HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Беседы об истории религий

Исцеление знанием и верой

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за декабрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2015 года

 

(вступительная)
На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.12.2015
Иллюстрация. Название: «Ожидание». Автор: krivzoff feodor. Источник: http://www.photosight.ru/photos/2754227/

 

 

 

Сразу скажу, я бесцеремонно пользуюсь знаниями и опытом группы поддержки. Это круг моих друзей, небольшой, но адекватный в своих воззрениях. Это также мои многочисленные новые и старые знакомые из самых разных конфессий и сект. По-своему, тоже адекватные. С ними мне приходится общаться на протяжении уже многих лет. Это книги, это, наконец, принадлежность к таинству Христа, в память которого меня окрестил отец Александр в стенах Владимирского собора. Учителей, как видите, много. Поэтому в своих рассказах, вероятно, буду путаться, менять местоимение с «я» на «мы» и обратно. Да и то сказать, смог бы я разве без людей меня окружающих, хоть шаг ступить в своих расследованиях?

 

 

Зачем я это рассказываю?

 

Чтобы у читателя уже сейчас, с первого же материала зародился серьёзный интерес к такого рода публикациям. Публикациям нелицеприятным, но жутко интересным, схожим больше с криминальными расследованиями и… честным. Ну, почти честным. Почему «ну», об этом расскажу чуть позже. Я не собираюсь жевать сопли, переваривая по десять раз прописные церковные истины. Распинаться о духовности, святости или воспевать дифирамбы только потому, что так принято в некоем сообществе.

 

 

Только ли святоотеческая традиция?

 

Нет, не только. Хотя и в ней, в русской традиции, наследником которой стала нынешняя Московская патриархия,[1] обнаружится столько всего занимательного и неожиданного, что читателю лучше бы вообще не вставать со своего стула. Это будут самые различные направления, в том числе, конечно, мировые религии, а также их исторические веточки. Это амбициозные 18–19 веков свежеиспечённые ответвления от древних вероисповеданий, которые на поверку оказываются не такими уж и сектантскими, так как обнаруживают в себе признаки, присущие мировым религиям.[2] Попутно выясняется, что об этом их легендарном прошлом не знают сами же руководители этих конфессий. А не знают потому, что не интересуются историей. Вот такие елейные пироги.

 

Мало кто из нас бывал в сами́х недрах у сектантов, понаехавших в девяностых из америко-европ и кришнаитских индий в нашу ослабленную на то время страну, и слабо представляет, кем на самом деле являются эти странные люди в выглаженных пиджаках и галстуках, или с бубнами в руках. Действительно ли эти мальчики и девочки служат сатане, как поговаривают наши ревностные иереи, состоят сплошь из завербованных агентов или, наоборот, являются безобидными исусиками?

 

 

Почему основной упор делается на историю церкви, конкретного вероисповедания?

 

Практика показывает, что именно в нем, в историческом прошлом нужно искать причины психологии и состояния современной церкви, понять логику и ход мыслей её насельников. После исторических расследований последних лет и, главное, их сопоставления между собой, обнаружились столь невероятные обстоятельства, что не сказать о них в нашей рубрике уже невозможно. Лучше было бы тогда совсем не начинать. То, что мы знали о церкви из доступных нам источников, к чему привыкли с младенчества, доверяли, как говорится, с закрытыми глазами, на деле окажется совсем не тем и вовсе не таким. Причинам столько невероятных обстоятельств мы посвятим бо́льшую часть наших расследований.

 

 

Итак, почему «ну»?

 

Устои общества вырастают из силы, компромисса и приспособленчества. Так устроен наш мир, возможно, в этом роде единственный во вселенной. Требовать идеальности от окружающей среды, сидя на диване, глупо, да и безнравственно.

 

Церковь здесь не является исключением. Её внешний облик – это результат отнюдь не только лишь добродетели и мирного завладения сердцами, но путь борьбы и принуждения. Трудно найти заявившее о себе общественное движение, которому в своём становлении удалось бы обойти это правило жизни. Всякое государство как плод формирования в нём общественно-политических сил – результат бесконечных предательств, компромиссов, борьбы и самопожертвований.

