HTM
Любовь. Смерть. Искусство.
Роман в тринадцати любовных признаниях Евгения Синичкина
«Галевин»

«Читатель Толстов»: уникальный книжный навигатор отметил «сотый юбилей»

Новинки литературы: отечественной и зарубежной, художественной и научно-популярной — вот тема уникальной колонки на сайте baikalinform.ru. Название у блога, конечно, «с юмором и с намеком» (был, мол, такой писатель Толстой…) — но куда деваться, если пишет ее действительно человек по фамилии Толстов? Да, два раза в неделю — по четвергам и воскресеньям, рецензент Владислав Толстов выдает 3-4 коротких отзыва на новинки книжного рынка.


Это кажется невозможным — вникать в разностороннюю литературу такими темпами! — и читатели иной раз задаются вопросом: а не стоит ли за «Читателем Толстовым» целая фабрика книжного промоушена, с потогонной системой для десятков окололитературных разнорабочих? Но нет, Владислав — это действительно реальный человек, просто обладающий феноменальными способностями к скорочтению и осмыслению литературного текста. И, естественно, фанатично любящий книжное слово! А то, что колонка — не имеет целью «рекламное продвижение» продукции книжных издательств — проверяется очень просто: далеко не всегда суждения Владислава исключительно комплиментарны. Проскакивают и критические оценки, и нотки сомнений, и ирония… Сталкиваясь с микрорецензиями Владислава, мы слышим голос профессионального Читателя. И это уже, кстати, оценили и некоторые авторы, и специалисты издательств, присылающие ему новые книги в электронном варианте (еще бы! ведь в магазин — не набегаешься...).

А на днях колонка вышла уже в сотый раз. Давайте посмотрим, что именно Владислав выбрал для юбилейного выпуска?

Читатель Толстов: обзоры литературных новинок

Александр Генис «Картинки с выставки»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2017 г.

Друзья мои, сегодня рубрике «Читатель Толстов» исполняется сто раз, поэтому говорить сегодня хочу о книжках, которые учат нас прекрасному. И первая из них – новая книга Александра Гениса. Генис пишет самую лучшую эссеистику, и как когда-то у его многолетнего соавтора Петра Вайля была книга «Стихи про меня», эту книгу можно назвать «Картины про меня». То, что в школе мы называли «рассказы по картинке»: Генис берет самые известные, расхожие, популярные картины и рассказ о каждой превращает в восхитительно А поскольку он прежде всего литературный критик, щедро насыщает свои тексты литературными аллюзиями. И можно узнать, что Гоголь свою панночку из «Вия» подсмотрел на картине «Последний день Помпеи», а у голландских живописцев есть немало общего с русскими писателями: «Родись они русскими писателями, Рембрандт бы оказался Достоевским, Хальс — Толстым, а Вермеер — Чеховым». Замечательно.

Саймон Шама «Сила искусства»

  • Изд-во «Азбука», 2017 г. Перевод с английского Льва Высоцкого

Саймон Шама – известный тележурналист, для BBC снимал документальный сериал о лучших картинных галереях мира, и из сериала выросла эта книга. Сборник эссе о художниках разных эпох – начиная с Караваджо, и далее по списку – Рембрандт, Давид, Тернер, Ван Гог, Пикассо. «У великого искусства ужасные манеры», утверждает Шама. Гениальные художники в жизни были людьми, мягко говоря, не самыми приятными – смутьянами, алкоголиками, безнадежными должниками, попросту сумасшедшими, как Ван Гог. Но что-то позволяло создавать великие полотна, которые до сих пор, спустя столетия, способны изменять наш мир, и способны изменять нас. Отличные эссе, неожиданный взгляд на историю живописи: не глазами критика, а глазами журналиста – типа, что позволило этим скандальным и неприятным людям написать такие великие картины? Сейчас довольно много книг в жанре «расскажем о мировой культуре за 30 минут», но книга Саймона Шамы отличается – это хорошее, добросовестное и занимательное исследование, «история живописи для «чайников», советую.

