Название: Обсуждение: Рассказ «Уроборос» Отправлено: Андрей Волков от 29 Март 2023, 09:57:40 Волков Андрей. Рассказ «Уроборос».
...После XX съезда партии меня исключили из Союза кинематографистов как сталинского режиссёра. Мы ведь в самом деле с ним были в хороших отношениях. Отчего – не знаю, но ему нравились мои фильмы, даже первый, «Бронепоезд». Я до пенсии работал в киноархиве, где вы и нашли информацию обо мне, издал пару книг, написал десяток статей по теории кино. Мои фильмы уничтожили по приказу партии, так что не ищите в подвале. Их там нет. Потом, как на пенсию вышел, я в Крым поехал, думал, может, там смогу что снять, да в дороге простудился и умер, как Лев Толстой прямо. Шестьдесят один год я прожил на этой земле. Кто-то бы сказал, что я режиссёр-неудачник. И следа не осталось от моей деятельности, так что историкам будущего, вроде вас, и написать нечего про меня. Но я очень любил кино и снимал, потому что не мог не снимать. Я верю, что мои фильмы не были созданы напрасно, и я не зря всю жизнь кино посвятил и не завёл семьи. Те немногие, кто их видел, наверняка почерпнули в них что-то для себя, продвинулись дальше, возможно. В 1960-е, когда случилась оттепель, я рад был, что мои идеи в том или ином виде подхватили ведущие постановщики той поры – Данелия, Тарковский, Хуциев. Фильмы, как и люди, не умирают безвозвратно, а остаются в коллективной памяти человечества. Мы все не напрасно живём, если делаем то, во что верим, что душа наша просит. Слава преходяща и не стоит того, чтобы ради неё трудиться. «Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех» – как писал Борис Пастернак. Вот теперь и вы знаете, что был такой режиссёр Петровский, который оказал влияние на поколение шестидесятников, хотя сам был отлучён от профессии в 1956 году за то, что нравился вождю народов. Возможно, вы даже отыщете мои книги и статьи. Наверняка где-то остались экземпляры. Может быть, где-то хранятся и рабочие материалы моих фильмов. Ведь вернулся же к людям «Бежин луг» Эйзенштейна, пусть и в виде фотофильма. Так что не напрасно всё было. Не напрасно... Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Уроборос» Отправлено: Администратор Форума "Новая Литература" от 29 Март 2023, 11:15:40 Аннотация к этому рассказу: Киновед пытается узнать судьбу фильмов и биографию неизвестного и загадочного режиссёра сталинской поры. Рассказ написан в технике «поток сознания» и композиционно отсылает к символу «уроборос» – финал повторяет начало. Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Уроборос» Отправлено: Глафира Крокодилова от 29 Март 2023, 11:31:05 Аннотация к этому рассказу: Киновед пытается узнать судьбу фильмов и биографию неизвестного и загадочного режиссёра сталинской поры. Рассказ написан в технике «поток сознания» и композиционно отсылает к символу «уроборос» – финал повторяет начало. А кто написал аннотацию? Неужели сам автор определил технику как "поток сознания"? Где в рассказе этот поток? Ну, если только снящийся автору-рассказчику сон. Да и то с натяжкой можно эту часть назвать потоком сознания. А так ведь рассказ по форме — просто повествование о двух днях из жизни автора, в течение которых рассказчик в архиве случайно обнаруживает заметку о режиссёре Андрее Владимировиче Петровском и пытается что-либо о нём разузнать. Я решила, что рассказ построен на реальных фактах. Или это всё же вымысел? И название "Уроборос", думаю, дано рассказу не просто потому, что финал повторяет начало (к тому же, не очень-то повторяет), а потому что в этом символе заключено много смыслов. В частности, цикличности развития, влияния прошлого на будущее. Ну, и на фоне возникшего в теме Фёдора Избушкина обсуждения стихов Пастернака (https://newlit.ru/forum/index.php?topic=4986.msg35171#msg35171) вспомнились вот такие строки поэта из поэмы "Высокая болезнь". Конкретно значимы здесь последние две строки, но привожу больше, чтоб было понятнее, что речь шла о Ленине. Когда он обращался к фактам, То знал, что, полоща им рот Его голосовым экстрактом, Сквозь них история орет. И вот хоть и без панибратства, Но и вольней, чем перед кем, Всегда готовый к ней придраться, Лишь с ней он был накоротке. Столетий завистью завистлив, Ревнив их ревностью одной, Он управлял теченьем мыслей И только потому — страной. Я думал о происхожденье Века связующих тягот. Предвестьем льгот приходит гений И гнетом мстит за свой уход. Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Уроборос» Отправлено: гореликова от 29 Март 2023, 19:27:43 Интрига, запущенная в первых абзацах, заинтересовала. И побудила к дальнейшим странствиям по
И советский модернизм не разочаровал! Автор завершил свое повествование испытанным приемом – нокаут в нос! – все обернулось сном. Помнится, в случае творческой заминки у драматурга мои любимые древние греки спускали сверху на веревке актера, которого почему-то называли Deus ex machina. Времена меняются, и с трибуны спускается – кто бы вы думали? – товарищ Сталин! И произносит сакраментальное: «Другого кина у меня для вас нет». И титры: «Конец». Ну да, такое… *ухожу c сеанса, потирая нокаутированный любопытный нос* Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Уроборос» Отправлено: Глафира Крокодилова от 29 Март 2023, 19:32:53 все обернулось сном. Э-эээ...вот так, оказывается. Э-эээ... А я приняла за чистую монету. Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Уроборос» Отправлено: гореликова от 29 Март 2023, 19:40:01 Насчет принятия монет ничего не скажу, но что советский модернизм в лице данного рассказа надо принимать в гомеопатических дозах - однозначно!
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Уроборос» Отправлено: Глафира Крокодилова от 29 Март 2023, 19:46:19 советский модернизм в лице данного рассказа надо принимать в гомеопатических дозах - однозначно! Ну да, советский модернизм должен был меня насторожить...Вот, нельзя одновременно делать несколько дел и читать невнимательно. В итоге получается чушь... Тем не менее, хотелось бы мне, чтоб автор как-то прокомментировал рассказ для туповатых читателей типа меня. Но он, похоже, здесь не появляется. Ну, может, ещё и скажет что-нибудь. |