HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Сергей Багров

Два рассказа

Обсудить

Сборник рассказов

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 17.03.2013
Оглавление

1. Звонок
2. Кочерыга


Кочерыга


 

 

 

Зинаида видела сына всегда мимолётно. Лишь утром да вечером перед сном. Паренёк пропадал дотемна. Зинаида не придиралась. В его возрасте улица – дом родимый. Пусть набегается в охотку. Лишь бы уроки учить не ленился. Но уроки давались Колюне легко. Троек не было. Всё четвёрки. Правда, порой Зинаиду смущал его вид. То синяк на лице. То разорванная рубаха. Зинаида допытывалась у сына: что же такое с ним происходит? Колюня с готовностью объяснял. Зинаида чувствовала: хитрит. Однако опять не ругала, считая: есть тайны, которые каждый мальчишка старается умолчать.

Про случай, какой приключился в один из погожих октябрьских дней, Колюня тоже бы не рассказывал никому. Но были свидетели.

После уроков в стайке таких же, как он, шалобро́дов, с кем скрытно покуривал сигареты и ходил на лесную биржу исследовать всё, что там плохо лежит, оказался Колюня возле хранилища овощей. То проказников к этому врытому в землю бревнистому складу и приманило, что был он не заперт, и захотелось узнать: что там есть?

 

Поначалу их было пятеро. Но двое, сославшись на то, что их уже ищут, ушли. Остались самые дерзкие: Колюня, Андрюша и Петя, все трое любители приключений.

В створе ворот зияла тёмная щель. Андрюша втянул носом воздух.

– Пахнет арбузами!

Петя предположил:

– Кажется, их сюда привезли на машине.

Колюня воскликнул:

– Один на троих! Самый сладкий и полосатый! Кто из нас смелый?

– Ты, Колька! – сказали ему. – Ты у нас атаманский отлёт!

Хвала для Колюни, что мёд для мухи.

– Ладно, – решился, – только смотрите! Чтоб караулить! Кто пойдёт – мяукайте по-кошачьи! – И, не встревожив ворот, юркнул в узенький створ.

В складе было прохладно и мглисто, свет поступал лишь в одно, под самую крышу посаженное оконце. Какие-то бочки, ящики и корзины. Пахло луковой шелухой. В ящиках были зелёные помидоры. За ними – мешки. Целый пригорок. Колюня пощупал. Круглое. Яблоки, что ли? Было трудно, но он пропихнул сквозь завязку в теснейшее горло мешка кисть руки, достал оттуда один кругляшок. Разумеется, в рот. Тьфу! Картофелина с землёй.

Колюня засомневался: есть ли вообще тут арбузы? Пыхтя, прокарабкался по мешкам. Поднялся на самый пригорок. Хотел углядеть, что там дальше, за ним? Но тут послышался говор мотора. Машина!

Из-за ворот так мяукнуло, что у Колюни мурашки по коже. Надо бежать! Он и рванулся, да ноги вдруг провалились. Еле их вырвал. Одну – без обутка. Пока вытаскивал сапожок, обувал его и спускался, прыгая на пол, машина уже подкатила к воротам. Куда же деваться? Колюня, как заполошная мышка, заюркал вправо и влево. Спрятался было за бочку, но мигом смекнул, что включат свет и сразу найдут.

Когда одна за другой скрипнули дверцы машины, Колюня взлетел воробьём на высокую бочку и, зажмурившись, спрыгнул в какую-то слякоть. Тут же приметил свисавшую крышку, закрыл себя ею и затаился. «Пережду, – возбуждённо решил, – здесь меня никогда не найдут».

 

По складу ходили два мужика. Переговаривались негромко:

– Чего везти-то велели?

– Картоху и свёклу. Да помидоров, что пожелтее. И огурцов ещё бочку.

По голосам Колюня узнал молодого шофёра Степана Чижова и пожилого кладовщика Игнатия Борзенкова.

– Капусты не надо?

– Возьмём! Лишнюю е́здку потом хоть не делать.

Колюня услышал, как подошли к его бочке. Сдвинули с места. Игнатий сказал:

– Вроде бы где-то была с остатком. Её бы не взять.

– Может, эта?

Бочка с Колюней опять колебнулась.

– Нет! Тяжеленько. Эта полна. Её и возьмём!

По крышке ударили чем-то тяжёлым.

– Давай её ка́том!

