HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

235. Место заключения
236. Последняя битва
237. Передышка между боями

Последняя битва


 

 

 

Что такое Армагеддон?

В христианской традиции это слово ассоциировано с «концом света». Упомянутое всего один раз в «Откровении Иоанна Богослова» (Откр. 16:16), оно прочно вошло в эсхатологическую парадигму. Согласно традиции, в узком смысле, Армагеддон – это место, а в более широком содержательном смысле – это событие, где «в конце времён» должна произойти решающая битва между Христом и Антихристом, между Добром и Злом, между Светом и Тьмой.

По доступным сведениям («Библейская энциклопедия», «Википедия» и др.) слово «Армагеддон» происходит от еврейского «Хар-Магеддон», что означает «гора Мегиддо» – название холма, а также древнего города в Изреельской долине на северо-западе Израиля в 10 км. от современного Афула. В глубокой древности город Мегиддо занимал стратегическое положение. Здесь пролегали торговые пути и военные маршруты. Мегиддо часто становился средоточием решающих сражений в регионе, и стал библейским символом решающего сражения вообще.

В наше время слово обрело уже масс-культурную популярность, благодаря одноименному голливудскому фильму, а также компьютерным играм, эксплуатирующим соответствующий сюжет. Все эти «продукты» рисуют катастрофу планетарного масштаба.

Таким образом, Армагеддон – это нечто такое предельное, грандиозное, апокалиптическое, сокрушительное и глобальное, где существование человечества будет поставлено под «последний вопрос». Одним словом – «конец света».

Надо сказать, «концом света» нас пугают периодически. То, что назначаемые даты не подтверждают мрачных прогнозов, уже выработало привычку относиться к этому с юмором и не забивать себе голову пророчествами психопатов. С другой стороны, «конец света» постоянно над нами висит дамокловым мечом вполне не шутейной угрозы, и если гибельный астероид пока маячит на некотором космическом отдалении, то ядерные арсеналы и сомнительная экология – здесь и сейчас.

Однако давайте задумаемся: а действительно ли Армагеддон – это абсолютно последняя точка в истории человечества? К примеру, Вторая Мировая война – не была ли она «концом света» для цивилизации середины ХХ века? А Первая Мировая? – разве для тех, кого она вовлекла, та война не была «концом света» старого доброго времени? Да и вообще, любая война, для мужчины на фронте и для женщины дома – не катастрофа ли это для их частной, личной вселенной?

Ну ладно, война. Это крайность. А голод, разруха? Гиперинфляция, экономическая депрессия? Разве непременно должна вздыматься земля и кружить огненный смерч, чтобы существование человека было поставлено под вопрос?

Сегодня явно как бы не идет Третьей мировой, Глобальной войны, и Глобальный экономический кризис как будто бы в пределах контроля. Но разве не чувствует наш современник, как он хронически, год за годом, живет в ситуации чрезвычайного положения?

Между прочим, среди богословов есть такая концепция, что Армагеддон закончится не уничтожением всего человечества, а только уничтожением Зла на Земле и утверждением Царства Добра – именно на это будет направлена последняя битва. Но что значит «будет»? Ведь те, кто жили до нас, так или иначе, свой «конец света» уже получили. Выходит, «конец света» случается в каждом из поколений, с теми или иными ужасами, потерями и последствиями. Учитывая принципиальную разницу между сакральным пространственно-временным модусом и профанными календарем с географией, не допустимо ли предположить, что Армагеддон как событие не может иметь конкретной даты и места? Более того, учитывая, что для каждого человека его личная катастрофа – это всегда личный «конец света», не допустимо ли утверждать, что в преддверии катастрофы человек входит в пространство-время Армагеддона? И наконец, нельзя ли сказать, что, если содержание этого испытания составляет последняя битва между Добром и Злом, значит, в душе любого из нас последняя битва идет постоянно?

И вот здесь опять возникает перекрестие параллелей…

Душа – вот подлинное место, где происходит всё это. Душа каждого конкретного человека. Добро и Зло, Свет и Тьма, Христос и Антихрист – всё это суть метафоры, сверхёмкие образы. Одним словом – литература.

