HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 г.

Олеся Брютова

Недетские Несказки

Обсудить

Рецензия


Размышления.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 9.10.2007
Иллюстрация. Название: "Провожая поезда..." Автор: i. s. Источник: imageserver.ru

 

 

  1. Размышление Философское.

 

Наверное, никогда не устану поражаться, как много в нашей жизни решает случай. Ты почему-то выходишь из дома – именно сейчас, хотя планировал двадцатью минутами раньше. И зачем-то идешь вовсе не по старой знакомой дороге, а желаешь разнообразия – и ноги несут по неизведанному маршруту. Маршрут приводит к какому-то человеку, о чьем существовании даже не подозревал до этого момента. И все начнется просто – с того, что ты налетишь на него плечом… и виновато извинишься, подняв глаза.

Потом окажется, что живете-то вы в одном доме, в разных подъездах… Но не замечали друг друга. И, вероятно, так никогда бы и не заметили.

До этого случая.

Или же так: проходя мимо, ты – совершенно случайно! – становишься свидетелем некоего события. Это событие, которому ты стал очевидцем, запускает очередную цепь случайностей, и в результате ты оказываешься…

 

А мог бы не оказаться.

Мог бы выйти вовремя. Мог бы пойти обычной дорогой; сесть в автобус и навсегда разъехаться с чем-то, ставшим бы для тебя навсегда неизвестным.

Но кто-то, степенный, мудрый и всезнающий, пользуясь твоим неведением, направляет тебя по скрытому пути причин и следствий – с неумолимой точностью атомных часов.

Не дает завязаться шнуркам, перегораживает ремонтными работами дорогу перед автомобилем, звонит телефонной трубкой, когда ты уже занес ногу над порогом…

Конечно, только от тебя зависит, перенесешь ли ты ее далее через порог, не смотря ни на что (с глупейшим апломбом человека, укоренившегося в самодовольном упрямстве) – или же бросишься поднимать досадную трубку. Сломавшую такие четкие, рациональные и правильные планы.

Но, как правило, человек, уважающий Случай и умеющий пользоваться им – вместо наивной попытки им управлять, – никогда не будет разочарован.

 

Именно таким – случайным! – образом ко мне в руки попали рок-сказки Светланы Щелкуновой.

А могли бы и не попасть. Хотя размещаемся в одном журнале. И «Главный редактор рекомендует»… Но, почему-то, понадобился очень заковыристый путь.

 

Хочу сказать сразу: я бы многое потеряла, и моя жизнь лишилась бы ярких впечатлений, если б мне никогда не довелось ознакомиться с творчеством Светланы.

 

  1. Размышление Критическое.

 

Сборник сказок «Квадробок» – весьма своеобразное литературное явление. Ничего похожего мне прежде читать не доводилось. Здесь найдутся и старые сказки на новый лад, и новые – на старый. Точнее, на вечный; никогда не перестающий трогать и брать за душу.

Хотя, не сказки они вовсе; и не детские. От искренности и глубины эмоций автора иной раз слезы на глаза наворачиваются.

Вот тебе и «Квадробок»…

 

Очевидно, что под одной электронной обложкой собраны произведения разного времени написания.

Удачные, цельные, зрелые вещи соседствуют с яркими, но несколько «недожатыми».

Таковы, например, «Новые ритуальные услуги», где изящный ироничный стиль, образное изложение и мастерское владение словом соседствуют с неверно выстроенным сюжетом.

Мечта главного героя Севы почему-то должна оказаться его плакальщицей; потом она ею все же не оказывается, но конец все равно трагический.

Догадываюсь, это следы стихийного написания вещи; без заранее обдуманного плана действий. Так одна из героинь Твеновского «Геккельберри Фина» нарисовала на своей картинке девушку с одной парой рук, поднятых к луне, и другой – простертых перед собою. Какие лучше – она не решила; потому оставила обе пары.

Но это никоим образом не уменьшает литературную ценность рассказа. Просто делает его недоработанным.

«Ключи от ящика» тоже чем-то подобным грешат. Рассказ необычный, но с трудом прослеживается главная мысль. Я для себя ее определила так: «задумайся, читатель; тебе на самом деле в этом мире ничего не принадлежит». Но не уверена, что поняла правильно замысел автора.

Несколько надуманный конец у «Падения Икара»; словно автор хотел завершить чем-то очень неожиданным – и завершил. Но неожиданный конец испортил все произведение. Икар – игрушка? Все его желания и стремления были лишь командами пульта в руках маленького мальчика? Но мысль в основной части рассказа выражалась более глубокая: стремление к своей мечте делает тебя непонятным для окружающих, а потом губит тебя самого. Конец подрезает эту мысль под корень.

