Рембрандта через сумму пережитых им художественных и эстетических впечатлений. Плюс умело вплел в биографию самого Рембрандта приметы времени, в котором он жил, исторический контекст – ранний капитализм, политические интриги, противостояние католиков и протестантов, интриги в среде голландских художников – книга получилась не только о Рембрандте, но и вообще о первой половине XVII века, эпохе буржуазных революций и Тридцатилетней войны. Книга получилась тем замечательней, что картины самого Рембрандта становятся как бы иллюстрациями к историческому повествованию. Мастерски придуманная и выполненная работа. Пирошка Досси «Продано! Искусство и деньги»
Это переиздание одной из культовых книг о том, как вообще работает современный арт-рынок, почему картины продаются за милионы, хотя в обыденном представлении это и не картины вовсе, а чушь какая-то. Пирошка Досси давно пишет о проблемах арт-рынка Германии, и книга «Продано!» моментально стала бестселлером. Потому что она, во-первых, объясняет, как там все устроено, на рынке современной живописи, а во-вторых – и это мне показалось более важным – автор умеет остроумно размышлять над тем, что это такое – стать знаменитым художником и что для этого нужно сделать. «В решении стать художником играет роль множество мифов. Объединяет их то, что все они обманываются насчет селекционных механизмов художественного рынка. Первый миф: для успеха в искусстве определяющую роль играет талант. Здесь умалчивается о том, что решающими являются другие факторы, и они вполне способны компенсировать недостаток таланта. Второй миф: в искусстве шансы у всех равны. Здесь умалчивается, что те, кто располагает экономическим или культурным капиталом — финансовыми или социальными ресурсами, — обладают преимуществом и в искусстве. Так, масса успешных художников произошла из привилегированных слоев общества и лишь немногие из бедных семей». Полезная книжка. Алексей Волков, Кирилл Кутузов «Тайная история комиксов»
Комиксы – это тоже прекрасно, и вообще давно ждал, чтобы появилась вот такая книга. Чтобы мне кратко, понятно, без пространных отступлений рассказали, что такое комиксы, откуда они взялись и почему превратились в один из главных культурных феноменов XX века. Настолько важных, что писатель Стивен Кинг, как мы знаем, до сих пор коллекционирует журналы с фантастическими комиксами, а ему уже лет-то сколько. Алексей Волков и Кирилл Кутузов, модераторы и создатели одного Old Кomix, из самых популярных пабликов в «ВКонтакте» о комиксах, написали чертовски полезную книгу. Сам я не любитель комиксов, но после этой книжки стало многое понятнее – и в современной литературе, и в голливудском кино, которое черпает идеи, сюжеты и героев именно из популярных комиксов. Примечательное замечание, что пик популярности комиксов – годы Великой Депрессии, когда общество нуждалось в «новых городских героях», защитниках слабых и униженных, и такими для многих стали (а для многих остаются и по сей день) Бэтмен, Супермен и прочие человеки-пауки. Спасибо, полезная книга. *** Понравилось? Ну, вот в таком духе — два раза в неделю... Кстати, для тех, кто хочет воспользоваться книжным навигатором Владислава Толстова, но боится «закрутиться и пропустить свежий выпуск»: колонка представлена в социальных сетях, например в Фэйсбуке и ВКонтакте, а также в Одноклассниках. Подпишитесь на обновления соответствующих пабликов — и свежие анонсы попадут в вашу ленту. Предыдущая статья Следущая статья Вернуться |
Пользовательский поиск
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персон |
При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru Copyright © 2001—2015 «Новая Литература» e-mail: |