HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Записки филосшедшего

Обсудить

Критический обзор

 

Оппоненты настоящего труда могут уничижительно обозвать автора малахольным. Что, безусловно, явится наговором. И даже клеветой. А в переводе на то же самое просторечие – поклеп! Свидетельствую истинно и авторитетно: автор вполне адекватен. Но философ-эклектик. "В натуре". К тому же стихотворец. Всегда чуравшийся торных дорожек и шедший своим путем. В меру возможностей своих филологствующий. Одним словом, филосшедший…

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 1.04.2008
Оглавление

3. Хождения по мукам
4. О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах


О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах


 

 

 

1

 

К.В. Гвинн уже много лет живет в Нью-Йорке. Поэт, дадаист, книгочей, эрудит, интересуется философией разных времен, течений и народов, поклонник Владимира Маяковского и последователь Эзры Паунда, завершивший, как он нередко подчеркивает, свое поэтическое творчество в 2004 году стихотворением «Убийство Эрато». Но здесь не его приведу, а другое, более показательное. Без комментариев!

 

Карфагена-Несмеяна-Лезбияна

 

Брызги спермы

Белой снежной

Ярой солнцем

Дикой волей

Статью серны

Рысьим урром

Сердца скоком

Перескоком

В тьму

Ревущего

Хотенья

Розы мира...

 

ome padre scusi Dio

 

Кречет

Столбик

Позвоночный

То ли рвёт

Когтями Силы

То ли страстью

Спермородной

Тянет ввысь

Поверх Венеры

Вверх дерёт

Гортанным ором

Сладострастия

И боли

В неЭоновы

Кочевья

 

Ио Яо Эйи Ейи

 

Рвитесь блики

Тени рабства

У горчащей

Сладкой

Плоти

 

Ерри Ерри Лао Урри

 

Блефом кончились

Потуги

На границе

Розы мира

И блаженство

Новой

Спермы

Стансу

Выбило

Признанье

На вершине

Карфагена-Несмеяна-Лезбияна

 

donna bello sentimenti

 

Где твой жезл немирный

Отрок

Как он

Рвется ввысь

Отрадно

И как розово

Неймется

Королеве Карфагена

Несмеяне-

Лезбияне

 

Ио Ио Элли Олле

 

 

Константину Владимировичу сейчас немного за 50. Здоровьем, энергичностью, работоспособностью, воинственностью может дать фору многим юношам. Держатель одного из самых популярных и посещаемых ток-салонов в русскоязычном Интернете. В последнем и происходили разговоры, начатые вопросом "Кто такие настоящие поэты?", на который Гвинн сразу же сам и отвечает: "Безумие плюс поэтический гений". Дискуссия активно разворачивалась более двух недель (2007: 3-17.01., 20-21.01), содержит свыше 640 комментариев.

Размах мнений в дискуссии, приведенных доводов и контрдоводов, количество цитат – философических, исторических, литературоведческих, а также стихов – классиков, признанных грандов и своих, – всё это составило огромный клубок. Даю по одному стихотворению – тоже показательных! – двух участников дискуссии.

 

Константин из Казани (ему, кажется, не было тогда и 20-ти лет):

 

 

Я, футуризм

Я безногий сатир,

Cижу на девочке, на шаре Пикассо.

Я прожилка малахита.

Я Жан Бодрийяр в грязном халате Обломова.

 

Белый грешный лист.

Капелька спермы на простыне.

Протухший одеколон,

Мысль вибрирует, переливается.

 

Я не должен писать,

Графомания – тяжкая болезнь.

Я позабыл рифму.

Белый-белый стих.

 

Поток сознания через призму реальности.

Я трещинка на деревянной кошке.

Я Иуда, чиркну зажигалкой,

Подожгу Гефсиманский сад.

 

Я изнасиловал Колосс Радосский.

Я – это черви Шарля Бодлера.

Я – это свет, который не тонет.

Я холщевый мешочек остриженных ногтей.

 

Я электрон,

Я перевод с английского на французский,

Потом на русский и обратно.

Футуризм…

 

 

 

Светулька из Тюмени:

 

 

Соколиные были

Одичавшие взлеты

Чтобы волком завыли

Опустевшие гроты

Моих сорванных линий

Моих вялых подобий

Переспелые дыни

бледных лун. И надгробий

оскудевшие штампы.

Чтобы дрожью забились

Опрожненные тени

Моих прошлых волнений

И вонзились в колени

Покалеченных пальцев

Заплутавшие струны

Цвета матовой лампы

Запотевшие – сальцем

Позаплывшие луны.