Хотя, кроме таких вот редких ошибок построения, автора упрекнуть более не в чем. Эти ошибки, как я уже предположила, связаны с ранним написанием данных произведений. Но, кроме этого, о неопытности автора ничто в этих вещах не говорит. Везде – блестящее владение словом, яркие художественные образы, прочувствованные описания, интересные суждения и необычный взгляд на вещи.

Взгляд автора, действительно, необычен. И самобытен. Единственное, что мне удалось разглядеть – тонкое дыхание «Мастера и Маргариты» Булгакова в «Приюте брошенных и разлюбивших». Отчасти – в самом названии (как-то невольно вспоминается «Последний приют»), отчасти – навеяла сцена, когда главная героиня, Матильда, попадает в «конференц-зал» на мероприятие по осчастливливанию несчастных брошенных и разлюбивших – есть параллели со сном Никанора Ивановича Босого («Сдавайте валюту!»). Ну, и вообще, присутствует сходство в образном ряде вещи. Это, пожалуй, единственный рассказ, где уместны какие-либо литературные аналогии.

 

  1. Размышление Аналитическое.

 

Как уже было сказано, все произведения «Квадробока» можно разделить на две большие группы: старые сказки на новый лад и маленькие новеллы о различных необыкновенных происшествиях.

Отличительная черта сказочных пародий Светланы – неизменный юмор и неистощимая фантазия, проявляющаяся в «перелицовке» хрестоматийных персонажей.

Все злые герои становятся добрыми, умные – глупыми, глупые – весьма разумными и положительными; а происходящее делается от всего этого донельзя потешным. Читающему практически невозможно удержаться от смеха.

Аппетитный Колобок превращается в невкусного Квадробока, милашка Золушка – в неприятную Злую Лушку, Белоснежка – в Землеежку, Змей Горыныч – в Жаб-Ямыча, а Иван-Дурак – в Ивана-Доцента.

Тщетно пытаются выйти замуж Василиса Престрашная и Василиса Пренудная.

В сказках появляется мораль нового прочтения. Например: «Чтоб не стать после свадьбы врагами, нечего мерить жену сапогами» (В сказке про Злую Лушку принцу, выбиравшему даму сердца по размеру обуви, повезло не так сильно, как его коллеге из «правильной» сказки).

Или, вот вам мораль сказки о Немом Дыр-Дыре и маниакально чистом мальчике:

 

Есть сестры, и папы, и мамы,

Что ждут в коридорах у ванны!

И тоже мечтают умыться.

Вглядитесь в чумазые лица!

Вы долго не мойтесь и кран закрывайте!

И место подводное им уступайте!

 

И весело; и, так сказать, новый взгляд. И задуматься иной раз заставляет, как взаправдашняя мораль.

Наводят на размышления сказки «О спящем красавце», «Козел и семеро волчат». Сразу возникают аналогии из жизни.

Лучшей в этом роде является сказка «Про дедку». Деду давит на голову философская кепка, и он, вместо того, чтоб заниматься делом, начинает искать смысл жизни. От этого страдают все домочадцы; безобразие прекращается только тогда, когда наглую кепку стащили-таки с дедкиной головы.

Другие сказки-перепевки сочинялись просто забавы ради. И цели своей успешно достигают. Забавно, даже очень. Чего стоит одна только «Землеежка и семь клонов»!

В пародиях задается динамичный ритм повествования; все очень живенько и остроумно. Единственное, когда задается такой ритм, автору нужно следить за тем, чтоб не «поскользнуться» на какой-нибудь подробности. Я, например, удивилась, читая, как причесывают лохматых клонов, которые до этого описывались с абсолютно бритыми черепами…

Кризисом жанра выглядит «Некурочка». Тоже, конечно, забавно. Но уже несколько надумано.

 

Жанровым переходом между пародиями и серьезными вещами служит сказка «Сердце дракона». В ней действуют сказочные персонажи, но сюжет уже совсем не шутейный. И не сказочный. Самый что ни на есть жизненный. Страшный Дракон, влюбившись в сумасбродную принцессу, ломает себя и пытается быть не тем, кто он есть; естественно, ради нее. А у нее – тайная любовь, и на Дракона ей чихать. Чтоб принцесса была счастлива, Дракон сам помогает ей организовать свадьбу, и, пережив серьезный душевный кризис, вновь возвращается к прежнему образу жизни, т.е. – к поеданию принцесс…

Поучительно и грустно. Сказка написана с неизменным мастерством, и юмор в ней имеется… но уже видна тихая лирическая печаль, характерная для серьезных новелл Светланы.

 

Подлинной вершиной творчества, представленного в сборнике «Квадробок», являются короткие истории. О любви, поэтическом вдохновении, душе, смерти – и иных непреходящих материях.

