HTM
Мы живём над безднами
Остроумный детектив Евгения Даниленко
«Секретарша»

Дэн Гросс

М. Уэльбек: сексуальная революция №2

Обсудить

Критический обзор

На чтение потребуется 10 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.11.2013
Иллюстрация. Мишель Уэльбек. Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

Я удивился, что Мишеля Уэльбека[1] часто характеризуют как эссеиста. Я-то думал, что он писатель. А ведь если посмотреть в определённом ракурсе, его произведения действительно не более чем просто эссе об экономических идеях, приправленные иллюстрирующей порнографией.

Ещё в дебютном романе он пишет, что не собирается тратить свой талант на описание психологических тонкостей и пертурбаций характеров у героев. Это всё равно что «наблюдать, как омары в аквариуме ползают друг по другу». Уэльбек смотрит с высоты эссеиста, с холодных высот, где вместо человека с определённым ростом, фигурой, цветом волос видна лишь жёлтая точка на земной поверхности. Это отличает Уэльбека от писателей и усаживает его куда-то между соседствующими стульями журналистики и философии.

В глазах героев мы видим не душевную глубину, а схему, которая интересна для Уэльбека и для нас в данной статье. Схему сугубо экономическую, почти что научную и точно – философскую. Некое продолжение марксистской логики: «Маркс обращается к анализу практической деятельности людей, которые в первую очередь должны жить, а для этого им необходимы пища, жилище, одежда и т. д. Вот почему первым историческим актом следует считать, производство самой материальной жизни».

Материя – основа всего. Это вам и Маслоу скажет. Вначале нужно удовлетворить физиологические потребности и потребности в безопасности для того, чтобы добраться до самых вершин. Маркс довольно полно осветил тему материи, но кое-что упустил. Кое-что что не могло не всплыть в XX веке. Не зря же Фрейд так упорно старался свою книжку опубликовать в 1900 г.[2] Скажете, в сексуальной сфере другие законы? Как бы не так. Что там, собственно, другого-то? Всё то же – конечные блага, распределяющиеся между людьми. Но распределяющиеся, естественно, неравномерно. Эта идея, сделавшая Уэльбека в глазах публики «Карлом Марксом секса», описывается в его дебютнике.

 

 

«Расширение пространства борьбы» (1994 г.)

 

Мишель Уэльбек. Расширение пространства борьбы. Обложка книгиЕщё раз: Уэльбек не писатель. В своих произведениях он выступает как настоящий экономист: никаких этических ориентиров, только экономическая польза, только более эффективное удовлетворение материальных потребностей. Покажите мне человека, который первый назвал его моралистом!

В этом романе, как и в других произведениях Уэльбека, нет героев. Один отражает массу. В данном случае – всё западное общество. Или, по крайней мере, его страдающую часть, ту, которая обделена несправедливой системой экономическо-сексуального распределения. Являются ли эти части системы разными выражениями одного механизма – неизвестно. Но сходство поразительное. Либерализм проник как в экономику, так и в половые отношения. Относительно гармоничное бытие в один момент заменилось жестоким состязанием и конкуренцией, в которое оказалось вовлечено всё общество. Освобождённая от правил и норм сексуальная жизнь, так же как и освобождённая от законов и государственного вмешательства рыночная стихия породили поразительное социальное расслоение, невиданное ещё в истории. Питирим[3], как же ты не увидел, что кроме политики, экономики и образования есть ещё кое-что; ещё один тип стратификации[4]? Разве надо особенно всматриваться, чтобы увидеть, что одни получают десять особей противоположного пола, а другим из-за этого не достаётся ни одной? При этом у последних может быть куча денег, высшее образование и армия подчинённых работников.

Уэльбек, ярый противник потребительского либерализма, видит выход из ситуации. Экономику может облагородить система, запрещающая менять работу. Это гарантирует, что каждый сможет более-менее удобно устроиться в своей экономической нише. В сексе всё схоже: «при системе сексуальных отношений, запрещающей адюльтер, каждый с большим или меньшим успехом находит себе место в чьей-нибудь постели». Где-то на фоне этой идеи рдеет флаг социализма, где государство регулирует справедливое и гуманное распределение материальных благ. Почему то же самое нельзя распространить и на другие блага физиологической ступени потребностей? За примерами ходить далеко и не надо. Ещё в прошлом (а в некоторых странах и сейчас) родители одним своим авторитетным решением связывали две судьбы десятком цепочек, одна из которых касалась и секса.

