Форум журнала "Новая Литература"

24 Апрель 2024, 02:10:09
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: [1] 2 3 ... 6
1  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия» : 06 Декабрь 2010, 11:50:25
http://www.youtube.com/user/MsRagazzino?feature=mhum#p/f/11/Yai2b9PfthU

H.Berlioz, Fantasy on "the tempest" by Shakespeare, part n°1
London Symphony Orchestra.
Conductor: Pierre Boulez.
Paintings by Marc Chagall.


Вильям Шекспир, Генрих Берлиоз, Марк Шагал ...
...   воистину Стихии свойства Одного


"В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было - Бог"
Библия
2  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Мини-повесть «Иероглиф» : 10 Октябрь 2010, 14:59:14
"И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился пространством и временем полный"
О. Мандельштам




В середине 90-х я была настолько ошеломлена переживаниями, что пребывала в состоянии забытья.
Мне встретилась книга Мераба Мамардашвили  "Как я понимаю философию"
Для меня она была глотком живой воды.
 Тогда даже сами "права человека" были забыты, как и десять заповедей. Люди жили, как роботы. Отношения складывались хаотично и каждый уносил своё переживание и воспоминание, не зная устройства памяти, не умея строить отношений с самим собой, с другими, с миром.


Сейчас это аукается... весьма и весьма.

Те времена и состояния я описала в телеграфно сжатой прозе,  пытаясь удержать самое важное.  Сюжет сохранён только для очень заинтересованного читателя, у которого есть и свои собственные переживания.
 Я надеюсь, что проза моя - на добрую память.

Добрая память, как понимаю сама, - та, что не разрушает образа, идеи.
Не манипулирует сознанием, чувствами нарочно.  Далеко не всегда добрая память интересна в комплиментарном и занимательном смысле этого слова.
   

...  Если бы у меня не было моих записей, то я бы просто не поверила сама себе.

Насколько я понимаю теперь, человек помнит малость из всего, что хранится в периферийной памяти, и сортирует знания более-менее произвольно или намеренно в силу разных причин и особенностей.

В памяти есть своя география и история, есть и своя астрономия  - ТОПОГРАФИЯ души и тела .
Можно обозначить некоторые её контуры и насытить образно.

Есть вечные образы - они запоминаются в деятельности людей.
Образы зреют, насыщаются по мере развития жизни - и общества. и человека. Прорастаю в сущности.
Воссоздаются в разных именах и временах.
Литературные вариации и импровизации подобны музыкальным, и не теряют ценности и уникальности в достойном исполнении и присутствии.

Мой опыт подсказывает, что на процесс причисления себя к образу можно влиять, допуская их в свой внутренний мир ИЗБИРАТЕЛЬНО, обживая, как Жильё.
Так и есть, в сущности: "жили были"...  приходится "платить за съём экологической ниши с видом на интеллигентность" - писала в эссе "Моя история" в 1995 году.

...


вернусь к теме "образ"
..............  Одиссей - зрелый образ, и нужно суметь самому созреть для восприятия.

Я не стану в дальнейшем повторяться  об этическом аспекте - это ОСНОВА, из которой исхожу в мыслях, словах и поступках.  Святая святых  логики, откровений и всех житейских премудростей.

В своих теперешних рассуждениях я  исключаю намеренные манипуляции, как пройденный этап.
Импульсивно или сознательно, но очертила направление своих устремлений, сформулировала принцип, и не согласна возвращаться для новых опытов по своей воле.

Сегодня мне нужно, коль скоро жизнь продолжается, стараться продолжить и свой  путь в Мироздании, данном мне на хранение, и  сохранить общность с иными людьми: близкими и далёкими.

Внутренние связи сотканы не произвольно, а результат Эволюции человечества и личного духовного развития...   "мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает"
Я помню этот наивный стих и фильм  могла бы найти, но не стану отвлекаться.
Не совпадение ожидания с результатом субъективны.  Причины и следствия связаны в запредельных масштабах. Но если внять принципу, то можно в некоторой мере предвидеть и принимать участие в меру своих сил, которые меняются естественным образом.