Как мы уже выяснили, литература в начале XXI века последовательно вытесняется за предел общественного интереса, и замещается высокотехнологичным тотальным зомбированием. Армагеддон маскируется, камуфлируется, делается неразличимым. В человеке достигается такое гуманоподобное состояние, когда он не осознаёт драмы собственного существования, не задается коренными вопросами бытия, а лишь скользит по поверхности дней, с дремлющей мыслью, с душой усыпленной – в направлении «голой жизни».

Кому это на руку? Читатель, который нашел в себе сил внимательно проследить ход моей мысли в данном исследовании, уже может ответить самостоятельно на этот «последний вопрос». Будь он верующий или атеист – ответ сводится к одной сути...

Профанация – вот ключевой стратегический механизм, по которому работает машина уничтожения личности. Профанация всего святого, что только есть в душе человека, низводит сакральное до утилитарного и обыденного. Профанация, эта мельница неразборчивого измельчения, пускает под нож всё подряд, без разбора – и самое тонкое и самое грубое, и самое возвышенное и самое низменное, и самое высокоразвитое и самое примитивное, и самое культурное и самое варварское, и самое интеллектуальное и самое дебилоидное, и самое одухотворенное и самое обездушенное, – перемешивая их до полной неразличимости.

Только литература, то есть, сфера точного выражения в слове, где Хаос жизни обретает четкость Космоса мысли, еще может противостоять этому чрезвычайному положению, в которое ввергнута душа человека. Но и в литературе идет профанация, как изнутри, так и снаружи, как в содержании, так и во внешней форме. Литература уже не воспринимается как развитие, как причастие, – а только как развлечение, как довесок, как затычка для пустоты.

Последняя битва, битва за душу, которая по определению, через слово, должна идти в пространстве-времени литературы, десакрализуется до иронии, до фарса, до клоунады, до цинизма, до пошлости, до порнографии. Всерьез говорить о серьезных вещах в современной культурной практике уже считается едва ли не дурным тоном, а потенциальная возможность сосредоточения мысли на действительно важном пресекается легкомысленным мозóлением глаз. В книжном магазине на козырных местах мы неизбежно видим бестселлеры, то есть, книгопродукцию, ориентированную на продажность; в телепередачах канала «Культура» обсуждение литературных проблем вырождается в балаганные зажигательные ток-шоу; в интернет-порталах, посвященных литературе, погоня за количеством отзывов деградирует до болтовни заурядных социальных сетей; и, в конце концов, образно говоря, последняя битва становится конкуренцией между, скажем, сборником «Кровь Поэта» и рекламным объявлением, скажем, «Уничтожаем клопов».

И всё же…

Сквозь удушливое, тотальное засилье профанного, когда уже кажется: всё, конец, сакральному смерть, – всегда прорывается еще один жадный, пугающий вздох. И еще один. И еще... И еще... И еще…

Так было всегда.

Так будет и впредь...

Мой читатель, мое исследование подходит к финалу. Образной иллюстрацией последней, решающей битвы я сделал подборку из мыслей известных писателей. И не только писателей – разных людей, олицетворяющих собою культуру.

Вчитайтесь в эти лаконичные изречения. Вслушайтесь в далекие голоса. Вдумайтесь в их сообщения миру. Вчувствуйтесь в ситуацию. Вглядитесь, как борется профанное и сакральное за наши души в каждой из строк.

Это – битва. Ей не будет конца.

Это вечный Армагеддон…

 

 

«Прежде литература была искусством, а торговля – коммерцией; теперь же все наоборот». Ж. Ру

 

«Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель». В. Мич.

 

«Больше всего получает тот, кто больше всего дает потребителю». Девиз организации «Ротари интернешнл».

 

«Производство суррогатных продуктов можно удешевить до крайности, если создать суррогат потребителя». В. Брудзиньский

 

 

«Литература – благородное призвание, но только то­гда, когда она служит миру, жаждущему просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения». X. Грили

 

«Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни». В.Г. Белинский

 

«Литература – это руководство человеческого разума человеческим ростом». В. Гюго

 

«Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг не отступать от своей цели – возвысить общество до своего идеала, – идеала добра, света и истины!» Н.А. Некрасов

 

 

«Никто в мире, насколько мне известно – а искал я в архивах годами, и не один, а с помощниками, – не разорился вследствие недооценки умственных способностей широких масс». Г. Л. Манкен

 

«Даже если моду изобретают кретины, ты будешь дурой, если не будешь им подражать». Ж. Голоногова

