HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 г.

Алексей Ходорковский

Домашняя симфония

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется 50 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 28.01.2014
Оглавление


1. Глава 1. Слава
2. Глава 2. Марина

Глава 1. Слава


 

 

 

Всю неделю лил дождь, а сегодня вдруг выглянуло долгожданное солнце, и наступило бабье лето. Ещё по-летнему тепло, и лишь прохладный ветерок напоминает о приближении осени. Через две недели произойдёт событие, сыгравшее трагическую роль в жизни Славы и его семьи. А пока он в прекрасном расположении духа гуляет по Тверскому бульвару. Только что он узнал, что наконец-то утвердили список тех, кто в феврале едет на конкурс в Японию, и среди прочих была и его фамилия. Почти двадцать лет он работает скрипачом в Государственном симфоническом оркестре, и гастроли для него уже давно стали привычным делом. Примерно раз в два месяца он вместе с оркестром выезжал за границу: Польша, Чехословакия, Германия, Америка. Уникальность этой поездки заключается в том, что Слава впервые едет на гастроли в роли концертмейстера. Он так долго к этому шёл, и сейчас испытывал невероятное облегчение и гордость за себя.

Ему вообще всю жизнь сопутствовала Удача. Будто за неведомые заслуги с самого рождения ему помогал не один, а сразу два ангела-хранителя, оберегая от малейших неприятностей. Вероятно, благодаря их хлопотам судьба наделила его ещё и неиссякаемым оптимизмом, бешеным обаянием и прямо-таки маниакальной потребностью находиться в центре внимания.

Когда Слава родился, он долго не плакал. Дёргался, краснел, морщился, но молчал. И только когда вокруг него собралась целая толпа – медсёстры, санитарка, фельдшер, врач, ассистенты – закричал пронзительно и громко. С самого рождения он нуждался в зрителях, которые бы смотрели на него с восторгом и обожанием. Так было в яслях, где он быстрей всех выпивал яблочных компот, и в детском саду, где только он, не выходя из-за стола, мог попасть манной кашей в нос плюшевому Бегемоту. Этого было достаточно, чтобы заслужить любовь девочек и молчаливое уважение всех мальчиков группы.

В школе Слава продолжал пользоваться любовью не только своих одноклассников, но и учителей. Он мог слово в слово повторить историю Ледового побоища, рассказанную историчкой на прошлом уроке, или воспроизвести решение задачи, которую – это физик сам видел – он не записывал в тетрадь.

Учёба давалась ему легко и просто, и он с радостью делился своими знаниями: решал за один урок три варианта контрольной, писал диктанты под копирку и читал стихи с таким выражением, что Маргарита Семёновна – подслеповатая учительница литературы – забывала опрашивать остальных. А взамен одноклассники дарили ему свою любовь и уважение – это именно то, чего Слава всегда так страстно добивался. Окончив школу с золотой медалью, он без проблем поступил в консерваторию.

 

Родители, рано заметив, сколь щедро наделён их сын способностями, в том числе музыкальными, купили скрипку и наняли десятилетнему сыну учителя музыки. Слава был поражён красотой и элегантностью старинного инструмента. Его изгибы, напоминающие очертания женского тела, тепло дерева, излучающего магическую энергию, струны, издающие неповторимые, каждый раз новые звуки – всё это будоражило фантазию мальчика. Он увидел и влюбился в скрипку навсегда.

Как-то перед Новым годом, через полтора года после начала занятий, учитель пришёл к Славиным родителям и траурным голосом сказал, что вынужден прекратить занятия музыкой.

– Что случилось, Яков Михайлович, Слава вас чем-то обидел?

– Нет, ну что вы, он очень воспитанный мальчик.

– Может, мы мало платим за уроки?

– Нет, плата вполне достойная.

– Почему же вы отказываетесь от занятий?

– Увы, мне больше нечему его учить. Мальчику нужен более опытный преподаватель.

Родители так и сделали. Папа устроился на вторую работу, а мама пошла в консерваторию искать нового учителя для сына. Им оказался Василий Петрович, уважаемый профессор, известный скрипач. Седовласый старик в толстых очках и с тощей бородкой, выслушав маму, пригласил Славу к себе домой и попросил его сыграть несколько этюдов. А потом долго ходил из угла в угол.

