HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Андрей Волков

Бергман

Обсудить

Рассказ-эссе

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за январь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

На чтение потребуется 13 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 18.01.2023
Фото с постера фильма «Бергман: Год из жизни» режиссера Джейн Магнуссон (2018 г.). Источник: https://www.tarnow.net.pl/articles/s/i/244600

 

 

 

Посвящается Людмиле Дмитриевне Алтуниной

 

 

1

 

О Бергмане я впервые узнал на семинаре Сергея Кудрявцева. Он вёл во ВГИКе историю кино, а я учился в МГУ на философском факультете. ВГИК я посещал не только из любви к кино, но и потому, что там училась Оксана, с которой мы тогда встречались. Она мне даже достала пропуск, чтобы я спокойно мог ходить по ВГИКу, а также пользоваться обширной фильмотекой вуза. Сейчас уже я не помню точно, в каком контексте возникло имя Бергмана на лекции Кудрявцева тогда, весной 2007 года. Может, в контексте разговора о современных гениях. Кто-то, помню, сказал, что в современном кино гениев уже нет, что последним был Стэнли Кубрик. Но Кудрявцев тут же разбил этот довод, заявив, что ещё живы Ингмар Бергман и Микеланджело Антониони.

Впервые я посмотрел Бергмана уже после его смерти. Стыдно признаться, но я, хоть и изучал философию искусства, однако совершенно прощёлкал новость о его смерти. Так вот, моя тогдашняя девушка Оксана грезила Тарковским и даже сама пробовала что-то снимать, хоть и училась на операторском факультете. Как она гордилась, что среди преподавателей был Вадим Юсов, оператор Тарковского! А потому мне приходилось по много времени слушать её восхищение кинематографом Тарковского. Мы даже просмотрели все его фильмы, но я Тарковским не очень проникся. Не хватало ему знания человека, да и его позднейшее православие меня раздражало. С каких это пор признание православных догматов стало плюсом в искусстве?

Впрочем, наверно, кто-то из моих читателей такими мыслями автора и возмутится. А мне и дела нет, честно говоря. Я пишу для того, чтобы разложить всё по полочкам, а вовсе не потешить своё самолюбие или удовлетворить чей-то элитарный вкус.

Так вот, я отвлёкся. Это у меня ещё со школы. Меня легко может увести в сторону какая-нибудь случайная мысль. Потому, наверно, я и поступил на философский факультет. Хотя, признаюсь, я разрывался между ВГИКом и МГУ. Однако перспектива всю жизнь работать в каком-нибудь архиве, а также писать рецензии на новые фильмы, которые я не люблю и не смотрю, меня остановила. Нет, уж лучше вольные хлеба!

Но, как это ни забавно, я всё-таки остался в науке после окончания МГУ. Защитил диссертацию и стал преподавать. И вот задумал даже книгу о Бергмане. Ведь у нас в России книг о нём мало, даже статей недостаёт. Этим мне и не нравится наше киноведение. Оно всегда отстаёт от зарубежной науки.

Я помню, что впервые посмотрел Бергмана в марте 2008 года вместе с Оксаной. Мы взяли во ВГИКе копию «Седьмой печати» и просмотрели у Оксаны дома. У неё был настоящий домашний кинотеатр. Её отец, банкир, был мультимиллионером, а потому имел большой дом на Рублёвке. Он даже учёбу Оксаны оплачивал, хоть и не одобрял её увлечение кино. Но, видимо, считал, что это возрастное. Поиграется дитя в кино и, может, одумается, в бизнес уйдёт. К слову, этого так и не произошло. Оксана сейчас оператор «Первого канала». Вы, читатель, наверняка видели её репортажи, если, конечно, вы смотрите новости.

Шведский рыцарь Антоний Блок в поисках смысла жизни. И в его роли великий актёр Макс фон Сюдов. Чёрно-белое изображение, словно подчёркивающее средневековое время действия и в то же время возвеличивающее сам сюжет. Я думаю, что мировой кинематограф многое потерял, отказавшись от чёрно-белого кино. А многие сейчас и не помнят, что цвет изобрели почти одновременно со звуком, а до этого применяли ручное раскрашивание. Вот и Оксана, хоть и училась на оператора, а верила, что в 1956 году цвета ещё не было. Ведь и Тарковского дебют тоже чёрно-белый.

Оксана не очень прониклась «Седьмой печатью», и даже заявила, что автор украл часть художественного мира из «Андрея Рублёва», забыв, что всё было как раз наоборот. А уж откровенный монолог о сексуальном опыте из «Персоны», её вообще возмутил. Дескать, бесстыдство какое. У нас ведь коммунисты приучили, что секса нет, а ещё и литераторы постарались, оберегая психику советских людей от разврата. Один мой преподаватель, историк, вообще, помню, как-то заявил, что в России все проблемы от недостатка сексуального удовлетворения. Потому у нас и революции постоянно. Ну, у какого народа ещё такое есть?

