HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Андрей Волков

Уроборос

Обсудить

Рассказ

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за март 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за март 2023 года

 

На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 29.03.2023
Иллюстрация. Автор: Франсиско Гойя. Название: «Сон разума рождает чудовищ». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сон_разума_рождает_чудовищ

 

 

 

1

 

 

«В Колонном зале Дома Советов прошла премьера фильма Андрея Петровского «Магия жизни». Помимо зрителей и коллег по кинематографическому цеху, на премьере присутствовал сам товарищ Сталин, который горячо поддержал новое слово Петровского в советском киноискусстве. Некоторые наши критики прежде осуждали смелые идеи режиссёра, видя в них ненужный модернизм, однако товарищ Сталин гениально разъяснил, что именно такое, направленное в глубь советского человека, искусство сейчас и нужно зрителю. Модернизм с социалистическим лицом, как объяснил генералиссимус. Товарищ Петровский был представлен к высокой награде – Сталинской премии II степени».

Странно. Когда это было и что значит эта заметка? Я пришёл в киноархив составить каталог советских военных фильмов, выпущенных в позднесталинские годы, и случайно наткнулся на неё в одной из папок. Товарищ Сталин – ценитель модернизма? Быть того не может! Это всё на неудачную шутку похоже, но бумага не врёт. Не могут же редакторы газеты в те лихие годы просто выдумать то, чего не было! Их бы расстреляли за клевету на вождя народов и искусство социализма. Да и я занимаюсь советским кино уже двадцать лет, диссертацию защитил по сталинскому кинематографу, но никогда не слышал о режиссёре Петровском и его якобы модернистском фильме «Магия жизни». Шутка ли, новое слово в социалистическом искусстве! Когда-то в 1930-е был отправлен на полку «Строгий юноша» Абрама Роома, хотя его не очень-то можно назвать советским модернизмом. А тут сам Сталин якобы говорит, да ещё восхищённо, что фильм Петровского – советский модернизм. Радуется новому искусству. Нет, сложно поверить.

Необходимо поискать сведения об этом Петровском, кто это такой. Так, вот аннотированный каталог по режиссёрам сталинской поры. Ищем – Петровский. Что-то не находится. А, вот карточка нашлась! Читаем. «Петровский Андрей Владимирович. Родился в Москве в 1908 году. Учился во ВГИКе в 1926–1931 гг. Ученик Сергея Эйзенштейна». Вот это уже интересно. Ученик не ученик, а при всей близости учителя к власти вторую серию «Ивана Грозного» до проката не допустили, на пересъёмку отправили. А тут прямо сам Сталин рукоплескал советскому модернизму. Могло ли такое быть в то время?

Судя по каталогу, Андрей Петровский снял всего два фильма – сначала историко-революционную драму «Бронепоезд» о Льве Троцком в 1933 году (возможно ли это?), а затем «Магию жизни» в 1951 году. Дальнейшая судьба Петровского неизвестна. Чем он занимался между 1934-м, годом премьеры его первого фильма, и 1951-м, тоже неясно. Есть сведения про участие Петровского в съёмках «Бежина луга» Эйзенштейна в 1937 году, якобы он был вторым монтажёром, но сам фильм, как известно, не уцелел. И картины Петровского под вопросом – в киноархиве их нет, и не сказано, остались ли плёнки, и если остались, где с ними можно ознакомиться.

Позвонить, что ли, моему учителю, профессору Картову? Он прожил долгую жизнь, родился как раз при Сталине. Может, он что знает о Петровском? Вот только беда, мобильник разрядился. Вечно я его на зарядку забываю поставить. Ну ничего, тут есть телефон на столе архивариуса. Вот сейчас папочку возьму с делом Петровского. Так, что тут ещё? Ага, фотографии со съёмок, уже пожелтевшие от времени. Вот это, видимо, Петровский перед киноаппаратом на фоне гор. Написано, снято на съёмках «Бронепоезда» 27 марта 1933 года. Какой киногеничный профиль! Хоть в кино снимай. Высокий рост, кудрявые волосы, волевой подбородок. Так, а это что? Ага, сообщение о выданном Петровскому дипломе с отличием. И даже имеется его фото, ещё более юного, по-видимому, из личного студенческого дела.

