HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 г.

Гости «Новой Литературы»

Новый Иерусалим: тайна патриарха Никона

Обсудить

Интервью

 

Беседу ведёт Вера Круглова

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.06.2018
Гости «Новой Литературы». Новый Иерусалим: тайна патриарха Никона (интервью)

 

 

 

С именем патриарха Никона, основавшего в Подмосковье Ново– Иерусалимский монастырь, связано множество фактов, легенд и домыслов – острых и противоречивых. Церковный и государственный деятель, живший больше трёх столетий назад, до сих пор остаётся одной из самых значимых фигур в истории России. Даже сейчас патриарх Никон непостижимым образом продолжает влиять на события современности. В чём загадка этого незаурядного человека? Своими мыслями с журналом «Новая Литература» делится Сергей Михайлович Завьялов – историк, исследователь, учёный секретарь музея «Новый Иерусалим».

– Новый Иерусалим и патриарх Никон – интереснейшее, загадочное явление. Полной ясности в том, к чему на самом деле стремился этот священнослужитель, до сих пор нет, хотя везде тиражируется, что Новый Иерусалим не что иное, как воплощение концепции «Москва – Третий Рим». У меня же есть совсем другое представление о замысле патриарха Никона. Горделивая концепция «Москва – Третий Рим» была разбита событиями Смутного времени начала XVII века. Россия тогда пережила иностранную интервенцию, страшнейшее разорение, национальную катастрофу. Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году, спустя всего четыре десятилетия после роковых событий, когда в памяти народа всё было ещё живо, раны ещё кровоточили… Если мы до сих пор помним о том, какой болью и страданием была Великая Отечественная война, то в ту пору всё было гораздо ближе и ощутимей. Но, вместе с тем, к середине XVII века наша страна оправилась, встала на ноги, стала сильней, и возникла потребность в новой геополитической ориентации России в мире. Потребовалась иная концепция, и её нашёл патриарх Никон. Не Москва и не Рим, а именно Новый Иерусалим – такой была его идея. Почему именно здесь, под Москвой, а не в другом месте? Я бы не стал утверждать, что патриарх начал своё дело, разглядев здесь копию Палестины.

– На ваш взгляд, это не так?

– Конечно, нет. Я беседовал с одним учёным-географом Московского государственного университета, который выступил против такого представления. Российская, русская равнина и горная ближневосточная страна! Нужно иметь очень сильное воображение, чтобы найти между ними сходство. Ещё более немыслимо, когда говорят, что место возведения монастыря в Новом Иерусалиме предуготовлено Богом – это уже вообще за пределами рационального. Такой точки зрения я не разделяю. Патриарх Никон, на мой взгляд, руководствовался совсем иным – идеей движения от разрушения к созиданию, от Смуты – к империи. В этом патриарх Никон и его Новый Иерусалим сыграли огромную роль.

 

Гости «Новой Литературы». Новый Иерусалим: тайна патриарха Никона (интервью) 

 

– Откуда в простом крестьянском сыне Никите Минине, принявшем постриг и ставшем священником Никоном, такие амбиции?

– Никон прошёл тот путь, который в истории русской церкви проходили многие подвижники. Здесь и любознательность, и сильнейшая тяга к знаниям. Судьба Никона при этом не баловала – он рано осиротел, пережил крушение в своей семейной жизни, похоронил детей, а потом отправился учиться на север. Обретя опыт основания монастырей, Никон стал митрополитом самой западной, Новгородской митрополии России – там, где внешнеполитические аспекты проявились сильнее всего. Всё это выковало его убеждения, стремления, характер. В биографии патриарха Никона я нашёл упоминание о том, что прежде чем начать возводить Новый Иерусалим, он затеял перепись Звенигородского уезда. Я уже говорил, что эта территория подверглась страшному опустошению в Смутное время, и он ставит монастырь именно здесь – как точку притяжения и роста.

– То есть монастырь стал средоточием новой жизни?

