HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 г.

Вадим Филатов

Сны воинов пустоты

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: Карина Романова, 9.02.2010
Оглавление

6. Сон пятый. Жизнь как сновидение.
7. Сон шестой. По эту сторону нигилизма.
8. Сон седьмой. Пустота встречается с ничто.

Сон шестой. По эту сторону нигилизма.


 

 

 

«Подлинный интеллектуал – это отринутый адепт: он, безусловно, человек веры, но одновременно – вечный еретик. Я хотел быть совершенным чело­веком, не просто кабинетной крысой, но еще и воином, способным брать на себя ответственность, умеющим не только получать, но и наносить удары. Есть два рода мужчин: воины и все прочие... Только люди, умеющие уми­рать, имеют право на жизнь. Чтобы воспрепятствовать медленному разруше­нию, которое я наблюдаю повсюду, чтобы остановить гибельную эволюцию, я хочу противопоставить ей немедленное и полное разрушение». Так гово­рил воин пустоты Пьер Дриё Ла Рошель.

Нигилизм – это сознательная устремлённость к состоянию всеобщего ни­что. Такая устремлённость неизбежно торжествует после поиска во всём со­вершающемся смыс­ла, которого нет.

«Трудно найти что либо более неверное, нежели старая пословица, которая, подобно многим другим людским ложным мнениям, не сходит с человече­ских уст: Ex nihilo nihil fit, которую Шекспир передал в «Лире» такими сло­вами: «Из ничего и выйдет лишь ничто», – писал в 18 веке в сатирическом «Трактате о ничто» Генри Филдинг. – А между тем из ничто в действительно­сти рождается всё. Истина сия признана представителями всех философских школ, и единственное, в чём они расходятся, это: сотворило ли мир нечто из ничто или ничто из нечто». Действительно, первой позиции придерживается идеализм, второй – материализм, на самом же деле мир сотворён ничто из ни­что. Поэтому и сам он, в силу отсутствия самосущности, есть не более, чем ничто.

«Со всяким ростом человека в величину и высоту он растёт также в глуби­ну и в ужас; мы не вправе хотеть одного без другого», – говорил Ницше. Пришла пора направиться в ужасные глубины европейского нигилизма. В истории западной мысли понятие «нигилизм» применяли к самым разным фи­лософским взглядам – например, к солипсизму, близкому идеям Беркли или к философскому пессимизму. Впервые это слово в его философском зна­чении было использовано в 1733 году Ф. Л. Гетциусом в качестве негативной харак­теристики ряда направлений философии и богословия. Хотя ещё в сред­ние века получила известность «ересь нигилизма» которая была осуждена Вати­каном и заключалась в отрицании Готье де Санкт Виктором человече­ского естества Христа.

Во Франции термин «нигилизм» получил известность в конце 18 века в сле­дующих трёх значениях: 1) Нигилизм, как философская концепция, в со­ответствии с которой нет ничего, что «существовало» бы абсолютно; 2) Идео­логия, отвергающая любые формы общественного принуждения; 3) Свовкуп­ность настрое­ний пессимизма и тотального разочарования.

В Германии одним из сновоположников интерпретации нигилизма как самостоятельного фило­софского направления был Фридрих Генрих Якоби (1743-1819). Он использовал термин «нигилизм» в процессе своей критики философских систем Канта и Фихте. В письме к Фихте (1799) Якоби указал, что основная у Фихте философская категория «Я» является следствием со­вершенно необоснованной абсолютизации человека. В результате для чело­века, который незаконно присваивает себе функции Бога, всё растворяется в его собственном ничто. Только вера в подлинного Бога может, по мнению Якоби, противостоять отчаянию подобного рода нигилизма. Мощная кри­тикя, которой Якоби подверг философию Канта и Фихте, вызвала волну оже­сточённой контркритики. Так, Шеллинг обозвал Яко­би дилетантом, Гегель – вождём полузнаек в философии, Гейне – сварливым прохвостом, Куно-Фи­шер – «низшей монадой» и т.п. Что касается самого Канта, то он охарактери­зовал философию Якоби как «аффектированное мечтатель­ное гениальнича­ние». Однако, любой последовательный и честный идеализм рано или позд­но приходит к нигилизму. Постепенно и сам Якоби, если верить свидетель­ству гегельянца Ц.Ф.Гешеля, начал склоняться к точке зрения того самого фило­софского нигилизма, в приверженности которому он обвинял Фихте. В этой связи Эрнст Юнгер позднее утверждал следующее: «Упрёк в нигилизме сегодня по­пулярен и каждый приписывает его своему противнику. Весьма вероятно, что правы все». Весьма вероятно, что прав и Юнгер, особенно в свете следующего показательного высказывания Ж.-Ф. Лиотара: «Абсолют­ное знание требует законченного нигилизма».

Как бы то ни было, в начале 19 столетия дискуссии об идеалистическом ни­гилизме были продолжены в работах Фихте и Гегеля. Диалектическое разви­тие гегелевской мысли начинается в области ничто и здесь же завершается. Согласно Гегелю, задачей нигилизма является познание абсолютного ничто, представляющее собою центр Бога, которому не присуще никакое «для-себя-существование»:

«Дух достигает истины, обретая самого себя в абсолютном разрыве. Дух есть эта силатолько тогда, когда он смотрит в лицо негативному, пре­бывающему в нём».

