Вступительное слово, оригинальный перевод с латинского, смысловые вариации, комментарии и восстановленные лакуны, а также отбор представленных фрагментов сделаны ведущим рубрики Владимиром Соколовым.
Августи́н Блаженный Аврелий (354–430 года) – христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский, это недалеко от Карфагена. Один из отцов христианской церкви и очень интересный писатель. Его «Confession» переполнено психологизмом и дало зелёный свет в мировой литературе наряду с «Мыслями о себе» М. Аврелия целому жанру, к которому с большим или меньшим успехом присоседились Петрарка, Ракоци, Руссо, Лев Толстой, Уайльд и мн. другие. Переводят «Confession» как «Исповедь», хотя, конечно, никакой исповедью там и не пахнет.
Августин пишет о своей жизни, как жизни простого и заурядного человека, хотя и без конца ставит в строку лыко о своих немалых способностях, тут же оговариваясь, что они не имеют никакого значения. Основная идея писателя состоит в том, что он на своём примере обычного человека показывает порочность человека как такового. Он не кается в своих грехах, а говорит, что человек – существо низменное и животное: таким он родился и таковым ему суждено быть. Своей волей человек из той мерзости, куда его запустили при рождении родители, вырваться не в состоянии: тут без помощи бога не обойтись.
И он ищет бога. А при этом ставит кучу интересных и увлекательных вопросов. Один из них – это как можно соотнести человека, проживающего в том мире, где все мы тленны, с богом, который вечен и неизменен. А это подвигает его к проблеме времени как такового. Чего он там надумал, не разгребли до сих пор, хотя вслед за ним на эту стезю вступило масса народу, в том числе Кант и Хайдеггер. Как бы то ни было, но августиновы размышления о времени вошли в плоть и кровь, а скорее менталитет западного человека, порой в искажённом и опошленном виде, так плотно, что многие из образованных людей смотрят на проблему так же, как и Августин, даже не подозревая об этом. Современному русскому читателю, прежде чем пускаться в философское плавание по морям Канта, Декарта, Юма, да и Маркса с Энгельсом тоже, не худо бы для начала проштудировать Августина (как впрочем, и Аристотеля и Платона)...