– Да. Монастырь ведь был не только православной обителью, но и хозяйственной единицей. Патриарху Никону пришлось тяжело – ему нужно было привлечь в Новый Иерусалим не только монахов, но и крестьян, причём среди этого трудового люда было довольного много иноземцев – например, белорусов и даже поляков, которых он свозил, заманивал, перекрещивал, и они становились православными. В 1665 году к патриарху приехал будущий друг Петра I, голландец Николаас Витсен, и Никон его принял – он уважал иностранцев как носителей знания. Он даже сажал со своим гостем голландские розы, спрашивая Витсена: «Так ли в вашей стране красиво, как здесь, у нас?». Это значит, что патриарх Никон был не только стратегом – он оценивал и красоту округи. Река Истра, заливные луга, удобное место для жизни – в Новом Иерусалиме нет ничего не продуманного. Академик Алексей Викторович Щусев, который после Великой Отечественной войны занимался проектом восстановления Ново-Иерусалимского монастыря и города Истры, назвал это место «нашим северным Сочи». Только там – море, а у нас – красивая долина и монастырь, с его нарядными формами XVII века. Если посмотреть, как в наши дни в Подмосковье растут коттеджные посёлки, то рижское (наше) направление – одно из самых популярных: всё это – благодаря здоровой местности.

 

 Гости «Новой Литературы». Новый Иерусалим: тайна патриарха Никона (интервью)

 

– Но только ли в этом – основа выбора патриарха Никона?

– Разумеется, нет. Возрождение разорённой земли, хозяйство, которое надо поднимать и восстанавливать – только один аспект. Давайте припомним: кто нам угрожал в начале XVII века?

– Поляки.

– Да, поляки. Мощнейшее католическое движение. Что у нас было с храмом Гроба Господня – там, в Палестине? Он находился под властью иноверцев. В том-то и скрыта специфика мировоззрения патриарха Никона. С одной стороны (на это обратил внимание А. В. Щусев и его команда), он максимально точно воспроизводит план храма Гроба Господня. А с другой – не берёт за основу тот вид святыни, который сложился к середине XVII века. Патриарх Никон воспроизводит первообраз и убирает латинские наслоения на храме Гроба Господня. В русском монастыре, на каменных досках, появляется надпись «тамо» – «зде». Противопоставление. У них – и у нас. К сожалению, потом всё это трансформировалось в противоположное значение. Изначальное неприятие католичества, желание сберечь здесь центр православия превратилось в «зде» – как «тамо»: подмосковный монастырь стал восприниматься как копия иерусалимского храма.

– Сергей Михайлович, говоря о патриархе Никоне, невозможно не вспомнить о его церковной реформе. Почему он решил приблизить современное ему православие к греческой первооснове?

– Здесь нужно учесть мировоззренческую особенность патриарха Никона. Он не был реформатором в сегодняшнем понимании этого слова. Реформаторы стремятся плохое старое заменить хорошим новым. Никон же это хорошее искал в прошлом. Старался уйти в корни. Стремился вернуться к истокам, свободным от латинского влияния. Он воспроизводил православную суть храма Гроба Господня. Вёл борьбу с католичеством в самых разных проявлениях и одновременно внушал пастве, что нельзя замыкаться только на своих обычаях, какими бы древними они ни были – нужно считаться с обстановкой, которая сложилась в мире. Он понимал, что жить по-старому нельзя, но далеко не все современники были с ним согласны.

 

Гости «Новой Литературы». Новый Иерусалим: тайна патриарха Никона (интервью) 

 

– И это несогласие привело к трагедии: во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича с его странным прозвищем Тишайший разгулялась наша русская инквизиция: старообрядцев сжигали в срубах, топили, и они вынуждены были спасаться бегством. Кто всё это устроил?

– Для патриарха Никона обрядовая сторона была важной, но вторичной – куда значимее было уйти от того, что привело к разорению и Смутному времени. Что касается расправ над староверами – увы, средневековье – вообще жестокое время. А когда идёт неподчинение каким-то государственным решениям, это усиливается. Староверы же, которых тогда считали чуть ли не еретиками, готовы были расстаться с жизнью из-за веры, которую считали правильной. Вот и случилось то, что случилось. А потом царь Алексей Михайлович, поначалу почитавший Никона, отправил его в изгнание…

– Вероятно, ему не нужен был конкурент, а он видел в патриархе Никоне своего конкурента. Личность с большим авторитетом.

