Хм-м… Вы меня озадачили…
Обратимся к экспертам…
«Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы». (Википедия»)
«Очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». ( «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина)
«Жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». («Большой энциклопедический словарь»)
«Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные». («Краткая литературная энциклопедия»)
А вот что такое монография:
«Моногра́фия (от греч. μόνος — «один, единый» и γράφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанрам научной прозы. В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы, теории, концепции, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д. Иногда можно встретить некорректную интерпретацию слова «монография» — «пишет один человек», хотя её создателями могут быть как один автор, так и целый коллектив, а само слово означает специфику рассматриваемой в ней проблематики, её относительно узкую направленность; «единость писания», но не писателя». («Википедия»)
Исходя из этих справок, можно заключить, что «Жертвенник» - никак не научный труд. По своему стилю работа ближе всего, пожалуй, к эссе. А по объему – к философскому трактату. Вот и думай...
По правде говоря, я работал над «Жертвенником» (оставим за скобками мою личную боль) из соображений, можно сказать, хулиганистых. Я осознанно нарушаю каноны, приличествующие устоявшимся жанрам. Я снимаю границы, преступаю запрет, совершаю трансгрессию.
Всё дело в инстинкте свободы. Социальная жизнь так устроена, чтобы каждого из нас загнать в какие-то четкие рамки: профессиональные, семейные, потребительские, экономические, политические, культурные и т.д. Однако личность человека гораздо шире, чем, скажем, его узкая специальность. И литературные интересы у личности шире, чем приверженность к какому-либо узкому жанру. Это уныло, когда писателя ставят в стойло, из которого тянется только один конвейер: либо ты – детективист, либо фантаст, либо сентиментальщик, либо квазиисторик, либо еще кто-нибудь, но обязательно, чтоб был моножанр. Это удобно для позиционирования, так легче найти свою нишу на рынке.
На РЫНКЕ – вот в чем удушье творческой личности.
Однако то же самое – и в науке, и в искусстве, и в философии. Рамки охраняются ревностно внутри своей касты и особенно неприветливо к чужакам. Здесь мне приходит на ум зюскиндовский «Контрабас»; там в одном месте герой вспоминает профессора философии, который говорил: «Думать – это слишком серьезное дело, чтобы его доверять кому попало»...
В общем, внутренне съежившись от хмурых бровей предполагаемых профессоров философии, возьму на себя смелость назвать «Жертвенник» философским эссе.
