Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => Кругом 500 => Тема начата: Кругом 500 от 27 Январь 2024, 20:34:44



Название: Обсуждение: Очерк «"А кого ни попадя пускают в Израиль!": забытые детали истории еврейской эмиграции в песне Владимира Высоцкого о судьбе Мишки Шифмана»
Отправлено: Кругом 500 от 27 Январь 2024, 20:34:44
Кругом 500. Очерк «"А кого ни попадя пускают в Израиль!": забытые детали истории еврейской эмиграции в песне Владимира Высоцкого о судьбе Мишки Шифмана».

...Как я решаю, какое событие, термин, явление из песни Высоцкого – что требует пояснения или нет? И почему особое внимание уделяю контексту? Об этом я расскажу с особым трепетом. Дело в том, что точно знаю, кто моя целевая аудитория. Это те, кому сейчас 20-30 лет. Это мои дети. Те, кто слышит своим чутким ухом гений Высоцкого, но не понимает порой ничего. Все слова понятны, а картинки в голове нет. Иногда такое бывает, когда читаешь новости в зарубежной газете: язык знаешь, все слова перевёл, а про что говорят – не понимаешь. Оторванные во времени наши дети не знают, что такое клеёнка, комплексная бригада, инструктаж выезжающих за рубеж и ещё очень много чего им нужно пояснить и непременно в контексте. Только тогда их сознание дорисует эпоху, о которой поёт Высоцкий.

Я не ставлю перед собой задачу рассказывать им всё то, о чём взахлёб намного ярче меня расскажут многочисленные высоцковеды: и про надрыв, и про стихи, и про рифму…

Но есть одна загвоздка: высоцковеды, профессионалы и любители, настолько давно и глубоко погружены в контекст того времени, что стали слишком далеки от тех молодых людей, которые сейчас впервые слушают ту или иную песню Высоцкого. А без контекста поэзии Высоцкого не существует.

И в этом феномен Высоцкого не меньший, чем сама его поэзия или биография. Он оставил в своих песнях след короткой эпохи развитого социализма, зажатой в двадцатилетие 1960–1970 годов. В каждой его песне – штрих к истории этого двадцатилетия. И таким образом вкупе получается подробнейшее жизнеописание двух десятилетий страны, с её внутренней и внешней политикой, настолько подробное и яркое, что можно писать учебник истории. Такое до Высоцкого удавалось только одному поэту. И это был Пушкин...

Анна Круглова


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Администратор Форума "Новая Литература" от 27 Январь 2024, 20:38:10
Аннотация к этой публикации:

След эпохи развитого социализма 1960–1970 годов многогранно зафиксирован в творчестве поэта. Пояснения событий, терминов, явлений из песни в контексте того времени адресованы родившимся в девяностых-двухтысячных.


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Сапир от 27 Январь 2024, 22:31:06
Путевку в народ ему дал катушечный магнитофон. Его песни мгновенно разносились по всей стране. Так же, как Окуджавы, Галича.... Мне кажется, это изобретение послужило одним из факторов разложения советского строя и распада государства. Магнитофонные ленты, им могучее государство не смогло противостоять.


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Лачин от 28 Январь 2024, 06:02:17
       Да, верно.
      Магнитофон уже был, а интернета ещё не было. Они попали в нужное им время. Но оно прошло.


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Сапир от 28 Январь 2024, 15:36:05
Да, теперь противостоит и успешно. То время, магнитофона, в самом деле, ушло


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Глафира Крокодилова от 15 Февраль 2024, 17:12:40
Фрагмент анонса вынесен на главную и, значит, висит там до тех пор, пока не выйдет февральский номер.
Но первое предложение
"Как я решаю, какое событие, термин, явление из песни Высоцкого – что требует пояснения или нет? "

Это ж не по-русски. Если б это сказал какой-то гастарбайтер, у меня претензий бы не было.
А так...Размещать столь корявую фразу на самом видном месте на сайте журнала, редакция которого постоянно вещает о своей миссии по распространению русского языка, — это, ИМХО, перебор.
Или я чего-то не понимаю?  ::)


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Глафира Крокодилова от 15 Февраль 2024, 17:34:25
"Образ Михаила Яковлева, судя по деталям, которые рассказывает Зыслин, вырисовывается уже по первой строфе песни"

