HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

231. Смысл трансгрессии
232. К вопросу о христологии человека – 3
233. Рубеж

К вопросу о христологии человека – 3


 

 

 

В чём была революция Иисуса Христа?

Всякому, кто читал «Евангелие», в общем, известно: Иисус Христос принес людям так называемый «Новый Завет» и тем преодолел завет Моисея, названный «Ветхим».

Но в чем конкретно была революция?

Если внимательно перечитать «Нагорную проповедь» в изложении от Матфея, и ее же аналог в изложении от Луки, а затем сравнить ее главные пункты с заповедями Моисея, который тот получил на легендарной Синайской горе, становится ясным, что Христос пришел не нарушить закон, но исполнить. Ни одна из заповедей не отменяется Им, но напротив, ужесточается. Здесь не место подробно анализировать каждый из пунктов, мой читатель может (и должен) перечесть их самостоятельно (и не один раз); в данном рассуждении я только позволю себе сделать единственное обобщение: именно ужесточение заповедей преодолевает их ветхий, варварский, языческий дух.

Вот примеры ужесточения заповедей от Ветхозоветных – к Новозаветным:

 

«Не убий» – «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»;

«Не прелюбодействуй» – «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем»;

«Око за око, и зуб за зуб» – «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»;

«Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» – «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»… [Матф.5].

 

Что всё это значит? Как это понимать?..

Есть такое популярное мнение, и оно довольно распространено, будто христианство – религия рабов. Дескать, родилась она в рабской среде, и способствовала углублению психологии рабства: непротивление злу насилием – позиция слабых. Но так ли это в действительности?

Во-первых, если говорить об Иисусе из Назарета, то политически он был человеком свободным. В противном случае, его жизнь проходила бы в рабском труде, а не в вольных скитаниях от Галилеи до Иудеи. То же относится и к его апостолам. Каждый из них, будь то рыбак или мытарь, до того, как был призван, работал не на хозяина, а на себя. Таким образом, родилось христианство не среди рабов, а среди свободных людей, и это обстоятельство – принципиальный момент. Мы должны это осознать: раб не может воспринять новой идеи, и уж тем более – новую идею родить; всё, на что он способен – это примитивный, варварский бунт, ведущий в лучшем случае к переделу собственности, но в социальной психологии, по сути, ничего не меняющий.

А во-вторых, для того чтобы жить по заповедям Христа, человек должен преодолеть в себе примитивную психологию. Это религия – не слабых, а религия как раз-то именно сильных, принципиально, существенно более сильных, чем люди ментальности варварства. Это религия тех людей, кто открыл в себе силу Духа. Это религия истинно Нового Человека.

Анализируем дальше…

 

«Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»; «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела, во что одеться»; «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их»; «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут»; «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и всё это приложится вам» [Матф.6].

 

Что это? Неужели призыв к тунеядству? Однако здесь ведь не утверждается, что человеку вообще не надо работать. Разговор о другом – о заботе, никчемной и суетной, о заботе, которой подчинена жизнь большинства, о заботе, порабощающей психологию человека и тем самым делающей человека рабом. Христос проповедует принцип довольствия малым – малым в физическом, материальном, профанном жизненном плане; а преимущественную часть ресурса человеческих устремлений призывает посвятить духовному совершенствованию.

Не правда ли? – в государстве, чья социально-экономическая пирамида опирается на фундамент рабовладения, такая идеология практически не может быть принята. Она государству – враждебна. Иисуса Христа распяли две тысячи лет назад, но не правда ли? – и сегодня, в начале ХХI века, духовное совершенствование «среднего класса» строго контролируется «высокими технологиями», а преимущественная часть ресурса ориентирована на материальную озабоченность.

Что ж это получается: учение Христа потерпело фиаско? Ничуть. Фиаско потерпела политика Церкви, каковая по мере трансформации Церкви в институт государственной власти становилась политикой господствующего класса. Христос учил о свободе, о свободе личности в Духе, о свободе посредством духовной трансгресии. В этом была революция. Церковь же его учение извратила, обратив в противоположность – в технологию подавления личности, в идеологию рабского послушания. Стоит ли удивляться, что чем ближе к нашему времени, тем меньше Церковь остается властителем дум? Как мы выяснили, на известном этапе духовное лидерство стало смещаться к писателям.

