Название: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Юрий Меркеев от 11 Декабрь 2023, 16:55:52 Меркеев Юрий. Рассказ «День уголовного розыска».
...– Слушай, у нас сегодня некому конвоировать подследственного. Машины конвойной нет. Поможешь? До города заодно подкинут. Дежурка наша. С тобой прапорщик, с автоматом, поедет, у тебя – табельный. Закинете Смешного на тюрьму и домой. Сегодня ж праздник. Надо как следует отметить. Договорились? – Хорошо. Что за Смешной? – Погоняло такое. На кладбище работал. Губы надрезаны так, что он всегда улыбается. Всю жизнь в лагерях. – А статьи? – Тяжкие телесные, убийства. Он ни на что другое не способен. В отделе мы выпили, закусили и стали ждать дежурный УАЗ. Привели в кабинет Смешного в наручниках. Глаза холодные, серые, стальные. Лицо каменное, подбородок глыбой выпирает вперёд. Зубы металлические, под золото. Тип знакомый. Улыбка на лице не блуждает, она выписана чьим-то ножом, вероятно, по первым ходкам. Зверь. – Что в этот раз? – спросил я Смешного. – Тяжкие телесные? – Могилу копали. Выпили. Фраерок меня крысой назвал. Я его в эту могилу и отправил. На дно бросил. За слова отвечать надо. – Это верно. За слова все мы ответим. В начале октября шоссе мокрое. Водитель наш торопился сдать подследственного в изолятор, и на повороте машину занесло, мы чуть не опрокинулись в кювет. Прапорщик с автоматом находился на переднем сиденье. Я смотрел за подопечным, который сидел напротив меня пристёгнутый наручниками к решётке. Когда машину повело, я не успел испугаться. На несколько секунд меня подбросило к потолку, кобура с пистолетом повисла над головой подследственного... Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Администратор Форума "Новая Литература" от 11 Декабрь 2023, 16:57:49 Аннотация к этому рассказу:
Работа молодого оперативника уголовного розыска вмешивается в его здоровье и личную жизнь. Профессиональный праздник и повышение по службе ему приходится отмечать не дома, не в семье, и совсем не так, как это делают обычные люди. Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Владимир Захаров от 11 Декабрь 2023, 19:23:22 Очень сильный рассказ, Юра.
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Лачин от 12 Декабрь 2023, 13:36:38 "В сумке лежал спирт, закуска, документы и боксёрская груша".
Может, "лежалИ"? Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Администратор Форума "Новая Литература" от 12 Декабрь 2023, 14:55:59 "В сумке лежал спирт, закуска, документы и боксёрская груша". Может, "лежалИ"? Здесь нет ошибки. Вот объяснение (https://pravopisanie_i_stilistika.academic.ru/191/Согласование_сказуемого_с_однородными_подлежащими). Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Рыбакрыбака от 12 Декабрь 2023, 16:19:52 На мой взгляд сообщение оказалось сильнее языка, на котором оно сказано. Весы вышли из равновесия. Несвежими носками обыденной жизни потянуло, жизни что за пределами сияющих проспектов - везде... Автору - респект за сообщение. Примем к сведенью...
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Лачин от 12 Декабрь 2023, 17:24:54 Пост Рыбака - прямо эпиграф для сборника ГР.
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Владимир Захаров от 12 Декабрь 2023, 18:35:08 На мой взгляд сообщение оказалось сильнее языка, на котором оно сказано. Весы вышли из равновесия. Несвежими носками обыденной жизни потянуло, жизни что за пределами сияющих проспектов - везде... Автору - респект за сообщение. Примем к сведенью... На мой взгляд и язык и стиль рассказа, полностью соответствуют "сообщению". А еще много тяжёлого контрастного цвета, что также играет на силу воздействия. Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: гореликова от 13 Декабрь 2023, 00:26:01 А позволено ли будет мне задать вопрос? (автору или читателям, которые лучше меня разобрались в сюжете). Вопрос такой – что же все-таки случилось с героем? Лептоспироз или действительно Зинка сглазила?
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Лачин от 13 Декабрь 2023, 01:03:02 Я тут о другом думал:
"В инфекционной больнице меня отправили в карантинный бокс, где лежало ещё трое: ..." ЛежалО или лежалИ? "Лежало трое пациентов" - да, нормально, а "лежало трое"... "В комнате стояло трое" - правильно ли так? Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Администратор Форума "Новая Литература" от 13 Декабрь 2023, 08:30:45 Я тут о другом думал: "В инфекционной больнице меня отправили в карантинный бокс, где лежало ещё трое: ..." ЛежалО или лежалИ? "Лежало трое пациентов" - да, нормально, а "лежало трое"... "В комнате стояло трое" - правильно ли так? Стоит уточнить вопрос: что-то непонятно в правилах (https://dhsh-obninsk.ru/glagoly-s-chislitelnymi-soglasovanie-skazuemogo-s-podlezhashchim-soglasovanie-skazuemogo-pri-oboznachen.html) или просто не хочется разбираться? Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Лачин от 13 Декабрь 2023, 13:16:22 Я полагаюсь на разум и "совесть слуха".