Ни разу Колюне не доводилось кататься в бочке, тем более с кислой капустой. И вот закрутило. Сначала по полу, после – по слёгам. В кузове бочку поставили так, что Колюня в ней оказался кверху ногами. На голову шлёпнулись мокрые листья. Колюня чихнул.

– Простыл, Степаша? Эдак закехал?

– Это не я! – ответил шофёр.

– Я, что ль? – спросил кладовщик.

– Откуда мне знать!

 

Так мужики и не поняли ничего. Ушли. А Колюня остался, тараща глазищами средь потёмок. Попытался было вышибить дно. Но оно запечатано крепко.

Мужики загружали машину картошкой и овощами. Наконец, скрежетнули замки. Степан уселся в кабину. Игнатий остался вверху. Машина пошла.

А Колюня уже изнемог. Он понял, что дело его худое. Ещё немного – и он задохнётся или сломает себе позвоночник. И забил каблуками о днище.

– Эко-о? – спросил в удивлении кладовщик. – Эта бочка стоит. А эту будто кто ковыляет.

– Я в бочке! Я! – отчаянно крикнул Колюня

– А кто ты такой? – подивился Игнатий.

Колюня с надрывом, слезами и соплями:

– Ко-коля!

Игнатий маленько перепугался. И всё же нашёл в себе духу и тихо спросил:

– Чего тебе надо?

– Переверните!

– Чертовщина какая-то, – еле слышно сказал кладовщик и застучал кулаком по кабине.

Машина притормозила. Игнатий взмолился:

– Давай-ко, Стёпа, сюда! Тут чего-то не то! Ума не хватает, абы понять! Бочка сейчас со мной говорила! Может, в ней прячется чёрт!

Шофёр, хохоча, вскарабкался в кузов.

– Блазнит тебе, Игнатий Иваныч! Чёрт в бочке! Надо ж такое придумать! А ну-ко я тоже поговорю! Э-э, чёртушко, где-ка ты там? Отвечай, коли нас не боиссе?

Из бочки ответило:

– Тут!

 

Мужики на минуту притихли. Потом боязливо перешепнулись, поставили бочку на кат и осторожно вышибли днище.

Когда оттуда на четвереньках, обвитое мокрыми листьями, вылезло юное чудо, они невольно попятились. Но тут же смекнули, что это парнишка.

– Мышь в крупу попадает, курица в ощип, а ты, выходит, в капусту! Зачем залез-то туда?

Колюня закашлялся:

– Спрятывался от вас!

– Значит, ты в складе таился?

– В складе.

– А чего там искал?

– Арбуз.

– А ты его там оставлял?

Колюня захныкал.

– Матерь-то кто у тебя? Зинаида?

– Ы-гы.

– Давай-ко, Степан, до неё.

Минут через десять Колюню высадили у дома.

– Э-э, Зинаида! – крикнули, углядев во дворе высокую молодуху. – Вот кочеры́гу к тебе привезли! Отыскали в бочке с капустой!

 

Зинаида так испугалась, что услышала, как забилось в груди заболевшее сердце. Однако сильнее испуга был стыд. Лицо опалило. Вот-вот закричит она на Колюню, а то и хлестнёт сгоряча. Но удержалась. Увидела: малому плохо. Чуть живой Голова подломилась, как у цыплёнка. Завела сына в дом. Раздела и уложила под одеяло на старый диван. А потом, когда он поотлежался, накормила горячим супом. И лишь тогда внимательно выслушала его.

– Коленька! Коля! – Зинаида смотрела на малого пристально и тревожно, не замечая в его лице ни раскаяния, ни вины. – В кого ты эдакой вредной? И ребята-то хлёщут тебя. И взрослые ловят, ровно воришку. И так на тебе одна кожа да кости, а всё куда-то попасть норовишь. Ведь больно, поди, голове-то сейчас, эдак её соклоняешь?

– Больно, мама.

– Ну вот! Надломили! Эдак докуролесил. А не отстанешь – и вовсе её отвернут. Сгинешь, как батя.

Об отце Колюня не знал почти ничего. Тот умер, когда ему было пять лет. Умер недоброю смертью, и, может, поэтому мать редко рассказывала о нём. Перевернувшись с правого бока на левый, Колюня спросил:

– Он чего у нас: был алкоголик?

Зинаида склонила над сыном прикрытую белым платком круглощёкую голову, зорко вглядываясь в него.

– Просто беспу́тко! И задирущой, как забияка! Ни одной уж драчки в посёлке не пропускал. В драчке голову и оставил.