– Способности, конечно, присутствуют, но много манерности и позёрства, – сказал профессор, потом ещё немного подумал, добавил: – Хорошо, я буду с ним заниматься. Но учтите, молодой человек, вам придётся нелегко. Вы готовы к серьёзной работе?

– Готов, – весело ответил Слава, слабо представляя, что это такое.

 

Профессор не столько учил его музыке, сколько старался сделать из него серьёзного музыканта, тонко чувствующего музыку. Мальчик усердно занимался, почтительно слушал профессора, но убрать индивидуальность, проявляющуюся во всём, и инстинктивное желание нравиться было невозможно. Василий Петрович вскоре понял, что второго Паганини из него не получится. Он сможет стать хорошим музыкантом, сильным, умелым, но не гениальным.

Понял, но продолжал заниматься. Ему нравился пытливый ум подростка, умеющего не только шутить и балагурить, но и проникать в суть музыки и задавать глубокие вопросы. К тому же он полюбил этого жизнерадостного паренька с задатками ловеласа, да и все домашние к нему привыкли. Жена пекла ему пирожки с капустой, хотя раньше к духовке вообще никогда не прикасалась, ну а дочка, застенчивая и нескладная Мариночка, вообще была от Славы без ума и придумывала любой предлог, чтобы посидеть на их уроках. Слава, с детства привыкший к всеобщей любви, долго не замечал её чувств. Потом вместе поступили в консерваторию, и Слава так свыкся с её постоянным присутствием, что как-то само собой получилось, что на четвёртом курсе они поженились.

Причем Славе казалось, что это не он сделал предложение девушке, а она ему. Впрочем, на такие мелочи Слава никогда не обращал внимания.

Главной заботой юного скрипача всегда было создание вокруг себя искромётной атмосферы непрекращающегося веселья. Прирождённый массовик-затейник, он мог из банального Дня колхозника сотворить двухдневное гуляние с шарадами, пантомимой и музыкальным капустником. Временами Слава на полном серьёзе размышлял, правильно ли он выбрал музыкальный инструмент. Ему больше подошёл бы аккордеон или балалайка. Особых иллюзий по поводу своего музыкального дарования он никогда не имел и не считал себя особо талантливым музыкантом. Способным, не более.

 

На зависть однокурсникам после окончания Консерватории Слава устроился в Симфонический оркестр, не приложив к этому никаких усилий, не имея ни блата, ни связей, ничего, кроме своего обаяния и амулета на шее в виде морского конька, когда-то подаренного бабушкой. И работа стала его самой большой любовью в жизни. Он просыпался по утрам и бежал на работу, как влюблённый на первое свидание, репетировал, репетировал, репетировал, забывая обо всём, а вечером стоял на сцене вместе с остальными музыкантами и завидовал самому себе.

Коллеги быстро полюбили молодого скрипача, одним своим присутствием поднимавшего всем настроение. Высокое начальство ценило его способность улаживать любые конфликты в коллективе и умение красиво преподнести неприятное нововведение, не вызвав негативной ответной реакции. Его охотно отправляли в заграничные турне, давали путёвки в лучше санатории и хоть медленно, но верно продвигали по служебной лестнице. Так что, став концертмейстером, Слава воспринял это как долгожданное признание своих заслуг.

Хорошая работа, любящая жена, двое детей, машина, двухкомнатная квартира в хорошем районе – с какой стороны на него ни взглянешь, он должен был провозглашать во всеуслышание: «Я – счастливый человек!». А он был несчастлив.

 

В последнее время Слава начал ощущать, что ему отчаянно не хватает любви и ласки. Жена Марина – прекрасный, добрый человек, но они женаты почти двадцать лет, и она давно перестала быть для него соблазнительной и желанной женщиной. Он и в молодости не испытывал к ней сильных чувств. Ему скорее нравилось её любование им и готовность исполнить любое его желание, ничего не требуя взамен. Он хотел в кого-нибудь влюбиться. Хотел, но не мог.

«Да и есть ли вообще на свете настоящая любовь? Или это всё выдумки эксцентричных поэтов? – думал Слава, мучаясь по ночам от бессонницы и смутного беспокойства. – А может, я старею, и впереди меня ждёт только ревматизм, одышка и геморрой?»

