Форум журнала "Новая Литература"

29 Апрель 2024, 19:00:49
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: [1]
1  Авторские разделы / Беседы об истории религий / Обсуждение: Статья «О совести, знании и вере. Монголы» : 19 Июнь 2016, 08:55:47
Беседы об истории религий. Статья «О совести, знании и вере. Монголы».

Минувшие 17–20 вв. для обитаемого мира в прямом смысле слова были государствообразующими. На печатных европейских картах стали возникать национальные границы для французов, англичан, испанцев, шведов, итальянцев, немцев... греков, украинцев, которые впервые, не на словах из учебников истории, а уже на деле образовали собственные национальные институты.

Что бы ни говорили по этому поводу историки старой школы, но основной бум обретения народами Европы и Азии государственности пришёлся отнюдь не на античность или раннее средневековье. Включая сюда разрекламированных в 17–18 веках «древних греков», «древних египтян», «древних италийцев», «древних китайцев»… все они начали обретать самостоятельность и ощутимую независимость только со времени надлома, ослабления и развала так называемого «Монголо-татарского ига». Вместе с его падением с ещё большей силой продолжила свой распад и единая до того русская Церковь, прямым наследником которой и стало нынешнее отеческое православие с его многочисленными ответвлениями и осколками: сектами и целыми конфессиями, разбросанными ныне по всему белому свету.

Об этом и о многом другом Сергей Крышин беседует с человеком, немало лет посвятившим вопросам взаимосвязи религии и светской истории. Ограничиваясь в этой первой части пока лишь беседой о «Монгольском иге» на Руси, в наших следующих беседах мы коснёмся также и других, не менее редких и интересных, с точки зрения традиции и здравого смысла, религиозных тем, о которых до последнего времени принято было молчать. И, как всегда, в конце я, ведущий рубрики, расскажу случай из жизни, который теперь так и будем называть – «Случай из жизни…».

2  Авторские разделы / Беседы об истории религий / Обсуждение: Статья «Дай Бога мне, я мир переверну» : 05 Февраль 2016, 23:07:16
Беседы об истории религий. Статья «Дай Бога мне, я мир переверну».

Веками человек видел Бога глазами церковного священника. Только ему, преемнику святого Престола, дозволялось рисовать чертоги Вселенной. И только он, земной наместник Всевышнего, имел власть скреплять тленные сердца прихожан с миром горним, этим всевидящим и наказуемым ревнивцем!


Библия всегда была запретным источником информации – не для черни. Кроме того, её полный канон, вопреки общепринятому мнению и церковной истории, сформировался значительно позже – только к 17 веку. Появиться раньше этого срока, а тем более быть изданной, такая Библия не могла по нескольким причинам. Основная из них заключалась в том, что многие события, описанные в Ветхом Завете как очень древние, на самом деле происходили значительно позже Рождества Христова, а если говорить точнее, в 14-м, в 15-м, а некоторые даже ещё и в конце 16-го века новой эры. Рассказы о том, что Библия, как полный свод Священных Писаний, ходила по рукам приверженцев Иисуса якобы уже в 4 веке от Рождества Христова, в глазах серьёзного исследователя остаются только мифами, не имеющими под собой научной основы. Почему же научной?


Дело в том, что реальная научная школа все свои последние четыреста лет существования была весьма заинтересована в поддержании именно такого, полумифического сценария событий прошлого. В первую очередь это было важно для европейской исторической науки, хронологическая база которой изначально была соткана из схоластических библейских хроник, взятых из двух ключевых эпизодов священных Писаний, прежде всего – из расчёта даты «Распятия Иисуса», пришедшемся на еврейскую пасху, потом уже – из вычислений «Эры от Адама». На то время лучшей точки опоры для датирования мировой истории, надо полагать, просто не было. К этой «библейской хронологической базе» в дальнейшем (17–19 вв.) были пристёгнуты практические все исследовательские и культурные сферы деятельности человека: искусство, социология, политология, география, языкознание, военное дело и проч. Вероятно, на нашей планете так было всегда. После каждой очередной своей гибели новому человечеству заново приходилось открывать законы природы и социума, приспосабливая под себя окружающий мир, и каждый раз в его интеллектуальных недрах находились беспристрастные уникумы, способные управлять этими глобальными процессами, как в отношении материальной (мамона-живот-власть), так и духовной (бог-смерть-власть) культуры сапиенса...