Сны. От луны до луны.

 

 

 

Сборник высказываний и суждений по материалам дискуссии опубликован мной под заголовком «Настоящие поэты бредóграфы, все остальные – графоманы». Кроме того, эта работа вышла и в двух номерах (от 18.02.2007) моей литературной рассылки в «В Ташкенте воли нет, но гордый жив поэт».

 

 

2

 

Выдержка из "подзамочной" записи (для себя), которую я сделал в своем ЖЖ в сентябре 2006 года, за четыре месяца до вышеозначенной дискуссии.

 

Поэт – это человек, который любит, страдает и может красиво и понятно рассказать о состоянии своего сердца и души.

Если человек – поэт, то он не может не работать.

Поэты, которым не дают творить, а также те, кто до конца осознали древнюю формулу "всё – суета сует", ищут смерти и находят ее либо от своих рук, либо от чужих.

Человек, который когда-то, что-то накропал, а потом из года в год только тем и занимается, что бьет себя в грудь, называя себя поэтом, но при этом стихов не пишет, – это не поэт.

Человек, который считает себя поэтом, но не имеет, будто бы, времени на поэтическое творчество из-за чрезмерного увлечения "тусовками" – реальными, виртуальными, комбинированными, а также из-за "углубленного" отношения ко всякого рода научной, наукообразной и прочей "зауми", – не поэт.

Человек, называющий себя поэтом, но не видящий смысла в современных условиях в поэтическом творчестве, – не поэт.

Известно, конечно, немало поэтов, которые "исписывались" и доживали свои дни, нередко растягивающиеся на десятилетия, в творческом бесплодии (например, тот же Эзра Паунд). Но это "звезды", видимо, не первой величины. Гёте и в старчестве не жил без любви и писал стихи до последних дней своего физического пребывания среди людей…

 

 

3

 

Хуан Рамон Хименес, 1881-1957, испанский поэт, лауреат Нобелевской премии (1956). В его стихотворении в прозе "Чувствую себя голубым" (Библиотека Всемирной Литературы, т. 143, стр. 148; из-во "Художественная литература", Москва, 1977) вычитал замечательное высказывание, смысл которого полностью совпадает с моими творческими принципами.

 

"...дело не в том, чтобы говорить необычно, как полагают поэты Мадридского Антенея или Нью-Йоркского клуба авторов, а в том, чтобы попросту говорить правду, чистую правду наиболее ясным и прямым способом".

 

Правда, Хименес в своем творчестве, я считаю, далеко не всегда следовал своему же высказыванию. Я же, как мне кажется, придерживаюсь своего "кодекса" неизменно.

 

Если попытаться представить в развернутом виде мои творческие и философские принципы, которые схематично отображены в приведенном выше высказывании испанского поэта, то могу сказать, что лично для себя я осознал и принял следующее.

 

При том, что страх перед сверхъестественными силами, вера в них и надежда на них существуют в человеческом обществе десятки тысяч лет, передаваясь от поколения к поколению и модернизируясь от эпохи к эпохе, что поддерживается и обеспечивается многомиллионной армией служителей и волонтеров культа во всех его конфессиях и сектах (а также властями предержащими; большевики-атеисты остались в прошлом, а нынешние коммунисты, пребывающие во властных структурах на вторых ролях, не чураются божьих храмов), очень важно не устраивать в своем внутреннем мире, скажем так, "свето"-, "электро"– и "пиротехнических" эффектов и не поддаваться инициации таких эффектов со стороны других людей. Ибо эти эффекты у лиц с повышенной и гипертрофированной впечатлительностью бывают настолько сильны, что для своего описания непременно требуют трансцендентных средств: языка, логики, философии, поэзии, теологии. Что не только имеет место во всей новой и новейшей истории, но и соответствующие творения неизменно объявляются творцами, поклонниками и почитателями областью сверхвысокой, сверхсложной, сверхтонкой духовности. С соответственным отнесением всех прочих к более низким ступеням одаренности, развития, образования, приближенности к Космосу, Богу и Тайнам Мирозданья. На самом деле те самые эффекты, с которых и идут все эти построения, дифференциации и дискриминации, существуют только во внутреннем мире тех самых личностей и во многом являются воображаемыми, мнимыми.

