HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2021 г.

Образ будущего, художественная литература и качество образования

 

 

 

;Образ будущего, художественная литература и качество образования

 

 

Художественная литература – это не только этика, эстетика и культура. Её роль не исчерпывается развлечением для читателей и самовыражением для писателей. Она не ограничивается тем, чтобы быть источником идей и сюжетов для других видов искусства. И она простирается гораздо шире функции воспитателя подрастающего поколения или утешителя для тех, кому пора осмыслить прожитое. Есть у художественной литературы ещё и другие предназначения. И один из ключевых её смыслов для общества, оказавшегося на перепутье истории – поиск и формирование образа будущего.

В общественном сознании образ будущего формируется не только художественной литературой. Но она остаётся источником идей и вдохновения для всех, кто стремится осознанно управлять процессом формирования образа будущего –

  • политических деятелей,
  • государственных руководителей,
  • лидеров общественного мнения.

Механизм воздействия тут простой: в отличие от научной и публицистической, художественная литература запускает в читателе сопереживание, поэтому идеи из неё воспринимаются через эмоции.

Не случайно в общественно-политическом дискурсе всё чаще мелькают названия романов и имена писателей, исследовавших образ будущего художественными методами: Иван Ефремов, братья Стругацкие, «1984», «451 градус по Фаренгейту»…

Помимо прочитанного, образ будущего через посредство общественных лидеров формируется

  1. семейными традициями,
  2. условиями жизни,
  3. принципами воспитания
  4. и качеством образования.

С момента распада Советского союза российское общество переживает период либерализации, которая за 30 лет кардинально повлияла на все перечисленные факторы. Ключевой принцип либерализма, строящийся на главенстве личных интересов над общественными, во многом успел реализоваться. Выросло поколение, для которого критерием самореализации стал личный успех, а не нужность другим.

В результате это привело к тому, что в общественном сознании россиян образ будущего отсутствует. Никто не знает, к чему стремиться, куда звать и за кем идти. Ибо одна лишь только сытая жизнь и безопасность не могут быть объявлены целью. Не для того над нашими головами светят звёзды. Не для того бесчисленные поколения наших предков мечтали о высоком. Да и вообще, существа, которые думают только о еде, живут в коровниках и свинарниках, а не строят храмы или запускают космические корабли.

 

Что делать?

 

Среди факторов, влияющих на формирование образа будущего, выше было упомянуто качество образования. На этом примере можно показать, что с нами происходит и как быть дальше.

Либерализация высшего образования привела к тому, что каждый студент вуза на почти законных основаниях может выбрать, какого качества образование ему получить:

  1. нулевое (купить диплом),
  2. формальное (купить курсовую или дипломную работу,  заказать отчет по производственной практике, но экзамены сдавать самому),
  3. или классическое (учиться и сдавать экзамены самостоятельно).

Слово «почти» здесь употреблено потому, что напрямую законом такая дифференциация не разрешена, но на практике бизнес по написанию студенческих работ за вознаграждение в России процветает на легальных основаниях.

 

Вопрос мотивации

 

Вопрос о том, какой из трёх путей получения образования выберет студент, зависит от его мотивации. Так, например, если учиться его заставляют родители или без видимых причин направил работодатель, то студент будет ориентирован «нулевой» вариант. Наоборот, осознанные жизненные цели ориентируют его на «классику». И тут вновь на горизонте маячит образ будущего, который у каждого человека формируется (или не может сформироваться) под влиянием того, как на этот счёт настроено всё общество.

А жизнь тем временем продолжается, и на практике большинство студентов так или иначе, в разных пропорциях, получают элементы всех трёх степеней качества образования. Кто-то заказывает у экспертов работы чаще, кто-то реже, некоторым в качестве диплома «нужна лишь бумажка», чтобы взяли на работу не по профилю, а кто-то подходит к учёбе всерьёз, но иногда, нет-нет да и… Впрочем, бывает всякое.

Причин, которые подталкивают студента заказать написание работы, всего три:

  • нехватка времени,
  • лень,
  • глупость.

Каждая из них может быть вызвана своими обстоятельствами. Например, нехватка времени бывает вызвана неорганизованностью, а бывает – материальными проблемами, когда студент вынужден подрабатывать. Глупость может быть природным качеством, а может оказаться следствием отсутствия базового среднего образования, когда у студента просто не выработан навык формулирования мыслей своими словами, ну или формирования мыслей как таковых. Он ведь, дурачок, думал (да и думает сейчас), что это ему не пригодится, то не понадобится, зачем, мол, поэту математика, а оно, оказываться, нужно было для развития мышления, но вовремя ребёнку этого никто не объяснил, и вот она, глупость, встречайте.

 

Что будет

 

В результате всех этих процессов, когда один и тот же диплом у разных выпускников ничего не говорит об истинном качестве их образования, работодатели будут вынуждены расширить и углубить систему критериев для кандидатов на рабочие места. Например, начнут изучать оценки, полученные за время обучения, придавать значение качеству и количеству опубликованных научных работ и так далее.

Легко предположить, что если к этому моменту в обществе не сформируется образ будущего, то расширится и спектр услуг по подлогу критериев, свидетельствующих о качестве образования. Возможно, недалёк тот день, когда наряду с написанием дипломов на заказ, студентам будут предлагаться

  • услуги по формированию репутации,
  • помощь по увеличению веса имени в научных кругах,
  • написание фиктивных исследовательских работ,
  • мнимая победа в грантах и конкурсах, придуманных только для того, чтобы попасть в биографию кандидата на высокооплачиваемое рабочее место.

Звучит всё это жутковато. Но именно так художественная литература и влияет на наше восприятие собственных жизненных перспектив: через чувства. Ведь не правда ли, лучше испугаться сейчас, чем кусать локти в дальнейшем?

 

 

При написании статьи использованы материалы сайта https://studently.ru/.

 

 

Автор: Игорь Якушко

 

Дата публикации: 06.02.2021

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

24.02: Владимир Положенцев. Искушение (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего ЮМани-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2021 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!