Дмитрий Ермаков
ПовестьОпубликовано редактором: Карина Романова, 4.11.2008Оглавление 30. Часть третья. 8. Без названия. 1. 31. Часть третья. 9. 2. 32. Часть третья. 10. Тревожная поэма. 1. Часть третья. 9. 2.
И теперь мне мучительно больно от осознания своей беспомощности и, вообще, своей ненужности. Где-то ещё идут горячие политические бои, люди теряют своё здоровье и даже жизни. А я сижу дома и слушаю радио. И чувствую себя едва ли не соучастником вершителей переворота. "Что ты сделал для победы демократии?" – задаю я себе вопрос. "Почему не поддержал Ельцина в его борьбе?" – мучаю я себя. Но, подумав, честно отвечаю: "У меня вывихнута нога". Этот "рассказ" был напечатан в газете "Вологодский комсомолец" (гораздо позже событий 91-го, кажется в 93-м или 94-м). Цыплаков рекомендовал. Кажется, это и была первая публикация моей прозы. А ведь писал я эту чушь едва ли не на полном серьёзе… И летом же 91-го я отнёс свои стихи в областную газету "Русский север". Встретил меня известный в нашем городе журналист-поэт-прозаик, взял мои листочки. А через неделю говорил мне примерно так: "Вы такой молодой, а у вас всё – Бог, смерть…" Впрочем, два или три стихотворения вскоре были напечатаны. Это и была самая первая моя публикация. Одно стихотворение точно помню:
Да, в мире много разных тем… Но радости от публикации не было. Наоборот, после того разговора с "журналистом-поэтом-прозаиком", надолго пропало желание показывать кому либо свои опыты в стихах и прозе. До случайной встречи и знакомства с Игорем Цыплаковым. Зимой 91-92 г. я ушёл с кирпичного завода, ушёл и от жены, и от сына… Я жил в доме матери, работал дворником и тренером (тренировал группу ребятишек в спортзале одной из школ), читал, что-то писал. Весной мать позвала меня в церковь. Я пошёл. Это был молельный дом баптистов. Год или даже чуть больше ходил туда. И, как всегда это бывало у меня, отдался той "церкви" со всей страстью. Это и была страсть. Страсть души, искавшей Бога. И мне казалось, что там – нашёл… С Цыплаковым я познакомился в 92-м году. В то время я раз в неделю ходил в парилку. В тот день встретился в бане с Мартыновым., ещё до армии вместе тренировались и выступали на соревнованиях, потом он в каратэ перешёл. Рядом с ним на скамейке отдыхал после парилки невысокий худощавый человек с аккуратной бородой. Они оживлённо беседовали. Что-то заинтересовало меня в том человеке, и когда он снова ушёл в парилку, я спросил у Мартынова: "Это кто?" "Писатель. Игорь Цыплаков". "Познакомь меня с ним". Мартынов отказался. Он уже одевался и вскоре ушёл. А я набрался смелости (когда ещё будет такая возможность!), и когда Цыплаков снова вышел в предбанник, обратился к нему: "Здравствуйте. Вы писатель?" "Да"… В тот же день я зашёл в магазин "Мир книги" и купил сборник рассказов Цыплакова "Ясны очи", изданный в "Молодой гвардии". И с первой же страницы, даже не с рассказа, а с авторского предисловия "Душа моя", полюбил писателя Игоря Цыплакова и человека Игоря Александровича Цыплакова. А на следующий день с его книжкой и со своим рассказиком "Такой день" и стихотворением "Золотой ключик", написанными от руки на листочках в клетку, стучался в дверь Вологодского отделения Союза писателей России… И ещё узнал я, что Цыплаков десять лет отработал начальником отряда осужденных в колонии строгого режима. Не там ли и выстрадалась им простая, но ёмкая формула: "душа всему мера". Как выстрадалось, так и пишется, так, видимо, и живётся… Конечно, и без помощи Цыплакова, я, продолжал бы писать, стал бы и публиковаться снова… Впрочем, встреча с ним была неизбежна. Как, конечно же, неизбежно всё случающееся в жизни. Из записной книжки за 92-й год:
Я переписчик снов,
Стихи в полусне.