А это что? Так, раскадровки. И ноты – видимо, музыка к фильму. Какой-то бравурный марш, если я правильно ноты понял. Допустила бы партия снимать фильм о Троцком в 1933 году, ведь он тогда уже был главный критик Сталина из-за границы? Что-то слабо верится. Не мистификация ли? Может, шутка студентов?

Да нет, их в архив даже силой не затащишь. И фотографии явно тех годов. Если и подделка, то очень качественная. Но смысл выдумывать режиссёра? Видимо, ещё одно забытое имя. Представитель советского модернизма. Интересно. Осталось только побольше о нём разузнать.

Архивариус куда-то вышел. Ничего, телефоном на его столе воспользуюсь, не могу долго ждать. Гудки. Профессор один живёт, да и глуховат. Без слухового аппарата уже ничего не слышит. Надеюсь, не снял его. Нет, ответил.

Профессор: да, слушаю.

Я: здравствуйте, Владимир Семёнович! Не отвлёк вас?

Профессор: нисколько. Я сейчас дописал очередную главу истории советского кино 1930-х и спать собирался.

Я: вот это прекрасно! Вы точно мне поможете.

Профессор: ну, помогу, чем смогу. Так в чём дело?

Я: тут в архиве я наткнулся на сведения о прежде неизвестном мне режиссёре. Петровский Андрей Владимирович. Якобы снял фильмы «Бронепоезд» и «Магия жизни». Советский модернист, сам Сталин хвалил, как написано в прессе. Вы о нём знаете? Я не то что фильмы не смотрел, никогда имени его не слышал.

Профессор задумался: да, задали вы загадку. Что-то сразу и не вспомню. Советский модернизм – прямо звучит смешно.

Я: и я про то же. Но тут в деле вырезка из газеты лежит…

Профессор: да я вам верю. Просто не припоминаю… Подождите-ка. А не тот ли это Петровский, которого из Союза кинематографистов исключили после XX съезда партии? Якобы сталинский любимчик был. Да, вполне возможно. Он потом в архиве работал, где вы как раз находитесь.

Вот это поворот! Прямо как в детективе.

Я: а вы фильмы его видели?

Профессор: вряд ли. Я думаю, их уничтожили. Тогда боролись со сталинскими тенденциями в киноискусстве. Если эти фильмы не пользовались большой популярностью у рядового зрителя, а его работы наверняка не пользовались, то, скорее всего, плёнки смыли. Но точно об их судьбе может знать Андрей Степанович Вострецов. Он был в те годы заведующим архива. Сейчас я дам его номер, подождите. Если кто-то и знает больше меня об этих фильмах и Петровском, то только он.

Записал номер. Из дома позвоню. Профессора поблагодарил и с чистой совестью могу вешать трубку. А вот и архивариус. В туалет, говорит, ходил. Ну, мне его помощь уже не нужна. Ещё поработаю чуток и домой.

 

 

 

2

 

 

Ну вот я и дома. Жена уже спит. Ничего, ужин разогрею и позвоню с утра Андрею Степановичу. Скоро, наверно, жена начнёт в неверности меня подозревать – всё время поздно возвращаюсь. Что делать, наука увлекает не меньше, чем любовница. Не зря Ингмар Бергман кино как раз и сравнивал с любовницей.

Ужин разогрел. Взял с полки собрание сочинений Эйзенштейна. Может, в алфавитном указателе имён Петровский есть. Если он действительно был учеником Эйзенштейна, то должен быть. Здесь упоминаются даже работники сцены и рядовые сотрудники газет, с которыми контактировал Эйзенштейн. Так-с, посмотрим.

Увы. Пролистал весь указатель, но Петровского не нашёл. Прямо загадка какая-то. Словно специально его имя изъяли. Или же газетная заметка врёт? Да нет, быть того не может. Бумага точно тех годов.