Саймон Шама «Глаза Рембрандта»

  • Изд-во «Азбука», 2017 г. Перевод с английского Веры Ахтырской

Еще одна книга Саймона Шамы, и тоже про художника. Только на этот раз не искусствоведческое эссе, а полноценный исторический роман, творческая биография Рембрандта ван Рейна. Поскольку Шама понимал, что он не первый, кто пишет биографию Рембрандта, он придумал оригинальный ход – рассказал о жизни художника через историю эпохи, в которой он жил, его города, его друзей, картин, которые он мог видеть – словом, дал конспект творческого пути Рембрандта через сумму пережитых им художественных и эстетических впечатлений. Плюс умело вплел в биографию самого Рембрандта приметы времени, в котором он жил, исторический контекст – ранний капитализм, политические интриги, противостояние католиков и протестантов, интриги в среде голландских художников – книга получилась не только о Рембрандте, но и вообще о первой половине XVII века, эпохе буржуазных революций и Тридцатилетней войны. Книга получилась тем замечательней, что картины самого Рембрандта становятся как бы иллюстрациями к историческому повествованию. Мастерски придуманная и выполненная работа.

Пирошка Досси «Продано! Искусство и деньги»

  • Изд-во «Лимбус-пресс», 2017 г., перевод с немецкого Евгения Волковыского

Это переиздание одной из культовых книг о том, как вообще работает современный арт-рынок, почему картины продаются за милионы, хотя в обыденном представлении это и не картины вовсе, а чушь какая-то. Пирошка Досси давно пишет о проблемах арт-рынка Германии, и книга «Продано!» моментально стала бестселлером. Потому что она, во-первых, объясняет, как там все устроено, на рынке современной живописи, а во-вторых – и это мне показалось более важным – автор умеет остроумно размышлять над тем, что это такое – стать знаменитым художником и что для этого нужно сделать. «В решении стать художником играет роль множество мифов. Объединяет их то, что все они обманываются насчет селекционных механизмов художественного рынка. Первый миф: для успеха в искусстве определяющую роль играет талант. Здесь умалчивается о том, что решающими являются другие факторы, и они вполне способны компенсировать недостаток таланта. Второй миф: в искусстве шансы у всех равны. Здесь умалчивается, что те, кто располагает экономическим или культурным капиталом — финансовыми или социальными ресурсами, — обладают преимуществом и в искусстве. Так, масса успешных художников произошла из привилегированных слоев общества и лишь немногие из бедных семей». Полезная книжка.

Алексей Волков, Кирилл Кутузов «Тайная история комиксов»

  • Изд-во «АСТ», 2017 г.

Комиксы – это тоже прекрасно, и вообще давно ждал, чтобы появилась вот такая книга. Чтобы мне кратко, понятно, без пространных отступлений рассказали, что такое комиксы, откуда они взялись и почему превратились в один из главных культурных феноменов XX века. Настолько важных, что писатель Стивен Кинг, как мы знаем, до сих пор коллекционирует журналы с фантастическими комиксами, а ему уже лет-то сколько. Алексей Волков и Кирилл Кутузов, модераторы и создатели одного Old Кomix, из самых популярных пабликов в «ВКонтакте» о комиксах, написали чертовски полезную книгу. Сам я не любитель комиксов, но после этой книжки стало многое понятнее – и в современной литературе, и в голливудском кино, которое черпает идеи, сюжеты и героев именно из популярных комиксов. Примечательное замечание, что пик популярности комиксов – годы Великой Депрессии, когда общество нуждалось в «новых городских героях», защитниках слабых и униженных, и такими для многих стали (а для многих остаются и по сей день) Бэтмен, Супермен и прочие человеки-пауки. Спасибо, полезная книга.

***

Понравилось? Ну, вот в таком духе — два раза в неделю... Кстати, для тех, кто хочет воспользоваться книжным навигатором Владислава Толстова, но боится «закрутиться и пропустить свежий выпуск»: колонка представлена в социальных сетях, например в Фэйсбуке и ВКонтакте, а также в Одноклассниках. Подпишитесь на обновления соответствующих пабликов — и свежие анонсы попадут в вашу ленту.


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru
Читателям | Авторам | Издаться
Рецензироваться | Перепечатки
Почему мне отказали в публикации?
Выплачиваем гонорары авторам



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»!






 

 



При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
Copyright © 2001—2015 «Новая Литература»
e-mail: newlit@newlit.ru
Купить все номера по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!