Форум журнала "Новая Литература"

29 Апрель 2024, 02:15:49
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: [1]
1  Авторские разделы / Филатов Вадим / Обсуждение: Эссе «Сны воинов пустоты» : 09 Февраль 2010, 20:19:05
Филатов Вадим. Эссе «Сны воинов пустоты».

…«Люди древности в своих знаниях достигли предела. Чего же они достигли? Они узнали, что изначально вещи не существуют – вот предел, вот вся бездна смысла и добавить к этому нечего». (Чжуан Цзы)

Однажды Ян Чжу заметил: Все существа при жизни друг на друга не похо­жи, а после смерти – одинаковы. В жизни бывают умные и глупые, знатные и подлые: так люди различаются между собой. Умерев, люди смердят и гниют, разлагаются и исчезают в пустоте: в этом они все одинаковы.

Давно сказано: мудрость открывается в том, что миру кажется безумием. Люди слишком полагаются на то, что они видят и слышат. «С лягушкой, жи­вущей в колодце, не поговоришь об океане, ведь она привязана к своей дыре», – сетовал Дух Океана Жо. Люди при­выкли беречь своё тело, не зная того, что наша природа слита с пустотой. У каждого спящего свой собствен­ный мир, а пробудившиеся ото сна пребывают в едином мире – в пустоте. Путь в пустоту – это скольжение мысли за пределы данности, момент пере­хода в пустоту – освобождение духа от предметности опыта. Раствориться в пустоте означает достичь предела саморассеива­ния, в котором исчезают и свет и тьма.

«Всё в мире исходит из сущего.