И вот здесь опять возникает перекрестие параллелей…

Через что Христос доносил свое учение до людей? Опять-таки, если внимательно перечитать все тексты «Евангелия», мы увидим, что прямая проповедь в Его словах занимает не так много места. Гораздо бóльший объем информации – в рассказываемых Им притчах. Здесь надо заметить, притча как способ подачи была известна и до Него. Однако притчеподобие, которое мы можем встретить в Ветхом Завете (к примеру, у Екклесиаста или у Соломона), еще не получило развития в повествовательный жанр, а только являло собой поэтические афоризмы. С другой стороны, бóльшая часть текстов дохристианского собрания «Библии» – это либо прямые проповеди, возглашаемые пророками, либо описательные исторические (квазиисторические) изложения без какого бы то ни было метафорического подтекста.

Только Христос сделал рассказ формообразующей основой для притчи – то есть, такого повествовательного послания к людям, где первый, сюжетный план служит не более чем носителем для более глубокого, сокровенного содержания. Иначе говоря, помимо всего прочего, Христос явился мостом: между аристократическим словом поэзии, адресованной очень немногим – и словом прозаического рассказа, словом демократичным, адресованным всем. Обращаясь к обычному человеку, Он стимулировал его мыслить – в этом была революция!

Можно сказать, Христос был первым рассказчиком современного типа. Он учил людей литературно-художественному образу мысли. Лучшие образцы мировой литературы, которую мы знаем сегодня, наследуют принцип образного мышления, явленного Иисусом Христом. В этом свете Его «Новый Завет» предстает уже не как свод назиданий, а как величайшее произведение новой литературы, открывающей новую эру: если рассказ должен быть истолкован как метафорическое послание, если сюжет должен быть носителем слова от Бога, значит, и жизнь человека должна быть осознана как физическое воплощение потаенного в ней, трансцендентного смысла, и земной путь любого из нас должен быть сакральным преодолением изначально данного, рабского положения в мире профанного.

Это преодоление не следует понимать натурально, физически. Его следует понимать метафорически, образно. Если наш современник в массе своей разуверился в христианской идее, то это не потому, что идея заведомо предлагает иллюзию, а потому что идея предлагает реальность духовной трансгрессии – до которой человечество в массе своей так и не доросло. Почему?

Да потому что подлинное христианство антагонистично по отношению к государству, к профанной структуре, основанной на рабовладении – то есть, к любому типу политико-экономического общественного устройства, которые мы знали по сегодняшний день. Во все времена государство было машиной для подавления и принуждения. Христианство же – путь к освобождению человека. Нужно ли уточнять, приветствуется ли государством человек духовно свободный, какие качества государство норовит воспитать, а какие – искоренить?

Государству нужны рабы. Царству Божию – личности. Раб – обездушен. Личность – божественна.

Во все времена, подавляя личность в каждом своем гражданине, государство вершило в каждом человеке богоубийство.

Между прочим: так был ли Иисус человеком или, все-таки, Богом? К этому вопросу я возвращаюсь вот уже в третий раз. И, опять-таки, в третий раз предлагаю перечитать все тексты «Евангелий» – а именно: те места, где Иисус говорит о себе.

Да, он называет себя Сыном Отца Небесного. Да, признает, что он есть Христос – то есть, мессия, помазанник Божий. Да, он не препятствует, когда к нему обращаются «Господи!» – что означает лишь «господин»; уважительное обращение к вышестоящему. Перечитайте, это небезынтересно. Перечитайте, мысленно сняв заглавные буквы, которыми евангелисты короновали всякую форму, где упоминается он (Он). Перечитайте, отстранившись от закрепленной двухтысячелетней традиции обожествления личности Иисуса Христа. Перечитайте, и вы убедитесь: ни в одном из «Евангелий» нет ни одного места, где бы Иисус сам себя называл словом «Бог».

А называл он себя главным образом – и прежде всего – «Сын Человеческий».

О чем это я?

Умеющий читать – да прочтёт.

 

 

 


Оглавление

231. Смысл трансгрессии
232. К вопросу о христологии человека – 3
233. Рубеж
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!