– В некотором смысле я с вами соглашусь, но на определённом этапе у царя и патриарха были отношения, для которых существует прекрасное, принадлежащее патриарху Никону, определение – соработничество. Я рад, что это слово сегодня присутствует и в лексиконе патриарха Кирилла, и в речах президента России. Соработничество возникло в те дни, когда Алексей Михайлович и Никон были ещё вместе, и оно дало блестящие результаты. Но то, что происходило в те годы, гораздо шире взаимосвязи правителя и священника. Давайте посмотрим, в каком направлении возводил патриарх Никон свои монастыри – ведь Новый Иерусалим был не единственным. Что скажете?

– В западном?

– Подсказка: протопоп Аввакум, который вначале был с патриархом Никоном заодно, считал его реформы злом и называл своего бывшего единомышленника «антихристом с севера». Вот нам и важен этот северный вектор. Здесь надо упомянуть Немецкую слободу в Москве. Мы помним, что этот округ иноземцев появился еще при Василии III, но Новая Немецкая слобода возникла в столице по царском указу в октябре 1652 года, и нет никакого сомнения в том, что идея принадлежала патриарху Никону. В Новой Немецкой слободе не давали права поселиться католикам – по крайней мере, в первое время. А Немецкая слобода – не что иное, как университет для будущего императора Петра I. Получается такая последовательность: Немецкая слобода – Новый Иерусалим и Иверский монастырь. Не хватает только одного звена.

– Какого?

– Санкт-Петербурга.

– Невероятно!

– Но это именно так. О ново-иерусалимских корнях Санкт-Петербурга я говорил во время своего выступления на Конгрессе петровских городов. Это очень интересная тема! Чаще всего Петра Первого упрекают в том, что он упразднил патриаршество, в церкви его как бы не любят, но Пётр I и Ново-Иерусалимский монастырь связаны неразрывно. Царевичем Пётр был на похоронах патриарха Никона, царём дал Новому Иерусалиму исключительные права, «не в пример другим монастырям». Когда Пётр Первый стал строить Санкт-Петербург, он основал Александро-Невский монастырь и приписал к нему Иверский и Новоиерусалимский монастыри со всеми их землями, монахами, крестьянами и мастерами. Более того, Пётр Алексеевич перевёз в Санкт-Петербург колокол из Иверского монастыря – с поясным изображением патриарха Никона. Этот колокол стал аудиальным символом и Санкт-Петербурга, и всей России. На его звон шли все государственные процессии в северной столице. Но это ещё не всё!

– Похоже, открытиям не будет конца.

– Пётр I в основание будущей имперской столицы положил мощи Андрея Первозванного. Он называет он город именем первоверховного апостола Петра – логически завершив апостольскую тему патриарха Никона, начатую им новым иконостасом Успенского собора в Москве и иконостасом Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Более того, по признанию самого Петра Алексеевича, он последовал примеру патриарха Никона, который доставил из Соловецкого монастыря в Москву мощи митрополита Филиппа: Пётр Первый привозит в Санкт-Петербург мощи Александра Невского. Но на этом история не заканчивается, связь Петербурга и Нового Иерусалима сохраняется. Императрица Елизавета Петровна восстанавливает монастырь вместе с блестящими кавалерами ордена Андрея Первозванного, учреждённого её царственным отцом, а после неё должное Ново-Иерусалимскому монастырю отдавали почти все российские цари, вплоть до Николая II. Новый Иерусалим – это Санкт-Петербургский императорский анклав в Подмосковье. А кто поддержал и восстановил Ново-Иерусалимский монастырь в наши дни? Петербуржцы! Путин, Медведев, Зубков, патриарх Алексий, патриарх Кирилл. Связь не обрывается.

 

Гости «Новой Литературы». Новый Иерусалим: тайна патриарха Никона (интервью) 

 

– Сергей Михайлович, мне хотелось бы спросить вас о посмертной судьбе основателя Ново-Иерусалимского монастыря, его таинственном исчезновении. Что случилось с гробницей патриарха Никона?