 

Что же касается глубины и широты океана внутренней жизни человека, высоты внутреннего неба, происходящих в этих космосах явлений, в частности крыльев и полетов души, свойственных в той или иной степени всем молодым людям, а особо одаренным личностям – всю жизнь, то для их описания вполне достаточно средств общедоступного языка и диалектического мышления, выработанных за всю историю человечества, не застывших, не догматических, не статичных, но находящихся в постоянной динамике и вечном развитии. Естественно, при соответствующих талантах "писцов", их долготерпении, жизненном опыте, культурном и информационном багаже, вкладываемом труде.

 

Подъем и успехи, так сказать, трансцендентации литературных, философских и духовных сфер, имели место на Западе в XIX-XX веках и, так или иначе, являлись следствием и отражением кризиса буржуазного общества и культуры. Современный русский мир (Россия и Зарубежье) повторяет эти западные "зады", что во многом обусловлено кризисом, а затем и крахом марксистско-ленинской идеологии в СССР, последующей моральной и духовной депрессией у думающей части населения, возрождением роли религии, интервенцией всякого рода мистических и оккультных течений, постепенной феминизацией и существенным омоложением научных, творческих, а также властных и коммерческих областей деятельности. Именно молодые более всего нуждаются в том, на что можно опереться в духовных поисках, с помощью чего можно объяснить или, напротив, отнести в необъяснимое порывы сердца и движения души, самоутвердиться в своей избранности и возвыситься над остальной массой.

 

Трансцендентное в психике, психологии, логике, философии, поэзии – это вредное. Оно продолжает культивировать рабскую подчиненность человека надуманным сверхъестественным силам, которые зарезервированы для своих нужд религией, теологией, теософией (в чем изначально и в конечном итоге заинтересованы власти), мешает ему разобраться и вступить в контакт с Мировым Разумом, возможность действительного существования или совершенного отсутствия которого отрицать или утверждать пока никак нельзя.

 

 

4

 

Дискуссия в ЖЖ Константина Гвинна утвердила меня в одном из главных моих нынешних убеждений: каждый настоящий поэт живет в своем мире, непересекающемся ни с каким другим. Аналогии, естественно, имеются, но пересечений – нет. Кроме всего остального, есть и взаимное отчуждение (на личностном и психологическом уровнях). Параллельные миры.

Работа с материалами дискуссии, а также знакомство с азами дадаизма как одного из модернистских течений первой половины 20 века, позволили мне проникнуть в поэзию ньюйоркца. Кроме известных мне ранее магий Поэзии, она, оказывается, обладает и такой, удивительнейшей: ожерелье строк, вроде бы абсурдистских, может заиграть весьма интересным, неоднозначным смыслом. Убедился в том в собственной ДАДА-пробе, в шутливом стихотворении «Ти Жа Ло». Для меня, убежденного яснописца по своим творческим и читательским наклонностям, это явилось откровением, открытием.

Бывший поэт (пребывающий в длительном застое) и поэт действующий – это уже параллельные миры.

Другое дело – "портфель" творца. Его содержимое, если оно стоящее, не может быть бывшим, независимо ни от "ассортимента", ни от количества, ни от времени написания.

В "портфеле" Константина Гвинна, экс-поэта, (так он сам себя нередко именует), дадаиста, физически крепкого, а значит, молодого еще человека (!), всего 16 относительно небольших стихотворений. Читатель "простой", "рядовой", неподготовленный, массовый вполне может по их прочтении, скажем так, недоуменно пожать плечами. Стихи Гвинна может отвергнуть и другой поэт, летающий на других "орбитах" или/и замкнутый в своем, индивидуальном мире. Их может не принять и довольно искушенный читатель (не стихотворец, но любитель поэзии), вкусы которого лежат в иных плоскостях. Однако, специалист (литературовед, филолог, действующий поэт), а также "посвященный" читатель, не могут не увидеть хотя бы того, что каждое стихотворение Константина Гвинна писано кровью сердца, совершенно оригинально и необычно, несет в себе и чувства, и смысл, и "артиллерийские разрывы", и "мины замедленного действия". Таких стихов много не напишешь…

Для настоящего поэта его стихи – превыше всего и больнее всего: и родителей, и близких, и друзей, и детей, и самого себя, и жизни, и смерти. Ибо настоящий поэт в своих стихах видит судьбоносность для всего сущего на Земле и, прежде всего, – для Родины.