Образ вырисовывается, судя по деталям?! Really?
Фраза нормально построена, никого ничего не смущает?  :'(

"Зыслин вспоминает, что Михаил Яковлев был рационализатором («башковит»), писал сценарии и выдавал меткие афоризмы («предвиденье»), был одним из создателей популярных телепрограмм («телевиденье»)"
Ээээ.... А что, "башковит" является синонимом к слову "рационализатор"? Правда, что ли?
А "предвидеть" означает "выдавать меткие афоризмы"?
Ну надо же, как язык быстро развивается! Я не знала о таких новшествах... :-\

Так, ребята, а тут мы попутали Фому с Ерёмой, мухи с котлетами:
"Песня была написана композитором Марком Фрадкиным на слова поэта Роберта Рождественского и посвящена Великой Отечественной войне. Повествование в песне ведётся от первого лица. Слова из песни: «За себя и за того парня» – сразу стали крылатым выражением. Их использовали как в позитивном ключе, когда речь шла о взаимовыручке, поддержке, завершении начатого кем-то, кто сделать это уже не сможет, так и с негативным, саркастическим оттенком, когда приходилось выполнять работу за другого человека. Улетела в народ и ещё одна строчка из песни: «Что-то с памятью моей стало…».

Вся эта длинная предыстория о фестивале и песне-победительнице была не просто так. Герой песни рассказывает о том, что когда он смотрит конкурс в Сопоте, то «глотает пыль». Это выражение многозначное. Чаще всего оно означает примерно то же, что плестись следом, быть не в первых рядах, а за теми, кто поднимает пыль."

Как бы начали о песне "За себя и за того парня" и съехали на Мишку Шифмана, никого не предупредив. Догадайтесь , мол, сами. Угу.


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Глафира Крокодилова от 15 Февраль 2024, 17:57:23
"Уже в 1917 году первое в мире социалистическое государство должно было научиться сосуществовать с другими социально-экономическими системами в мире.

Капиталистические страны собрались в союз Антанты и применили к СССР формулу французского премьер-министра Жоржа Клемансо: «Интервенция и блокада». На что Владимир Ленин ответил им Декретом о мире. «...Нам всего дороже сохранение мира и полная возможность посвятить все силы восстановлению хозяйства...»"


Ё-моё! А Круглова в школе училась? Что за хрень она пишет?
Антанта как военно-политический блок Российской империи, Франции и Великобритании была создана в 1907 году, а Круглова тут проповедует, что Антанта была создана некими кап.странами для борьбы с СССР.
Зачем же так передёргивать?!  :'(

Короче, надоело мне это чтение...Но вывод один: редакторы халтурят. Угу.


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Глафира Крокодилова от 16 Февраль 2024, 01:33:09
Ещё разок каркну/гавкну.
Стала закрывать открытые окна, и взгляд зацепился вот за такое:
"С позиции нынешнего времени очень сложно представить себе решимость, которой должны были обладать люди, решившиеся на эмиграцию из СССР."

решимостью обладали решившиеся. Фраза, конечно, супер, но она была бы блистательнее, если б решимостей было больше. Например, так

решительную решимость, которой решительно должны были обладать люди, пререшительно решившиеся на решительную эмиграцию.
Во! Теперь норм!  ;D

А вообще, ну есть же синонимы. Например, отважившиеся. Или осмелившиеся.


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Глафира Крокодилова от 16 Февраль 2024, 01:55:13
"А к 2051-му году, когда это станет возможным, ниточек, связывающих с Высоцким, останется совсем мало."

А что именно станет возможным?  Что подразумевается под словом "это"?  Из контекста непонятно.

Почему именно к 27 января я сделал этот очерк?
Здесь, видимо, не "сделал", а "сделалА".
Ну и глагол лучше заменить на другой. "Делать очерк"  звучит как-то не по-русски.


Название: Re: Обсуждение: Очерк «\
Отправлено: Сапир от 16 Февраль 2024, 15:22:01
" "Делать очерк"  звучит как-то не по-русски."
А как по-русски? Варианты: состряпал очерк, сварганил очерк. Создал - напыщенно, с претензией, написал, сочинил - как-то по-канцелярски, скучно. Остается авторское - сделал. Лучше всего, перейти на мову - зробыл очерк. Ото, самое оно.