HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Виктор Герасин

Цна – святая вода – колыбель православия

Обсудить

Очерк

На чтение потребуется 17 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 15.11.2013
Иллюстрация. Название: «Мамонтова пустынь». Автор: Алексей Выгузов. Источник: http://www.photosight.ru/photos/4689475/

 

 

 

Не часто, не каждое раннее утро, особенно предосеннее, «седое, туманное», выхожу на берег реки Цны, сажусь на давно уже облюбованный ветловый пень и тихо смотрю на воду. Гулять по берегу ещё рано, зрелые, уже перестоявшие травы седы от росы, а с восходом солнышка мелкие капельки росы переливается всеми цветами: рубиново-красные, ярко-светло-зелёные, иссиня-васильково-голубые, жёлтые… Каких расцветок радостных только нет на обильной росе!

Я даже не рыбак. Просто сижу, гляжу на воду, на прибрежные кусты, на разгорающееся над рекой небо. Хорошо. Тихо. Умиротворённо. Течёт река. Течёт, как само время. Нет, медленней времени течёт. Время всё же скоротечно, а нынешняя Цна – нет, не тороплива. Уняли естественный ход её плотинами. В пору моей молодости она была более бегучая. А мне жаль, что приостановили бег её. Она же застаивается. На неё от берегов наступают осоки и камыши. Ее днё густо устилают длиннокосые водоросли. А ведь когда бежала без преград, пусть не широкой была, но дно выстелено чистым песочком, камешками, ракушками. Резвые рыбы водились на её перекатах: голавль, язь, щука.

Бросаю в воду хлебные крошки. Плотва-верховочка дружной стайкой растаскивают крошки в разные стороны, тянут их в глубину. И вдруг, с выскакиванием из воды, рыбки брызнули от корма. Хищник – окунь или щучка – охотится. Пора такая, предосенняя, предзимняя.

 

Успение Пресвятой Богородицы. Конец августа. Земля тоже усыпает. Подняла, вырастила хлеба, травы, и настала пора успения её. До следующей весны.

Мне не хочется думать о производствах и животноводческих комплексах, которые использовали речную воду и сбрасывают её, грязную, отравленную в реку. Не хочу думать об этом, вся суть моя противится такому ходу дела. Мне жалко реку. Я готов прощения у неё просить за всех нас, неразумных. Поэтому думаю в глубину времени, вижу не тронутые плугом степи, чистейшие родники, леса, заливные луга. Как было лет триста назад, о том думаю, то вижу.

Небольшая река, а история большая.

Считается, что Цна течёт строго с юга на север. Исток берёт из родников Сампурского района Тамбовской земли. И впадает в реку Мокша, которая впадает в Оку, Ока – в Волгу, Волга – в Каспийское море. А сколько больших и малых притоков на этом немалом пути! Только Цна вбирает в себя воды более чем сотни притоков. Вот как скручены, спаяны водами в одно целое земли большей части России. Так спаяны эти земли православием. И всего-то триста с небольшим лет, как активно двинулась Русь в пределы этих земель, неся сюда свою веру, приводя к своей вере мордовские и татарские поселения.

Это только принято считать, что Цна течёт строго с юга на север. Если же плыть по ней, например, на лодке и следить за компасом, то стрелка его покажет направление то на запад, то на восток, а то и вовсе не на север, а строго на юг. Извилистая Цна, своенравная. Течёт, будто нащупывая путь. А течение её тихое, умиротворённое. Есть одна характерная особенность в её течении, что, наверное, и послужило её метаниям вправо, влево, вперёд, назад. Особенность эта такова: реки, текущие с юга на север по Русской равнине, как правило, имеют высокий правый берег и низменный левый.

 

Об этом пишет (не обозначивший себя) автор:

«У Цны не правый берег высокий, как положено по закону Бэра, а левый. Закон Бэра: «Правый берег высокий. Земля вращается с запада на восток. Берег постоянно надвигается на реку, вода по инерции ударяет в него и подмывает. А с левого берега река постоянно отступает, берег из-под неё уходит на восток. Оседает ил, песок. Поэтому здесь остаётся низина. Образуется пойма. Такое же явление, как в маятнике Фуко».