 

«Манекены всегда поспевают за модой». Л. Кумор

 

«Реклама – величайшее искусство ХХ века». М. Маклюэн

 

«Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». В. Пакард

 

«Реклама – самая интересная и самая трудная форма современной литературы». О. Хаксли

 

«Реклама – это хлыст, подгоняющий человечество на пути к Лучшей Мышеловке». Э. Тернер

 

«Реклама – нерв современной культуры; без нее капитализм просто не смог бы выжить; и она же – мечта современной культуры». Д. Боргер

 

«Реклама – это ложь, дозволенная законом». Г. Уэллс

 

«Даже Богу нужны колокола». Слоган французских рекламщиков

 

«Если теперь явится Спаситель, то ему, чтобы с успехом обнародовать свое учение, уже не нужно будет подвергаться распятию. Он преспокойно напечатает его и объявит о книжке во «Всеобщей газете», заплатив шесть крейцеров за строку объявления». Г. Гейне

 

 

«Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди». А.П. Чехов

 

«Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости». К.Г. Паустовский

 

«Есть замечательные ораторы, они умеют замечательно фантазировать и звать к прекрасной жизни… а сами живут как сукины сыны... Есть и среди писателей люди, у которых слово расходится с делом. Это несовместимо со званием писателя». Н.А. Островский

 

«Литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. Когда же люди подходят к этому храму с мелкими честолюбивыми стремлениями, корыстолюбивыми целями и со склонностью ко лжи – это величайшее преступление, совершаемое против народа». С.Г. Шаумян

 

«Литература, в которой не бьется тревога совести, – это уже ложь». С. Лихачев

 

«Настоящее писательство – как любовь. Его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и искусственности». В.В. Боровский

 

«Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты». М. Горький

 

 

«Я пришёл в этот мир не для того, чтобы сделать людей лучше, а для того, чтобы использовать их слабости». А. Гитлер

 

«Печать – самое сильное оружие, при помощи которого партия ежедневно, ежечасно говорит с рабочим классом на своем, нужном ей языке». И. Сталин

 

«Скоро останутся лишь две группы работников: те, кто контролирует компьютеры, и те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в первую». Л.Д. Эйген

 

«Поэты должны быть изгнаны из государства». Перефразированная мысль Платона

 

 

«Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека». А. Бональд

 

«Качество произведения – решающий политический вопрос для подлинно социалистического искусства». Б. Брехт

 

«Литература – явление общественное». Г. Манн

 

«Литература – это совесть общества, его душа». Д. С. Лихачев

 

«Литература рождается из глубины народной души». А. Мицкевич

 

«Народ может простить писателям многое, но не мо­жет простить молчания во времена, когда решается его судьба». М. Танк

 

 

«До сих пор человек мучился вопросами, на которые не было ответов; теперь, благодаря компьютерам, мы стоим перед градом ответов, на которые нет вопросов». П. Устинов

 

«В прежнее время книги писали писатели, а читали читатели. Теперь книги пишут читатели, и не читает никто». О. Уальд

 

«Никто ничего не читает; если читает, ничего не понимает; если понимает, то немедленно забывает». С. Лем

 

«"Пользователь"– в языке компьютерщиков-профессионалов то же, что "идиот"». Д. Барри

 

«Процент неграмотных – величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать». А. Моравиа

 

«Невежество тем-то и тяжко, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается». Платон

 

«Никогда еще невежество никому не помогло! Невежество – это демоническая сила и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий. Недаром величайшие греческие поэты в потрясающих драмах из жизни царских домов Микен и Фив изображают невежество в виде трагического рока». К. Маркс

 

«Неведение народа о самых простых вещах гибельно делается для тех самых, которые его воспитывали... невежество ненадежно, на него нельзя положиться ни в чем, потому что оно постоянно может служить орудием в руках первого обманщика». Н.А. Добролюбов

 

«Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество... Покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества». К. Гельвеций

 

«Главным фактором величайших мировых переворотов всегда была устная речь, а не печатное слово». А. Гитлер

 

 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро

 

«Старайся дать уму как можно больше пищи». Л.Н. Толстой

 

«Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать». Ш. Монтескье

 

«Сильные умы именно и отличаются той внутренней силой, которая дает возможность не поддаваться готовым воззрениям и системам, и самим создавать свои взгляды и выводы на основании живых впечатлений». Н.А. Добролюбов