........................
возвращаясь к теме об образе...

Двигаясь к Индии, Колумб открыл Америку - это уже не факт, а образ, подобный образу Одиссея.
Образ - ключ к к "файлу" - волшебное слово, вроде "сим-сим", открывающее собрание знаний

Имена Моцарта или Пушкина - ключ к миропониманию, к уровню духовного развития и культуры.

  Гений - человек,  причисливший своё имя к Возрождению - очеловечиванию людей.
Можно видеть, как одухотворяются люди, слушающие Моцарта, Чайковского - просветляются лица.


Образы есть и у зла.
Например, злодейство сформулирована в имени "Герострат" и наказание назначено - ЗАБВЕНИЕ.
Этот образ кажется мне достаточным для равновесия добра и зла, но не утери своей  личной памяти.
Да, я помню о Герострате - олицетворявшем  дурные страсти.
Мне нужно помнить Герострата, чтобы не тащить в памяти встречи с подобными ему.
Таково понятное мне направление памяти: пытаюсь забывать злое, формулируя его и отторгая.

В этом направлении, возможно скрыта тема о прощении...
Проститься с прошлым можно, уложив свой опыт в коллективный образ.
Таким образом (тавтология) можно снять с себя ответственность ( в пропорции к своей индивидуальности, конечно)





Я пытаюсь выбирать доброе из предложенного, и соответствовать по мере сил.


Думаю, что это лучше, чем наоборот, вот и вся мудрость.

  За образом скрываются человеческие эпохи и судьбы, характеры, переживания.
Они хранят "файл" со  множестве забытых имён.

Желательно не упоминать всуе, чтобы не разрушить.

Я храню в памяти грустные примеры, когда образ, использованный плохим человеком. терялся, тускнел, и вместе с ним уходил в небытие пласт культуры.

Так, например, было со "свастикой" - изначально символ открытого лотоса, мудрости...

В этом рассуждении, опять восхищусь мудростью идеи Иудаизма, создавшей образ безымянного Бога - хранителя памяти всего человечества. И учение...



Учения - течения в океане информации. И подобно течениям могут поддерживать и направлять, а могут или увлекать в противоположность.  Здесь опять уместен Образ Одиссея...

Географические течения влияют на историю, например, Гольфстрим поощрил цивилизацию в Англии, смягчив климат и повлияв на характер людей.


...   ...
Фундаментальные учения не противоречивы в принципе.

  Ментальные, например психологические - односторонние и тяготеют к саморазрушению.
Так, сортировка памяти по принципу приятности момента?
... Я испытала взлёты духа и могу понять к чему стремятся практики медитации.
Но мой  теперешний опыт, скорее, о неуправляемости восприятия...
...тем не менее, я отстаиваю обратное

Да, можно и нужно выбирать
нет, овладеть выбором вполне не возможно...

Человек свободен в самопознании, но не свободен во владении (даже собой)

Нужно выбирать достойное из существующего, а жизнь распорядится...

Спасибо Леонардо да Винчи за спасательный круг - он поддерживает в стихии, пока человек приходит в себя после кораблекрушения... и ищет течение (учение), чтобы попасть домой - в родную Итаку...

...Я готова поступиться частностью ради целого не из эгоизма или альтруизма.  Эти понятия сковывают мысль в противоречиях, ведут  к схоластике. Ловушки для ума.
Их можно и нужно миновать на уровне этики.

Ещё один образ - "лестница Иакова" .
Этические заповеди ведут в сферу над противоречиями сознания и подсознания.

Что-то я вижу, а что-то нет. Другие - тоже.  Но есть несомненные - очевидные сферы. Да? да!
Где-то можно уступить, а где-то нет, просто потому что теряешь человеческий образ.

... ...................................

