HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 г.

Цитаты и классики

Августин Аврелий. Confession

Обсудить

Цитаты из книги

На чтение русскоязычной части потребуется полчаса | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 20.01.2015
Оглавление

1. Вступление
2. Память
3. Космология

Память


 

 

 

Ibi quando sum, posco ut proferatur quidquid volo, et quaedam statim prodeunt, quaedam requiruntur diutius et tamquam de abstrusioribus quibusdam receptaculis eruuntur, quaedam catervatim se proruunt et, dum aliud petitur et quaeritur, prosiliunt in medium quasi dicentia, 'Ne forte nos sumus?' et abigo ea manu cordis a facie recordationis meae, donec enubiletur quod volo atque in conspectum prodeat ex abditis

Когда я что вспоминаю, и требую, чтобы память доставляла мне то, чего я хочу, что-то возникает тут же, что-то ищется дольше и как будто вытягивается из каких-то дальних уголков, что-то марширует целыми отрядами, и пока мною ищется другое, они выскакивают тут как тут, как бы говоря: «Это случайно не нас ищут?», и отгоняю их силой сердца, пока не станет ясно, чего я хочу, и выйдет из уголков на свет божий.

Alia faciliter atque imperturbata serie sicut poscuntur suggeruntur, et cedunt praecedentia consequentibus et cedendo conduntur, iterum cum voluero processura. Quod totum fit cum aliquid narro memoriter

Одно появляется легко и в должном порядке, как и требовалось. Последующее следует за предыдущим, и так они, следуя друг за другом, слагаются таким образом, каким я только захочу. Нечто подобное происходит, когда рассказываю нечто по памяти.

condo – «прятать»

and as they make way, they are hidden from sight, ready to come when I will – «и пока они так следуют друг за другом, они скрыты от моего осознания, пока не явятся в той момент, когда захочу».

Ibi sunt omnia distincte generatimque servata, quae suo quaeque aditu ingesta sunt

В памяти всё сохраняется отчётливо и по родам, так как они заносились в память при поступлении

quae postea sunt in eum ingesta, ut sustinuit! – когда эти обвинения были возведены на него (Милона), как он переносил их!

Nec ipsa tamen intrant, sed rerum sensarum imagines illic praesto sunt cogitationi reminiscenti eas

Однако вещи не сами входят в память, но хранятся там их образы воспринятых вещей для их последующего вспоминания и обсасывания

praesto est и praesto adest – вот он.

Nam et in tenebris atque in silentio dum habito, in memoria mea profero, si volo, colores, et discerno inter album et nigrum et inter quos alios volo, nec incurrunt soni atque perturbant quod per oculos haustum considero, cum et ipsi ibi sint et quasi seorsum repositi lateant

И даже молчи я и находись в потёмках, вызову в своей памяти, если захочу, цвета, различу между чёрным и белым и между любыми другими. Аналогично не набегут друг на друга звуки и не смешаются, когда я работаю глазами, ибо и звуки также в памяти и поджидают своего вызова, как бы складированные в специальном особом хранилище.

Ex eadem copia etiam similitudines rerum vel expertarum vel ex eis quas expertus sum creditarum alias atque alias, et ipse contexo praeteritis atque ex his etiam futuras actiones et eventa et spes, et haec omnia rursus quasi praesentia meditor

Там же [в моей памяти] хранятся подобия того, что я пережил или испытал, или, думаю, что испытал в определённом порядке, а также сама связь пережитого мною наряду с моими будущими действиями и надеждами; и всё это я верчу в мозгах, как будто бы все это передо мной тут же.

Hic sunt et illa omnia quae de doctrinis liberalibus percepta nondum exciderunt, quasi remota interiore loco non loco; nec eorum imagines, sed res ipsas gero

Здесь же, в памяти, осталось то, что было воспринято некогда из либеральных штудий и помещено в какое-то укромное местечко внутри меня. Которое по сути вовсе и не место. И я оперирую со всей этой шелупонью не как с образами, а как с ними самими непосредственно.