Вдумываюсь, всматриваюсь, вспоминаю другие небольшие речушки, вижу, что закон этот не всегда применим к ним. Та же река Выша, на которой родился я, течёт с юга на север, соединяется с Цной, и, сколько мне помнится, берега у неё то правый, то левый крутые, обрывистые, желтоглинные.

И Цна так же не везде одинакова берегами. Например, у села Кузьмино-Гать левый берег высокий, а правый (в старице) – низменный. У Котовска наоборот, правый берег круче. У села Бокино опять левый берег крут, а правый заливными лугами подкатывается под лес.

 

Необозначивший себя автор пишет: «До сих пор никто не может убедительно объяснить происхождение левобережного обрыва высотой 12–14 метров, на котором стоит не только Тамбов, но и целая цепочка сёл, расположенных до впадения в Цну Челновой: Донское, Татаново, Черняное, Малиновка, Троицкая Дубрава, Перкино, Семикино, Кулеватово.

Причины такого «непослушания» реки пока что не очень ясны. Существует довольно твёрдое мнение, что в нашей местности протекала некогда Пра-Цна, объём водостока которой во много раз превышал аналогичные показатели реки сегодняшнего дня. Но дальше этих, в общем-то, несомненных данных, теория не идёт, ведь для того, чтобы удовлетворительно объяснить каприз Цны, надо предположить, что в некие доисторические времена река текла... в обратном направлении».

Велика ли Цна, не велика ли – это смотря с чем, с какими реками её сравнивать. От истока до устья она – 451 километр. Наверное, это не мало. Но и не много. Как подумаешь о крупных реках – Волга, Дон, Днепр, Обь, Енисей, Иртыш, так увидишь, насколько мала Цна.

Мала-то мала, а вплоть до середины девятнадцатого века была она основной «дорогой» для купечества. Например, городничий Моршанский Платцов сообщал, что «в 1873 году в Моршанске хлебные торги состоялись столь велики, что всего 7 марта въехало в оный град 11560 подвод, 8 марта – 13191 подвода». Хлеб грузили на суда, частично отправляя в Москву, а большую часть – вниз по Оке, на Волгу и дальше в Петербург».

 

Бытует несколько легенд, говорящих о названии реки, точнее, о ее имени.

Одна из легенд гласит: в том месте, где теперь стоит Тамбов, жил мордвин по имени Урлап, и была у него дочь – красавица Цна. После смерти родителей Цна стала жить одна. Хорошая слава пошла о ней среди местных жителей: и людей лечила от разных болезней, и градовые тучи отводила, и рыбу и дичь приваживала охотникам. Хорошо жилось девушке, только порой одиноко было без близкого человека. И судьба словно услышала её печаль и послала ей то, о чем грустило её сердце.

Недалеко от Урлапова городища жил молодой охотник Сампор. Красивый и отважный, он прославился как победитель многих медведей. Однажды Сампор вступил в бой с медведем, но не смог на этот раз одолеть лесного царя. Товарищи нашли израненного охотника и привезли лечить к молодой волшебнице Цне. В сердцах молодых людей загорелась любовь. Когда Сампор поправился, Цна стала его женой и переселилась в его жилище.

Однажды Сампор вернулся с охоты в дальних лесах и рассказал жене, что видел огромное войско татар, которые сулили огромное богатство тому, кто проведёт их через лес, а мордвы они обещают не грабить и не убивать. И Сампор решил указать им дорогу. Долго уговаривала Цна мужа не делать этого, но он не послушался жены и пошёл к татарам. Долго раздумывала Цна: что делать? Пошла она на могилу матери за советом. Мать посоветовала Цне навести слепоту на Сампора. Но любящая женщина не могла погубить мужа, но, в то же время, она не хотела, чтобы на родную землю пришла беда. Горе Цны было безутешно. Она долго плакала, так долго, что растаяла в слезах и превратилась в светлый источник, из которого побежал тихий ручеёк, ручеёк превратился в реку, которая и потекла могучим потоком. Но веяло грустью и печалью от той реки, и невесел был шум её волн.