Опыты с памятью, программирования и т.п.  - чреваты не всегда ожидаемыми результатами. Вспоминания и забвения связаны.
 Надёжнее всего хранить ключ от памяти  в образах, избранных ДОБРОЙ памятью -  в классике избранной мировой памятью, проверенной временем

Так, книги на полке и картины на стенах могут напомнить, но и их нужно заново вспоминать,, чтобы не примелькались -  не стёрлись растущим равнодушием, усталостью.   Оживляя в сознании образ, достойный памяти, тем самым оживаешь и сам.
3  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия» : 22 Август 2010, 15:52:12
http://www.youtube.com/user/MsRagazzino#p/f/20/GRF3DlQ34JQ


Монолог Гамлета в исполнении Михаила Михайловича Козакова 
4  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Повесть «Пасхальный детектив » : 28 Июль 2010, 18:33:13
http://www.youtube.com/watch?v=cWiz84-Rwp8


Михаил Алдашин

 "Рождество"
.Мультфильм на музыку И.С.Баха и Л.в.Бетховена.


5  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Мини-повесть «Иероглиф» : 29 Июнь 2010, 15:59:35



http://grani.agni-age.net/articles4/ahtman6.htm


http://vpetsatlenie.blogspot.com/2010/05/blog-post_7386.html



http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Ejnchtejn-f-r.html

http://www.youtube.com/watch?v=Qx-f_TeJrFo&feature=related

http://www.youtube.com/user/MsRagazzino#p/f/14/5rkNBH5fbMk


http://www.youtube.com/user/MsRagazzino#p/f/2/rTWUrbnVKOA


http://www.youtube.com/watch?v=Hz449y_yN_A








6  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Мини-повесть «Иероглиф» : 29 Июнь 2010, 15:43:30
Моя история.

1996 год


Я не просто дилетант в науке под названием "история", но вполне осознаю себя не состоявшейся, как профессионал, ни в одной из наук и ремёсел и горько сожалею об этом. 
Вместе с тем, думаю, что отчасти это объяснимо не только неудачливостью или ленью, но скорее, сосредоточенностью на диалоге, который веду
всю жизнь сама с собой обо всём на свете.
Этот диалог редко обретал завершение в форме, которая бы устраивала меня, но камертон, отчётливо звучащий в моём тайном бытие, позволял гармонизировать жизнь, насколько это было возможно в варварских обстоятельствах советского пространства и времени - и я бессознательно берегла его...
Должно быть, я была одной из тех "загадочных душ", которые мыкаются на Руси, СССР или как бы не называлось это евразийское пространство. "Была" потому что оказавшись за его пределами, обрела определённость и простоту достаточные, чтобы немного успокоиться, отрешиться от судьбы с тем, чтобы попробовать самой артикулировать звучащие во мне голоса и определить их в доступную мне культурную форму - перенести на бумагу.

Попытаюсь объяснить суть происшедшей со мной метаморфозы - как из душ "загадочных" я перешла в "простые", заботящиеся о форме...
Есть люди, которым для "счастья" недостаточно понимания того жизненного фрагмента, который они переживают сейчас. Им необходима полная "картинка" Мира, как и положено, с Китами и Слонами в основании. Они могут согласиться на некую условность - на заход и восход солнца, таблицу умножения... но!
- всё остальное должно пребывать в соответствии с выбором основ - аксиом, которые они согласны соблюдать как закон. Определив то, что можно и что нельзя, как данность, они ощущают себя свободными.
В противном случае эти люди обречены на поиск и создание собственной системы мироздания и этот непосильный труд подчиняет всю их жизнь, превращая её в "странность."
Надо ли говорить, что в моей прошлой жизни "законом" стало его отсутствие, когда говорят одно, делают другое, думают третье, а потенциально свободные души свободны лишь в одиноком законотворчестве.
Можно уйти в искусство, в искусственную жизнь и так и поступали в России всегда, погружаясь в литературу и выныривая из неё с обрывками приглянувшихся иллюзий и идей, из которых, множа путаницу, когда вместо понятного "не убий" возникает загадочное "возлюби", создавали свои мертворождённые миры и пытались их обживать загадочные души...
Надо ли говорить, что литература бывает разная... И тут проявляет себя сила рокового свойства, разделяющая людей.
Мой фатум заставлял меня соизмерять свою жизнь с некой ирреальностью, о которой горячо и неясно рассказывали мне незнакомые, но бесконечно дорогие голоса. Требования, которые предъявлялись мне тамошней жизнью казались мне безумством, а я казалась безумной окружающим меня людям.

