HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Станислав Алов

Поколение Кло

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: , 4.07.2008

 

 

 

Каждой ночью они поднимаются из могил, жадно расковыривая изнутри вековой грунт – в предчувствии новой жизни. Зомби не вольны распоряжаться собой, даже против воли они будут воскрешены. Ведь мир изголодался и уже взял вилки на изготовку: он жаждет отведать их разума.

 

Мы существуем в эпоху повального эпатажа, когда любая человечья особь – непременно не такая, как все: каждый – панк, оригинал, личность; потому, что вот, не видно что ли, у меня же и пирсинг повсюду и волосы ярко зеленые, а у тебя только зеленоватые. Демонстративное – смотрите, я самый сумасшедший и харизматичный, оригинальнее оригиналов – уже приелось до тошноты. И окружающих, таких же безумных обаяшек, мало чем можно зацепить. В соревновании по эпатажу теперь выигрывают лишь те, кто ниспровергли все, нарушили все запреты, достигли наибольшей степени свободы. А чтобы быть вне конкуренции, ныне требуется обратное: антиобаяние мерзости и неприглядности, притягивающее как раз тем, что оно отталкивает. Это замечательно, все в шоке – до той поры, пока в процесс не вмешивается матрица. Дело в том, что люди в погоне за сладким понятием не как все, изрядно растрачивают силы и сам смысл гонки, становясь бездумным анти: раз ты белый, тогда я черный. И в итоге, естественно, теряют именно то, к чему стремились – неповторимую личность. Вот тут-то на помощь и приходят добрые дяди с пробирками, которые говорят: да успокойтесь, мы все сделаем за вас, мы сгенерируем вас в любых вариантах и пропорциях – будь вы уже мертвы или еще не живы. Так как в высшей степени не оригинально рассуждать о реальном клонировании, набившем оскомину, рассмотрим это явление метафизически – на примере, скажем, литературы.

 

Не знаю, как там, а у нас в СССРосии, в последнии два-три десятилетия незаметно и спонтанно сформировалась целая отрасль генной инженерии: литературное клонирование. Хотя опыты над персонажами, их авторами и авторами-персонажами начались намного раньше – еще и не пахло пресловутой овцой Лолой. Приверженцы зауми во главе с Хлебниковым клонировали понятия слов, Маяковский с бесстыдством истого революционера – саму поэзию, Довлатов – себя нелюбимого. Даже Федор Михайлович упорно занимался клонированием Библии. Таким образом, можно заключить: появление придуманных клонов породило действительное клонирование младенцев, а не наоборот. Так углубимся теперь в не столь далекую историю, и попытаемся классифицировать явление.

 

Писательское клономышление, в большинстве своем, отличается природным неприятием авторитетов и идолов – однако вовсе не ненавистью к ним, а скорее отстраненным восприятием личности (желательно известной), как условного материала, из которого можно слепить все, что угодно. И почти обязательная характерная черта: намеренное нарушение всех табу – языковых, нравственных, половых и религиозных. Литераторы поколения Кло похожи как на достопамятную Еву, так и на бунтующих подростков, тянущихся к яблоку греха без особых рациональных причин, да просто, чтобы – назло, наоборот. Но, отдадим им должное, делают они это талантливо и вкусно, предлагая нам такие блюда, пахнущие, правда, не всегда вменяемо и съедобно, отказаться от коих мы уже не в силах: непреодолимо манит аура запретного.

Начальное развитие клонизма пришлось на годы предсмертной агонии советского инкубатора – как предсказуемый итог: неудавшийся эксперимент по выращиванию Хомо Советикуса мог и должен был отразиться в книгах. Этим и занялся, наверное, главный идеолог клонодвижения – античеловек и антиписатель – Сорокин. Он начал с насильственной рейнкарнации совдеповских – и без того искусственных – книг в измывательские моче-фекально-инцестные тексты. Сорокин выявлял истинную структуру бессмысленного (для всех, кроме кремлевских ученых, конечно) придуманного мира, в котором существовали окружающие, не он. Тогда сам этот факт был неслыханным и эпатажным, не говоря уже о стилевой подаче факта. О его творчестве будут спорить, пытаться гноить автора, позже – обзывать экстремистом, недочеловеком, педофилом, но никто не решился и вряд ли решится назвать его бездарностью. Сорокин чем-то напоминает Пикассо, который достиг предела художественного мастерства и потому мог позволить себе примитивные на вид игры с полотном, писать все, что вздумается. Точно также Сорокин получил право, извиняюсь за каламбур, описывать, как писают, именно потому, что овладел талантом создавать любую книгу одинаково хорошо и в любом стиле – словно мастер единоборств, не применяющий свою технику в жизни. А главное, он первым запатентовал открытие литературного клонирования. Много позже в нашумевшем «Голубом сале» основной клонист нашего времени окончательно расставит акценты, установит терминологию, и – невольно ли, намеренно – сделается апологетом новой литературной религии, парадно шествующей к нам – ненасытным потребителям слов.