А Сампор провёл татар через лес и получил за это богатые подарки. Вернувшись домой, он не нашёл там жены, а невдалеке от дома увидел реку, которой раньше не было. В говоре речных волн Сампор узнал голос жены: Цна говорила ему ласковые слова и вместе с тем упрекала за то, что богатство он поставил выше любви к ней и к родине. Молодой охотник с отчаяния бросился в воды Цны, стремясь хоть после смерти быть вместе с любимой. С той поры место, где жил Сампор, прозвали люди его именем: так стал называться посёлок Сампур. В народе говорят, что Цна не вернула тело утопленника: лежит оно много веков на дне, и волны целуют его мертвые уста и шепчут слова любви и упрёка.

 

Другая легенда такова: во времена татаро-монгольского нашествия кто-то из кочевников, попробовав воды из реки, восхищённо произнес: «ца-а-а» – «очень вкусная вода». И этот возглас закрепился как название реки. А в переводе с мордовского (основного населения тех веков) значит, – «вкусная вода».

Хороша первая легенда, но не менее хороша и притягательна вторая легенда – вкусная вода.

В пойме реки луга, на которых паслись кони, стада коров, овец. Животные пили воду из Цны, щипали густые сытные травы, росшие на речных полых водах, речных туманах, потому давали вкуснейшее молоко, мясо, шелковистую шерсть. Потому в Тамбовских землях производились ценнейшие молоко, масло, мясо. А на шелковистой шерсти стали работать Осеевские мануфактуры – суконные фабрики в Рассказово, Моршанске, которые поставляли наряду с многими тканями шинельное сукно для армии.

 

И не потому ли, что вода в реке и её притоках так вкусна, а значит, целебна, пользительна, селились по всему течению реки православные монастыри? Вплоть до революции семнадцатого года. В то время Тамбовская губерния лежала, простиралась по всему течению Цны, от истока до устья, а это полтысячи километров. Только восстание крестьян под предводительством А. С. Антонова заставило правительство взглянуть на Тамбовскую губернию по-особому, и раздать её земли в Воронежскую, Липецкую и Рязанскую стороны. Чтоб неповадно было восставать.

Река тёчет с юга на север, а монастыри продвигались с севера на юг по всему её течению. Так распространялось православие в русском государстве. Монастыри – это укрепа веры, это крепости православия. Главное, монастыри в своё время активно занимались просвещением населения. Монахи были людьми грамотными или постигали премудрости грамоты, богословия в стенах монастырей. В каждом монастыре имелись школы для малолетних детей, в которых не возбранено было обучаться и взрослому населению. При монастырях создавались детские приюты, богадельни или приюты для сирых и убогих. То есть, монастыри несли немалые социальные нагрузки по призрению и обучению детей-сирот, пожилых нетрудоспособных людей, инвалидов войн. Кроме того, насельники монастырей трудились на земле, в лесу, на пасеках, развивая и усовершенствуя технологии обработки земли, сбора высоких урожаев, занимаясь животноводством, пчеловодством. Зачастую снабжая близлежащие города своей продукцией, делясь выращенным урожаем с бедными или попавшими в беду крестьянами.

В первой четверти двадцатого века судьба монастырей была предрешена, их пустили на слом. Запустение пошло по православной земле, вероотступничество, беспамятство. Но новый, двадцать первый век, повернулся лицом к монастырям, люди стали осознавать ошибки прошлого столетия, возрождать монастыри.

Для меня интерес представляет только процесс становления монастырей в Тамбовской губернии, процесс же разрушения был для всех и каждого монастыря одинаков.

 

Итак, монастыри по реке Цне от устья до истока.

 

1. Чернеевский монастырь.

 

Находится в селе Выша при впадении в реку Цну её притока Выши. Расположен на расстоянии 25 километров от города Шацка.