С другой стороны, нигилизм в 19 веке часто связывали с критикой рели­гии, религиозной нравственности и общественных институтов. Так, Ф.Ф.Баа­дер находил в философском нигилизме разрушительное для религии злоупотреб­ление интеллекта, в котором он не видел ничего, кро­ме ненависти и отрица­ния «существующего» социального устройства. Ниги­лизм обвиняли в рас­пространении в массах настроений отчаяния и вседозво­ленности. Нигилисти­ческие позиции приписывали антропологическому ма­териализму Л.Фейер­баха и философскому эгоизму М.Штирнера. («Ничто – вот на чём я по­строил своё дело» – так начинает свою книгу «Единственный и его собствен­ность» Штирнер). Однако очевидно, что речь идёт уже об ином. Начиная с 40-х го­дов 19 столетия понятие «нигилизм» стало обозначать преимущественно ра­дикально – материалистический способ мышления, свя­занный с идеями рево­люционного переустройства общества («русский ниги­лизм»). Однако сохра­нилось и традиционное понимание философского ниги­лизма в качестве направления европейской мысли, для которого характерна абсолютизация ничто. Не случайно, что именно в это время в Европе вырос интерес к буд­дизму, который интерпретировался как восточный нигилизм. В контексте европейского переосмысления буддизма можно истолковать клю­чевые мо­менты пессимизма А. Шопенгауэра, так поступил российский революцион­ный демократ Герцен характеризовавший Шопенгауэра как «иде­ального буддиста, нигилиста и мертвиста». Отличная формулировка! Не стал ис­ключением и Фридрих Ницше, увидевший в учении Шопенгауэра но­вый буд­дизм или пассивный нигилизм. На самом же деле Шопенгауэр удиви­тельно точ­но интерпретировал нигилистическую жажду небытия как стрем­ление к слия­нию с Богом. Сам Ницше определял нигилизм как волю к ничто, веду­щую к саморефлексии и саморазрушению, связывал всё это с декадансом и называл себя «первым совершенным нигилистом Европы у которого ниги­лизм уже позади». В действительности ницшеанское учение о вечном возвра­щении означает, что заключающее в себе все возможные смыслы ничто – веч­но. И если ничто – конечная цель мира, то всё в нём (не)существующее пре­следует ту же самую цель. Уничтожение идеологии декаданса вызывает к жизни силы абсолютного уничтожения, при этом воля к власти трансформи­руется в волю к ничто.

К философскому нигилизму примыкают представители экзистенциализма – Хайдеггер, Сартр и другие, в качестве важнейшей категорией у которых так­же выступает ничто. Так, Хайдеггер в лекции «Что такое метафизика?» рас­суждал о ничто как об условии свободы: «Без исходной открытости ничто нет никакой самости и никакой свободы». Выводы, сделанные Сартром из экзи­стенциальной аналитики Хайдеггера, также не ограничиваются поняти­ем бытия. Для ничто, согласно Сартру, характерна созидательная активность, которая осуществляется по­средством отрицания. Очевидно, что Сартр превратился в символ экзистенциализма не столько в связи с оригинально­стью своих исходных позиций, сколько благодаря последовательности, не­примиримости и убедительности, с которы­ми он их утверждал. В свою оче­редь, А.Камю понимал под нигилизмом осо­знание абсурдности человеческо­го «существования», которое приводит к бун­ту: «Нигилистом можно быть двояким образом, и каждый раз из-за непо­мерной жажды абсолюта. По види­мости, есть бунтовщики, желающие уме­реть, и есть другие бунтовщики, желающие умерщвлять. Но по своей сути это одни и те же люди, равно ли­шенные бытия, сжигаемые жаждой настоя­щей жизни и предпочитающие всеобщую несправедливость ущербной спра­ведливости».

Экзистенциализм – это «мужество быть», несмотря на всеобщую вовлечён­ность в абсурд и ничто, мужество принять на себя отчаяние и безнадёжно со­противляться абсурду, стараясь оставаться при этом собой, мужество при­нять на себя творческое одиночество и ужас философских прозрений. Мыс­лители этого направления убеждены в том, что человек способен как на уров­не знания, так и на уровне практики трансцендировать конечность и бес­смысленность мира. Условное пре­бывание человека в преходящем иллюзор­ном мире противоречит его сущностному со­участию в антими­ре пустоты. Фактом своего рождения человек отчужден от своего дома – аб­солютного не­бытия, которым он по своей сущности является. Отчуждение обычно выра­жается в терминах саморазруше­ния, тревоги и отчаяния. В ре­зультате чело­век ощущает отсутствие какой-либо необходимости не только в нём самом, но и в так называемом мире в целом. История самого мира пред­ставляет со­бой непрерывное перераспреде­ление зла. Это стало совершенно очевидно в 1914 году, когда закончился 19 век.

Ничто не в состоянии направлять действия решившегося индивида, кро­ме самого ничто. Так небытие закрывает двери бытия .

 

 

 


Оглавление

6. Сон пятый. Жизнь как сновидение.
7. Сон шестой. По эту сторону нигилизма.
8. Сон седьмой. Пустота встречается с ничто.

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.01: Ыман Тву. В рай (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!