HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Екатерина Бернацкая

Лимонная роща Орландо

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за январь 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года

 

На чтение краткой версии потребуется полтора часа, полной – 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 20.01.2016
Оглавление

14. 13 глава
15. 14 глава
16. 15 глава

14 глава


 

 

 

– Вчера мне казалось, учитель, что я сошёл с ума, – подошёл утром с опущенной головой Орландо к Магистру. – Вы не думаете, что я слишком слаб?

– Нет, – успокоил его Магистр, – вчера ты просто немного потерял равновесие. В отличие от меня ты можешь его потерять. Хоть в чём-то же я должен быть лучше тебя! – воскликнул он.

– Простите меня.

– Хорошо, Орландо. Но впредь знай, что много у тебя ещё в жизни будет ситуаций, когда захочется вспылить душой, выкричать себя, но ты должен вести себя, как подобает, иначе ты очень меня ранишь. Ты должен беречь меня. – И Магистр принялся объяснять, что он, собственно, имеет в виду.

 

Сложно понять, в каком необыкновенном равновесии тот, кто призван творить прекрасное и воспевать божественную красоту. В таком равновесии не может находиться человек, имеющий дело с деньгами, в погоне за богатым женихом или в поисках хорошей квартиры. Никто не говорит, что это плохо. Наоборот. В естественном ходе жизни это положительные действия. Более того, встретив настоящую любовь, душа и таких людей преисполняется красотой.

Но ты не сумасшедший, что бы ты ни видел в людях, которые отделили тебя от себя. Так бы сказали те, кто полностью не имеет понятия о равновесии. Равновесие – штука очень тонкая и точная. Иногда, чтобы удержать эту невероятно зыбкую точность, необходимо дико кричать и защищать её изо всех сил.

А теперь возьмём поэта. Поэта не как сочинителя стихов, а как человека, стремящегося создать идеальную форму, будь то картина или памятник. Человека искусства – человека, принимающего на себя «болезнь». Равновесие ему дано от природы.

Но как всё чутко, тонко и непостижимо то, что дано природой! Возьмём маленького птенца. Много коршунов посягают на его беспомощное тельце! Любой холод или излишняя жара убьют его, поэтому в гнезде мать поддерживает определённую температуру. И питается он нежной и отборной пищей, не потому что он привередлив, а потому что другая его убьёт. Как же мать отчаянно пытается сохранить жизнь птенцу! Она вздрагивает при малейшей опасности, она бросается на любого, кто приблизится ближе положенного. Она яростно свирепствует, когда видит того, кто опасен для жизни птенца. И тут же бросается в драку, если хищник настойчив.

А теперь представь, что птенец – стих, ты. А взрослая птица – твоя защита, поэзия, я. Я готов предстать безумным перед теми, кто пытается нарушить твою гармонию. Я буду защищать свой стих. Но, как ты уже знаешь, защита от хищников – не основная забота о птенце. Он может погибнуть от голода или от неправильной температуры. Поэтому матери нужно находить время и для этой заботы. Но иногда случается так слишком опасностей, что мать не в силах разорваться, чтобы всё успеть. Тогда птенец погибает. Так случается чаще всего. А мать уже не придёт в себя.

– Неужели люди всегда так жестоки и ненасытны? – спросил Орландо и тут же вслух подумал: – Получается, это я Прометей?

– Это у нас взаимно, – услышал его Магистр. – Но сейчас ты несёшь огонь, – и продолжил: – Тогда птенец может вырасти и превратиться в лебедя, прекрасного лебедя. Но прежде его нужно воспитывать… но всё это, Орландо, лишь апология поэта, тем более здесь.

В Лимонной Роще?

– Нет в России, как это ни прискорбно, – и Магистр опустил глаза и вздохнул. – Я тебе всё это сказал только затем, чтобы ты не расстраивался из-за вчерашнего. Ты можешь сходить с ума, но это не умаляет твоего долга перед людьми. Ты должен быть примером. Твои мысли должны быть сосредоточены. Твой характер должен быть сильным, и стихи твои тогда будут воспитывать сердца людей. Я не говорю о политических запросах государства. Я говорю о божественном предназначении. О твоём предназначении. В конце концов, ты же мужчина!

 

Орландо посмотрел внимательно на Магистра, так долго приводившего доводы в его оправдание и, наконец, разрушил их в один миг. И спросил у него:

– Почему чаще всего птенец умирает?

– Ты не должен думать об этом, – нахмурился Магистр и почти сердито проворчал: – Ты только забиваешь голову лишними мыслями и меня с толку сбиваешь. Мы уже давно должны были начать лекцию. Что ты мне сегодня приготовил?

– Стих в розе.

– Стих в прозе, – поправил его Магистр.

– Нет, – покачал головой Орландо и тут же обрёл невозмутимую уверенность, – стих в розе.

 

Стих в розе

 

Хрустальная роза стоит, а хрусталь этой розы алого цвета,

и формы она греческой вазы,

а на вазе рисунок выложен из рассеянных звёздных скоплений,

но можно угадать в хаосе тех звёзд лик, светлый лик,

ибо у этого образа есть центр, и центр этот – звезда Альциона.