– Я не оставлю, – дал слово Колюня и, натянув на себя одеяло, закрыл глаза и спокойно затих.

 

Через день, как всегда, возвращаясь по вечеру с пилорамы, Зинаида, ещё не дойдя до крыльца, готова была разглядеть приставленный к двери короткий батог. Но батога не нашла. Удивилась: сын привычкам не изменял и должен был где-нибудь бегать с ребятами по посёлку. «Дома, выходит? – заволновалась. – Ну и винт! Опять, поди-ко, чего-нибудь накудесил».

Ступив за порог, Зинаида сразу же строго взглянула на сына. Тот стоял у кухонного стола и, выставясь тощим личиком на неё, старался выглядеть хладнокровно. Заговорил он лишь после того, как она, обрядившись у печки, уселась за стол.

– Всё, мама! В школу ходить я боле не буду!

Зинаида не поняла:

– Почему?

– Они обзывают меня «кочерыгой».

– Парни, что ли?

– И девки.

Зинаида вошла в положение сына, но без сочувствия. А с насмешкой.

– Какой же ты холостяк, коли прозвища испугался! Отворо́тыш ты, Коля, ни больше, ни меньше!

Парень уткнулся глазами в тарелку с похлёбкой.

– Ты-то хотя бы не обзывалась, – обиженно пробубнил.

– Да я-то чего! Я-то, если и обзову, так тебя, ухореза, жалея! А дело-то, Коленька, ведь в тебе! Пора и характер иметь!

– Я что? Не имею?

– Имеешь. Да – мягонький, слабоватый, а надо отпорный! Тебя чередя́т – а тебе и не жаль! Как о стенку горох! Ишь, надумал чего? В школу он не пойдёт. Не слышала я от тебя такого!

К супу парень не притронулся. Напряжённо затих, как задумался о недобром.

 

Несколько дней приходил Колюня из школы тихим и поскучневшим. А потом вдруг как с цепи сорвался. Выпускал из хлева козу и, разбежавшись, прыгал через неё. А неделю спустя, когда коза надоела, притащил с пилорамы мешок опилок. Привязал его к стойке крыльца и давай буздырять по нему то краями ладоней, то лбом, то коленом. Зинаида как раз в это время доила козу. Закрыв дверь хлевушка, подошла и, теряясь в догадках, спросила:

– Ты чего это, Ко-оль?!

– Будут знать! – Колюня не отвлекался. Бил и бил по мешку. Руками, ногами и головой. – Вот только мускулов накачаю – зачешутся у меня!

– Не держи на людей ретивое! – прикрикнула Зинаида. – Ты ведь не супоста́тко!

– Ладно, мама! Слова-то какие всё у тебя. Я чемпионом, может, хочу. А ты – супостатко!

– Это каким ещё чемпионом?

– Таким, – ответил Колюня, – которого все боятся!

 

Был тихий октябрьский вечер с первой звездой, проклюнувшейся на небе. Пахло вытоптанной травой и холодными листьями старой дворовой берёзы, которые медленно шевелились и один за другим срывались, падая на забор, огородные гряды и Зинаиду, стоявшую в трёх шагах от пыхтевшего против мешка Колюни.

Мать глядела на сына жалостными глазами. Метавшийся сын был похож на игрушку, которую завели и забыли остановить. В его тельце было что-то тщедушное, слабое и смешное, однако в жестоких движениях рук и ног угадывалась опасность. «Знать бы заранее, – подумала Зинаида, – кто получится из него. Ну, надо же так его окрестить: Кочерыга! Это теперь Кочерыга. А после? Потом? Через годы? Кочерыгой, что ли, и будет? – Зинаиду бросило в пот. Нет! Нет! Пусть уж лучше лягается с этим мешком! Может, и вправду станет каким-нибудь завалященьким чемпионом! А там, глядишь, и до путного человека недалеко…»

 Зинаида махнула сыну рукой.

– Переме́шкай! – сказала, поворачиваясь к крыльцу. – Чемпионы-то тоже, поди-ко, ужин не пропускают. Пойдём, накормлю. А потом опять чемпионствуй.

Колюня бросился к маме. Схватил у нее ладони. Уткнулся в них своими губами, тут же почувствовав сквозь стеснение небывалый прилив огромной мальчишеской доброты.

 

 

 


Оглавление

1. Звонок
2. Кочерыга

517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!