Свято-Николо-Чернеевский мужской монастырь был основан в 1573-м году донским казаком по имени Матфей, прибывшим с Дона на реку Цну, в пределы нынешнего Шацкого района Рязанской области.

 

2. Санаксарский монастырь (до 1918 года был в Тамбовской епархии).

 

Начало своё Санаксарский монастырь, или Санаксарская пустынь, получил в 1659 году, в царствование благочестивого царя Алексия Михайловича. Житель города Темникова Лука Евсюков основал этот монастырь.

Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России.

 

3. Вышенский монастырь.

 

Первое письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 году. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке благодаря подвижнику епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Ещё через шесть лет он ушёл в затвор и 22 года провёл в полном уединении, в молитвах и богослужениях. Святитель Феофан, Затворник Вышенский – автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина.

 

4. Мамонтова пустынь.

 

История Мамонтовой пустыни тесно связана с историей распространения и укрепления православия в Тамбовском крае. Пустынь располагается в 70 верстах от Тамбова по моршанской дороге у села Мамонтово. Село и монастырь носили имя основателя – инока Маманта. Старцу Маманту в 1629 г. по велению местной землевладелицы инокини Марфы Ивановны было разрешено открыть пустынь во имя Святителя Николая на Никольской поляне.

 

5. Тамбов. Казанский Богородичный мужской монастырь.

 

Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны г. Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна, в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново. По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758–1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция.

 

6. Тамбов. Вознесенский женский монастырь.

 

Вознесенский женский монастырь основан в 1690 году святителем Тамбовским Питиримом. Располагалась обитель при устье двух небольших рек – Студенца и Гаврюшки. Первая настоятельница женского монастыря, игуменья Екатерина, была родной сестрой святителю Питириму.

По местным преданиям, в Вознесенском женском монастыре некоторое время проживала великая княгиня Анна Феодоровна, супруга великого князя Константина Павловича Романова. В 1859 году княгиня прибыла в монастырь как инокиня Анна Ивановна Степанова. Прожив в монастыре три года, инокиня Анна была отправлена в Пензенский девичий монастырь, но по дороге карета застряла в воде, отчего великая княгиня простудилась и вскоре скончалась, не прожив в Пензе и четырёх дней. После неё вместе с другими личными вещами остался наперсный крест с гравировкой «Царевна Анна».

 

7. Тамбов. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.

 

Среди тамбовских монастырей большой известностью пользовался основанный святителем Питиримом Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, расположенный в нескольких километрах от Тамбова на берегу реки Цны в живописной дубраве Тамбовского Трегуляевского леса.

Святынями Предтеченского монастыря были икона-складень, именуемая «Неопалимая купина», и икона Божией Матери «Скоропослушница», исполненная на кипарисовой доске большого размера и привезённая в 1867 году из Афонской обители.

 

8. Сухотинский женский монастырь.

 

Одним из самых известных монастырей на Тамбовской земле был Сухотинский женский монастырь, что вознёсся в 30 километрах от Тамбова, на берегу реки Нару-Тамбов (правый приток реки Цны).

Начальницей монастыря была монахиня Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря Дорофея (Кудрявцева), духовная дочь преподобного Серафима Саровского.

 

9. Тулиновский Софийский женский монастырь.

 

Тулиновский монастырь обязан своим существованием двум представительницам рода Тулиновых. Софии Яковлевне и её сестре Вере Яковлевне (в замужестве Рагоза). София Тулинова, умершая 28 августа 1877 г., завещала в своем имении основать женский монастырь, что и было исполнено её сестрой Верой.

 

Назвав поимённо монастыри земли Тамбовской, назовём и канонизированных святых, в земле Тамбовской (Российской) просиявших. 10 августа Русская церковь празднует память Собора Тамбовских святых – подвижников, жизнь которых так или иначе была связана с Тамбовской землёй. Имена десятерых из них хорошо знакомы. На одного больше, чем монастырей.

Итак, поимённо:

 

Святитель Питирим Тамбовский.

Преподобный Серафим Саровский.

Преподобный Амвросий Оптинский.

Святитель Феофан Затворник.

Преподобный Силуан Афонский.