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: гореликова от 14 Декабрь 2023, 11:08:59 А позволено ли будет мне задать вопрос? (автору или читателям, которые лучше меня разобрались в сюжете). Ну, раз мне никто не ответил, буду сама разбираться. Попробую реконструировать фабулу, которая, как известно, есть хронологическая последовательность описываемых событий (в отличие от сюжета, коей есть последовательность придуманных автором причинно-следственных связей). Герой, опер из сельского отдела, женат на Зинаиде. Зинаида настаивает на государственной службе, карьере, новых звездочках на мужниных погонах. Герой (подчеркну: опер из сельского приграничного отдела) старается как может – постоянно находится на ночных вызовах, встречается с агентессами, в общем, дома бывает редко. Через пять лет семейные отношения заходят в тупик. Герой присутствует на вскрытии, которое производит на него гнетущее впечатление, с героем случается нервное расстройство, да вдобавок он на вскрытии цепляет вшей. Болезнь прогрессирует, герою становится совсем худо, и его помещают в инфекционную больницу. Диагноза поставить не могут, но от чего-то лечат. Герой покидает больницу самовольно, приезжает к родителям. Его мать предполагает, что жена Зинаида навела на героя порчу. Герой выпивает с отцом и идет прогуляться. На автобусной станции он спасает старика от грабителя. Три дня герой пьянствует в доме родителей, два дня проводит с проституткой и агентессой, затем приходит на новое место службы. Новый начальник накануне профессионального праздника (вероятно, День милиции?) дает герою задание – отконвоировать в тюрьму уголовника-рецидивиста. Во время поездки происходит авария, однако уголовник не воспользовался случаем убить героя. Профессиональный праздник герой отмечает с проституткой-агентессой, а жена Зинаида подает на развод. Конец. Вот такая фабула. В общем, фабула как фабула, хронологическая последовательность событий, которые могли бы произойти. К фабуле лично у меня только один комментарий – мне кажется, с лептоспирозом автор намудрил. Погреб и крысы – вряд ли про лептоспироз, но, понятно, что это предмет обсуждения для врачей-инфекционистов. Мне интересней про литературу. То есть про сюжет. Ибо сюжет – это основа художественного мира, который создает автор. Автор берет на себя функцию бога и создает мир, законы которого логичны с точки зрения автора. Ну как примерно: бог создал мир и понял, что это хорошо. Мир закономерен в созданных автором законам, и герой либо закономерно счастлив, либо несчастлив – но тоже закономерно. Мера закономерности (извиняюсь за каламбур) – авторский замысел. То есть попросту – мораль истории. Мораль – плохое слово, никто не любит мораль, фу, какая пошлость/гадость. Но можно заменить мораль на ответ на надтекстуальный вопрос и остаться в той же парадигме – художественное произведение есть высказывание автора по поводу того, как должна быть устроена жизнь (или как не быть устроена, знак не важен). Важно, что художественное произведение пишется с целью приблизить некий идеал. Потому что если цель не такая, то это не художественное произведение. На мой взгляд, в данном рассказе так и произошло. Есть сборник эпизодов из жизни некоего героя. Эпизоды написаны хорошо, некоторые – так очень хорошо, но связь их, эпизодов, друг с другом не очевидна. Не очевидна связь – нет связного высказывания. А его здесь нет. Со всем уважением, автор, но нет. Нет образа героя, нет предложенных обстоятельств, в которых герой мог бы проявить себя. автор набросал некие сценки и…? Есть механистическое перечисление примет жизни, но нет осмысления. Понятно, что интерпретация – это сфера ответственности читателя. Но ведь и автор должен провести свою часть работы, верно? Задать вектор. А в данном рассказе вектор… скажу нежно: слабоват. Если он, вообще, есть. Зинаида, агентессы, вскрытие, вши, крысы в погребе, больные в палате, пьянки оперов (куда ж без них?) – все это только приметы. А копать вглубь (или складывать детали в нерушимую стену и создавать мир) автор поленился. Или поторопился. Что жаль, потому что автор силен. Но тороплив и небрежен. Что очень печально. Извините, коль огорчила, но читатель во мне печалится. Хотя и надеется тоже. С неизменным уважением, Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Владимир Захаров от 14 Декабрь 2023, 14:05:47 Меня в рассказе всё устроило, сама атмосфера является в нём высказыванием, приметы (эпизоды) дополняют гнетущую картину всеобъемлющего кризиса героя, а неясная болезнь (скорее всего крысиная), также выступает метафорой. Отдельно хорошо, что Юрий в этом рассказе не пускался в расширенные рефлексии, избежал морализаторства, не указывал путь. От этого текст ещё более достоверен. И если это не художественное произведение, то "мои полномочия всё".