 

Из этой бесчеловечной прозы вырастают победители, а с ними и их легендарные биографии, где, несмотря на все происки врага, правда, как всегда, одерживает свою победу. И победитель уже не может не быть средоточием добра, над которым только Бог или только провидение. И рука уже тянется к Священному Писанию дать клятву вечной верности. А побеждённый в уничижении своём обречён на позор, ибо над ним всегда-всегда витал образ только тёмного ангела. Мы же вам говорили! И не думайте заигрывать с судьбой и давать слабину! Иначе вчерашний победитель сам окажется в шкуре тёмного ангела, а картина мира – полностью развернётся в обратную сторону! А если и так, разве нам не всё равно, кто именно будет размахивать флагом? Ведь мы приучены, что побеждает всегда правда. Разве не так?

 

Да мы ведь попросту обречены жить только при победителях, героях и праведниках! А вера церковная, разве это не результат такого брожения в поисках правды, из которого и родятся мученики? Поиск правды, разве это не пережёвывание очередной версии победителей? И на кой же ляд нам такая правда, достающаяся столь сомнительной ценой?

 

Оказывается, такая и нужна. Ещё как нужна. По крайней мере, на сегодняшнем этапе развития общества. Кроме той пользы, о которой мы сказали выше, есть ещё один, менее заметный, но важный аспект. Это, как ни странно, поддержка церковью государства. Да, да! Мы, налогоплательщики, субсидируем религию! И это – хорошо! Но и она в ответ тоже субсидирует, притом – всё наше общество! Субсидирует в валюте, которую не конвертировать ни в один хвалёный иностранный целковый!

 

Запрещённый прием? Церковь не должна вмешиваться в дела светские и государственные? Библия такое не приветствует? Эти вопросы может задать только наивный человек, этакий идеалист, как говорится, не державший в руке ни сохи, ни лопаты. Действительность же диктует свои законы поведения. Другое дело, что обыватель может не знать, не хотеть знать или быть неспособным знать то, что претит его неискушённой морали и образу поведения. Такой обыватель более склонен к идеализации явлений и юношескому максимализму, который, если бы не его искренняя вера, можно счесть и за житейский инфантилизм. Но не только же человеку горшки обжигать, нужны и те исусики, для которых булочки с самого их детства и до старости на деревьях растут, а любовь тигра к ягненку неизбежна уже потому, что именно так написано в Библии.

 

Избавить общество от иррационального, от веры в невыразимое ещё не удалось никому. С этим приходится считаться всякой власти, ибо число это велико. И всегда будут те, кто чтит Церковь, поклоняясь её святыням, и те, кому выгодно её содержать. Это и есть норма, разумная середина, удовлетворяющая большинство общества. Если бы мы только знали, из какой грязи растёт добро и справедливость, мы бы!..

 

Правды для всех нет и никогда не будет. Ибо всякий из нас «обманываться рад», если находит в этом какое-либо удовлетворение. Низвергнув религию как одну из крупнейших иллюзий рода людского, мы не принесём человеку блага, но только осиротим его, вырвем ему сердце. Можно хотеть избавить общество от «опиума для народа», как этого хочет Александр Невзоров. Но лучше – просвещать его, давать знания. Только так, через собственный анализ и понимание предмета иррациональное в человеке начнёт обретать предметные контуры. Ибо иррациональное – не есть нечто аморфное и непознаваемое, как учили философы и богословы прошлого, но лишь вопрос правильного угла зрения и старания.

 

 

Хотите заменить почтовые ящики у себя в подъезде или установить их в новом доме? Заказать изготовление металлических почтовых ящиков у производителя в Санкт-Петербурге можно здесь. На сайте ЗАО «Вивас» можно заказать обратный звонок.

 

И это не вопрос правды. Правду не трудно заявить. Это уже делали до нас, по многу раз и с достаточной степенью убеждённости. Повторим ещё раз и более откровенно. Религия, в общеизвестном нам исповедании, давно и основательно разоблачена. То есть разоблачена в той её форме, как она представлена нашему взору церковной традицией. Однако требовать признания этого факта во всей его полноте, то есть от каждого из нас, ошибочно. На это есть две причины:

 

Первая. Наиболее экзальтированная часть общества при любом раскладе всегда будет стоять на своём. Это заложено в природу. Как говорят невоспитанные граждане: «хоть кол на башке теши» – бороться с предубеждениями бесполезно. Тем более что подлинное человеческое существо зреет изнутри, растёт на собственных открытиях и учится на собственных ошибках. Это грубая реальность.