Праведный воин Феодор Ушаков.

Преподобный Фёдор (Ушаков) Санаксарский.

Священномученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский).

Священноисповедник архиепископ Афанасий (Сахаров).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

 

Походил по инету, поискал и нашел, что святых, в земле Российской просиявших, числится 454.

И наши, Тамбовские, десять святых среди всех 454.

Много. Целый батальон. Святых. А святые в беде народ не оставляют. Значит, наши святые нас не оставят в беде. И мы с ними заодно. Справимся. С любой бедой-нуждой, с любым ворогом справимся.

Наверное, не подоспело ещё время на Руси открыть наследие наших святых и основательно поучиться у них, как быть-жить нам друг с другом, куда взоры и стопы свои устремлять. Не подоспело, а пора бы, время не ждёт, Русь будет возрождаться через наследие святых своих. Как к живоносным источникам будет к ним приникать. Не об этом ли великий наш Достоевский говорит нам: «Не судите народ по тому, каков он есть, но по тому, каковы его идеалы, каким он хочет быть».

Священник Дмитрий Шишкин в статье «Мы с нашими святыми – один народ» говорит:

«И действительно, сонм русских святых с необычайным разнообразием красок, со всей широтой палитры святости запечатлел в сознании русского человека то самое небо, к которому веками стремится загадочная русская душа. Мы связаны с нашими святыми в один народ. И они, святые, как бы составляют его духовную, высшую часть, без которой мы, душевно-телесные, прожить по-человечески полноценно не сможем. Мы, русские, имеем дар, объединяющий разных святых в одну общность и даже связывающий их с нами – бестолковыми грешниками, пока мы сами не отрываемся от этого святого единства упрямством своей греховной воли, и тогда уж действительно перестаём быть русскими, лишаемся этого благодатного дара».

 

Родина. Отечество. Это то, что вечно, что непреходяще. Родина – это где родился, где крестился, где возрастал, где мать сыра земля приняла в себя прадедов, дедов, отцов. Потому она и РОДИНА, потому она и ОТЕЧЕСТВО.

Государство? Это приходит, уходит. Какой князь, царь, генсек, президент – такое и государство. А РОДИНА – это не князь, не царь, не генсек, не президент. Это ОТЕЧЕСТВО. Это то родное, отеческое, что дано на всю жизнь. Этого невозможно отнять, невозможно добавить или убавить, это цельное от рождения и до смерти. РОДИНА…

 

Интересно узнать, есть ли где и на какой реке в России, как на Цне, столько монастырей, не говоря уже о приходских храмах. Если взять всю длину реки и поделить на число монастырей, то на каждый пятьдесят вёрст приходится один монастырь. Вопрос сам по себе притягателен: почему именно по реке Цне так густо стояли божьи храмы? Наверное, на самом деле, очень уж притягательна, чиста и легка была вода в реке Цне и её притоках. Можно сказать – святая вода. И можно сказать то, что река Цна и её притоки – это колыбель православия на обширном пространстве земли Тамбовской.

Много земель отошло к соседним землям. Ополовинили область в двадцатом веке. Но и сегодня по реке Цне, что делит земли Тамбовские с юга на север, начали новую жизнь древние монастыри.

Течёт время. Течёт Цна. Многое изменилось за прошедшие века. Умолкли колокола на монастырских и приходских храмах в двадцатом веке. Обрушились купола и стены. Казалось, к прошлому возврата нет. Оказалось, есть. И вновь поднимаются стены храмов, сверкают позолотой купола. И вновь, как в глубокую старину, над Цной и далеко окрест разносятся басовитые голоса колоколов, возвещая о новом времени. Переговариваются колоколами храмы, несут благую весть по земле Тамбовской и за её пределы о торжестве православия.

Хорошо и надёжно как-то на душе, когда мирно (слава Богу, не набатно) переговариваются храмы. Гудят, поют радостно большие и малые колокола. Сладостно их звучание русской душе.

 

 

 

православные подарки

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.05: Андрей Усков. Грусть, тоска, печаль и радость (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!