Название: Обсуждение: Эссе «Кто ж сочинил? Знать или не знать?» Отправлено: Мартин Гал от 28 Июнь 2012, 16:15:23 Гал Мартин. Эссе «Кто ж сочинил? Знать или не знать?».
...Что может объяснить мне кофейная гуща на дне чашки Бальзака? Разве не весь Достоевский присутствует во всех своих романах? И неужели я должен знать устройство кабинета Пруста и убранство тюрьмы Сервантеса, чтобы впечатлиться от их непревзойдённых творений? Кому нужен сам автор? Никому и всем. Но самое главное в том, что автор не нужен своему произведению с того самого момента, когда его творение вышло в свет и неожиданно попало в чужие руки. Литературному тексту нужен читатель, ибо только его прочтение, всякий раз первое и всякий раз единственное даёт произведению жизнь. Я мечтаю о дне, когда все тексты мира будут анонимны, и мы сможем черпать из них мудрость как из океана, который никому не принадлежит. Ибо всё, что сделано до меня – всегда делалось для меня. И всё, что я делаю для самого себя – всегда принадлежит всем. Я всё получаю, и всё отдаю, ибо нет меня нигде наполовину. Я целиком принимаю опыт всех живших ранее людей, все мысли философов и всю красоту, утверждённую поэтами. Если убрать эмоциональную составляющую из наших межличностных отношений с автором и его Именем, а попытаться получить чужие дары из неизвестных рук, а нашу творческую благотворительность адресовать всем, разве это не будет проще?.. Название: Re: Обсуждение: Эссе «Кто ж сочинил? Знать или не знать?» Отправлено: Игорь Филатов от 02 Июль 2012, 14:51:42 Зачем же перегибать палку?
Конечно, история Ромео и Джульетты не потускнеет, если вдруг выяснится, что сочинил ее человек, имя которого звучит иначе, чем "Шекспир". И невозможно спорить с простой истиной: "... роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет." Конечно, большинство людей желает лицезреть грязное (или чистое) белье знаменитого человека - это такая же истина, вроде как закон природы. И, конечно, это белье имеет мало отношения к сути (хотя все же имеет). Но общение с произведением искусства - это всегда общение с автором, и часто это общение становится многомернее и автор становится ближе, если узнаешь детали: внешность, жизненные перипетии... Автор может стать не просто источником наслаждения, комментатором, учителем, помощником, а просто другом. Я любому желаю такого друга, каким для меня стал Чехов. Я всегда его любил, но другом он стал только после того, как я прочел его биографию, когда узнал, как он добивался совершенства, какую цену он платил за то, чтобы прожить жизнь так, как прожил, т.е. в высшей степени достойно. То же - с Чайковским, Шопеном, Чапеком, Леонидом Соловьевы, и только после того, как познакомился с ними поближе. Кофейная гуща не сделает роман Бальзака ни лучше, ни хуже. Эпилепсия Достоевского не украсит и не уничтожит его романы. А ориентация Уайльда только для глупых людей будет чем-то заманчивым. Тем, для кого само произведение, его суть является значимым и необходимым, не повредят сведения о том, каким человеком был автор, а может и помогут глубже вникнуть в эту самую суть. А те, кому суть не важна - да Бог с ними! Пусть думают, что хотят. Я очень советую тем, кто не читал, прочесть "Пушкин в жизни" Вересаева. Уверяю Вас, Вы измените свое мнение о Пушкине. И это будет перемена ни в лучшую, ни в худшую сторону. Он перестанет быть для вас портретом, станет человеком, которого Вы хорошо знаете, а кому-то он , может быть, станет другом. Разве это плохо, иметь в друзьях Пушкина? В практическом же смысле всеобщая анонимизация произведений искусства - это утопия, не осуществимая в принципе, тем более сейчас. И вообще: знать всегда лучше, чем не знать. Название: Re: Обсуждение: Эссе «Кто ж сочинил? Знать или не знать?» Отправлено: Лачин от 01 Декабрь 2013, 23:25:49 Вообще то это не эссе, а сборник цитат. (Кстати, я не сказал, что плохих).
|