Форум журнала "Новая Литература"

29 Апрель 2024, 12:29:15
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: [1]
1  Авторские разделы / Баранов Андрей / Re: Обсуждение: Сборник стихотворений «Еще разок взглянуть» : 13 Ноябрь 2007, 19:50:36
Андрей, привет!
Спасибо, что прислал сборник стихов. Молодец! Я давно не заглядывал на твою страничку. Твои стихи мне очень нравятся. Цитируя кого-то из классиков, хочется повторить: «Вы, батенька, поэт, и поэт настоящий!» И вообще, словесность должна быть изящной! Ура!

Попробую поделиться моими впечатлениями, тем более, что на сайте предусмотрена такая возможность.
Общий настрой сборника, несколько обобщая и огрубляя, можно охарактеризовать как романтический. Насколько я помню твое творчество, ты всегда пытался увидеть в земных красотах отсвет небесного света. Понятны ностальгические ноты в таком гимне романтизму, как «Тропа в заветный мир». Это, на мой взгляд, немного опасно, можно оторваться от жизни и вложиться в какую-то романтическую абстракцию. Из этой ситуации ты выходишь через переживание реальных деталей окружающей жизни. Даже в таком соблазнительном сюжете, как «Город, где мы были счастливы», который очень уж провоцирует на избыток романтизма, ты ухитряешься через реальные пельмени с водкой удержаться от совсем уж чрезмерных соплей, слюней и телячьих нежностей. Хотя струны все-таки золотые, а «звездная пыль» все-таки вихрем.
Главные достоинства твоих стихов это, на мой взгляд, искренность и рефлексия, взгляд на себя со стороны. Ты не боишься признать, что не замечаешь, как течет время («Вдруг стало тихо на моем балконе»). Или (был стих на сайте, не вошедший в сборник), что продолжаешь глазеть на молодых девушек, хотя, теперь, может быть, уже вполне бескорыстно, о чем, кстати, сожалеешь. Вот такие честные наблюдения кое-что открывают людям, подобной честности и смелости не имеющим. Конечно, у тебя легкий и точный слог. Это от природы что ли… По моему, искусственно наработать манеру письма почти невозможно, как невозможно искусственно сформировать тембр голоса.  Такие полновесные широкого дыхания строчки вроде начала «Полыни» вполне удовлетворяют и ухо, и ум, и воображение, и прочие чувства.

Пылит полынь. В полях поспела рожь.
Полет пчелы тяжел и медоносен.
С утра – роса. Под вечер – теплый дождь.
И вот уже – белянки между сосен.

На мой вкус, подобные места – удача, которой может гордиться любой автор, независимо от степени признанности.
От твоей романтической позиции (и может быть от личной биографии) в стихах звучит постоянный мотив странничества. Приезды, отъезды, вокзалы,  отели, прощанья и т.п.  Иногда этот мотив декларирует себя с отчетливостью манифеста («Пыль пыли рознь») или укладывается в спокойные эпические ритмы («Странный человек»). Но в целом романтический поиск не приводит к окончательной истине. Твоя муза сама в этом откровенно признается…

В садах искусства, в мире чистых числ,
в словах любви, в молитвенном экстазе
порой мелькнет какой-то скрытый смысл,
намек на смысл – и исчезает сразу.

Для меня признание это очень важное. Хочется с дотошностью следователя воскликнуть: «Гражданка Муза, я Вас уличил, извольте подписать свои показания в протоколе и после не отпирайтесь». В общем, «Мысль изреченная есть ложь». Что же остается, если не истина? Думаю, запечатленное чувство жизни, какое-то пойманное на лету легкое дыхание. Бег ребенка в парке за мыльным пузырем (еще одна несомненная удача, как по содержанию, так и по форме). Это дыхание жизни всюду. Не важно где там шевелится мысль, в затуманенных одеколоном головах бомжей на свалке или в глазах деда в избушке на заброшенном полустанке («Повсюду жизнь» - снова удача!).
Конечно, сердце поэта – своего рода чувствилище всего мира. Реальный мир – не мир поэтический, над ним поэт не властен. В нем свои процессы расцвета и увядания. И по словам, которые приходят на сердце, можно догадаться, что это пророчество, это откровение о мире не очень-то доброе и безоблачное.

В осиротелой осенней стране
так сиротливо и холодно мне!
Будто я сам, как леса, замерзаю,
или, как птицы, на юг улетаю,
или, как листья, сгораю в огне
в осиротелой осенней стране...

Но в эти области я предпочитаю не заглядывать, слишком грустно становится.
Можно еще много чего наговорить по поводу твоих стихов, но я пока умолкаю. Надеюсь, что ты не обидишься на некоторые, может быть, нетактичные замечания. Это только личные впечатления, которые ни к чему тебя не обязывают. Я ведь в поэзии полный дилетант. Но взгляд со стороны может оказаться полезным в том смысле, что представляет какую-то новую позицию, которой автор не имеет, и с которой оценить свое творчество не мог. Кстати, кое-что я показал сыну Сергею. Ему понравилась «Улыбка ребенка» своей энергичностью и недоговоренностью. Слово едва касается образа, как карандаш художника порой намечает рисунок всего лишь несколькими прикосновениями к бумаге. В общем, стильно. Я тоже оценил. 

Ладно, пока заканчиваю.
В общем, пиши дальше и больше, раз уж у тебя получается.
С пожеланием дальнейших успехов

Дмитрий Савельев


Страниц: [1]

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!