Впрочем, я опять свернул не туда. Меня не интересует политика. Даже не так, я презираю её и не думаю о ней. Кино и философия – вот что мне нравится.

А «Седьмую печать» я потом часто пересматривал. Всё хотел понять магию этого фильма. И так я им в итоге проникся, что стал идентифицировать себя с Антонием Блоком, и даже смерть желал бы встретить в бальзаковском возрасте.

Вот тогда я впервые и задумался, чтобы написать исследование. И долго, признаться, я к этому шёл, пока однажды не взял отпуск и не уехал в Швецию. Чтобы пожить там, где жил он, почувствовать атмосферу этой северной страны.

 

 

2

 

Я не знал шведского, а потому общался по-английски с теми, кто понимает этот язык. Мне не удалось снять домик на острове Форё, где жил и умер Бергман, а потому я ограничился небольшой квартирой в Стокгольме, недалеко от Драматена, где работал Бергман долгие годы.

Я ни с кем специально не встречался, да и вряд ли кто со мной стал бы говорить вот так просто, ведь я не журналист и даже не киновед. Та книга, которую я пишу – это скорее книга философа. Но встречи и не обязательны. Большинство учёных довольствуются литературой, и я работаю с книгами, ведь в архиве Шведского киноинститута, куда мне удалось получить доступ благодаря моему доброму другу по переписке Эндрю Вулфу, достаточно работ о Бергмане, его работ, а также много всяких рабочих киноматериалов. Англоязычные книги я читал сам, а со шведского рабочие записи Бергмана мне перевёл Эндрю Вулф. Он как раз приехал преподавать эстетику в Стокгольмском университете, и даже жил не так далеко от меня. А потому мы частенько встречались в ближайшем кафе и говорили на самые разные темы. Ведь это редкость в наше время – найти хорошего собеседника.

 

 

3

 

Моя книга продвигалась небыстро. Но это и неудивительно. Я же писал не спеша. А спешить и правда было некуда. Никто меня не подгонял со сроками, да и отпуск я взял на полгода почти. Я работал несуетно, примерно так, как привык работать Бергман над своими фильмами. Потому у него и не сложилась карьера на Западе. Там конвейер, а в Европе искусство.

Иногда я даже просто гулял по Стокгольму, вдыхая его воздух, его дух. Мне просто хотелось быть поближе к тем местам, которые я знал по его фильмам и по его мемуарам. Я даже как-то съездил в Уппсалу, где Бергман родился, но я так и не смог найти его родовой дом, хотя и вполне насладился самой поездкой. Я даже подумал, что из такого путешествия к истокам вполне мог родиться замысел «Земляничной поляны», ведь Бергман позднее жил и работал в Стокгольме. Мне самому это знакомо, да и многим из нас. Например, когда я как-то ездил в Сергиев Посад, где родился. Всё так, как писал Бергман. Как будто открываешь дверь в своё прошлое. Как это странно и в тоже время прекрасно – ходить по тем местам, которые ты знал, когда был ребёнком. Иногда я даже думал, что вот сейчас я встречу себя из детства. Я бы мог рассказать себе о тех ошибках, которые не надо совершать, где быть осторожнее, а где смелее, но разве это важно? Иногда полезно прикоснуться к истокам, чтобы напитаться их живительной силой. Ведь у человека нет ничего прекраснее детства. Только тогда человек чувствует себя вполне счастливым, ведь у него вся жизнь впереди. И каждый день способен дарить открытия. Не зря ведь и Бергман так часто обращался к своему детству. Я даже думаю, что это был основной его источник вдохновения.

 

 

4

 

В кафе, совершенно случайно, я познакомился с Карин. Она училась в Стокгольмском университете на переводчика, а потому мы вполне хорошо нашли общий язык. Помимо английского, она изучает ещё немецкий, и тоже, кстати, увлечена Бергманом, как и я. Я даже подумал, что это непростое совпадение, что её зовут Карин. Так звали мать Бергмана, да и само это имя часто встречается в его фильмах. Тем более что и сам Бергман хорошо знал немецкий, и даже снял в Германии на немецком языке «Из жизни марионеток», который считал одним из лучших у себя.

Думаю, Карин смущала немного наша разница в возрасте почти в десять лет, хоть мы пока просто хорошие знакомые, объединённые общим интересом, но зато ей было интересно узнать о России, а я даже и не знал, что рассказать, и вообще себя чувствовал, как герой «Ностальгии», наверно, единственного стоящего фильма Тарковского. Мы его как раз обсуждали за ужином в ресторане, и я с изумлением отметил её неплохую осведомлённость в области кино. Карин мне даже сказала, что, по её мнению, Бергман тоже интересовался русской культурой, иначе чем объяснить чуть ли не цитаты из Чехова в таких фильмах Бергмана, как «Шёпоты и крики» и «Сцены из супружеской жизни». Я согласился с ней, ведь сюжет «Шёпотов и криков» действительно отсылает нас к «Трём сёстрам», а один монолог мужа из «Сцен из супружеской жизни» – к другой известной пьесе Чехова. Да и в театре Бергман ставил Чехова. Хотя сам он, безусловно, отдавал большее предпочтение другому драматургу, Августу Стриндбергу, который для нас, русских, тайна за семью печатями.