Теперь история рассудила нас. Кривое зеркало зла разбилось, миллионы осколков зла разлетелись по миру и попали в сердца и глаза людей... А я, подобно Каю в ледяной Лапландии, пытаюсь собрать из слов нечто
магическое, что расколдует всех.
Зачем я пишу... Я не очень люблю это занятие. Я люблю свободное течение мыслей. Безответственные откровения - легкомыслие... Я знаю точно, что не заработаю и не прославлюсь, что не переделаю Мир и
людей, что вряд ли создам нечто завершенное, что понравилось бы мне самой и стало оправданием пережитой суеты.
Просто... эти записки жизненно важны мне. Они входят в ритуал моей жизни, как и уборка квартиры, Они входят в ритуал моей жизни, как и уборка квартиры, приготовление обеда, возня с цветами - что-то вроде уборки моего мира...
Я называю это занятие "история".
Для собственного благополучия мне важно "говорить, думать, поступать" в унисон и подобного жду от других людей, поэтому у меня нет друзей. Круг моих близких сузился до моей семьи - мужа и сыновей.
Иногда мне не хватает общения - хочется поделиться счастливой или мучительной мыслью или минутой. Но теперь я знаю, что для меня это роскошество, без которого вполне могу обходиться, как давно научилась
обходиться без сахара в чае. Спрашивают: "Не любите сладкого?" Да нет же, люблю - люблю и не люблю горький, но могу потерпеть, увы, толстею: "Есть хочется, худеть хочется..." - общения хочется, двоемыслия не
хочется...
Пишу чтобы обустроить свой день и заплатить за съём экологической ниши с видом на интеллигентность.
Говорю: "занимаюсь историей" и тем выбиваю почву из под ног чужака - пока он будет ориентироваться в чуждой ему сфере, я предоставлена сама себе - свободна, что, собственно, и ценно в экологических джунглях, где каждый норовит съесть чужую свободу.
Я выбираю правила честной дуэли - я предана цивилизации. Я называю её "английский бокс"- спаси бог от более употребительных определений, которые в моём доморощенном контексте вызывают справедливый гнев у
учёных людей.
Но какие-то слова я должна использовать, и нет сомнений, что не услежу и непременно сваляю дурака в словесной разборке, где не так уж много осталось имён существительных, наполненных общепонятным
смыслом, таким как "дерево", "стол"... Обещаю урезонивать себя всякий раз, когда приближаюсь к хлебу профессионалов, к которым, напоминаю, сама не принадлежу.
Почему эти свои записки назвала "история?". Потому что это слово моё - я нашла его заброшенным - откопала на свалке в Иерусалиме и таскала за собой, деля последний кусок, все эти годы... Меня, советского
маугли, поразило, что это слово в переводе с греческого звучит как "расследование". Так, я могла бы назвать свои записки "расследование", но это эмоционально обещает детектив - "экшен", а у меня, скорее, намерения
не подхлёстывать, а умиротворять страсти.
Я ищу перепутанные связи моих личных историй с историей Адама, чтобы найти, разумеется, философский камень, который приносит счастье...
1996г

7  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Рассказ «Калитка » : 29 Июнь 2010, 15:29:17
http://grani.agni-age.net/articles4/ahtman6.htm
8  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия» : 08 Июнь 2009, 19:02:25
из эссе Т.А. "ответы"


Шекспир ответил на вопрос о бытие, распорядившись своей жизнью, даром, добром на эпохальной сцене, открытой человечеству.

