HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Записки филосшедшего

Обсудить

Критический обзор

 

Оппоненты настоящего труда могут уничижительно обозвать автора малахольным. Что, безусловно, явится наговором. И даже клеветой. А в переводе на то же самое просторечие – поклеп! Свидетельствую истинно и авторитетно: автор вполне адекватен. Но философ-эклектик. "В натуре". К тому же стихотворец. Всегда чуравшийся торных дорожек и шедший своим путем. В меру возможностей своих филологствующий. Одним словом, филосшедший…

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 1.04.2008
Оглавление


1. О литературной критике современной русской поэзии
2. Точка зрения – точка опоры

О литературной критике современной русской поэзии


 

 

 

1

 

Написание "чего-нибудь критического" очень долго не шло дальше ленивого пролистывания всех трех номеров альманаха «Открытая мысль», увидевших свет к настоящему времени и живущих, как и положено, своей жизнью. Нет, нет, издание – номер к номеру – интересно, привлекательно, читай – не начитаешься. Но в заданном направлении дело не двигалось. Да тут еще один из моих виртуальных френдов процитировал в своем «Живом Журнале» Эмиля Чорана по его книге «После конца истории» (СПб, "Симпозиум", 2002; переводы с французского), – словно желая оправдать меня.

"Всё, что имеет определенный предмет, становится в тягость: военные тяготятся войной, кабинетные ученые – кабинетом, это относится и ко всем прочим занятиям".

Нет, нет, писать я страсть как люблю: хлебом не корми, только дай посочинять. Но кропать "предметное" и выпускать наружу то, что само просится из души, – это, простите за набивший оскомину одесский колорит, две большие разницы. Вот и предпочитал я изо дня в день не "кропать", а "выпускать": ведь не критик я по природе своей, но поэт в первую голову. Оттого столь упорно и не лезла в нее, голову, прозаическая "обязаловка", что из нее "самотеком" шли поэтические "струи", – свои, родимые, сладостные для себя...

И решил я однажды пройтись-таки критическим взором по тем из поэтов, чьи произведения фигурируют во всех трех номерах издания. Ведь сей факт, прежде всего, свидетельствует не о мошне, не о платежеспособности авторов, а о том, что они чем-то или каким-то образом пришлись "ко двору". Но пока топтался я на месте в сомнениях, с кого же начать, – с того ли, кто более-менее импонирует мне (Константин Брыляков), или с той, что вдрызг не нравится (Элеонора Ещина), – я вдруг был подхвачен неведомой силой, которая занесла меня в раздел «Философия», о которой я как-то и не помышлял…

Впрочем, вначале все-таки разделаюсь с поэзией, вернее, поэтами, а еще правильнее, критикой творений, проходящих по разделу «Поэзия».

 

 

2

 

«Стихия стихов». Так сокращенно я его именую. Произведение было написано не из-под палки-"обязаловки", но исключительно по велению сердца, на одном дыхании (в течение всего лишь десяти дней!), специально для интернет-журнала «Новая Литература», где оно впервые, сразу же, вне очереди, и увидело свет. Впоследствии эссе поселилось и в «Литературной сети», а в свой час – и в альманахе «Открытая мысль» (№3, стр.179-188, Москва, 2006). В «Стихии стихов» я семерых из девяти поэтов первого номера названного альманаха (Москва, 2005) расхваливаю, некоторых – весьма и весьма, но ни один из них не соизволил связаться со мной (кроме Марата Аваз-Нурзефа, конечно!). Здесь дело вовсе не до их благодарностей – вроде бы пережил! И не в элементарной этике – это не мои проблемы! Неужто эссе – глас вопиющего в пустыне?! – вот этот вопрос меня как автора не может не занимать…

На критику "вживую" (в смысле, на интернет-форумах, в гостиных, "живых журналах" и прочих блогах) авторы в лучшем случае вежливо отвечают: "Спасибо за ваше мнение, но я остаюсь при своем".