Уэльбек верил, что изменить мир возможно. Он верил. Потом возникло сомнение. Потом всё пало. Успех, конечно, пришёл, но кое-что нельзя игнорировать: «когда сегодня вы идёте в клуб, вы видите то же самое, что и шесть лет назад. Роман никогда не изменит ничего в мире». Революция уходит вместе с надеждой. Консервативно-социалистический идеалик, обозначенный в расщелине сюжета, потерял свой революционный лоск и жизненность. Всё оказалось только текстом. Идеи, переданные бабушкой-коммунисткой, выветрились окончательно. В следующем романе Уэльбек обратился к более реальным разработкам. К сексуальным утопиям.

 

 

«Элементарные частицы» (1998 г.)

 

Мишель Уэльбек. Элементарные частицы. Обложка книгиМаркс не помог. Да Маркс и не актуален. Вопрос сегодняшнего дня – наука. Её Маркс оставил в тени производственных отношений, зато выдвинул на передний план забытый гениальный предшественник немца – А. Сен-Симон[5].

Сегодня уже никто не верит в чудодейственность экономических формул. Зато наука в общественном дискурсе[6] предстала как волшебная фея, способная выполнить любое наше желание. Она уже осваивает и сексуальное поле, но слишком медленно, в то время как необходимость уже налицо.

Люди, обделённые сексуальным вниманием, продолжают страдать в качестве главных персонажей книг Уэльбека. Одним из них Уэльбек жертвует, дабы показать абсурдность и никчемность бесконечной гонки за удовольствиями. Другому суждено сыграть ключевую роль в переделке человечества. Он микробиолог, и он решает избавить человечество от его главной заразы – от секса. Решение его балансирует на грани гениальности: распространить чувствительные клетки половых органов на все тело. Проблема секса сразу решается: для «новых и почти неслыханных эротических переживаний» достаточно коснуться поверхности кожи. Никакой больше гонки, никакого зуда. Лишь западная голубая мечта: на базе улёгшихся стихий соорудить здание высот человеческого духа. Пост-люди этим и занимаются.

Вроде бы всё так: спасение человечества найдено. Но слишком уж всё далеко – на горизонте, который постоянно отдаляется; гениальный учёный всё ещё не оживает со страниц книги, ставшей самой скандальной и известной в библиографии писателя.

Что же делать? Ведь секс – понятие экономическое. Только в этой сфере можно найти решение.

И Уэльбек вернулся в экономику. Но ни о какой плановой организации больше не велось разговоров. Хоть каждая строчка в следующем произведении проникнута сочувствием к социализму, реалии заставляют признать за рынком единственный действенный инструмент. Конечно же, это применимо и к сексуальной сфере.

 

 

«Платформа» (2001 г.)

 

Мишель Уэльбек. Платформа. Обложка книгиПроблема встаёт в своём первоначальном виде. Сценарий №3, который должен стать наиболее удачным. Условия те же: в сексуальной жизни европейцев непорядок. Куча людей банально не могут испытать счастья. Сексуальная революция прошла, принесла много плодов, дарующих моментное удовлетворение, но какой от этого прок, если люди становятся все дальше и дальше друг от друга?

Европейская женщина – это холодная карга, думающая только о работе. Так решает главный герой и отправляется в «третий мир», в Таиланд, на родину самых лучших проституток. Только там мужчина ощущает настоящее счастье – в объятиях тайских путан, в головах которых нет бесконечных отчётов, дедлайнов[7], бюрократических требований. А всё потому, что у незападных женщин нет личности. Фуко[8] сказал бы, что там и человека-то не существует (как дискурса о нём). Ни чести, ни достоинства – сущность этих женщин не замыкается на собственном эгоизме, она так же безгранична, как сама любовь. Любовь существует только на Востоке; на Западе – лишь скука, бюрократизм и невроз. Перед нами новое поколение миграции – дауншифтинг[9] направления с Запада на Восток, а если точнее – с Севера на Юг. Главный герой, как типичный западный мигрант, отправляется туда, чтобы реализовывать свои желания. То же делает и другой персонаж – героиня, которая заявляет герою, что западные мужчины ничем не лучше, а поэтому западные женщины типа неё скорее полезут в постель к страстному негру. Все они только и мечтают об этом.

