Форум журнала "Новая Литература"

08 Август 2022, 14:12:07
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2022 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2022 г.
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Критическая статья «Премия за грех»  (Прочитано 2811 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Тимофей Маляренко
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 7


Просмотр профиля Email
« : 31 Август 2011, 19:17:40 »

Маляренко Тимофей. Критическая статья «Премия за грех».

Относительно недавно (29 мая этого года) современному писателю Захару Прилепину была вручена первая премия на конкурсе «Супернацбест», а его роман в рассказах «Грех» был признан лучшей книгой десятилетия. Интересно, что такое, казалось бы, значимое событие осталось для многих незамеченным. А значимое оно, как минимум, по трём причинам. Во-первых, проводилось подобного рода мероприятие впервые, во-вторых, в конкурсе могли принимать участие только авторы, чьи книги становились бестселлерами года (с 2001 по 2010 гг.), и, наконец, следующее такое явление в литературе можно ожидать только через десять лет (а срок, согласитесь, немалый). А если вспомнить и сумму первой премии – 100 тыс. долларов США – то можно смело говорить и о четвертой причине.

Прежде всего, меня заинтересовали три обстоятельства премии: сами номинанты (а их не так много – всего десять), жюри этого, вроде бы, громкого конкурса и, конечно же, творчество победителя (в частности, рассказы из романа «Грех»). Но обо всём по порядку.

Признаться, я не большой знаток современной литературы, потому что предпочитаю продукт, проверенный временем и не одним поколением читателей. Однако имя одного из претендентов мне было знакомо хорошо. Речь идёт о Викторе Пелевине, авторе неоднозначном, отчасти противоречивом, местами сложном, но бесспорно талантливом. Его произведения, представляющие собой смесь реализма с эзотерикой и мистикой и приправленные нестандартными размышлениями о современном обществе, лично меня не оставили равнодушными. И то, что он был в числе номинантов, меня нисколько не удивило. Об остальных участниках я знал крайне мало, либо не знал ничего, поэтому и высказываться на их счёт не стану.

Немаловажно обратить внимание и на тот верховный ареопаг, что выносил вердикт в пользу того или иного писателя. А среди них сплошные экономисты, банкиры и политики, которые и определяют курс нашего корабля, под названием «Родина». Конечно, были и писатели – Лимонов, Юзефович, но опять же – люди весьма вхожие в высшие круги нашей сверхрасполневшей административной машины. Как видите, главных редакторов литературных журналов и видных критиков (а кому же ещё объективно оценивать?!) обошли стороной. Что и говорить – кто платит, тот и заказывает музыку (к сожалению, без этих торгашеских высказываний не получается). Уж не знаю, насколько верховное жюри разбирается в литературе, не в беллетристике, коей наводнены полки книжных магазинов, а в той самой нетленной классике всех времён, но, думаю, имеющиеся у них знания вряд ли можно считать эталонными. Даже в совокупности. Конечно, я не хочу назвать этих людей глупыми, отнюдь. Но и до интеллектуально-культурной элиты они явно не дотягивают. Кроме того, необходимо учитывать «политический заказ», который обязательно присутствует в любой коммерческой премии. А, как известно, ход мыслей руководства может не совпадать или даже идти вразрез с думами читающей аудитории. Но что сделано, того не воротишь…

Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!