 

«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что он неразумно живет». В.Г. Белинский

 

«Разум, даже если его притесняют и пренебрегают им, в конечном счете всегда одерживает верх, ибо жить без него невозможно». А. Франс

 

«Только тот разум является действительным разумом, который доказывает свою состоятельность в акте познания, и только тот глаз, который действительно видит, является настоящим глазом». Ф. Энгельс

 

«Писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения его правдивости и убедительности». М.А. Шолохов

 

«В литературе, как и во всем, талант – это символ ответственности». Шарль де Голль

 

«Когда мы читаем книгу, чувство правдивого говорит нам: "Это ложь! " – при каждой неверной детали. Если это чувство говорит слишком часто и говорит всем, значит книга не имеет и не будет иметь никакой ценности». О. Бальзак

 

«Прославим поэтов, у которых один бог – красиво сказанное бесстрашное слово правды». М. Горький

 

 

«Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа верит в неё». «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Й. Геббельс

 

«Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача – взять это дело в свои руки». И. Сталин

 

«Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство». К. Понти

 

«Это больше чем потрясающе – это посредственно». С. Голдвин

 

«Попкорн – единственная область кинопромышленности, в которой хороший вкус всё еще что-то значит». М. Барфилд

 

 

«Плакат в витрине книжного магазина:

"Купи этот превосходный роман, пока Голливуд не успел его загубить"». Из книги Э. Маккензи «14000 фраз…»

 

«Наша страна никогда не станет цивилизованной, пока мы тратим на книги меньше, чем на жевательную резинку». Э. Хаббард

 

«Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему его место». А.И. Герцен

 

«Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». С.И. Вавилов

 

 

«Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека». К. Ушинский

 

«Мозг гораздо чаще ржавеет, чем изнашивается». К. Бови

 

«Для глупого человека даже умственный труд превращается в физический». В. Кашкин

 

«Никто не может быть мудрым на пустой желудок». Дж. Элиот

 

«Интеллектуал – это человек, доходы которого обратно пропорциональны его интеллекту». Л. Кумор

 

«Если что-либо стоит делать, это стоит делать за деньги». Дж. Доноху

 

«Презираю тех, чьи мозги не могут наполнить желудка». Б. Брехт

 

«Выбирай, сказали ему: богатство или ум? Умный человек, он выбрал богатство». М. Шарган

 

 

«Трудно наполнить кошелек, не опустошив сердце». Э. Ожешко

 

«Чтобы писать легко продающиеся книги, нужно иметь хорошо продающиеся мозги». О. Хаксли

 

«Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать». К. Маркс

 

«Призвание может быть указано и доказано только в том случае, когда ученый или художник жертвует своим спокойствием и своим благосостоянием, чтобы следовать своему призванию». Л.Н. Толстой

 

«Литература – это искусство самое свободное и неза­висимое, и, если она продажна, она не стоит ломаного гроша». У. Фосколо

 

 

«Историками доказано, что в древности за один талант давали сто волов». Г. Лоуб

 

«Единственная древняя валюта, которая все еще находится в обращении, – тридцать сребреников». Ст. Ежи Лец

 

«Книгоиздение – аукцион человеческого ума». Э. Диксон

 

«Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями». Э. Кобб

 

«Знаете ли, когда я действительно поверила, что Вы великий философ? Когда Вы разбогатели! Только лжецы, безумцы и дураки могут говорить, что можно быть счастливым и свободным, живя в бедности». Маркиза Дюдеффан в письме к Вольтеру

 

«Дионисий Младший говорил, что кормит стольких софистов не потому, что восхищается ими, а для того, чтобы они восхищались им». Плутарх. «Изречения царей и полководцев»

 

«Изречение Симонида, обращенное к жене Гиерона, спросившей, кем лучше быть – богатым или мудрым? Богатым, сказал он, потому что приходится видеть, как мудрецы постоянно торчат у дверей богатых». Аристотель «Риторика»

 

«Неправильно просто так просить денег. Побираться надо с достоинством». М. Швыдкой

 

«Карьера художника подобна карьере куртизанки: сперва – для собственного удовольствия, потом для чужого и, наконец, ради денег». М. Ашар

 

«Бернард Шоу, возможно, был самым богатым английским писателем своего времени. Ему напомнили: Иисус велел богачу продать имение и раздать деньги нищим. Шоу тоже напомнил: "У Иисуса не было никакой собственности. Всю деловую сторону он взвалил на плечи Иуды"». Из книги К. Душенко « 5500 цитат…»

 

 

«Что ж стало бы с литературой, если бы дела ее не защищались? У нас есть свой кассационный суд – это будущее. Счастлив тот, кто может предстать перед ним!

Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только "увеселителем публики"». О. Бальзак

 

«Писать надо, во-первых, только тогда, когда мысль, которую хочется выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя. Всякие же другие побуждения для писательства, тщеславные и, главное, отвратительные денежные, хотя и присоединяющиеся к главному, потребности выражения, только могут мешать искренности и достоинству писания. Этого надобно очень бояться». Л.Н. Толстой

 

«Горе писателю, который захочет сделать из своего живого дарования мертвую игрушку, которого соблазнят дешевый триумф виртуоза, дешевая власть его над своим опошленным вдохновением». И.С. Тургенев

 

«Литература есть нечто такое, что, проходя через века и тысячелетия, заносит на скрижали свои и великие деяния и безобразия, и подвиги самоотверженности, и гнусные подстрекательства трусости и легкомыслия. И все, однажды занесенное ею, не пропадает, но передается от потомков к потомкам, вызывая благословения на головы одних и глумления на головы других». М.Е. Салтыков-Щедрин

 

 

«Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество». К. Гельвеций

 

«Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать». Г. Лихтенберг

 

«Из произведений писателя следует печатать только то, что достойно чтения. Это мудрое правило повело бы к тому, что было бы меньше книг, а больше вкуса у читателей». Вольтер

 

«Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить». Ф. Бэкон

 

«Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны». Л.Н. Толстой

 

«Мало написать плохую книгу, надо еще доказать всем, что она хорошая». М. Генин

 

«Бывают книги, лучшую часть которых составляют обложка и корешок». Ч. Диккенс

 

«Британцы издавна питают пристрастие к плохим книгам, при условии, что они хорошо написаны». М. Брэдбери

 

«Тонкость не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки». А.С. Пушкин

 

«Любопытно, что больше всего раскупают книги, которые меньше всего читаются. Это книги, стоящие напоказ в книжных шкафах у людей нечитающих, – книги, так сказать, меблировочные». Братья Гонкур

 

«Книги делятся на две половины: те, которых никто не читает, и те, которых никто не должен читать». Г. Л. Менкен

 

«Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли». В. Солоухин

 

«БЕСТСЕЛЛЕР: книга, которую хорошо покупают потому, что она хорошо продавалась». Д. Бурстин

 

«Бестселлер – позолоченное надгробие посредственности». Л. П. Смит

 

«Появление многих бестселлеров можно было бы предотвратить, будь у нас больше хороших учителей». Ф. О´Коннор

 

 

«Искусство всегда в высшей степени верно действительности». Ф.М. Достоевский

 

«Только пчела узнает в цветке затаенную сладость, Только художник на всем чует прекрасного след». А.А. Фет

 

«Писатель пишет не потому, что ему хочется сказать что-нибудь, а потому, что у него есть что сказать». Ф.С. Фицджеральд

 

«Художник должен уметь все возвысить; он подобен насосу, кишка которого доходит до недр вещей, до самых глубоких русл. Он впитывает и гигантскими снопами выбрасывает к солнцу то, что было распластано под землей и чего не было видно». Г. Флобер

 

«Художник собирает разбросанные куски жизни (так Изида собирала по нильским тростникам раскиданное тело Озириса). Наблюдательные щупальца художника прикасаются ко множеству как бы бессмысленно разбросанных вещей. Затем в какую-то одну из минут глубокого волнения перед его взором встает единое целое: творческая идея; все предметы его наблюдения приобретают огромный смысл; волевым порывом он соединяет эти предметы в единое тело, цементируя их живой влагой своих пристрастий, оживляя огнем своей личности». А.Н. Толстой

 

«Творчество всякого талантливого автора обязательно отражает его личность, ибо в том-то и заключается художественное творчество, что внешний объективный материал перерабатывается вполне индивидуально, психикой художника». В.В. Боровский

 

«Роман – это зеркало, с которым идешь по большой дороге. Оно отражает то лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы». Стендаль

