Марат Аваз-Нурзеф
Критический обзор
Оппоненты настоящего труда могут уничижительно обозвать автора малахольным. Что, безусловно, явится наговором. И даже клеветой. А в переводе на то же самое просторечие – поклеп! Свидетельствую истинно и авторитетно: автор вполне адекватен. Но философ-эклектик. "В натуре". К тому же стихотворец. Всегда чуравшийся торных дорожек и шедший своим путем. В меру возможностей своих филологствующий. Одним словом, филосшедший…
Оглавление 3. Хождения по мукам 4. О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах
К.В. Гвинн уже много лет живет в Нью-Йорке. Поэт, дадаист, книгочей, эрудит, интересуется философией разных времен, течений и народов, поклонник Владимира Маяковского и последователь Эзры Паунда, завершивший, как он нередко подчеркивает, свое поэтическое творчество в 2004 году стихотворением «Убийство Эрато». Но здесь не его приведу, а другое, более показательное. Без комментариев!
Карфагена-Несмеяна-Лезбияна
Брызги спермы Белой снежной Ярой солнцем Дикой волей Статью серны Рысьим урром Сердца скоком Перескоком В тьму Ревущего Хотенья Розы мира...
ome padre scusi Dio
Кречет Столбик Позвоночный То ли рвёт Когтями Силы То ли страстью Спермородной Тянет ввысь Поверх Венеры Вверх дерёт Гортанным ором Сладострастия И боли В неЭоновы Кочевья
Ио Яо Эйи Ейи
Рвитесь блики Тени рабства У горчащей Сладкой Плоти
Ерри Ерри Лао Урри
Блефом кончились Потуги На границе Розы мира И блаженство Новой Спермы Стансу Выбило Признанье На вершине Карфагена-Несмеяна-Лезбияна
donna bello sentimenti
Где твой жезл немирный Отрок Как он Рвется ввысь Отрадно И как розово Неймется Королеве Карфагена Несмеяне- Лезбияне
Ио Ио Элли Олле
Константину Владимировичу сейчас немного за 50. Здоровьем, энергичностью, работоспособностью, воинственностью может дать фору многим юношам. Держатель одного из самых популярных и посещаемых ток-салонов в русскоязычном Интернете. В последнем и происходили разговоры, начатые вопросом "Кто такие настоящие поэты?", на который Гвинн сразу же сам и отвечает: "Безумие плюс поэтический гений". Дискуссия активно разворачивалась более двух недель (2007: 3-17.01., 20-21.01), содержит свыше 640 комментариев. Размах мнений в дискуссии, приведенных доводов и контрдоводов, количество цитат – философических, исторических, литературоведческих, а также стихов – классиков, признанных грандов и своих, – всё это составило огромный клубок. Даю по одному стихотворению – тоже показательных! – двух участников дискуссии.
Константин из Казани (ему, кажется, не было тогда и 20-ти лет):
Я, футуризм Я безногий сатир, Cижу на девочке, на шаре Пикассо. Я прожилка малахита. Я Жан Бодрийяр в грязном халате Обломова.
Белый грешный лист. Капелька спермы на простыне. Протухший одеколон, Мысль вибрирует, переливается.
Я не должен писать, Графомания – тяжкая болезнь. Я позабыл рифму. Белый-белый стих.
Поток сознания через призму реальности. Я трещинка на деревянной кошке. Я Иуда, чиркну зажигалкой, Подожгу Гефсиманский сад.
Я изнасиловал Колосс Радосский. Я – это черви Шарля Бодлера. Я – это свет, который не тонет. Я холщевый мешочек остриженных ногтей.
Я электрон, Я перевод с английского на французский, Потом на русский и обратно. Футуризм…
Светулька из Тюмени:
Соколиные были Одичавшие взлеты Чтобы волком завыли Опустевшие гроты Моих сорванных линий Моих вялых подобий Переспелые дыни бледных лун. И надгробий оскудевшие штампы. Чтобы дрожью забились Опрожненные тени Моих прошлых волнений И вонзились в колени Покалеченных пальцев Заплутавшие струны Цвета матовой лампы Запотевшие – сальцем Позаплывшие луны. Сны. От луны до луны.
