Форум журнала "Новая Литература"

28 Март 2024, 20:08:46
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Заметки на полях «"Алхимия слова" Парандовского»  (Прочитано 3563 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Цитаты и классики
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 0


Просмотр профиля Email
« : 04 Январь 2016, 13:43:41 »

Цитаты и классики. Заметки на полях «"Алхимия слова" Парандовского».

Комментарии и замечания Владимира Соколова


 


...Язык часто называют главным инструментом писателя. Это мне кажется ошибочным мнением, преувеличивающим роль языка в литературе. Язык, – это не инструмент, а среда, в которой создаётся литературное произведение, как в звуках создаётся музыка, а красках – живопись, а в воздухе – речь. Но ни звуки, ни краски, ни воздух – никакие не инструменты для художника, композитора, болтуна. Главное в литературе это, на наш взгляд, мысль – идея, от которой всё и идёт. И которая развёртывает себя в композиции, в образах, в метафорах, деталях и в том числе и в словесных формулах.


Недоразумение возникает от того, что мысль и слово, язык и мышление очень тесно связаны друг с другом, настолько тесно, что неотделимы одно от другого. Идея художественного произведения не может быть выражена иначе, чем в словах, а воспринимая слова, читатель догоняет до выраженной ими идеи. Они неотделимы одно от другого, и всё же они не одно и то же. Как неотделимы друг от друга вещи и пространство. Невозможно воспринять и даже помыслить пространство без находящихся в нём вещей, но вещи – это ещё не пространство. Так же неотделимы время и вещи, электрическое и магнитное поля, звук и воздух, колебаниями которого этот звук является.


Это старая философская проблема, решить которую и в 100 лет не удастся: по крайней мере, прошедшие тысячелетия не очень-то продвинулись на этом пути. Однако практически она решается гораздо проще, чем теоретически.


Писатель работает над смыслом и только над смыслом. Поиск нужного слова – это поиск смысла, попытка как можно точнее выразить то, что хочется сказать. Take care of the sense, and the sounds will take care of themselves. Но писатель должен работать и над словом. В более узком и, я бы сказал, банальном смысле, чем богаче будет его словарный запас, тем ловчее он найдёт возможность для выражения смысла. Только работать над словом нужно не тогда, когда пишешь, а до того. Читать словари, других писателей, слушать, как говорят люди, и запоминать или записывать понравившиеся или необычные выражения и обязательно работать над своими записями: сортировать их, сравнивать, компоновать. Тогда и в момент писания и проблем с поиском нужного слова будет меньше...

Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 670


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 04 Январь 2016, 18:01:45 »

Заметно, что автор судит о писателе, художнике снаружи, без зеркала, основываясь на справочном или подручном материале. Первое отличие творца от прочих - наличие стёртого личностного дефекта, полученного вследствие сильного потрясения в детстве. Эта благословенная отметина ведёт держателя по жизни, поднимая на вершины творческих прозрений или опуская на дно губительных «производственных» пороков. Всё зависит от фактора самовоспитания, силы воли, рока. Нищий здесь может стать князем, а царь - растратить талант на бытовые дрязги. Примеры вспомните сами. Процесс творчества неподвластен систематизации, ни один сильный писатель не будет  писать по примеру, он будет творить «против». Толпы, коллег, трендов, идеологий. Его идеал - высокая нравственная мечта, остальное - детали. Конечно, он может вдохновится примером «Мартина Идена», но всегда сделает из себя нечто неповторимое. Никаких тайных секретов у истинных нет, отличает их от прочих только неповторимое мироощущение. Обучится ему нельзя, надо в детстве крепко ударится о притолоку, обгореть на пожаре, увидеть страшную гибель любимого существа. Этим стороннего не наградишь. Лучше заниматься в жизни тем, что у тебя лучше получается, если выходит «писать», то и будешь того держаться, а глория или забвение станут тебе наградой - лишь дело случая, упрямства, мастерства поддержания творческого либидо. Если бы все хорошие писатель становились классиками, то нас утопили бы в этой самой классике ещё в школе. Так что с забвением и лавровыми венками всё логично: каждому - тиражное, либо неповторимое - своё.
Впрочем, спасибо за познавательный, полезный труд.
Записан
Борода
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 701


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 05 Январь 2016, 16:29:11 »

Служенье муз… и так далее. Не горячись, Рыбак, три ошибки на абзац - многовато, тоже поди нервный от срыва. Поёшь вроде верно, но фальшивые ноты портят даже красивую пестню… 
Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 670


Просмотр профиля
« Ответ #3 : 05 Январь 2016, 17:37:03 »

Поторопился, но повинную голову… и так далее. Петь не «под фанеру» всегда - для почтенного возраста со слабым зрением - трудно, хотя русский язык учили прилежно. Исправимся.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!