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Лачин от 14 Декабрь 2023, 14:55:06 Захаров намекает на то, что в ГР так и надо.
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: гореликова от 14 Декабрь 2023, 20:08:16 Меня в рассказе всё устроило, сама атмосфера является в нём высказыванием, приметы (эпизоды) дополняют гнетущую картину всеобъемлющего кризиса героя, а неясная болезнь (скорее всего крысиная), также выступает метафорой. Отдельно хорошо, что Юрий в этом рассказе не пускался в расширенные рефлексии, избежал морализаторства, не указывал путь. От этого текст ещё более достоверен. И если это не художественное произведение, то "мои полномочия всё". Ни в коем разе не пытаюсь кого-то переубедить или даже переспорить. А уж тем более тебя, брат. Но предлагаю взглянуть и под другим углом тоже. Приметы времени (эпизоды) есть в любом тексте, т.к. они входят в понятие тема произведения. Даже в самом-самом несовершенном тексте есть тема и, следовательно, ее маркеры. На мой скромный взгляд, ценность текста определяется не наличием деталей как таковых, а системой встраивания этих деталей в сюжет и их связей друг с другом. То, что называется осмыслением темы. Помните широко известную байку про ученого (фамилию запамятовала), который, находясь под действием психостимуляторов, вдруг осознал какую-то невероятную – космическую!! – мудрость. Но протрезвев, забыл. Тогда принял дозу еще раз и записал. Протрезвев в очередной раз, прочел. Мудрость была сформулирована так: «Банан велик, а кожура еще больше». В другой варианте истории (или с другим ученым) – «Весь мир пахнет нефтью». К чему я это вспомнила? К тому, что мудрость в данной формулировке – не совсем высказывание. Потому что высказывание так или иначе, хочет этого говорящий или не хочет, но содержит оценку. Например: весь мир пахнет нефтью, и это прекрасно. Или: весь мир пахнет нефтью, и это ужасно. Или: весь мир пахнет нефтью, и это смешно. И т.д. по выбору говорящего. Вот на примере этого рассказа. То, что показан герой в кризисе, сомнений нет. В сильнейшем кризисе. Весь мир апокалиптически пахнет нефтью. Морг, вши, крысы, больница, уголовник на кладбище, жена Зинаида с нитками и иголками… Но если завернуть кран, из которого щедро изливаются эмоционально загруженные сцены и подождать пока просохнет, то какой именно кризис героя мы увидим? Кризис личности-то не в морге, не во вшах, даже не в жене Зинаиде, кризис, он в голове личности. А все внешнее – это поводы (если как в жизни) или метафоры (если оставаться в литературном поле). Остаюсь в литературе. Яркие эпизоды пьянства и буйства, стало быть, рассматриваем как маркеры внутреннего состояния героя. Который, на самом деле, есть иллюстрация мысли автора (мы же не про жизнь, правильно?). Итак, автор изобразил героя, которого штормит. Снаружи штормит. А что внутри? А внутри ничего… Действительно ничего. Образ героя выстроен только наполовину. И тут дело не в том, что автор «в этом рассказе не пускался в расширенные рефлексии» (с). Проблема в том, что там рефлексировать не над чем. Автор не создал базу для рефлексии - читательской рефлексии, потому что герой - только порождение авторской фантазии. Рискую опять подставиться под упреки насчет теории, но в учебниках, бывает, дело пишут. Конфликт героя может быть внутриличностным, межличностным и общественным. У нашего опера какой? Вот чего он разошелся с женой Зинаидой? Потому что та была баба вредная и все пилила: иди зарабатывай звезды на погонах, мало, мало звезд, а ты еще ночами с агентессами просиживаешь, так? Типичный межличностный конфликт. Протагонист vs антагонист. Но где в этом конфликте вторая сторона? Герой-то где? Он любит свою работу, горит мыслею очистить свой район от наркоманов? Про это в тексте нет. Есть только туманные рассуждения про прогнивший дом без фундамента, а их, знаете ли, приложить можно к чему угодно. Или, может, тут общественный конфликт – герой vs общество в лице районного начальства или бери шире, всей области? Тоже в тексте этого нет. Все внимание сосредоточено на морге, вскрытии, джефовой проститутке и проч., т.