Он не создал библиотеки - его литература явились к  читателю позднее...
 Его имя утвердилось, как символ Театра,  хотя и оспаривалось веками...
В конце жизни он вернулся домой, занялся хозяйством и составил завещание у нотариуса на имущество: дом, деньги, утварь, мебель.
Да  так обстоятельно, что денежные суммы составляли шиллинги и пенсы, а столовые приборы распределялись поимённо, как роли в спектаклях. Не забыл он и благотворительность, хотя и в символических суммах.

Видно, как этот человек, обладающий уникальной творческой свободой, руководствовался рассудком и долгом.

Счастливый пример бытия, когда жизнелюбие сочетается с разумом, а духовная свобода - с нравственным законом.

..
...
....все вопросы в человеческой жизни растут, как деревья:
чем глубже проникаю корни, тем выше крона, а почва - культура.




худ.Вл. Ерко
9  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия» : 01 Июнь 2009, 15:19:30
Морис Метерлинк
автор "Синей птицы"
http://www.youtube.com/watch?v=eN1VkQGzNgQ

лауреат Нобелевской премии 1911 г.
Maurice  Maeterlinck;
 1862 -1949,

"Мудрость и судьба"
(1898)

книга, в которой М.М.  свидетельствует о земном человеческом счастье.



(отрывок о прочтении "Гамлета")
"Какое место занимает рок в "Гамлете", в "Короле Лире", в "Макбете"? Разве престол его не помещается в самом центре безумия старого короля, на низших ступенях воображения молодого принца и на вершине болезненных желаний Кавдорского тана? Не будем говорить ни о Макбете, ни об отце Корделии, бессознательность которых слишком очевидна и никем не будет оспариваться; но сам Гамлет, мыслитель Гамлет, разве он мудр? Смотрит ли он на преступления, совершающиеся в Эльсиноре, с достаточной высоты? Он, правда, обозревает их с вершины разума; но разве в светлой горной цепи мудрости вершины доброты, доверия, снисходительности и любви не возвышаются над вершиной разума? Что произошло бы, если бы он созерцал злодеяния, происходящие в Эльсиноре, с той высоты, с которой на них смотрел бы, например, Марк Аврелий или Фенелон? И прежде всего, разве не случается часто, что преступление, чувствуя на себе взгляд более могущественной души, останавливает свое шествие к мраку, подобно тому, как пчелы прекращают свою работу, когда дневной луч проникает в улей?

Во всяком случае, истинный рок, которому Клавдий и Гертруда отдали себя во власть, - ибо мы отдаем себя во власть року лишь тогда, когда совершаем зло, - истинный рок, который есть рок внутренний, продолжал бы свой путь в душе злодеев; но разве он мог бы оттуда выйти, разве он смел бы переступить за светлую, уличающую ограду, которую простое присутствие одного из этих мудрецов воздвигло бы перед воротами дворца? Если судьбы менее мудрых поневоле принимают участие в судьбах мудреца, которого они встретили, то судьбы мудреца редко подвергаются влиянию судеб низших. В области рока, как и всюду на земле, реки не текут назад к своим истокам. Но, возвращаясь к прежнему предположению, можете ли вы вообразить, что в Эльсиноре на месте души Гамлета присутствует чья-нибудь могущественная и властная душа, вроде души Христа, и что трагедия тем не менее продолжает идти своим путем, вплоть до четырех смертей заключительной сцены? Кажется ли вам это возможным? Разве в присутствии глубокой мудрости самое искусное преступление не становится отчасти похожим на зрелища, которые мы устраиваем вечером для маленьких детей и бедность и ложь которых обнаружились бы при первом солнечном луче? Представляете ли вы себе Христа, или просто мудрого человека, которого вы, быть может, встретили в жизни, посреди добровольного мрака Эльсинора? Что толкает Гамлета, как не слепая мысль, говорящая, что единственный долг жизни - это месть? И разве, в самом деле, нужно было сверхчеловеческое усилие для того, чтобы понять, что месть никогда не является долгом? Повторяю, Гамлет много мыслит, но он не мудрец. Он даже не подозревает, где находится незащищенное место в доспехах рока. Чтобы победить судьбу, не всегда достаточно вооружаться высокими мыслями, ибо высоким мыслям судьба может противопоставить мысли еще более высокие. Но какая судьба когда-либо могла устоять против мыслей кротких, простых, добрых и честных? Единственное средство поработить рок - это делать противоположное тому злу, которое он хотел бы заставить нас совершить. Нет в жизни драмы неизбежной. Катастрофы в Эльсиноре совершаются лишь потому, что все души отказываются что-либо видеть; но одна живая душа могла бы принудить все другие раскрыть глаза.