 

«Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками». О. Роден

 

«Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй – о госпитале». Стендаль

 

«Мужество ума состоит в том, чтобы неустанной и упорной тренировкой придавать ему гибкость... то есть узнавать и познавать с большей ясностью и достоверностью окружающий мир и действующие в нем силы: идеи и факты, опыт прошлого и настоящего, живую науку. Мужество ума состоит в том, чтобы не отступать перед тягостями умственного труда. Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить ее любой ценой, гнушаться легких и удобных половинчатых решений, унизительной лжи. Иметь смелость искать, судить и решать самому. Иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком». Р. Роллан

 

 

«Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны». Лорд Раглан

 

«Культура для многих первая потребность, которую не нужно удовлетворять». Ст. Ежи Лец

 

«Только рынок может обеспечить беспрепятственный слив культуры в народные массы». «Чем ниже культурный уровень, тем больше образованных людей». В. Домиль

 

«Способность умно наполнить свободное время – есть высшая ступень личной культуры». Б. Рассел

 

«Чем больше свободного времени, тем больше растрата времени. Раньше рабочий после работы успевал лишь напиться и побить жену; теперь он успевает напиться, побить жену и посмотреть телевизор». Р. Хатчинз

 

«У многих и культурный уровень за чертой бедности». К. Кушнер

 

«От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам». К. Краус

 

«Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Ф. Ницше

 

«Когда я слышу слово "культура", я хватаюсь за пис­толет». Х. Йост

 

 

«Когда я слышу слово "пистолет", я хватаюсь за свою культуру». Э. Гуд

 

«В культуре основанием служит вершина». Г. Ландау

 

«Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру». А. Кэмпиньский

 

«Умирая, культура превращается в цивилизацию». О. Шпенглер

 

«Культура – это знать лучшее, что было высказано и выдумано в мире». М. Арнольд

 

«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто». Э. Эррио

 

«Культуру можно назвать "памятью мира и общества"». А. Моль

 

«Люди только высокой культуры должны заниматься политикой, иначе неизбежны потрясения и войны». Г. Александров

 

«Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». А. Швейцер

 

«Высочайшая возможная стадия нравственной культуры – когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли». Ч. Дарвин

 

«Основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, – свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли». Д. Лихачев

 

«В понятие интеллигентности входит болезненная совестливость и способность страдать чужим страданием». В. Шукшин

 

 

«Интеллигенция – это отбросы общества». А. Гитлер

 

«Философия "мировой скорби" не наша философия. Пусть скорбят отходящие и отживающие». И. Сталин

 

«Культурный человек, в отличие от некультурного, может понимать степень своего бескультурья». А. Фай

 

«Закон малинового джема: Культура как джем: чем шире размажешь, тем тоньше слой». С.Э. Хайман

 

«Худший враг любой пропаганды – интеллектуализм». Й. Геббельс

 

«Только фанатичная толпа легко управляема». А. Гитлер

 

«Если человека пичкать обрывками культуры, которой тот не понимает, то он становится прекрасным фанатиком и оружием в чужих руках». А. Пехов

 

«Поймите, все мы в известной степени дикари». Б. Шоу

 

 

«Осветляя душу культурой, становишься яркой личностью». Г. Александров


«Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали». М. Арнольд

 

«В человеке высокой культуры встречается несколько культур, но он так их перемешивает, что создает свою собственную». В. Борисов

 

«Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать». А. Мальро

 

«Действие надо начинать с того, чего еще нет». Лао-цзы

 

«Главное в жизни – не подняться выше других, а подняться выше себя». Т. Монсон

 

«Мы трудимся для того, чтобы стать кем-то, а не для того, чтобы получить что-то». Э. Хаббард

 

«Чтобы быть собой, нужно быть кем-то». Ст. Ежи Лец

 

«Часто приходится слышать: "Он еще не нашел себя". Но найти себя невозможно – себя можно только создать». Т. Сас

 

«Чтобы найти себя, надо себя переделать». Г. Ландау

 

«Каждый поступок продолжает созидать нас самих». Ф. Ницше

 

«Творить – значит убивать смерть». Р. Ролан

 

«Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она – самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование». К. Маркс

 

«Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью». П. Валери

 

 

 


Оглавление

235. Место заключения
236. Последняя битва
237. Передышка между боями
441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!