Сборник высказываний и суждений по материалам дискуссии опубликован мной под заголовком «Настоящие поэты бредóграфы, все остальные – графоманы». Кроме того, эта работа вышла и в двух номерах (от 18.02.2007) моей литературной рассылки в «В Ташкенте воли нет, но гордый жив поэт».
Выдержка из "подзамочной" записи (для себя), которую я сделал в своем ЖЖ в сентябре 2006 года, за четыре месяца до вышеозначенной дискуссии.
Поэт – это человек, который любит, страдает и может красиво и понятно рассказать о состоянии своего сердца и души. Если человек – поэт, то он не может не работать. Поэты, которым не дают творить, а также те, кто до конца осознали древнюю формулу "всё – суета сует", ищут смерти и находят ее либо от своих рук, либо от чужих. Человек, который когда-то, что-то накропал, а потом из года в год только тем и занимается, что бьет себя в грудь, называя себя поэтом, но при этом стихов не пишет, – это не поэт. Человек, который считает себя поэтом, но не имеет, будто бы, времени на поэтическое творчество из-за чрезмерного увлечения "тусовками" – реальными, виртуальными, комбинированными, а также из-за "углубленного" отношения ко всякого рода научной, наукообразной и прочей "зауми", – не поэт. Человек, называющий себя поэтом, но не видящий смысла в современных условиях в поэтическом творчестве, – не поэт. Известно, конечно, немало поэтов, которые "исписывались" и доживали свои дни, нередко растягивающиеся на десятилетия, в творческом бесплодии (например, тот же Эзра Паунд). Но это "звезды", видимо, не первой величины. Гёте и в старчестве не жил без любви и писал стихи до последних дней своего физического пребывания среди людей…
Хуан Рамон Хименес, 1881-1957, испанский поэт, лауреат Нобелевской премии (1956). В его стихотворении в прозе "Чувствую себя голубым" (Библиотека Всемирной Литературы, т. 143, стр. 148; из-во "Художественная литература", Москва, 1977) вычитал замечательное высказывание, смысл которого полностью совпадает с моими творческими принципами.
"...дело не в том, чтобы говорить необычно, как полагают поэты Мадридского Антенея или Нью-Йоркского клуба авторов, а в том, чтобы попросту говорить правду, чистую правду наиболее ясным и прямым способом".
Правда, Хименес в своем творчестве, я считаю, далеко не всегда следовал своему же высказыванию. Я же, как мне кажется, придерживаюсь своего "кодекса" неизменно.
Если попытаться представить в развернутом виде мои творческие и философские принципы, которые схематично отображены в приведенном выше высказывании испанского поэта, то могу сказать, что лично для себя я осознал и принял следующее.
При том, что страх перед сверхъестественными силами, вера в них и надежда на них существуют в человеческом обществе десятки тысяч лет, передаваясь от поколения к поколению и модернизируясь от эпохи к эпохе, что поддерживается и обеспечивается многомиллионной армией служителей и волонтеров культа во всех его конфессиях и сектах (а также властями предержащими; большевики-атеисты остались в прошлом, а нынешние коммунисты, пребывающие во властных структурах на вторых ролях, не чураются божьих храмов), очень важно не устраивать в своем внутреннем мире, скажем так, "свето"-, "электро"– и "пиротехнических" эффектов и не поддаваться инициации таких эффектов со стороны других людей. Ибо эти эффекты у лиц с повышенной и гипертрофированной впечатлительностью бывают настолько сильны, что для своего описания непременно требуют трансцендентных средств: языка, логики, философии, поэзии, теологии. Что не только имеет место во всей новой и новейшей истории, но и соответствующие творения неизменно объявляются творцами, поклонниками и почитателями областью сверхвысокой, сверхсложной, сверхтонкой духовности. С соответственным отнесением всех прочих к более низким ступеням одаренности, развития, образования, приближенности к Космосу, Богу и Тайнам Мирозданья. На самом деле те самые эффекты, с которых и идут все эти построения, дифференциации и дискриминации, существуют только во внутреннем мире тех самых личностей и во многом являются воображаемыми, мнимыми.