 
10  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия» : 08 Май 2009, 21:09:15
"Macbeth"
Fair is foul, and foul is fair:
Hover through the fog and filthy air.


Перевод Ю.Корнеева:

"Макбет"


Грань меж добром и злом, сотрись.
Сквозь пар гнилой помчимся ввысь.





"The Tragedy of Macbeth" (1971 film) directed by Roman Polanski

http://www.youtube.com/watch?v=A1lHYvxieB8

 http://www.youtube.com/watch?v=4X8IgWWKpVw&feature=related

"До Шекспира" Англия была варварской страной - островом на окраине развалившейся Римской империи.

11  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия» : 08 Май 2009, 20:33:35
"Шекспир писал для  своего  времени,  где  слиты  прошлое и  будущее. Его  не слишком занимала интрига, которую он развязывал на ходу с помощью то осчастливленных влюбленных  пар, то вереницы трупов,  и  куда сильнее притягивали характеры, разные варианты  осуществленной  судьбы, найденные человечеством, а  еще  -- бездонные   возможности   загадочного  английского   языка   с   его   двумя переменчивыми  регистрами германской и  латинской  лексики.  Так были навеки созданы Гамлет и Макбет,  ведьмы, они же богини-парки, три гибельные сестры, и  похороненный шут Йорик, несколькими строками завоевавший  бессмертие; так возникли непереводимые строки: "Revisit'st thus the glimpses  of the moon" и
"This  still  A  dream; or else  such stuff as madmen Tongue and brain  not"
(Идет  дозором  вдоль лучей луны; Сон или явь, что не под  стать безумцам --
языку и разуму)"

..
...
"Человеческая  судьба Шекспира  --  того же причудливого чекана,  что  и
судьбы приснившихся  ему героев. Он с легким сердцем строчил  то, чего ждали от  него  groundlings  (Зрители  партера)  или  надиктовывал  Святой Дух,  а сколотив  состояние,  бросил  перо,  почти  наудачу  подарившее нам  столько неисчерпаемых  страниц,  и  удалился  на покой  в  родной  городок, где стал дожидаться смерти, а не славы"

Хорхе Луис Борхес.
"Страничка о Шекспире"





12  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия» : 09 Март 2009, 13:06:32
Александр Блок

Я - Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце - первая любовь
Жива - к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю
Клинком отравленным заколот.
13  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Сборник миниатюр «Этюды из волшебного фонаря » : 09 Март 2009, 12:17:19
"Один человек сказал, что если описать устройство часов, как угодно подробно, то это не приблизит к пониманию времени... Пёстрая радуга складывается в белый цвет... или свет... или счастье созерцания пёстрого... или осознания белого? "


http://www.youtube.com/watch?v=Yb3kHcjusyc











14  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Эссе «Братья и сёстры » : 04 Февраль 2009, 17:46:07

Мультфильм "Снежная Королева" по сказкам Андерсена 1957 г.

http://www.youtube.com/watch?v=6Q_ldIVPMuE&feature=PlayList&p=5744F0265B8A0CB0&index=0&playnext=1

1957 -- Первая премия "Золотой лев Св.Марка" в категории анимационных фильмов; XI МКФ в Каннах, 1958 -- Первая премия в категории анимационных фильмов; МКФ в Риме, 1958 -- Первая премия; I ВКФ в Москве, 1958 -- Особый приз фильму, удостоенному наград на разных фестивалях; III Британский МКФ в Лондоне (Фестиваль фестивалей), 1959 -- Признан лучшим фильмом года



рис. Владислава Ерко


Ганс Христиан Андерсен.
Снежная королева

История первая,
в которой рассказывается о зеркале и его осколках

Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже. Прекраснейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей - уродами, или казалось, будто стоят они кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались так, что и не узнать, а если у кого была веснушка, то уж будьте покойны - она расползалась и на нос и на губы. А если у человека являлась добрая мысль, она отражалась в зеркале такой ужимкой, что тролль так и покатывался со смеху, радуясь своей хитрой выдумке.