И с каждым днём впадал во всё большее уныние и печаль.

Как человек проницательный, Слава замечал, что отношение жены к нему с годами тоже изменилось, и, увы, не в лучшую сторону. Марина давно перестала смотреть на него влюблёнными глазами, как раньше. Она, конечно, его любила, но как-то буднично, по привычке. На концерты давно уже не ходила, вполуха слушала его рассказы о заграничных выступлениях. Всё так же гладила его рубашки и носила в химчистку костюмы, помогала завязывать галстук, но без прежнего энтузиазма. Она будто отнимала у него ощущение праздника, подрезала крылья, приковывая к земле железными кандалами. И вот чуть меньше года назад в жизни Славы появилась Она – женщина, подарившая ему вторую молодость.

 

Однажды в парке он увидел маленького лохматого шпица чуть больше игрушечного плюшевого медвежонка. Собачка весело семенила по дорожке, спотыкаясь об осенние листья и задорно гавкая на прохожих. А вот на него почему-то не залаяла. Просто подошла, понюхала его брюки и тут же написала на ботинок.

– Вот засранка! – услышал Слава за спиной сердитый женский голосок и обернулся. – Извините, пожалуйста. Фрося никогда раньше себе такого не позволяла!

– Видимо, я ей очень понравился, и она не смогла сдержать своих эмоций.

Перед ним стояла очаровательная брюнетка в клетчатом пальто и серой шляпке. Когда она улыбалась, на щеке появлялась еле заметная ямочка, придававшее лицу невинно-детское выражение.

– Ну что, давайте знакомиться? Меня зовут Рита!

– А я Слава. Прогуляемся вместе?

И они пошли по аллее.

– Чем вы занимаетесь?

– Я скрипач.

Девушка открыла рот от удивления, покраснела и немного отпрянула в сторону.

– И вы играете в настоящем оркестре?

– В самом что ни на есть настоящем Симфоническом оркестре, – снисходительно улыбнулся Слава. – Хотите, я приглашу вас на концерт?

– Да, хочу, очень! – еле сдерживая восторг, проговорила девушка.

Слава сразу вырос в своих глазах, почувствовал собственную значимость и важность. Душа его оттаяла и расцвела. Он начал рассказывать о музыке, о Моцарте, о вдохновении и таланте. И, конечно же, о себе. А Рита слушала и удивлялась, как такой интересный человек может гулять в одиночестве. Постепенно в её глазах появлялось то выражение восхищения и обожания, которое Слава уже давно не видел. Вот чего ему так не хватало в последнее время! И неожиданно для себя почувствовал благодарность к этой скромной милой девушке. Оказалось, что они ещё и соседи по лестничной площадке.

 

Сначала они просто гуляли по выходным в парке, держась за руки, пили кофе в пластиковых стаканчиках и смеялись без всякого повода, потом Слава стал приглашать её на концерты, и скоро он уже не мог представить вечера без Риты. Ради восхищения в её глазах он готов был носить её на руках. Он покупал ей красивые платья, дарил украшения, косметику. Ему это было совсем несложно, так как он несколько раз в год со своим оркестром ездил за границу. К тому же у Риты была фигура такая же, как у его жены, и он, не мудрствуя лукаво, покупал им одинаковые юбки, блузки и пальто. Единственное, что он не покупал жене – это украшения, к ним она была абсолютно равнодушна, а вот Рита радовалась как ребёнок.

А как она отдавалась ему в постели!!! Он только дотрагивался языком до её шеи, а она уже пылала от возбуждения. В её глазах загорался манящий огонёк, и Слава терял над собой контроль….

Её скромная однокомнатная квартира стала для них своеобразной историей любви и страсти. Где они только не занимались сексом: в прихожей, на кухне, в ванной, на стиральной машине, на кровати, но ковре около кровати, на кресле, и даже в шкафу. Как-то вечером Рита примеряла новую норковую шубку, только что привезённую Славой из Греции. Кроме шубы на ней были чёрные лаковые туфли на шпильке, чёрные ажурные чулки и ярко-красная шёлковая комбинация. Как же она была сексуальна! И закружившись в вихре желания, они не заметили, что дверца шкафа была открыта, и со смехом упали в шкаф, где среди подушек и одеял Слава целовал Риту так, что она теряла сознание от удовольствия.

