HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2020 г.

Александр Фирсов

О вреде курения

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 27.09.2020
Иллюстрация. Название: «Remember the Time» (фрагмент). Автор: Сяифул Рахман. Источник: https://mjj.freeforumzone.com/mobile/d/11567906/Michael-Jackson-fra-i-ritratti-particolari-di-Syaiful-Rachman/discussione.aspx?p=1

 

 

 

Мгундо, морщась от солнца, сегодня особенно беспощадного, с наслаждением закурил пеньковую трубку. Её он недавно выменял на пару шлёпанец у приятеля, а тот в свою очередь стянул её у отца. Мгундо любил курить и хоть знал, что это вредно, никак не мог отказаться от пагубной привычки. Молодое и крепкое тело парня, казалось, совсем не ощущало ущерба, и после выкуренной трубки он не только не чувствовал себя хуже, но, по чести сказать, гораздо лучше. Вместе с клубами дыма грудь наполнялась мягким спокойствием и размеренностью, а мысли выстраивались в ряд и становились более точными и уверенными. А ещё казалось, что трубка придаёт ему солидности и набивает цену. Так это было или нет, но внутреннее ощущение неизменно отражалось на внешности и повадках молодого Мгундо, отчего в окрестных деревнях его считали степенным и благоразумным мальчиком.

Сегодня, как и целую неделю до этого, Мгундо рыл колодец для большой семьи, которая наняла его для этого дела. Работа была тяжёлой, но Мгундо не роптал. Всё лучше, чем без дела сидеть дома, маясь от жары, или болтаться со сверстниками, нарываясь на неприятности. Тут, по крайней мере, можно было заработать немного денег: на табачок, воду, а может, и на новые кеды.

К тому же после изнуряющей работы выкурить трубку было отдельным удовольствием. Вот и сейчас он сделал первую глубокую затяжку, прикрыл глаза и почувствовал, как расслабляются его натруженные мышцы. Он облокотился спиной к огромной куче нарытой земли, вокруг которой валялись инструменты землекопа. Земля была тёплой и удобно сминалась по фигуре Мгундо. Только парень решил немножко отдохнуть от бесконечного рытья совершенно безводной каменистой почвы, как тут же кто-то его окликнул.

– Эй, Мгундо, растяпа! Ты чего тут сидишь?!

Мгундо открыл глаза и, сильно щурясь, попытался разглядеть тех, кто нарушил его покой. Это была разношёрстная компания ребят из его и соседних деревень: чуть постарше, чуть помоложе его самого. Не дождавшись ответа, но поняв, что внимание привлечено, кто-то из толпы снова закричал.

– Вставай давай, пойдём с нами. Там наших бьют, необходим симметричный ответ! Лишние пару кулаков нам не помешают.

Мгундо посилился припомнить, кто сейчас считался за наших. Он крепко затянулся и прикинул.

Раньше деды охотились на носорогов и продавали их кости белым людям за океан, отчего вся местность жила безбедно и никогда не знавала голода. Охотники считались кормильцами и были примером для подражания. Но затем приехали другие белые люди и стали раздавать джинсы и лекарства от туберкулёза, попутно сказав, что деды поступают плохо, охотясь на носорогов, обозвав их специальным словом, которое имело дурные коннотации, – браконьер. С тех пор деды перестали быть своими. Тогда отцы стали копать землю в поисках алмазов все для тех же белых людей из-за океана и делать ещё много чего другого, и пришла их очередь стать своими. Но белые люди много чего хотели – того, что было на землях Африки. И часто хотели противоположных вещей – из-за этого между ними происходили разногласия и там, и здесь. Но если там, за океаном, всё сводилось к словесной перепалке по телевидению и в газетах, то здесь люди из племён часто отстаивали интересы белых работодателей самыми конкретными и практичными методами. Кровь полилась рекой. Общество дробилось в зависимости от количества джинсов и малярийной вакцины на душу населения, присылаемой белыми людьми из-за океана. Свои и чужие стали меняться так быстро и внезапно, что Мгундо не успевал следить за переменами. За это Мгундо считали безынициативным и общественно несознательным.

Как бы Мгундо ни напрягал лоб, он так и не смог припомнить, кто и с кем, а главное, по какому поводу конфликтует. Кажется, последний раз заварушка была по причине того, что белые люди поссорились из-за того, можно ли есть животных. А может, из-за крокодиловой кожи, которая шла на ремни и сумки. Он не помнил. Помнил только одно – что в тот раз его соседу проломили голову, и теперь бедолага всё время всё забывает, порой даже собственное имя.

– А по какому поводу драка? – наконец отозвался Мгундо, решив не мучать память, а спросить напрямую.

Толпа осуждающе заулюлюкала и засвистела. Всё тот же неопределённый голос отвечал:

– Ну ты даёшь, Мгундо! Вся жизнь мимо тебя пройдёт. Мы идём отстаивать права наших собратьев из Америки. Знаешь, как их там притесняют? Даже за людей не считают, вот!

– А бить кого и зачем? – поинтересовался Мгундо, делая очередную затяжку.

– Несогласных! Мерзавцев из лагуны. Тех, что жемчуг для белых угнетателей ловят. Иуды! Предали своих братьев ради джинсов и кока-колы. Ну так что, ты с нами?

Ага, подумал Мгундо, белые люди теперь не за «своих», значит. Странно, однако. Ещё месяц назад из Америки приезжали люди и построили в деревне школу. А оказывается, они всех угнетали. Ладно, будем знать. Мгундо посмотрел на небо – солнце чуть сдвинулось с зенита. Он покачал головой.

– Ещё слишком рано, не могу уйти с работы. Нужно копать колодец.

Толпа засвистела и загоготала ещё больше.

– Ну и сиди в своём колодце. Всю жизнь там просидишь, а будущее построят другие люди, без тебя, – укоризненно бросил голос, и процессия незамедлительно двинулась с места. Но перед тем, как удалиться прочь, кто-то снова заговорил с ним.

– Ты всё куришь, Мгундо, как видно? Завязывал бы ты, да поскорее. Свои люди поговаривают, что это сильно вредно не только для курильщика, но и для окружающих. Ты ведь не хочешь оказаться супротив общества? Скоро за вас, курильщиков, возьмутся, так что смотри.

Сказано это было в мягкой форме, но отчего-то Мгундо сразу понял, что ещё чуть-чуть, и уже он – Мгундо, – сам того не ведая, перестанет наряду с белыми угнетателями быть своим, а станет самым что ни на есть чужаком. В родной деревне, среди земляков.

Мгундо не подал виду, но как только толпа исчезла, достал изо рта потёртую временем трубку, внимательно на неё посмотрел и тяжело вздохнул, после чего затушил и убрал в карман. Солнце было ещё высоко, и нужно было идти работать.

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.10: Николай Пантелеев. Фразеологический кукан 7 (критическая заметка)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!