Ученики тролля - а у него была своя школа - рассказывали всем, что сотворилось чудо: теперь только, говорили они, можно увидеть весь мир и людей в их истинном свете. Они бегали повсюду с зеркалом, и скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека. которые не отразились бы в нем в искаженном виде.

Напоследок захотелось им добраться и до неба. Чем выше они поднимались, тем сильнее кривлялось зеркало, так что они еле удерживали его в руках. Но вот они взлетели совсем высоко, как вдруг зеркало до того перекорежило от гримас, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось на миллионы, биллионы осколков, и оттого произошло еще больше бед. Некоторые осколки, с песчинку величиной, разлетаясь по белу свету, попадали людям в глаза, да так там и оставались. А человек с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи только дурное - ведь каждый осколок сохранял свойство всего зеркала. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда. Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы, и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, и худо было, если такие очки надевали для того, чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах.

Злой тролль надрывался от смеха - так веселила его эта затея. А по свету летало еще много осколков. Послушаем же про них!
...
15  Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Эссе «Братья и сёстры » : 30 Январь 2009, 13:52:03
Константин Паустовский :

Преподаватели гуманитарных наук
 http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/kniga-o-zhizni/dalekie-gody_14.htm

".. русской литературы Селиханович...  ходил в черном, застегнутом наглухо штатском сюртуке.

Это был человек мягкий и талантливый. Он "промыл" перед нами русскую литературу, как опытные мастера-реставраторы промывают картины. Он снял с нее пыль и грязь неправильных и мелких оценок, равнодушия, казенных слов и скучной зубрежки. И она заиграла перед нами таким великолепием красок, глубиной мысли и такой великой правдой, что многие из нас, уже взрослые юноши, были поражены.

От Селихановича мы узнали многое. Он открыл нам не только русскую литературу. Он открыл нам эпоху Возрождения и европейскую философию XIX века, сказки Андерсена и поэзию "Слова о полку Игореве". До тех пор мы бессмысленно вызубривали наизусть его древнеславянский текст.

У Селихановича был редкий дар живописного изложения. Самые сложные философские построения в его пересказе становились понятными, стройными и вызывали восхищение широтой человеческого разума.

Философы, писатели, ученые, поэты, чьи имена до тех пор воскрешали в памяти только мертвые даты и сухой перечень их "заслуг перед человечеством", превращались в ощутимых людей. В изображении Селихановича они никогда не существовали сами по себе, вне своей эпохи.

На уроках о Гоголе Селиханович воскрешал перед нами Рим гоголевских времен - его карту, его холмы и руины, его художников, карнавалы, самый воздух римской земли и синеву римского неба. Вереницы замечательных людей, связанных с Римом, проходили перед нами, вызванные к жизни магической силой.

Эта магическая сила была проста и доступна каждому. Называлась она знанием, одухотворенным любовью и воображением.

Мы переходили из одной эпохи в другую, из одних интереснейших мест в другие, не менее интересные. Изучая литературу, мы побывали с Селихановичем всюду- среди оружейников Тулы, в казачьих станицах на границе Дагестана, под моросящим дождем "болдинской осени", в сиротских домах и долговых тюрьмах диккенсовской Англии, на рынках Парижа, в заброшенном монастыре на острове Майорке, где болел Шопен, и в безлюдной Тамани, где морской ветер шуршит стеблями сухой кукурузы.