Nam quid sit litteratura, quid peritia disputandi, quot genera quaestionum, quidquid horum scio, sic est in memoria mea ut non retenta imagine rem foris reliquerim, aut sonuerit et praeterierit sicut vox impressa per aures vestigio quo recoleretur, quasi sonaret cum iam non sonaret

Ведь знаю я, что такое оставленное на письме, что такое искусство диспутации, каковы есть виды вопросов и сколько их. Всё это хранится в моей памяти, но не в виде образов, как те вещи, которые я видел на улице, или как то, что звучало и перестало звучать и вспоминается как звук голоса, который как бы звучит в ушах, хотя уже ни хрена не звучит.

Unde et qua haec intraverunt in memoriam meam? Nescio quomodo. Nam cum ea didici, non credidi alieno cordi, sed in meo recognovi et vera esse approbavi et commendavi ei, tamquam reponens unde proferrem cum vellem. Ibi ergo erant et antequam ea didicissem, sed in memoria non erant

Откуда и каким образом это (знание, что есть три вида вопросов) поступило в мою память? Не знаю, как и когда. Ведь когда я его учил, не вкладывал в грудь другого человек, но сам понял и посчитал это правильным, как бы размещая там, откуда могу достать, когда захочу. Следовательно, там они были, и даже ещё прежде, чем я выучил, а, следовательно, не в памяти они были.

Quae si modestis temporum intervallis recolere desivero, ita rursus demerguntur et quasi in remotiora penetralia dilabuntur, ut denuo velut nova excogitanda sint indidem iterum (neque enim est alia regio eorum) et cogenda rursus, ut sciri possint, id est velut ex quadam dispersione conligenda

Если это (знание, что есть три вида вопросов) я прекращу в течение какого-то промежутка времени доставать из памяти, оно снова утонет и как бы спрячется в отдалённые покои моей памяти. Чтобы по новой на мой запрос они оттуда повторно (разве есть лишь другая область, куда они могут отступить) были пригнаны, чтобы их можно было знать. То есть они как бы собираются из какого-то рассыпанного состояния.

continet memoria numerorum dimensionumque rationes et leges innumerabiles, quarum nullam corporis sensus impressit, quia nec ipsae coloratae sunt aut sonant aut olent aut gustatae aut contrectatae sunt. Audivi sonos verborum, quibus significantur cum de his disseritur, sed illi alii, istae autem alia sunt

содержит в себе память числовые отношения и отношения мер, каких никакой из пяти органов чувств не доставляет. Ибо нет у них цветов, не звучат они и не дурно пахнут, также они не имеют ни вкуса, ни охочи до ощупывания. Слышу звуки слов, каковыми числа обозначены, когда о них рассуждают, но звуки это одно, а числа другое.

Affectiones quoque animi mei eadem memoria continet, non illo modo quo eas habet ipse animus cum patitur eas, sed alio multum diverso, sicut sese habet vis memoriae

И аффекты моей души содержит в себе память. Но не такими, каким они были в душе, когда она их чувствовала, но совсем иначе. Словно память имеет свой особый способ чувствовать аффекты.

et laetatum me fuisse reminiscor non laetus, et tristitiam meam praeteritam recordor non tristis, et me aliquando timuisse recolo sine timore et pristinae cupiditatis sine cupiditate sum memor

и помню, как был весел, совсем не веселясь, и печаль прошедшую помню, уже не печалясь ею. И помню, как забоялся однажды, не испытывая теперь страха, и прежние страсти тоже помню, не испытывая их.

cum tristitiam meam praeteritam laetus memini, animus habet laetitiam et memoria tristitiam laetusque est animus ex eo quod inest ei laetitia, memoria vero ex eo quod inest ei tristitia tristis non est? Num forte non pertinet ad animum?

когда прошлую свою печаль вспоминаю весёлым, в душе моей радость, а в памяти печаль. И дух мой радостен от того, что внутри меня есть радость; а память что же: оттого, что в ней есть печаль, что ли не печальна? Она что же не касается до духа?