Об этих историях хочется говорить очень много. Но, боюсь, все слова будут напрасны. Потому что эти вещи надо читать.

«Приют брошенных и разлюбивших», «Смертушка», «Он». Все рассказано красиво и тонко; новый взгляд на горькие, но привычные обстоятельства – бездушных людей, смерть, неразделенную любовь.

Наивная романтика переплетается с трезвым и зрелым пониманием, лиризм – с прозой жизни. Герои – живые и искренние. Красота слога завораживает. Образы даются бесподобные.

Особо хотелось бы выделить новеллы «Бутафор», «Да что вы понимаете в любви», и «Место Пребывания Муз».

Автор создает в этих произведениях непередаваемую атмосферу богемы. Они похожи на мастерскую Художника, куда из окна заглядывает будничная улица, а внутри разворачивается творческое, мистическое действо.

Все прочувствовано; живо. Нет ни одного фальшивого слова – или оборота, данного для красного словца. Тут хочется цитировать.

«Бутафор»:

«Поэт заметил, какие необычные у собеседника глаза: серо-голубые с карими брызгами и прозрачной печалью, такие пишут у ангелов на иконах».

Незачем дальше описывать бутафора. Весь образ дан в этой действительно образной фразе. Остальное читателю представляется само собой.

«Место Пребывания Муз»:

«С недавних пор дворника Арсения стала посещать Муза. Не простоватая бабёнка в стоптанных башмаках и пахнущем селедкой пальто, которая приходила к маститому писателю-фантасту Речкину И.Г.; не крикливая жеманная дамочка в ярко-красных сапогах и лиловом жакете, что частенько наведывалась к поэту Косте Мертвому, а мечтательная тоненькая барышня в рыжей мутоновой шубке, светлокосая, с фиалковыми глазами».

Замечательно, когда емкое, удачное начало сразу вводит в курс дела и художественно обрисовывает ситуацию. Муза, в стоптанных башмаках и пальто, пахнущем селедкой. Сразу представляется все содержание творчества Речкина, навеянного подобной дамой.

«Да что вы понимаете в любви»:

«– О чем ты плачешь, глупая? Любовь – такое счастье. Пойми, главное – само чувство. Взаимность вовсе не обязательна!

Варенька посмотрела на него с испугом, как на душевнобольного».

История, описанная в последней новелле – история нового Пигмалиона и новой Галатеи. Только здесь Пигмалион отпускает свою Галатею на поиски собственного счастья. Именно такова истинная любовь, лишенная корысти. Человек, которого ты любишь, для тебя – все? Тогда не думай о себе. Думай о нем. Будь честен...

Кроме того, любовь не может быть осознанной необходимостью – какова, например, любовь куклы к своему хозяину.

Прекрасные мысли – и замечательная история.

 

Отдельного внимания заслуживают рассказы о детском восприятии жизни. «Воздушные иллюзии», «Дама сердца», «Мальчик из окна».

«Воздушные иллюзии» – рассказ о детских мечтах, их непосредственности, которая передается автором очень мастерски. Вот, к примеру, о непосредственности:

«Мама безуспешно пыталась стащить с него ботинки, а бабушка нависала и бубнила: "Бог мой! Довела мужика до алкоголизма! А ведь Борюсик подавал такие надежды!"

"Нет, если бы Бог захотел быть чьим-нибудь, то уж точно, не бабушкиным, потому что это совсем не весело", – подумалось Ане»

Но проза жизни побеждает. В конце рассказа Аня осознает, что взросление неизбежно.

О воздушных шариках: «"Зачем мне эти наполненные спертым воздухом кусочки крашеной резины? Все! Пора взрослеть. И больше никаких иллюзий!" – подумала Аня, и, постарев сразу лет на пять, отправилась в кино»

К счастью, не все маленькие герои рассказов таковы. Щуплый Пташкин устраивает рыцарский турнир с Колесниковым, который находится в иной весовой категории, и посвящает «бой» своей Прекрасной Даме, а мальчик из окна веселит больную девочку, несмотря на непонимание строгой мамы…

Наверное, именно из таких детей потом вырастают поэты, к которым приходят мечтательные музы с фиалковыми глазами.

 

  1. Размышление Последнее.

 

Да. Многое в нашей жизни решает Случай.

Из-за нашего вечного безразличия ко всему, кроме нас самих, мы иной раз чуть-чуть не проходим мимо замечательных, удивительных вещей.

А вот вы – не проходите мимо.

И если – совершенно случайно! – вы прочитали мои Размышления, загляните в сборник сказок «Квадробок».

Тогда вам не понадобится ждать, когда господин Случай приведет вас к дверям этой маленькой удивительной вселенной.

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.12: Константин Гуревич. Осенняя рапсодия 5 (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!