Мы пристально проследили жизнь тех людей, кому были обязаны познанием своей страны и мира и чувством прекрасного,- жизнь Пушкина, Лермонтова, Толстого" Герцена, Рылеева, Чехова, Диккенса, Бальзака и еще многих лучших людей человечества. Это наполняло нас гордостью, сознанием силы человеческого духа и искусства.

Попутно Селиханович учил нас и неожиданным вещам - вежливости и даже деликатности. Иногда он задавал нам загадки.

- Несколько человек сидят в комнате,- говорил он,- Все кресла заняты, Входит женщина. Глаза у нее заплаканы. Что должен сделать вежливый человек?

Мы отвечали, что вежливый человек должен, конечно, тотчас уступить женщина кресло.

- А что должен сделать не только человек вежливый, но и деликатный?- спрашивал Селиханович. Мы не могли догадаться.

- Уступить ей место спиной к свету,- отвечал Селиханович,- чтобы заплаканные ее глаза не были заметны...."


...
Селиханович открыл нам литературу и философию, а старик Клячин - историю Западной Европы.

Худой, в расстегнутом сюртуке, всегда небритый, с большим кадыком, с прищуренными и ничего не видящими глазами, Клячин говорил хрипло, резко, обрывками фраз.

Он бросал слова, как комья глины. Он лепил ими живые статуи Дантона, Бабефа, Марата, Бонапарта, Луи-Филиппа, Гамбетты.

Негодование клокотало у него в горле, когда он говорил о девятом термидора или о предательстве Тьера. Он забывался до того, что закуривал папиросу, но, опомнившись, тотчас гасил ее о ближайшую парту.

Клячин был знаток Французской революции. Существование этого учителя в тогдашней гимназии было загадкой. Иногда его речь подымалась до такого пафоса, будто он говорил не в классе, а с трибуны Конвента.

Он был живым анахронизмом и вместе с тем самым передовым человеком из наших учителей.

Временами казалось, что это последний старый монтаньяр, чудом проживший сто лет и очутившийся в Киеве. Он избежал гильотины и смерти в болотах Гвианы и не потерял ни капли своего сурового энтузиазма.

Изредка Клячин уставал. Тогда он рассказывал нам о Париже времен революции - об его улицах и домах, о том, какие горели тогда на площадях фонари, как одевались женщины, какие песни пел народ, как выглядели газеты.

Многим из нас после уроков Клячина хотелось перенестись на столетие назад, чтобы быть свидетелями великих событий, о которых он нам рассказывал..."
Паустовский  "Книга о жизни"


P.S.
Счастлив тот, кто встретил в детстве  просвещённого человека.
Человек входит в мир, рождаясь телесно, но он должен родиться и своим сознанием. У ребёнка оно развито на интуитивном уровне. То есть, ребёнок не осознаёт того, что он мыслит. Он НЕ знает, что знает, и нуждается в том, чтобы его сознание было подтверждено. Само по себе оно "мерцает" - включается и гаснет... проходит пунктиром: то вспоминает, то забывает. К тому же, если окружающие его люди не подтвердили ребёнку его разумную природу, или, напротив, уверили его в обратном, то возникают жестокие противоречия. "Умом понимаю, но" или "по-человечески я понимаю, но..."
Происходит разрушение личности, человек теряет самостоятельность, ориентацию в мире и даже в своей собственной душе.

Душа требует БЫТЬ, а ум хитрит, изворачивается, лжет. И чувствует свою разорванность, понимает, что "плохо"... не ТАК (ошибка), но пытается заглушить голос интуиции (совести) , требующей включения и сознательной жизни.

Трагедия, если ребёнка вводит в жизнь циник, верующий в ничтожество человека и всесилие подлости. Такой уничтожает душу ребёнка и сам дух просвещения - в слове, музыке, образовании и искусствах.
Циники  паразитируют на культурных формах. Но лишенная просветительного смысла,  культура деградирует на уровень РЭПа


рэп (афро-американский стиль 70-х)
 аналог : частушка
http://il.youtube.com/watch?v=guVkMZ5j06Y

Страниц: [1] 2 3 ... 6

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!