А сущее исходит из отсутствующего»…

2  Авторские разделы / Филатов Вадим / Re: Обсуждение: Эссе «Книга Несуществования» : 21 Ноябрь 2009, 18:11:22
Будда занимался не столько теорией философии, сколько практикой уничтожения страданий. Вначале он учил, что мир – это страдание, причина страданий – желания, прекращение страданий связано с отказом от желаний, который осуществляется в соответствии с восьмеричным путём спасения.  Это был первый поворот колеса дхармы (учения). При втором повороте колеса дхармы Будда учил противоположному: нет страданий, нет освобождения, не нужен и путь.  Этот поворот колеса учения вызывал непонимание и замешательство у существ: непривычно и отчасти обидно узнать о том, что ничего нет. Поэтому Будда осуществил третий поворот колеса учения, который получил название «поворот колеса тщательного объяснения». Этот поворот был предназначен для тех, кто испугался абсолютной истины, заключённой во втором повороте. Снизойдя к их мыслетрусию, Учитель пояснил, что на абсолютному уровне ничего нет, но на относительному (условном) уровне явления есть. Так, бумажные деньги являются только бумагой и лишь условно – они деньги. До тех пор, пока не отброшено цепляние за «реальность», обыкновенному человеку необходимо знать, что делать с этой «реальностью». Однако, мышление, стремящееся избавиться от страха исходит из того, что ничего нет. В этой связи взаимопревращения вещей из одной формы в другую есть, но они условны и поэтому никак не влияют на абсолютную природу пустоты.
3  Авторские разделы / Филатов Вадим / Re: Обсуждение: Эссе «Книга Несуществования» : 21 Ноябрь 2009, 15:06:07
Очевидно, что всё человечество отказаться от производства и потребления не пожелает и не сможет - в противном случае это означало бы сознательное саморазрушение. Однако на индивидуальном уровне такой смыслообразующий отказ практически во всех крупных религиях считался и считается свидетельством особой святости. Согласно Лао-цзы, мудрый не ведает опасностей, потому что вобрал в себя небытие. Он живёт неживой жизнью. Он не имеет собственного «я» и сам в себе отсутствует. Хотя все вещи имеют неисчислимое количество форм, их пронизывает одно дыхание пустоты.
«Всё в мире исходит из сущего.
А сущее исходит из отсутствующего».
Так говорится в классической книге китайского даосизма «Дао Дэ Цзин». Все вещи рождаются из единого дыхания, а единое дыхание возникает из отсутствующего, т.е. из пустоты. В итоге всё возвращается к отсутствию, причём не только человеческая цивилизация, но и вселенная в целом.  При этом одни астрофизики убеждены в том, что процесс возникновения и уничтожения вселенных цикличен, а другие считают, что он единичен, случаен и необратим.  Мне больше по душе последнее.
4  Авторские разделы / Филатов Вадим / Re: Обсуждение: Эссе «Книга Несуществования» : 19 Ноябрь 2009, 12:43:53
Человеку очень сложно представить себе пустоту (ничто), поскольку в нашей жизни мы имеем дело исключительно с наполненностью, бытием. Даже физический вакуум ещё не есть абсолютная пустота. Поэтому возникает соблазн обозначить пустоту как некое простое отсутствие, как антитезу наполненности. Или для понятности поискать какое-либо соответствие пустоте во вселенной. Вся человеческая культура, включая науку, обслуживает бытие, игнорируя небытие. Вы, Алексей, совершенно правы в том, что пустота скорее ближе к античному понятию Единого, которое обычно рассматривается как некий аналог божества. Единое у Плотина - это ничто и одновременно всё, свободная от материи область чистого духа. Современная цивилизация, по мысли Рене Генона, всё более "затвердевает", поскольку наш  интеллект направлен на создание всё более разнообразных и многочисленных предметов. Но это вступает в противоречие с  пустотной природой человека и вселенной. Соединиться с Единым -означает отказаться от многого (вещей) и раствориться в одном - в пустоте.
5  Авторские разделы / Филатов Вадим / Re: Обсуждение: Эссе «Книга Несуществования» : 17 Ноябрь 2009, 18:40:47
В моём представлении "бытие"и "небытие" не сводимы к банальным жизни и смерти. Скорее, это всё и ничто, которые согласно диалектике, соединяются. Точнее, всё выступает как временное небытие небытия, или ничто. Поэтому в целях постижения истины пустоты не обязательно самому предварительно умереть. Дело в том, что согласно буддизму Мадхамъики любое существование относительно и условно, абсолютна лишь пустота. Являясь проявлением которой, мы вполне способны рассуждать о себе и о ней.
6  Авторские разделы / Филатов Вадим / Обсуждение: Эссе «Книга Несуществования» : 16 Ноябрь 2009, 15:29:21
Филатов Вадим. Эссе «Книга Несуществования».

…Небытие первично, оно представляет собой нормальное состояние мира, в то время как бытие – всего лишь временное отклонение, форма существования небытия. Небытие небытия есть бытие. Поскольку небытие существует, не существуя, и не существует, существуя, оно есть время. Только небытие может быть и первопричиной и самопричиной: ведь то, что не существует, не нуждается в причине для своего существования. Всё большие скорости, всё более высокие темпы жизни, всё более дальние перемещения в пространстве, – разве это не стремление бытия хотя бы на миг оторваться от небытия?

«Мы все ходим по тонкому льду над океаном небытия. Чем интенсивнее бытие, тем оно более хрупко, тем оно сильнее подвержено гибели», – говорит Чанышев. – «Любовь – это попытка зацепиться за чужое бытие, и тем самым сделать своё бытие более устойчивым». Отсюда берёт начало и любовь к Богу: ведь часто именно перед лицом невыносимых физических и душевных страданий люди обращаются к Богу, пытаясь зацепиться за его вечность.

На эти доводы можно было бы возразить, например, следующим образом: всё преходяще в частных своих проявлениях, а в своих сущностных, то есть, в идеальных основаниях оно вечно. В таком контексте «ничто» можно одновременно рассматривать как «нечто». Может быть, это и есть та самая пустота или нирвана, которая «в позднем буддизме дхармы выступает как мир во всём его многообразии»?..

Страниц: [1]

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!