Так-с, а теперь поищем мемуары Вострецова. Где-то была его книга. А, вот она. Листаем. Вот большая глава его воспоминаний о руководстве архивом в 1950-е гг. Насколько я помню, Вострецов работал в архиве с 1940-х, а на пенсию ушёл уже при Брежневе. Сейчас ему лет девяносто. Настоящая живая история кино.

Читаем по диагонали. Брависсимо, а вот и упоминание Петровского! Вострецов пишет, что он был разжалован из режиссёров после XX съезда КПСС и до пенсии работал в архиве. Ушёл на покой в 1969-м в должности старшего архивариуса и вроде бы куда-то уехал, но автор не знает точно, куда. То ли в Казахстан, то ли в Крым, то ли в Подмосковье. География такая, что прямо сыскное агентство нанимай.

Ладно, с утра позвоню Вострецову и лично спрошу. Книга ведь не о Петровском всё-таки. Возможно, они особо не общались. Вострецов пишет, что в киноархиве Петровский заведовал сектором киноискусства сталинской поры (вот те на!) и даже, вроде, научную работу вёл, но я не припомню его книг или статей. Хотя вот автор ссылается на одну книгу Петровского, посвящённую советскому модернизму. Судя по библиографическим данным, приведённым в ссылке, издана в 1959 году средствами киноархива ограниченным тиражом.

Ну вот, уже кое-что узнали, а ведь это только за первый день. Уверен, завтра буду знать о Петровском ещё больше. Возможно, Андрей Степанович даже знает, где его фильмы найти. Может, в подвале киноархива лежат. Фильмов-то так много нынче, а площади для хранения ограничены. Какие-то бобины в подвал кладут, где они пылятся и порой приходят в негодность. Я поднимал эту проблему на коллегии Министерства культуры, но воз и ныне там. Как известно, наша страна лишь на словах ценит собственное прошлое, а на деле хоть трава не расти.

 

 

 

3

 

 

Проснулся рано, едва жену не разбудил. На часах только восемь часов утра, лекции во ВГИКе у меня с двух, так что есть время поработать немного в архиве и, конечно, позвонить Вострецову. Пока перечитаю некоторые статьи Эйзенштейна и Пудовкина. Их теории мне для каталога нужны. А часов в десять можно смело звонить. Пожилые люди много не спят, хоть им и можно – на работу-то не идти.

На часах без десяти десять. Я только закончил перечитывать статью Эйзенштейна, посвящённую монтажу аттракционов. Думаю, теперь вполне можно Вострецову позвонить. Снял трубку, набираю номер. Гудки несколько секунд, наконец, трубку сняли. Голос на другом конце провода явно не старческий. Странно. Неужто профессор Картов мне не тот номер дал?

Я: здравствуйте, я доцент кафедры истории отечественного кино ВГИКа. Могу я поговорить с Андреем Степановичем? Простите за любопытство, вы его сын?

Голос по телефону: да, Михаил Андреевич, работаю в «Коммерсанте». Тоже о кино пишу.

Я: да-да, припоминаю ваши рецензии. Очень хорошие. Рад, наконец, с вами лично познакомиться. С удовольствием поговорил бы, но у меня есть дело к вашему отцу.

Голос на другом конце провода вздохнул и сказал: к сожалению, вы немного опоздали. Отец умер вчера ночью. Сейчас сотрудников ритуальной конторы ждём.

Я хоть и не знал Вострецова лично, но был в шоке. Единственная ниточка, связывавшая меня с загадочным Петровским, оборвалась.

Я: приношу вам свои соболезнования. Понимаю, как вам тяжело сейчас.

Голос по телефону: да, тяжело. Но отцу был девяносто один год. Он сам говорил, что зажился. Все его друзья умерли, даже некоторые ученики. Он скончался без мучений. Но спасибо вам за соболезнования. А, вот и в дверь стучат похоронщики. Жена пошла открывать. С удовольствием бы с вами поговорил, но…

Я: конечно. Не буду вас отвлекать. Ещё раз примите соболезнования.

Ну вот и нет больше Вострецова, свидетеля сталинской эпохи. И надежда выяснить что-либо о судьбе фильмов Петровского умерла вместе с ним. Разве что в подвале киноархива розыск проводить, да там сотни бобин. Это целый год их отсматривать надо.