В этом бешенном, И вот ещё краткая запись: "Разговаривал с В. Беловым. (На улице)". Вот что это был за разговор. Я шёл с тренировки. И увидел Белова. Он шёл мне навстречу и уже прошёл мимо. Я впервые увидел его "живьём". А незадолго до этого я слышал по радио интервью с ним, в котором Белов сказал: "В протестантизме чувствуется какая-то ограниченность". Я тогда ещё был баптистом, то есть – протестантом. Я остановился, развернулся, догнал его, поздоровался. Сначала промямлил что-то, мол, спасибо за ваше творчество и т.д. А потом уж ляпнул: "Вы сказали, что в протестантизме чувствуется ограниченность. Но ведь это недоказуемо. Так же можно сказать, что в православии чувствуется ограниченность…" Он посмотрел на меня строго и спросил: "Вы русский?" "Да". "Значит, вы ещё мало думали". Вот и весь "разговор". И весь Белов в этом ответе. К счастью, довольно скоро, я утвердился в его правоте, абсолютно безболезненно, естественно отошёл от баптизма. Не вдаваясь в теологические дебри – в нём (в баптизме и, в целом, в протестантизме) именно чувствуется ограниченность. Очень точно это Василий Иванович сказал. Потом много ещё было встреч с ним, разговоров. А тот первый разговор он, видимо, забыл. Далее из записной книжки: "Мир это музыка, к которой надо найти слова". Пастернак. То был период увлечения Пастернаком. Именно – увлечения. А ещё со школы я любил Рубцова и знал наизусть многие его стихи. Есенина, конечно же, тоже любил. Уже благодаря Цыплакову открыл для себя поэзию Сергея Чухина и Александра Швецова… "Три вещи может сделать женщина для русского писателя. Она может кормить его. Она может искренне поверить в его гениальность. И наконец, женщина может оставить его в покое. Кстати, третье не исключает второго и первого". Довлатов. Я прочитал тогда его: "Зона. Компромисс. Заповедник". "Стёб", конечно. Но самоирония и язык удерживают в литературном поле. В "Зоне", по-моему, даже мат оправдан (хотя, в принципе – я против). "Зона" и есть его сильнейшая вещь. "Как бы поэт или писатель ни преклонялся перед Пушкиным, Байроном, Шекспиром, Толстым, как бы композитор ни боготворил Баха, он должен следовать своему назначению: нести крест своего призвания. И даже будучи равнодушным к славе, успеху, желает, чтобы его произведения были опубликованы". А Шнитке.
Я так бываю одинок! Сохранился листок с этим стихотворением отпечатанным на машинке. На нём пометки красным карандашом И. Цыплакова: последние две строчки подчёркнуты и помечены знаком +, а над стихотворением его рукой написано и заглавие: "Под открытым небом". Много думалось и о спорте (я и тренировал и сам ещё тренировался). Вот цитаты из Ю. Власова, "подпорки" к моим размышлениям: "Жизнь подставляет людям лживые и ложные идеалы. За лозунгами спортивной красоты, здоровья, силы происходит дробление ценностей, подменяется высокая устремлённость к добру, чистоте, расширению границ разума бешенством и неразборчивостью побед". "… в спорте высших результатов, на мой взгляд, происходит подлог тех целей, во имя которых святы и оправданы риск и саморазрушение". Страшно то, что подлог этот часто происходит ещё задолго до "спорта высших результатов", даже в детском спорте. "Демонстрация превосходства – вот это для довольно существенной части молодых людей оказывается определяющим, самым притягательным в спорте". В те дни я написал статью "Спорт – дух силы или сила духа", и она почти сразу же была опубликована в областной молодёжной газете "Ступени". О спорте, о работе тренера мне, по-настоящему, ещё предстоит написать, не зря же столько лет и сил отдано этому. Выше я писал, что не люблю спорт, а сейчас скажу – я бесконечно влюблён в спорт, в возможность самовыражения через спорт. Конечно, смотря что самовыражать… К тому времени (93-й год), уже написал около двадцати рассказов (всё это были лишь зарисовки на самом деле). Некоторые из них представил на областной семинар молодых авторов осенью 93-го. Два из тех рассказов вошли в мою первую книжку 97– го года. Остальные растворились в более поздних рассказах. В июне 93-го – первые наброски к "Тревожной поэме". Дописывал её в 94-м. Вот она:
Оглавление 30. Часть третья. 8. Без названия. 1. 31. Часть третья. 9. 2. 32. Часть третья. 10. Тревожная поэма. 1. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|