 

 

5

 

При помощи Карин, которая договорилась с одной своей подругой, я имел возможность посетить остров Форё, где снимались многие фильмы Бергмана. Карин не поехала со мной, так как у неё началась пора экзаменов. Поэтому я пожелал ей удачи и отправился в своё очередное путешествие.

Я остановился на два дня в доме её подруги Ингрид. Со мной был только небольшой чемодан, где лежали одежда и ноутбук. Всё-таки хорошо, что сейчас многие страницы книги можно держать в памяти компьютера, а не возить их с собой. Это облегчает задачу автора.

Первый день я бесцельно бродил по острову, стараясь сопоставить реальные места с теми, что я видел в его фильмах. И в очередной раз поражался, как кино преображает реальность. Умение увидеть скрытое в повседневном – это ли не признак истинного таланта? Вот на этом берегу, например, рядом с домом Бергмана, снималось «Как в зеркале». Вот только я остов корабля не заметил, а в реальности 1960-х гг. он был. Всё-таки в Швеции, в отличие от России, время течёт медленнее. Тут больше живой истории и меньше небоскрёбов и прочей чепухи. Даже в столице.

И всё-таки, несмотря на большой объём материала, который я накопил, я понял, что образ Бергмана ускользает от меня. Кудрявцев был прав – автор непостижим, так же, как и бог.

Я не решился войти в дом Бергмана. И с удивлением я вспомнил, что так же не решился встретиться с Бергманом и Андрей Тарковский, когда снимал на этом острове свой последний фильм. Да и зачем мне туда входить? Я всё равно не говорю по-шведски.

Я гулял по острову до самого вечера, а потом вернулся в дом Ингрид. Она жила одна. Странно, но Бергмана она не знает. Хотя и у нас много ли молодёжи знает Тарковского хотя бы? Так что дивиться тут особо нечему. Почему шведская молодёжь должна быть непременно лучше нашей?

 

 

6

 

К вечеру следующего дня я вернулся в Стокгольм, к Карин. Мы вновь с ней встретились в ресторане и говорили о кино. Мне даже стало жаль, что я не могу остаться в Швеции насовсем, хоть в России меня ничто и не держит. У меня нет ни семьи, ни друзей. С другой стороны, у меня есть истоки, как у каждого человека. Конечно, я не говорю о таком великом заблуждении, как патриотизм. Его придумали цари, чтобы держать в кабале людей, вне всякого сомнения. Но вот те места, где прошло твоё детство, которые связаны лично с тобой – вот этого всегда будет не хватать человеку. Это и есть наша родина. Не случайно ведь Бродский считал своей родиной только Петербург. Потому и Бергман раз за разом обращался к своей памяти как к живительному источнику, воссоздавая образы своей жизни. Он снимал о том, что было интересно лично ему, а значит, будет интересно ещё кому-нибудь, хотя бы мне. Хотя, возможно, так же делал и Тарковский. Во всяком случае, в «Зеркале» точно.

В какой-то момент я понял, что мне стоит писать книгу о Бергмане на английском, поскольку в России она никому не будет интересна. Я даже собирался заняться уже переводом написанного, но потом решил, что это неверно. Ведь если это интересно мне, то будет интересно ещё кому-нибудь. Хотя бы одному человеку. Жаль только, Карин не знает русского языка.

 

 

7

 

Ночью мне внезапно приснилась бабушка. Её нет на свете уже 8 лет. Она жила одна на севере Москвы в старинном доме, который построил мой дед. Ей было 77. Она умерла тихо, во сне. Приснилось, как она, необразованная, тонко чувствовала людей, искусство, любила природу. Я помню, что обещал показать ей «Фанни и Александр» Бергмана, которым тогда только начал увлекаться. Она всё ждала в своём старом доме, когда я выберу время и принесу ноутбук с этим фильмом, но умерла, так и не дождавшись. И мне даже во сне стало грустно, что я не выполнил своё обещание. А потому я сделал вывод, что не надо медлить и откладывать, ибо жизнь наша не вечна. Ведь и в фильмах Бергмана нередко встречалась эта тема.

 

 

8

 

Утром мне внезапно позвонили из Стокгольмского университета и предложили... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

3–9.03.2015

 

 



 

[1] Шведский Королевский драматический театр (Kungliga Dramatiska Teatern), или просто «Драматен» (Dramaten) считается главной сценой страны (прим. редактора).

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт
Поддержите «Новую Литературу»!