 

Вот во главе процессии ковыляют – слепленные с душой, даром что на скорую руку – колченогие и нагловатые сорокинские мутанты, с натужным смаком пукая, какая и производя массу столь же любопытных неожиданных выбросов в атмосферу. Так идут они вместе, подбадриваемые отеческим перстом обаятельного автора с тихой загадочной улыбкой. К ним присоединяются помятые, несколько потерянные, еще в комьях свежей земли: Толстой, Платонов, Ахматова и прочая братия восставших жертв вуду. Влюбленно перемигиваются Сталин и Хрущев. Все они готовы выполнить любой приказ предводителя.

Вот галдящая стайка веселых обкуренных оборотней Пелевина-сана. Они движутся, повинуясь лишь своему творцу, да еще, разве что, вечному животному постулату – закону выживания. Впереди атакует Хуан-Чапаев, сзади прикрывает условный Шварценеггер, посередине – команданте Че Гевара, покровительствующий русскому бизнесу. Над ними, непременно в позе лотоса, парит их бесплотный гуру, навсегда лицензировавший право на клонирование буддизма и наследия Кастанеды. Больше о нем, как и полагается эфирному существу, постоянно находящемуся в измененном состоянии сознания, никому ничего не известно.

Вот изящно вышагивает Фандорин – хитроумный клон с романтичным характером Пушкина и выверенной дедукцией Холмса. За ним юлит неотступная тень Акунина, в бурке и с большим отточенным «паркером» за поясом. А сзади уныло плетутся двое, синеватые лицом: в конец, до скелета, отощавший Гоголь и – бодрячком, хотя и теряя по пути некоторые конечности – Конан Дойл.

А вот и Крусанов, гениальный мастер клонирования истории, с целым стадом волосатых женщин, штатных имперских магов и кусачих ангелов. Он сияет – и не без причины: ему удалось клонировать Павича, да так, что клон вышел лучше оригинала.

И завершают парад великолепные мистические монстры Масодова, в пух и прах разносящие все на своем пути, как и блистательная мысль их создателя. Здесь и похотливые пионерки, и мальчик с собачьей головой, и даже сам сатана в обличье умершего брата Ленина. Это клоны последнего поколения: идеально аморальные; глубоко – ну совершенно по-платоновски, пускай навыверт – выписанные; с пугающе знакомой достоверностью пожирающие и истребляющие друг-дружку; при том не чуждые философии и выискивающие истину зеркально, наоборот – из глубин животного ужаса.

 

Безусловно, на первый взгляд покажется, что парад этот (исключая в целом мирного и незлобивого Акунина) – есть не более, чем творчество, вывернутое наизнанку, тонкая издевка эстетов над серостью обывателей и быдлом, вопящим: ату их, ату, спасайте Россию и наших детей! Самый парадоксальный факт в юной, только формирующейся истории литературного клонирования, состоит вот в чем: все это вовсе не вторичное искусство, не плагиат и, уж конечно, не порнография. Это и в самом деле полноценная литературная эволюция, некий биологический процесс, перезагрузка креативных файлов и сознания читателя. Наследие классиков не должно быть забыто, но оно может быть – по закону развития видов – пересмотрено, обновлено и клонировано, согласно формам (как раз тем, что громко вопят), населяющим сейчас жизненное пространство.

Однако авторский клон подустал. Он прячется в пробирку постели, чтобы на завтра проснуться перерожденным, и дает последний совет: каждое утро внимательней поглядывайте в зеркало – возможно, вас уже кто-то...

 

 

 

2003 г.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

24.06: Дмитрий Зуев. Мадонны на стене (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

14.06: Дмитрий Москвичев. Ю. (повесть)

17.06: Деян Стоилькович. Нет храбрости (рассказ, перевод с сербского Анны Смутной)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!