 

Вторая. Мы живём в правовом обществе, а его устои скреплены не только государственными законами. Важна сама по себе и чувственная, мистическая сторона человеческой реализации, которую вот так вот, юридически, обуздать трудно. Её влияние на прозябание человека весьма велико. Кажется, бо́льшая половина человечества ощутимо чувствительна к такого рода психо-феноменам. И они в каждом из нас проявляются по-разному. Толчком в экзальтациях часто оказывается случайный стих из Писаний, слово пастыря, даже вдохновение формой полевого цветка или безбрежной далью океана. Но с практической реализацией этой потребности пока лучше всех справляется как раз именно организованная община, церковь, в какой бы цвет она ни рядилась – христианский, мусульманский, сатанинский, еретический.

 

И сразу возникают вопросы. Человек-то ведь не только многогранен и архиумён, но и на удивление нелеп и несовершенен. Как угодить всем желающим? Какой, например, должна быть современная церковь, чтобы оставаться востребованной для столь небезупречного человеческого существа? Чей рецепт из огромного множества правильный? К кому пойти молиться? Или, вот такой наивный вопрос, вывернувший всю душу православного богослова – должна ли нынешняя церковь следовать традиции изначальной христианской общины времён первоапостолов? Или правильнее всегда быть в тренде своего времени, признавая за благо систему парового отопления в храме и улётный айфон в потайном кармане пастырского облачения?

 

Наши расследования не повлияют и не изменят человека верующего. Если вера крепка, никакая сила не отвратит его с выбранного пути. И это хорошо. Но если найдётся и тот, кто прислушается к нашим безжалостным свидетельствам, камня на камне не оставляющим от учения церкви, то это тоже хорошо. Зачем-то же было сказано в Откровении: «Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»?

 

Что ещё?

 

Кроме общих вопросов по религии затрагиваются и конкретные персоны, своими резонансными высказываниями повлиявшие на мировоззрение и жизнь религиозных общин. Наиболее одиозные из которых: Василий Ро́занов, Лев Толстой, Даниил Андреев… наш современник и бескомпромиссный хулитель церкви Александр Невзоров, лакомая тема которого – «голубой епископат» московской патриархии – уже давно стала делом всей его протестной жизни.

 

Учитывая объём и глубину обсуждаемых тем, нам придётся затрагивать не только страницы истории церкви, тесно соприкасающиеся со светской историей, но и вопросы прошлого многих языков, так или иначе отразившихся в различных религиозных источниках. Здесь обнаружатся удивительные находки, о которых не любит распространяться наша отечественная наука. Скажем, современная наука лингвистика в части сравнительно-исторического языкознания (СИЯ), к нашему большому сожалению, предпочитает скорее топтаться на месте или вовсе делать отсутствующее лицо, чем признать очевидный факт наличия в христианских апокрифах и канонических текстах Библии русско-славянских имён и топонимов. А если ещё при этом не ограничиваться рассмотрением лишь современных, т. е. отредактированных изданий, а поднять ранние тексты Священных Писаний, то таких «неканонических» следов, идущих вразрез с учением церкви и современной исторической наукой, окажется на порядок больше.

 

Порассуждаем и о феноменах ясновидения, пророчеств, которым, наряду с Мессингом, Кейси, Даниилом Андреевым и Вангой были причастны и многие люди самых различных верований, от воинствующих безбожников до святых подвижников христианского исповедания. По крайней мере, сегодня уже проясняется природа этих потусторонних явлений, и если до нас попытки её систематизации и классификации были неполными или крайне туманными, то сегодня это становится возможным. Пришло время говорить обо всём, говорить без воды и тумана.

 

В добрый путь, мои добрые друзья, беззаветные христиане, вопиющие во Спасение, блистающие умом атеисты, упрямые фомы-агностики и все, проклинающие своего Создателя!

 

 

 

Ведущий редактор рубрики

«Беседы об истории религий»

Фёдор Избушкин

 

 

 



[1] РПЦ – русская православная церковь

 

[2] Об одном из них – о вероисповедании мормонов – мы расскажем в ближайшей публикации.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение декабря 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!