А стих не имеет образа, но музыкальную форму имеет,

дивной рапсодии форму,

и поёт стих о розе, всегда слагает он гимны о розе.

 

– Неплохо, Орландо, хотя ты должен помнить слова Аристотеля, что если кто размажет самые лучшие краски в беспорядке, тот не может доставить даже такого удовольствия, как набросавший рисунок мелом.

– Что это значит, учитель?

– А это значит, что скромный тихий стих может быть намного прекраснее того, где художественные средства бьют через край. Не в этом красота стиха. Главное для слушающего или читателя не в том, чтобы удивиться, как ты можешь размахивать словами, а в том, чтобы почувствовать душу стиха. И порой за этими размашистыми словами, как за праздными, но грубыми шторами, не видно прекрасного уголка земли, сада или глубокого ручейка, которые создал Бог. А задача стиха – открыть человеку глаза на божественное, ещё раз подчеркнуть вид из окна, как ты его видишь, и сказать, сколько в нём красоты или в чём же ты видишь недостатки. Я ни в коем случае не отрицаю красоту пышных слов, но к успеху ведёт не их изобилие. Мастерство не в том, чтобы увидеть дивное слово и впихнуть его в первую попавшую строчку. Это может сделать каждый, если хочет подчеркнуть великолепие чего-то. Но рассказать о красивом, о любви, о дружбе простыми словами – вот что должен уметь поэт. Ведь сам знаешь: порой ласковое изречение в три слова может сразить больше, нежели героическая поэма, возносящая бесконечные хвалы то Богу, то герою, то людям, то стране, то горам.

– Да, вы правы, учитель. Раньше я так не думал. И теперь, когда вы мне всё объяснили, я почувствовал, как сложно писать стих.

– Конечно, это для тех, у кого нет вдохновения. Но не надо обольщаться. Недостаток словарного запаса у поэта, как ничто другое, не может так сильно отвратить людей.

 

Итак, сегодняшнюю лекцию Магистр посвятил другим видам рифмы. Существуют мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная рифмы в зависимости от ударения в рифмующихся словах. Так в мужской рифме ударение находится на последнем слоге в строке, когда в женской рифме ударение на предпоследнем слоге.

– Это никак не ассоциируется с мужчиной и женщиной?

– Конечно, ассоциируется! Вот смотри: мужская рифма. Идёт джентльмен, его шаг уверенный, в руках у него трость. Трость он переставляет в такт своему шагу. Шаг-стук, шаг-стук – одновременно, никакого эха. Размах тростью и шаг-стук. И вот этот «шаг-стук» и будет слог-ударение. За собой ничего не оставляет.

 

Женская рифма – иное. Вот представь, идёт дама в длинном платье, а сзади неё шлейф платья ручьём течёт по полу. Она делает шаг, а шлейф за ней шуршит «шорх». Она делает снова шаг, а шлейф за ней опять «шорх». Так вот, шаг здесь будет ударным слогом, а «шорх» безударным.

 

– Хорошо, вот мужская рифма.

 

Сколько на свете стихов!

Кричат они наперебой,

Словно они – не пристанище слов,

А громкий кимвалов вой,

Мычащее стадо коров.

 

А вот женская рифма.

 

Косой месяц бледный,

Поживи ещё немного.

День ещё летний.

 

– А где продолжение? – спросил Магистр, заметив, что Орландо замолчал.

– Это конец стиха, – ответил юноша, не поняв, что именно не понравилось Магистру. – Это всё, что я хотел сказать луне.

– Загадочный получился стих, – задумался Магистр.

– Вы же сами говорили, что простые слова могут озадачить, порой и на всю жизнь, – сказал Орландо и добавил: – Я просто не люблю осень. Вот и сейчас. Только осенью я мог тут оказаться. Но лимонная осень – это только пол-осени, а потом ветер, холод, снег, постепенная смерть дня…

– Орландо милый, подожди рассуждать, – остановил его с улыбкой Магистр. – Осень – и правда, серьёзное время года. Потому я прощаю тебе твою неуёмную уязвимость. Но жизнь куда более непредсказуема. Это такая непредсказуемая штука, где самодур (здесь уже имеются в виду не только борзописцы) может занять все позиции, а мудрец может всю жизнь рассуждать о жизни, не имея её. Здесь всё наоборот. Прилежание, добро – не для успеха в жизни. Может, потом… Не знаю, Орландо, сам не знаю. Видишь, какой опять абсурд. Я, Магистр Поэзии, чья жизнь размером с вечность, не знает о жизни и не знает о вечности.

Орландо показалось, что учитель загрустил, и ему стало неловко. Утешить учителя он не мог отважиться, ибо он не хотел дать ему знать, что Магистр может быть уязвимым, и сейчас он такой. Но он и не хотел отворачиваться от него, чтобы случайно не выдать своего проницательного взгляда.

Однако Магистр быстро собрался и, как ни в чём не бывало, продолжил:

– А вот дактилическая рифма повторяет схему дактиля. Она с ударением на третьем от конца строки слоге. Представь, что идёт королева с волочащимся сзади неё шлейфом, а сзади крадётся на цыпочках шут и передразнивает её.