3  Авторские разделы / Беседы об истории религий / Обсуждение: Статья «Исцеление знанием и верой» : 27 Декабрь 2015, 00:46:12
Беседы об истории религий. Статья «Исцеление знанием и верой».

...Правды для всех нет и никогда не будет. Ибо всякий из нас «обманываться рад», если находит в этом какое-либо удовлетворение. Низвергнув религию как одну из крупнейших иллюзий рода людского, мы не принесём человеку блага, но только осиротим его, вырвем ему сердце. Можно хотеть избавить общество от «опиума для народа», как этого хочет Александр Невзоров. Но лучше – просвещать его, давать знания. Только так, через собственный анализ и понимание предмета иррациональное в человеке начнёт обретать предметные контуры. Ибо иррациональное – не есть нечто аморфное и непознаваемое, как учили философы и богословы прошлого, но лишь вопрос правильного угла зрения и старания.


И это не вопрос правды. Правду не трудно заявить. Это уже делали до нас, по многу раз и с достаточной степенью убеждённости. Повторим ещё раз и более откровенно. Религия, в общеизвестном нам исповедании, давно и основательно разоблачена. То есть разоблачена в той её форме, как она представлена нашему взору церковной традицией. Однако требовать признания этого факта во всей его полноте, то есть от каждого из нас, ошибочно. На это есть две причины:


Первая. Наиболее экзальтированная часть общества при любом раскладе всегда будет стоять на своём. Это заложено в природу. Как говорят невоспитанные граждане: «хоть кол на башке теши» – бороться с предубеждениями бесполезно. Тем более что подлинное человеческое существо зреет изнутри, растёт на собственных открытиях и учится на собственных ошибках. Это грубая реальность.


Вторая. Мы живём в правовом обществе, а его устои скреплены не только государственными законами. Важна сама по себе и чувственная, мистическая сторона человеческой реализации, которую вот так вот, юридически, обуздать трудно. Её влияние на прозябание человека весьма велико. Кажется, бо́льшая половина человечества ощутимо чувствительна к такого рода психо-феноменам. И они в каждом из нас проявляются по-разному. Толчком в экзальтациях часто оказывается случайный стих из Писаний, слово пастыря, даже вдохновение формой полевого цветка или безбрежной далью океана. Но с практической реализацией этой потребности пока лучше всех справляется как раз именно организованная община, церковь, в какой бы цвет она ни рядилась – христианский, мусульманский, сатанинский, еретический.


И сразу возникают вопросы. Человек-то ведь не только многогранен и архиумён, но и на удивление нелеп и несовершенен. Как угодить всем желающим? Какой, например, должна быть современная церковь, чтобы оставаться востребованной для столь небезупречного человеческого существа? Чей рецепт из огромного множества правильный? К кому пойти молиться? Или, вот такой наивный вопрос, вывернувший всю душу православного богослова – должна ли нынешняя церковь следовать традиции изначальной христианской общины времён первоапостолов? Или правильнее всегда быть в тренде своего времени, признавая за благо систему парового отопления в храме и улётный айфон в потайном кармане пастырского облачения?


Наши расследования не повлияют и не изменят человека верующего. Если вера крепка, никакая сила не отвратит его с выбранного пути. И это хорошо. Но если найдётся и тот, кто прислушается к нашим безжалостным свидетельствам, камня на камне не оставляющим от учения церкви, то это тоже хорошо. Зачем-то же было сказано в Откровении: «Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»?..

Страниц: [1]

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!