Итак, с одной стороны у нас богатый и невротичный Запад, с другой – нищий и сексуальный (не испорченный) Восток. Что может сказать экономист, глядя на эту картину?

Правильно! Для того, чтобы все были счастливы, нужно организовать обмен между сторонами. Так почему бы не сделать секс предметом рыночной экономики? Для себя Уэльбек этот вопрос давно решил, настало время решить этот вопрос для мировой экономики.

Эту гениальную идею писатель вкладывает в головы, а потом и в уста своим герою и героине, которые решают организовать туристическую программу, основанную на сети борделей в странах «третьего мира». Результат: от европейских клиентов нет отбоя. Оказывается, они все хотели именно это, но лицемерная западная культура, засевшая в их мозгах, не давала им признаться открыто. Деньги меняются на секс. Восток получает нужные им деньги, Запад – любовь, которая у них самих уже давно умерла.

Экономическая схема совершенна и реалистична. Всё идёт нормально до того момента, когда появляются величайшие ханжи современного мира – исламские фундаменталисты, оказавшиеся в расщелине цивилизаций, за бортом истории и прогресса, но зато с калашниковыми в руках. Бордели летят в щепки, проститутки с клиентами – в клочья; судьба героев угроблена. Уэльбек внушает нам ненависть к этим крушителям утопий, не менее всесильных, чем само время. Что это за религия такая, которая обещает нескончаемые удовольствия на небесах, требуя при этом отказа от таких же удовольствий на земле? Зачем что-то ждать, если можно устроить этот рай на земле?! Близкий и гарантированный рай.

Уэльбеку не пришлось долго ждать судебного иска от парижской мусульманской общины. Но в рамках нашей темы скандальная критика ислама оборачивается одной простой мыслью: реальное наслаждение доступно здесь (не «там»). Достаточно лишь одного росчерка пера напротив слова «легализация». Никакой перестройки социально-экономического фундамента, никаких научных прорывов. Только причиндалы, которые «всегда с собой», да рыночные отношения.

По сюжету рай потерян. Но это было сделано только для того, чтобы в нашем воображении навсегда осталась брезжить надежда на сексуальную революцию №2. Полусерьёзную, полушутливую, и в общем – отчаянную. Ну и что, что герои Уэльбека похожи на обдолбанных имбецилов? С высоты эссеиста мы все такими выглядим. А то, что он «бессовестно гипертрофирует социальные проблемы, прекрасно зная, что это благотворно скажется на продажах его книг», вообще постыдно критиковать. Без экономики ведь мы никуда. Материальные блага есть основа всего. Потом уже «Критика чистого разума», а иногда и, прости Господи, «Элементарные частицы».

 

Мишель Уэльбек на вручении Гонкуровской премии за роман "Карта и территория"

 



[1] Мишель Уэльбек (Michel Houellebecq) – французский писатель и поэт. Лауреат литературных премий. Родился в 1956 г. (прим. ред.)

[2] Свою первую монографию «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд закончил в 1899 и издал в 1900 г. (прим. ред.)

[3] Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) – один из основоположников теории социальной стратификации.

[4] Социальная стратификация – деление общества на социальные слои (прим. ред.)

[5] Анри де Сен-Симон (1760–1825) – французский мыслитель (прим. ред.)

[6] Дискурс-анализ (прим. ред.)

[7] Дедлайн (от англ. deadline) – срок окончания проекта (прим. ред.)

[8] Мишель Фуко (Michel Foucault, 1926–1984) – французский мыслитель (прим. ред.)

[9] Дауншифтинг – добровольный отказ от карьерного роста, вызванный желанием преодолеть страх завтрашнего дня, навязываемый системой западных ценностей (прим. ред.)

 

 

 

Мишель Уэльбек. Расширение пространства борьбы. Издательство:  Азбука, Азбука-Аттикус , 2014 г.       Мишель Уэльбек. Покорность. Издательство:  Corpus, АСТ, 2016 г.       Мишель Уэльбек. Возможность острова. Издательство:  Азбука-Аттикус, Иностранка , 2014 г.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

17.03: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!