 

 

5

 

Большинство действующих в настоящее время стихотворцев, как черт ладана, боится быть отнесенным к числу примитивов или яснописцев, изо всех сил рвется в элитарии, в неяснописцы. "Рвение" в немалой степени генерируется и поддерживается политикой, наклонностями, настроениями, а порой и всякого рода корыстными целями деятелей от литературы и вершителей литературных судеб. "Рвение" воспроизводится усилиями литературоведов, имеющих на этом прекрасные возможности показать свою эрудицию, блеснуть научной и наукообразной терминологией. Стоит ли при таких делах удивляться тому, что элитарии, чьи произведения "насыщенны реверберирующей энергетикой литературных и культурологических аллюзий" (Сергей Ханнес-Хан), "богаты философским интертекстом, способны вызвать очень сложный ряд ассоциаций" (Кристина Лавэйн), а также "элитарии", которых с русского на русский и вовсе невозможно "перевести", – стоит ли удивляться, что вся эта компания оторвалась от широкого читателя, а последний – напрочь не интересуется современной поэзией!

Неправильно это!

В то же время место Поэзии в сознании, сердце и душе подавляющего большинства людей юных и молодых, да и более старших поколений, занято музыкально-танцевально-вокальной попсой, в которой текстам, по степени их воздействия на публику, отводится едва ли не последняя роль.

Плохо!

Доминирование тривиальности, примитивизма и халтурности в эстрадно-песенном рифмоплетстве, с одной стороны, и соответственное оболванивание людей, с другой, диктуются законами масс-культуры и шоу-бизнеса (комплементарных рычагам общего управления и манипуляции массами), взаимодействуют друг с другом по принципу прямой и обратной связи. А настоящие поэты (в том числе и яснописцы), призванные в 21 веке препятствовать деградации человечества в безудержной гонке потребительства и вседозволенности, пребывают с массами по разные стороны от пропасти. Встретятся на ее дне? Народы свалятся в нее в морально-нравственном "кретинизме"? А поэты – в изоляции, материальной нищете и внутреннем отчаянии?

Страшно!

В дискуссии в ЖЖ Гвинна прозвучала, пусть и не столь громко, как хотелось бы мне, и озабоченность создавшейся ситуацией.

Слышите, поэты?! Слышите, литературоведы, редакторы и издатели?! Слышите, спонсоры, организаторы и члены жюри литературных конкурсов?! Я весьма и весьма далек от призывов ко всеобщему яснописанию. Но!..

Верните Поэзию людям!

 

N.B. Стихотворцы альманаха «Открытая мысль»яснописцы. Это я отмечал и в «Стихии стихов». Это утверждаю и сейчас: Константин Брыляков, Михаил Сафин, Николай Буторин, Виктор Коноплев, Юлия Иванова, – поэты крупного калибра. Да и Элеонора Ещина, чье творчество в разделе «Поэзия» альманаха пока меня не впечатляет, в сравнении, скажем, с Константином из Казани выглядит сочинительницей весьма позитивной.

 

 

Август-2006 – март-2008.

Ташкент.

Специально для взаимосвязанных изданий –

интернет-журнала «Новая литература»

и печатного альманаха «Открытая мысль».

 

Марат Аваз-Нурзеф.

 

 

 

P.S. Над своими «Записками филосшедшего» автор в общей сложности, пусть и с перерывами, работал более полутора лет. Между тем многое, если не всё, что включает в себя это пухлое сочинение, имеется, как считает автор, в одном его стихотворении, написанном за один день, а именно 6 марта 2007 г. Оно-то и приводится ниже.

 

 

 

Зелье и Вода

 

 

 

С. Х-Х.,

профессору,

доктору филологии,

литературоведу,

филантропу,

поэту:

не посвящение,

но один из адресатов.

 

 

Стихи-коньяк, стихи-вино,
пьянящий аромат.
И горд, кто сотворил его,
а пьющий – вó сто крат.
Не суть, сколь смысла, рифм (иль без)
стихи вольют в бокал,
важней, чтоб трансцендентный бес
гладь зелья колыхал.
Знаток! Свой кубок осуши,
ввысь закати глаза:
прельщённый чёртом, страж души
отпустит тормоза...
 
И есть стихи, как херувим,
как родника вода, –
для тех, кто жаждою томим,
что с муки иль труда.
В черёд и в третий не нужны,
как ветру – вензеля,
для созиданья и мольбы
бесóвы кренделя.
Горстями жадно зачерпнем
хрустальной влаги мы:
опору, силы в ней берем, –
и делом вновь полны...

 

 

 

 

 


Оглавление

3. Хождения по мукам
4. О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

19.03: Яла ПокаЯнная. Поверить не могу (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!