е. на внешних – шокирующих – деталях. Которые должны были замаскировать недостающую половину образа героя. Мне-то кажется, что автор задумал внутриличностный конфликт, решил показать героя, который как цветочек в проруби, без руля и ветрил. Вполне себе герой. Актуальный в мире, апокалиптически пахнущем нефтью. Но это только заявка. Размах, внушающий уважения, но не вполне сопроводившийся ударом. Для полноценного удара, чтоб с размаху и точно читателю в лоб, эпизоды мешают. Вот к чему тут Зинкин сглаз и порча? Впрочем, об этом можно и дальше рассуждать, но стоит ли? Для ясности: я все это пишу для избывания собственной печали. Мне всегда грустно, когда я вижу, как автор второпях или не подумавши толком гробит собственные отличные замыслы. А ведь в мире, пропахшем нефтью, отличные замыслы встречаются реже, чем хотелось бы. А если их еще и гробить… Совсем пичалька получится. Вот я и попечалилась от души. На чем и прощаюсь, виновная во всем плохом и не причастная ко всему хорошему, ваша Гореликова Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Владимир Захаров от 14 Декабрь 2023, 20:46:56 Сестра, про порчу там идёт речь в том ключе, что Зинка злобная корыстная сука, которая даже мать главгера обвиняет в порче. А не то, что она сама порчу наводит. И герой, которому болезнь сдвинула точку сборки, начинает ясно видеть сущности людей его окружающих, но что страшнее, он начинает чувствовать нечто ещё и помимо этого. Тот самый гнетущий тяжёлый фон, который собственно и составляет его жизнь. И главгер оглушён и потерян. И у Юры получилось это передать. А болезнь и симптомы её сопровождающие, вероятные причины болезни, все эти низшие нечистые существа, разносчики болезни, человек как корабль, с которого они бегут, когда он тонет - это же всё потрясающие образы, настоящая художественная удача. Что же до масштаба, которого де нет, то рассказ называется: "День уголовного розыска", - что само по себе не предполагает эпичности. Но мне масштаба хватило с головой, очень глубокий и зубодробительный текст.
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: гореликова от 14 Декабрь 2023, 22:04:03 Нет, брат, не втянешь ты в меня в споры об образе Зинки, ну ее
(https://forum24.ru/gif/smk/sm88.gif) Лучше скажу, что проблематика рассказа очень интересна и, кмк, является частью определенного тренда. Фиг его знает, как потом назовут течение, которое в данной момент формируется в современной русскоязычной литературе, но если по аналогии – то в любом течении главным признаком является образ героя. А тут герой достаточно характерный и, насколько я вижу, популярный тип. Короче, интересно, что будет дальше. Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Владимир Захаров от 14 Декабрь 2023, 22:18:26 Да, нечто витает в воздухе. Наверно, это будет осмыслением "мужской доли" после развала СССР, когда жизнь вынудила вновь стать зверьми, хищниками, жилами и кровью отвоёвывать своё право на существование. Герой рассказа, как мне кажется, тоже волею судьбы оказался на службе, и болезнь обнажает внутренний конфликт с действительностью, его человеческий слом. Точнее, болезнь и есть этот экзистенциальный ужас.
Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: гореликова от 14 Декабрь 2023, 22:39:52 Мужской доли? Да, скорей всего так и будет. Хоть я за равноправие полов, но с трудом представляю себе роман поколения, написанный от женского лица.
Болезнь – это отдельная тема. По своей мелочной сущности все-таки влезу с поправкой. В рамках экзистенциальной психологии болезнь не есть экзистенциальный ужас. Болезнь полегче будет, это всего лишь (хе-хе) пограничная ситуация, которая освобождает человека от привнесенных условностей. Но да, болезнь рассматривается как первый шаг в знакомстве с трансцендентными началами. Спровоцировал ты меня, брат, снова. В рассказе «День» символика болезни героя свелась только к внешней ее стороне, а внутрь – к трансцендентному (хе-хе) автором не особо копнуто. В этом плане «Неразменный гусь» намного-намного глубже. Вот там экзистенция так экзистенция. Значит, что? Значит, автор может. Но не реализовал. Название: Re: Обсуждение: Рассказ «День уголовного розыска» Отправлено: Лачин от 14 Декабрь 2023, 22:50:35 Володя, скажи Гореликовой (мне она вряд ли ответит), пусть в рецензию оформит. Жалко ведь постов.
|