Но главную особенность настоящего момента я вижу в том, что размах "ножниц" современной русской поэзии и поэтических вкусов столь огромен, что лучше не оценивать из каких-либо литературоведческих "окопов" ни произведения, ни авторов, ни читателей.

Да, между различными "окопами" идет непрерывная "перестрелка", часто на "поражение", но ради узких, "окопных", или лично-амбициозных интересов, при которых Литература, Поэзия, Жизнь частенько, как любят сейчас выражаться, отдыхают...

Потому-то и сложилось у меня внутреннее убеждение: литературная критика в современной русской поэзии себя изжила!

Несколько раньше того момента, когда появилась эта формулировка, другой мой френд, вернее, другиня, в нашей с ней приватном диалоге в моем ЖЖ критику поэта, пусть и под другим углом зрения, но тоже отвергала.

"...знаю, что Вы меня поймете: настоящий поэт не нуждается в проводнике и не нуждается в критике. Единственное в чем он нуждается – это в Боге... Критика еще никогда не провоцировала к жизни Поэзию, псевдопоэзию – да, но Поэзию – никогда... Думаю, здесь можно обойтись и без фамилий, хотя если постороннему читателю вдруг станет интересно – пусть поразмыслит над Рембо, Траклем, Гельдерлином..

Настоящий поэт уверен в себе – и это аксиома. Это – как любовь. Великий Влюбленный не задается вопросами о сущности и форме Любви – он пребывает в сакральном Любви, проще говоря – любит... В моих словах нет ничего, что указало бы на мою глухоту и слепоту, черствость, самовлюбленность и т.д. Хотя, между нами говоря, любой поэт – Нарцисс, и вглядываясь в зеркало, он видит Красоту, но ведь зеркалом может быть не только озеро – не правда ли? – но и другой человек, другой поэт, поэтическое...

Я действительно не боюсь полемики, просто я считаю, что она совершенно ничего не дает для взлета волшебства Поэтического. Полемика по поводу поэзии и сама Поэзия находятся в совершенно разных плоскостях. Эти плоскости не встречаются..."

К слову сказать, такого же сочетания: образованная, эрудированная, умная, возвышенная, тонкая и в то же время красивая внешне, – я больше не знаю. Литературное творчество этой личности, сконцентрировавшей – так уж получилось! – свои принципы в приведенном выше высказывании, адекватно названным ее достоинствам. Да простят мою пристрастность другие женщины, поэтессы и переводчицы!..

Вообще-то, пусть она, критика, разбирает произведения классиков или начинающих авторов (школьные стенгазеты, начальные ступени мастер-классов, институты), помогает "детям" преодолевать "болезни роста". А дальше – не разбор (и разборки) требуются, а публикации, поощрения, хвала, гонорары, премии, читательское признание. Так как со всем этим сейчас чрезвычайная напряженка, то авторы пытаются прорваться (из "тоннеля" – к "свету"!) через Интернет, а если "в бумаге", – то за свой счет. В последнем случае критика и вовсе становится неуместной, даже неприличной. Что хочу, то ворочу, ибо сам за всё плачý! Не критика нужна таким авторам, но комплиментарные и комплементарные рецензии. А еще больше – разъяснения и комментарии к стихам. Ибо сейчас сплошь и рядом встречаются такие вирши (особенно в Русском Зарубежье, да и среди авторов-россиян немало тех, что также следуют западным и прозападным образцам), которые без перевода (с русского – на русский!) либо малопонятны, либо будто писаны незнакомым языком. Бывает, что "перевод" и вовсе невозможен.

Переводы и "переводы" – не моя сфера…

А от критики – увольте! Не делайте из меня некрофила, деятели литературы и вершители литературных судеб. Не ждите больше от меня критических разборов поэтических, рифмоплетных, стихообразных и стихоциозных творений…

 

 

 


Оглавление


1. О литературной критике современной русской поэзии
2. Точка зрения – точка опоры

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

19.03: Яла ПокаЯнная. Поверить не могу (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!