Что же касается глубины и широты океана внутренней жизни человека, высоты внутреннего неба, происходящих в этих космосах явлений, в частности крыльев и полетов души, свойственных в той или иной степени всем молодым людям, а особо одаренным личностям – всю жизнь, то для их описания вполне достаточно средств общедоступного языка и диалектического мышления, выработанных за всю историю человечества, не застывших, не догматических, не статичных, но находящихся в постоянной динамике и вечном развитии. Естественно, при соответствующих талантах "писцов", их долготерпении, жизненном опыте, культурном и информационном багаже, вкладываемом труде.
Подъем и успехи, так сказать, трансцендентации литературных, философских и духовных сфер, имели место на Западе в XIX-XX веках и, так или иначе, являлись следствием и отражением кризиса буржуазного общества и культуры. Современный русский мир (Россия и Зарубежье) повторяет эти западные "зады", что во многом обусловлено кризисом, а затем и крахом марксистско-ленинской идеологии в СССР, последующей моральной и духовной депрессией у думающей части населения, возрождением роли религии, интервенцией всякого рода мистических и оккультных течений, постепенной феминизацией и существенным омоложением научных, творческих, а также властных и коммерческих областей деятельности. Именно молодые более всего нуждаются в том, на что можно опереться в духовных поисках, с помощью чего можно объяснить или, напротив, отнести в необъяснимое порывы сердца и движения души, самоутвердиться в своей избранности и возвыситься над остальной массой.
Трансцендентное в психике, психологии, логике, философии, поэзии – это вредное. Оно продолжает культивировать рабскую подчиненность человека надуманным сверхъестественным силам, которые зарезервированы для своих нужд религией, теологией, теософией (в чем изначально и в конечном итоге заинтересованы власти), мешает ему разобраться и вступить в контакт с Мировым Разумом, возможность действительного существования или совершенного отсутствия которого отрицать или утверждать пока никак нельзя.
Дискуссия в ЖЖ Константина Гвинна утвердила меня в одном из главных моих нынешних убеждений: каждый настоящий поэт живет в своем мире, непересекающемся ни с каким другим. Аналогии, естественно, имеются, но пересечений – нет. Кроме всего остального, есть и взаимное отчуждение (на личностном и психологическом уровнях). Параллельные миры. Работа с материалами дискуссии, а также знакомство с азами дадаизма как одного из модернистских течений первой половины 20 века, позволили мне проникнуть в поэзию ньюйоркца. Кроме известных мне ранее магий Поэзии, она, оказывается, обладает и такой, удивительнейшей: ожерелье строк, вроде бы абсурдистских, может заиграть весьма интересным, неоднозначным смыслом. Убедился в том в собственной ДАДА-пробе, в шутливом стихотворении «Ти Жа Ло». Для меня, убежденного яснописца по своим творческим и читательским наклонностям, это явилось откровением, открытием. Бывший поэт (пребывающий в длительном застое) и поэт действующий – это уже параллельные миры. Другое дело – "портфель" творца. Его содержимое, если оно стоящее, не может быть бывшим, независимо ни от "ассортимента", ни от количества, ни от времени написания. В "портфеле" Константина Гвинна, экс-поэта, (так он сам себя нередко именует), дадаиста, физически крепкого, а значит, молодого еще человека (!), всего 16 относительно небольших стихотворений. Читатель "простой", "рядовой", неподготовленный, массовый вполне может по их прочтении, скажем так, недоуменно пожать плечами. Стихи Гвинна может отвергнуть и другой поэт, летающий на других "орбитах" или/и замкнутый в своем, индивидуальном мире. Их может не принять и довольно искушенный читатель (не стихотворец, но любитель поэзии), вкусы которого лежат в иных плоскостях. Однако, специалист (литературовед, филолог, действующий поэт), а также "посвященный" читатель, не могут не увидеть хотя бы того, что каждое стихотворение Константина Гвинна писано кровью сердца, совершенно оригинально и необычно, несет в себе и чувства, и смысл, и "артиллерийские разрывы", и "мины замедленного действия". Таких стихов много не напишешь… Для настоящего поэта его стихи – превыше всего и больнее всего: и родителей, и близких, и друзей, и детей, и самого себя, и жизни, и смерти. Ибо настоящий поэт в своих стихах видит судьбоносность для всего сущего на Земле и, прежде всего, – для Родины.