Жена приготовила кофе, зовёт меня. Печально, когда погибает история. А люди и есть живая история. Именно через их свидетельства мы и знаем о прошедших временах.

 

 

 

4

 

 

Вернулся я домой только в семь часов вечера. У меня было три лекции и два семинара по советскому кино сталинской поры. Хотел студентам рассказать о Петровском, да передумал. Я уже начал склоняться к мысли, что и не было его, что это чья-то очень умелая мистификация. Что я о нём фактически знаю, кроме того, что он якобы снял два фильма и был учеником Эйзенштейна? Причём таким учеником, о котором даже в собрании сочинений советского классика не сказано ни единого слова.

Я весь вечер проработал над статьёй о поэтике «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна и даже не заметил, как погрузился в сон. Обычно я снов не запоминаю, как и многие люди, но этот хорошо запомнил. Стоит закрыть глаза, и он оживает в мозгу, как кино.

Чудилось мне, что я оказался в колонном зале Дома Советов в тот самый день, когда там показывали фильм Андрея Петровского «Магия жизни». Народа много, вон и Сталин с балкона рукой собравшимся машет. Вроде, тиран, диктатор, а выглядит добродушно. Такой неказистый старичок с пышными усами. А вот и сам Петровский в сером костюме. Стоит рядом с Всеволодом Пудовкиным, комплименты принимает. Подошёл и я. Тоже комплимент сказал, хотя что видел на экране, я совсем не помню. Петровский поблагодарил, а я говорю:

– Я никогда о вас не знал, хотя двадцать лет советское кино преподаю. Вы прямо Фантомас от кино. Сохранились ли ваши фильмы? И что с вами стало после XX съезда партии?

Петровский задумался, ответно махнул рукой товарищу Сталину, а после сказал:

– После XX съезда партии меня исключили из Союза кинематографистов как сталинского режиссёра. Мы ведь в самом деле с ним были в хороших отношениях. Отчего – не знаю, но ему нравились мои фильмы, даже первый, «Бронепоезд». Я до пенсии работал в киноархиве, где вы и нашли информацию обо мне, издал пару книг, написал десяток статей по теории кино. Мои фильмы уничтожили по приказу партии, так что не ищите в подвале. Их там нет. Потом, как на пенсию вышел, я в Крым поехал, думал, может, там смогу что снять, да в дороге простудился и умер, как Лев Толстой прямо.

Шестьдесят один год я прожил на этой земле. Кто-то бы сказал, что я режиссёр-неудачник. И следа не осталось от моей деятельности, так что историкам будущего, вроде вас, и написать нечего про меня. Но я очень любил кино и снимал, потому что не мог не снимать. Я верю, что мои фильмы не были созданы напрасно, и я не зря всю жизнь кино посвятил и не завёл семьи. Те немногие, кто их видел, наверняка почерпнули в них что-то для себя, продвинулись дальше, возможно. В 1960-е, когда случилась оттепель, я рад был, что мои идеи в том или ином виде подхватили ведущие постановщики той поры – Данелия, Тарковский, Хуциев. Фильмы, как и люди, не умирают безвозвратно, а остаются в коллективной памяти человечества. Мы все не напрасно живём, если делаем то, во что верим, что душа наша просит. Слава преходяща и не стоит того, чтобы ради неё трудиться. «Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех» – как писал Борис Пастернак.

Вот теперь и вы знаете, что был такой режиссёр Петровский, который оказал влияние на поколение шестидесятников, хотя сам был отлучён от профессии в 1956 году за то, что нравился вождю народов. Возможно, вы даже отыщете мои книги и статьи. Наверняка где-то остались экземпляры. Может быть, где-то хранятся и рабочие материалы моих фильмов. Ведь вернулся же к людям «Бежин луг» Эйзенштейна, пусть и в виде фотофильма. Так что не напрасно всё было. Не напрасно. А сейчас пойдёмте на фуршет, познакомлю вас с Всеволодом Пудовкиным.

– Я что, умер? – помню, спросил я. – Место какое-то странное.

Петровский... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за март 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!