– Этим вопросом занималась Галина Митрофановна Зеленская, бывший заместитель директора по научной работе в музее «Новый Иерусалим». К сожалению, мощей патриарха Никона в монастыре нет – остался только саркофаг. История его тоже загадочная и интересная. Мы с геологом, профессором МГУ А. С. Алексеевым и реставратором Ириной Леушиной исследовали этот саркофаг вместе. Он оказался алебастровым, вырубленным из цельного куска. В Московской области месторождений алебастра нет – возможно, этот саркофаг был доставлен из района Холмогор. И не случайно. Дело в том, что алебастр – материал, очень быстро уничтожающий плоть. Если тело умершего человека положить в алебастровый саркофаг, то от него вскоре останутся лишь чистые кости. У меня была идея, к сожалению, не реализованная. Раз алебастр, с его пористой структурой, поглощает плоть, то должен оставаться след. Мне хотелось попросить московских специалистов Курчатовского института ядерной физики попробовать изучить этот след с помощью новейших методов (помните Туринскую плащаницу?) и попробовать узнать, как выглядел патриарх Никон. Но, увы, эта идея осталась не реализованной.

 

Гости «Новой Литературы». Новый Иерусалим: тайна патриарха Никона (интервью) 

 

– Жаль, ведь иного шанса нет – вместо мощей патриарха Никона в его гробу обнаружили мусор. Откуда такая жестокость к умершему монаху?

– Это – последствие революции 1917 года, проявление совсем иного, не православного мировоззрения. Большевики действовали расчётливо, и православная церковь понесла огромные потери, но это послужило началом её возрождения – уже в наше время. Может быть, ещё случится чудо, и мощи патриарха Никона найдутся.

– А какой, на ваш взгляд, будет судьба его детища, Ново-Иерусалимского монастыря, в двадцать первом веке?

– Знаете, эта линия, на самом деле, идёт не по правилам. Новый Иерусалим должен был бы исчезнуть, выполнив свою миссию – после того, как он дал жизнь Санкт-Петербургу. К 1917 году Новый Иерусалим решением священного синода был выбран местом покоя престарелых епископов. Он едва не стал богадельней. В 1918 году и вовсе был закрыт. У нас есть одно представление: если что-то возникло, то оно обязано жить вечно. В природе это не так. Транслировал ген, а дальше ты становишься не очень-то и нужным. Но это в природе. В культуре и обществе всё может быть по-другому. Поэтому в наши дни Новый Иерусалим возрождается – уже не только как православный центр паломничества, но и как туристическая Мекка. Это и в самом деле интереснейший маршрут. Ещё Николай II хотел проложить между Москвой и Новым Иерусалимом трамвайные пути, и этот проект можно реализовать даже сейчас – план сохранился. Ещё стоит восстановить никоновский колокол, уничтоженный в Ленинграде после революции, продумать экскурсии с тематическим наполнением «От Смуты – к Империи», «Романовы и Новый Иерусалим». Есть и шанс возродить иностранный туризм – хотя бы потому, что во время чемпионата мира по футболу в музее «Новый Иерусалим» работает медиа-центр французской сборной – это уникальный случай.

 

 Гости «Новой Литературы». Новый Иерусалим: тайна патриарха Никона (интервью)

 

В прежние времена любой приехавший в Москву иностранец считал своим долгом посетить Новый Иерусалим. Мы видим сегодня, сколько иностранных туристов приезжает в Троице-Сергиеву лавру, а значит, логично пригласить их и сюда. Я мечтаю о таком проекте, который объединил бы Москву, Сергиев Посад, Санкт-Петербург и Новый Иерусалим – святую Русь и новую императорскую Россию. Время патриарха Никона – вообще потрясающая тема. Она затрагивает такие глубины русской истории и русской души, что к ней невозможно не возвращаться. Я уверен, что о патриархе Никоне будет ещё написано и сказано немало – этот интерес не исчезнет, пока жива Россия.

 

 

Фото: Сергей Челенков, ria.ru, kreva.ru, а также постоянной экспозиции «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII – XX веков» Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим».

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.07: Лев Гуревич. Чардаш Монти (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!