Большинство действующих в настоящее время стихотворцев, как черт ладана, боится быть отнесенным к числу примитивов или яснописцев, изо всех сил рвется в элитарии, в неяснописцы. "Рвение" в немалой степени генерируется и поддерживается политикой, наклонностями, настроениями, а порой и всякого рода корыстными целями деятелей от литературы и вершителей литературных судеб. "Рвение" воспроизводится усилиями литературоведов, имеющих на этом прекрасные возможности показать свою эрудицию, блеснуть научной и наукообразной терминологией. Стоит ли при таких делах удивляться тому, что элитарии, чьи произведения "насыщенны реверберирующей энергетикой литературных и культурологических аллюзий" (Сергей Ханнес-Хан), "богаты философским интертекстом, способны вызвать очень сложный ряд ассоциаций" (Кристина Лавэйн), а также "элитарии", которых с русского на русский и вовсе невозможно "перевести", – стоит ли удивляться, что вся эта компания оторвалась от широкого читателя, а последний – напрочь не интересуется современной поэзией! Неправильно это! В то же время место Поэзии в сознании, сердце и душе подавляющего большинства людей юных и молодых, да и более старших поколений, занято музыкально-танцевально-вокальной попсой, в которой текстам, по степени их воздействия на публику, отводится едва ли не последняя роль. Плохо! Доминирование тривиальности, примитивизма и халтурности в эстрадно-песенном рифмоплетстве, с одной стороны, и соответственное оболванивание людей, с другой, диктуются законами масс-культуры и шоу-бизнеса (комплементарных рычагам общего управления и манипуляции массами), взаимодействуют друг с другом по принципу прямой и обратной связи. А настоящие поэты (в том числе и яснописцы), призванные в 21 веке препятствовать деградации человечества в безудержной гонке потребительства и вседозволенности, пребывают с массами по разные стороны от пропасти. Встретятся на ее дне? Народы свалятся в нее в морально-нравственном "кретинизме"? А поэты – в изоляции, материальной нищете и внутреннем отчаянии? Страшно! В дискуссии в ЖЖ Гвинна прозвучала, пусть и не столь громко, как хотелось бы мне, и озабоченность создавшейся ситуацией. Слышите, поэты?! Слышите, литературоведы, редакторы и издатели?! Слышите, спонсоры, организаторы и члены жюри литературных конкурсов?! Я весьма и весьма далек от призывов ко всеобщему яснописанию. Но!.. Верните Поэзию людям!
N.B. Стихотворцы альманаха «Открытая мысль» – яснописцы. Это я отмечал и в «Стихии стихов». Это утверждаю и сейчас: Константин Брыляков, Михаил Сафин, Николай Буторин, Виктор Коноплев, Юлия Иванова, – поэты крупного калибра. Да и Элеонора Ещина, чье творчество в разделе «Поэзия» альманаха пока меня не впечатляет, в сравнении, скажем, с Константином из Казани выглядит сочинительницей весьма позитивной.
Август-2006 – март-2008. Ташкент. Специально для взаимосвязанных изданий – интернет-журнала «Новая литература» и печатного альманаха «Открытая мысль».
Марат Аваз-Нурзеф.
P.S. Над своими «Записками филосшедшего» автор в общей сложности, пусть и с перерывами, работал более полутора лет. Между тем многое, если не всё, что включает в себя это пухлое сочинение, имеется, как считает автор, в одном его стихотворении, написанном за один день, а именно 6 марта 2007 г. Оно-то и приводится ниже.
Зелье и Вода
С. Х-Х., профессору, доктору филологии, литературоведу, филантропу, поэту: не посвящение, но один из адресатов.
Стихи-коньяк, стихи-вино,
Оглавление 3. Хождения по мукам 4. О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|