– Здорово! Здорово! – воскликнул Орландо. Теперь он знал, как утешить своего учителя. Стих – вот чем он мог поделиться, что он мог подарить.

 

Королева рифмы с волочащимся сзади неё шлейфом и двумя крадущимися сзади на цыпочках шутами, передразнивающими её

 

Сверкает молния в пустыне цветистая,

Как новое Солнце оно, как земля плодородная.

Как живая вода, как море серебристое.

 

Эффект удался, и Магистр улыбнулся.

– Соответственно, – продолжил он, – в гипердактилической рифме королеву со шлейфом передразнивают два шута.

– Мне было непросто.

– Да, правда, такая рифма встречается крайне редко. И ритм замедляется, и скорость чтения. Обычно такая используется в повествовании, например, в сказке или в песне фольклорной. На ней мы останавливаться не будем.

– Хорошо, но я всё равно возьму её на заметку.

– Конечно, ничем в науке нельзя пренебрегать, ни одной величиной, ни одним открытием. У нас остались точные и неточные рифмы, но на них мы не будем останавливаться, ибо совпадения звуков или несовпадения приходят на ум по природе вещей. И здесь нельзя расценить, что лучше, ибо и одинаковые капли не теряют своего очарования, и нельзя точно истолковать, когда неточная рифма перестаёт быть рифмой.

– Я всё понял. Абсолютное совпадение звуков – это точная рифма, а неточная – более гибкая, но как радуга на небосклоне имеет свою форму, а где эта радуга заканчивается, не обозначено природой, но всё же мы понимаем, что у этой радуги есть предел, и не ведём её концы в бесконечность, иначе это было бы абсурдом.

– Да, да, хорошо, что ты заговорил о радуге. Я вспомнил о нашей вечерней прогулке, – сказал Магистр и начал суетливо собираться.

– А наша лекция? – удивился Орландо. – Закончена?

– Привык изнуряться от учёбы? – рассмеялся Магистр и, ласково взяв руку Орландо, произнёс: – Сегодня будет чудный, необыкновенный закат.

– Откуда вы знаете?

– Как же откуда? Ты можешь вспомнить последний закат, который видел? Уж больно мы засиделись в этой берлоге, радуя свою душу только рассветами, а потом снова прячемся в тени. Но такова жертва, и она ещё совсем маленькая. Бывают ещё о-го-го какие жертвы! Но не будем об этом. Пойдём, и ты увидишь награду, которой тебя может удостоить сама природа.

 

Металл толщиной 2 мм, покрытый антикоррозийной эмалью, это очень прочный материал. Изготовленные из него изделия служат долго даже в экстремальных условиях. Заказать металлические мусорные контейнеры в Москве можно у производителя. Официальный сайт компании «Эко-сервис»: http://eco-servis.biz/

 

Орландо и сам почувствовал, что закат стал непривычен его глазу, чем-то забытым. Ученье – свет, но чтобы действительно овладеть навыками предмета, нужно посидеть во тьме, конечно, в переносном смысле, потому что как же без дневного света книгу читать? И вот этот сумрачный закат, который они наблюдали вместе, был для них дивным ярким светом, золотым венцом, высшей добродетелью, которую могла проявить для них в тот момент природа.

– Вы воплощение совершенного учителя! – опомнившись, воскликнул Орландо. Он поцеловал руку Магистра и прижал её к сердцу.

– Чему я тебя научил? Это ты меня учил всё время, а я лишь проверял тебя, на что ты способен.

– Вы воспитывали мой ум, упорядочили мою душу, а ещё вы меня научили дружбе и любви. А без этого ни один стих не соединится с сердцем слушающего или читающего. Вы меня научили большой любви!

– Орландо… – начал Магистр, посмотрев на него растроганным взглядом.

– Учитель, ничего не нужно мне говорить. Больше всего в жизни я рад тому, что я ваша мечта. Я рад, что кто-то в этом мире помечтал о хорошем, и это оказались вы, за что я вам тысячу раз благодарен.

– Орландо…

– Нет, ничего мне не говорите, – помотал головой юноша. – Вы самый близкий мне человек. Конечно, поэт должен быть сильным, должен быть твёрдым, но я не знаю, отчего это во мне, почему мне нужна поддержка.

– Орландо, ты всегда можешь на меня положиться. Ты будешь сильным и твёрдым в своих стихах. А с сердцем (в высоко небиологическом смысле – печенью) нет безопасности. Банк – тоже тонкая душевная организация. И сердце поэта не приемлет ничего, кроме сокровищ истины, но только оно всегда открыто.

– Учитель, вы меня никогда не покинете? – осторожно спросил юноша после большой паузы.

– Конечно, нет, – успокоил его Магистр и снова обнял. – Я тебя очень люблю, как сына. Пойдём домой. Солнце уже ушло за горизонт, а тебе нужно сегодня ночью сосредоточиться на своём сне. Ты окончательно решил разгадать его?

– Да, – утвердительно кивнул Орландо.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2016 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

14. 13 глава
15. 14 глава
16. 15 глава
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!