Nimirum ergo memoria quasi venter est animi, laetitia vero atque tristitia quasi cibus dulcis et amarus: cum memoriae commendantur, quasi traiecta in ventrem recondi illic possunt, sapere non possunt

Без сомнения, память, она как брюхо души, радость, похоже, как и печаль, подобны пище сладкой и горькой: когда они вызываются памятью, то как бы то, что переварено желудком, сохраниться там может, а иметь вкуса не может

affectus nulla ianua carnis accepimus, sed eas ipse animus per experientiam passionum suarum sentiens memoriae commendavit aut ipsa sibi haec etiam non commendata retinuit. Sed utrum per imagines an non, quis facile dixerit?

аффекты мы не воспринимаем ни через никакие ворота тела; но их дух, сам чувствуя, доставляет памяти, благодаря испытанному опыту, или же память сама удерживает их в себе без какого-либо посредства духа? Через образы или без них, кто скажет?

si per se ipsam praesto esset oblivio, non ut meminissemus, sed ut oblivisceremur, efficeret

если бы забывчивость присутствовала в нас сама по себе, то мы бы не помнили, что забыли, а просто бы не помнили

ipsum me non dicam praeter memoriam

я бы не сказал, что я есть я, не помни я этого

Cum memini oblivionem, et memoria praesto est et oblivio, memoria qua meminerim, oblivio quam meminerim

Когда вспоминаю о забывчивости, и память при этом есть и забывчивость. Память, благодаря которой помню и забывчивость, о которой помню

Sed quid est oblivio nisi privatio memoriae? Quomodo ergo adest ut eam meminerim, quando cum adest meminisse non possum?

Разве забывчивость это не отсутствие памяти? Но каким образом тогда забывчивость, если я о ней помню, присутствует, если её присутствие как раз и должно означать, что я не могу помнить?

cum in animo sit quidquid est in memoria

что есть в душе, то же есть и в памяти

Perdiderat mulier dragmam et quaesivit eam cum lucerna et, nisi memor eius esset, non inveniret eam. Cum enim esset inventa, unde sciret utrum ipsa esset, si memor eius non esset?

Потеряла женщина драхму и искала её с фонарём. А если бы не было в ней памяти о драхме, она не нашла бы её. Потому что если бы она и нашла её, откуда бы она знала, что это и есть та самая драхма, если бы её не было в памяти?

Quod cum inventum fuerit, ex imagine quae intus est recognoscitur

Если что и отыскивается, то это благодаря образу этого, который внутри, распознаётся

cum ipsa memoria perdit aliquid, sicut fit cum obliviscimur et quaerimus ut recordemur, ubi tandem quaerimus nisi in ipsa memoria?

если сама память что-то теряет, как бывает, если мы что забываем, то мы ищем, чтобы вспомнить. Где же мы ищем, если не в самой памяти?

si homo notus sive conspiciatur oculis sive cogitetur et nomen eius obliti requiramus, quidquid aliud occurrerit non conectitur, quia non cum illo cogitari consuevit ideoque respuitur donec illud adsit, ubi simul adsuefacta notitia non inaequaliter adquiescat. Et unde adest nisi ex ipsa memoria?

если мы видим знакомого человека своими персональными глазами и вспоминаем забытое нами его имя, и если на память приходит другое, которое не корешуется с этим человеком, ибо не с ним привыкли мы связывать это имя, то это имя будет сплёвываться нами до тех пор, пока мы не набредём на то, которое привычное знание однозначно связывает с данным человеком. И где мы набредём на него, если не в самой памяти?

Nota est igitur omnibus, qui una voce si interrogari possent utrum beati esse vellent, sine ulla dubitatione velle responderent. Quod non fieret, nisi res ipsa, cuius hoc nomen est, eorum memoria teneretur

Итак, счастливая жизнь понятна каждому, ибо спрошенные, хотят ли они быть счастливыми, в один голос без колебаний скажут: «да». Что было бы невозможно, если бы не в памяти не было бы этой вещью, которую мы называем «счастливой» жизнью, самой

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Автор участвует в Программе получения гонораров
и получит половину от всех перечислений с этой страницы.

 


Оглавление

1. Вступление
2. Память
3. Космология

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.09: Борис Чурин. Репка (сказка)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!