HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Олеся Брютова

Мир, сотканый из слов. Взгляд изнутри.

Обсудить

Очерк

Опубликовано редактором: Карина Романова, 1.08.2009
Иллюстрация. Автор: Jude1984. Название: "Гордое слово". Источник: http://www.photosight.ru/photos/2871666/

 

 

 

– До чего бессмысленные и неприятные существа! – говорил он /клоп – О.В./, озирая зал с видом превосходства. – Воистину только такие грузные жвачные животные способны под воздействием комплекса неполноценности выдумать миф о том, что они – цари природы. Спрашивается: откуда явился этот миф?
Братья Стругацкие, «Сказка о тройке».

Чем человек отличается от животного? Этот вопрос всегда волновал наш ум. Человек называл сам себя социальным животным, животным-творцом, животным, порвавшим со своим биологическим происхождением, животным, покорившим среду обитания…

С точки зрения психологии кардинальным отличием психики человека от психики высших млекопитающих является наличие сознания. Под этим термином понимают, помимо всего прочего, эффект констатации человеческим мозгом процесса собственного функционирования. Cogito ergo sum, знаменитый принцип Рене Декарта.

Психика – свойство мозга отражать внешний мир. Внешний мир дан всем живым существам в ощущениях, или же их примитивных формах; мозг, у тех, кто уже оснащен данным устройством, осуществляет процесс восприятия ощущений, но лишь у человека восприятие через создание образа преобразуется в мышление при помощи кодировки элементов восприятия разнообразными символами. И лишь человек почему-то способен осознать этот процесс.

На самом деле, человек разумный живет не в том мире, в котором обитает шимпанзе, бабочка, амеба, младенец, выживший из ума старик или сумасшедший.

Человек разумный живет в мире слов. То, что человек ощущает и воспринимает, он называет словом. Свою ответную реакцию он также называет словом. Сложные психические явления – ощущение от ощущения, восприятие восприятия, манипулирование всей этой белибердой и создание на основе всего этого невообразимых процессов – также называет словом.

Слово всемогуще. Ваше первое воспоминание в жизни появляется только тогда, когда оно становится способным зафиксироваться с помощью слов. Вы можете мыслить только потому, что овладели речью (при блокировке речевого центра человек не способен решить математическую задачу). Вы можете жить в мире себе подобных только потому, что, грубо говоря, «знаете слова» (мыслите словесными категориями).

В лице слова мы имеем тот случай, когда создание оказалось сильнее создателя.

Чем более человек разумен, тем труднее ему погрузиться в мир, в котором живут все остальные живые существа – в мир ощущений.

 

Мы наблюдаем потрясающие по своей природе феномены: человек разумный ДУМАЕТ, что ощущает – на самом деле, ничего не ощущая. ДУМАЕТ, что воспринимает, в реальности не воспринимая ничего…

Слова, вместо того, чтоб становиться посредниками между миром и человеком, становятся несокрушимой стеной.

Каждый человек творит с помощью слов собственное миропонимание и мироощущение, изолируясь от реальности.

Как так?

Теоретически, слово должно быть универсальным. На практике, каждый вкладывает в слово свой собственный смысл. Реальность искажается, трансформируется; появляются стереотипы мышления, стереотипы восприятия, стереотипы ощущений.

В конце концов, оказывается, что мир, полагаемый человеком объективной реальностью, на самом деле – продукт его личной психической жизни, имеющий мало общего с этой самой объективной реальностью (подобные чудовищные мысли способны свести с ума или породить некую потрясающую идею, наподобие той, которую использовали создатели к/ф «Матрица»).

Осознать расхождение между иллюзией и реальностью способен каждый человек, переживший некое сильное душевное потрясение, пробившее брешь в стене из слов. Это может быть что угодно. Любое необычное состояние, дающее нам небывалые доселе ощущения. Ощущения, для которых у нас еще нет названия, имени (словесных стереотипов). Конечно, неизменным условием при этом является сохранение непрерывности потока сознания до, во время и после переживания данного ощущения.
Пережив подобное, мы говорим: «я увидел мир глазами младенца»; «я заново родился»; «я обрел Понимание».

Именно тогда человек, некогда разумный, вдруг становится человеком ощущающим. Он допускает крамольные мысли, что кошка совершеннее его, что человечество ослепло, что научное постижение мира – самый далекий и окольный путь к Истине… И прочее, прочее, прочее из категорий подобного разряда.

Самым полезным итогом может стать то, что человек вырвется из мира слов, получив возможность подчинить их себе. Начнет разделять в собственном сознании процессы мышления, ощущения и восприятия. Разделять знание, полученное на уровне каждого из этих процессов. Бережно, и с предельной точностью относиться к словам. Понимать, что если он называет некое явление определенным словом, вовсе не значит, будто кто-то другой этим же словом назовет то же самое.

С точки зрения такого «человека ощущающего» самого почтительного поклона будет заслуживать научный метод, как попытка человечества переложить реально существующий материальный мир в универсальную символьную матрицу, описывающую и объясняющую все его явления, факты, закономерности и механизмы… Но, поклонившись, «человек ощущающий», как никто другой будет понимать ущербность данного метода познания бытия. Ведь данный метод претендует на универсальность, оперируя категориальным аппаратом лишь одного из уровней реальности.

Главным минусом способа постижения мира человеком ощущающим является личная уникальность полученного опыта. Он поймет все; он постигнет все. Но лишь для самого себя. Попытка поделиться этим знанием с тем, кто не встал на его путь, заранее обречена на провал. Попытка поделиться знанием с тем, кто встал, теоретически возможна, при условии, что оба договорятся обмениваться информацией в некой универсальной для обеих знаковой системе. Конечно же, еще никто не придумал ничего универсальней слова /телепатия могла бы передавать образ напрямую, без символьного кодирования; но она – антинаучна :)/. Нужно только удостовериться, что: 1. оба получают от одного и того же слова одни и те же ощущения; 2. выбранное слово имеет одинаковое для обоих смысловое значение; 3. ощущение от слова и смысловое значение слова совпадают.

Конечно же, люди постоянно этим занимаются; при этом постоянно не понимают друг друга; злятся, калечат психику себе и другим. Тогда как на деле все просто.

Искусство изобретено человеком, как попытка воплотить чувственный опыт в материальном носителе, поделиться им с единомышленником. Это всегда задача бредовая, трудновыполнимая… но, когда она достигается, создается поистине потрясающий эффект.

Живописцы создают объем на плоскости, скульпторы оживляют неживое, композиторы делают гармонию слышимой, а писатели и поэты передают с помощью слов то, что с помощью слов не передаваемо.

Причем, чем шире круг людей, способных принимать транслируемую писателем и поэтом информацию, тем выше возносится творение.

В обратном случае, говорим: «не совпали дыханием» (т.е., не соблюдены приводимые выше пункты; найденные эквиваленты недостаточно точны или универсальны).

 

На этом я полагаю завершенной свою попытку передать с помощью слов то, что с помощью слов не передается. Благодарю за внимание!

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!