Но чем бы они ни занимались, Славу всегда ждал роскошный ужин. Рита умудрялась из скудных продуктов создавать удивительные кулинарные шедевры. Слава всегда был большим любителем поесть. Как заядлый алкоголик ищет повод выпить, так он искал повода вкусно покушать. К его большому сожалению, Марина не умела и не любила готовить. Даже когда она проводила полвечера у плиты с поваренной книгой в руках, пытаясь порадовать мужа чем-то экзотическим, у неё получалась безвкусная серая масса. Рита готовила легко, весело, непринуждённо и всякий раз удачно. Так что Слава у любовницы ел за троих, что, впрочем, никак не отражалось на его фигуре.

А потом поздно вечером, после сытного ужина, изысканного массажа и бурных любовных утех Слава потихоньку выходил из Ритиной квартиры, ключом открывал соседнюю дверь и будто бы попадал в другой мир, где в коридоре валялись мокрые ботинки, а из кухни пахло пригорелыми котлетами.

 

Марина не только не умела готовить, но и образцовой хозяйкой не была. Она никогда не могла уследить, когда в холодильнике заканчивались продукты, а в гардеробе – чистое бельё. Пыль давно получила в их квартире постоянную прописку, а Слава каждую неделю выбрасывал с подоконника очередной засохший цветок. Он не понимал, зачем вообще держать в доме цветы, если их никто не поливает. Общение супругов в последнее время вообще свелось к минимуму, и надо быть глупцом, чтобы не понимать, что его постоянное отсутствие дома ухудшало и без того хрупкие отношения с женой, не говоря уже о детях, которых он практически не видел. Понимал, но ничего не мог с собой поделать. Ему не хотелось идти домой. Причём, не хотелось уже давно, просто раньше он задерживался на репетициях или на дружеских вечеринках, а сейчас его отчаянно тянуло в соседнюю квартиру, где его ждала Рита с тарелкой ароматного супа и в идеально отглаженной блузке.

У Риты было так уютно и красиво, а главное – чисто. Именно об этом он всегда и мечтал. Чтобы начищенная обувь в прихожей стояла как на параде, раковина сверкала, а пол на кухне можно было протирать белоснежным платком, не запачкав его. И этот запах – сладковатый аромат сирени с привкусом корицы и миндаля, исходивший, казалось, отовсюду – от пушистых махровых полотенец, от накрахмаленных наволочек и освежителя в туалете.

 

Чувствуя свою вину, Слава, изредка заставлял себя проводить вечер-другой в кругу семьи. Он старался быть весёлым, разговорчивым, непринуждённым, но, не чувствуя поддержки домочадцев, быстро сдавался. Он не мог быть душой компании, которая его не замечала.

– Как дела в школе? – спрашивал Слава у дочери, всякий раз надеясь услышать пространный рассказ об учителях и одноклассниках, который заполнит неловкую тишину за столом.

– Да всё нормально, пап. Двоек нет, троек вроде тоже.

– На прошлой неделе было родительское собрание, её там очень хвалили. Ты в это время был на гастролях.

– Как у тебя дела на работе, Марина?

– Всё в порядке, сегодня закончили озвучку фильма. По-моему, получилось неплохо. Помнишь, я тебе рассказывала, что у нас никак не получался эпизод в самом конце, хотя, мне кажется, всё это тебя давно не интересует. Передай соль, пожалуйста.

Она была абсолютно права, ему все это неинтересно. Слава, конечно, знал, что вот уже пятнадцать лет его жена работает в оркестре Госкино. Когда они только поженились, Слава и все их соседи по коммунальной квартире ходили на закрытые просмотры, с интересом смотрели заграничные фильмы, озвученные Марининым оркестром. Потом поздравляли, дарили цветы, наперебой расхваливали её игру, хотя сами даже не понимали, что именно она исполняла. С годами соседи разъехались, пыль маленьких зальчиков начала вызывать приступы аллергического насморка, да притворяться надоело.

Разговор за столом быстро умолкал. Дети убегали в свою комнату, а Слава оставшуюся часть вечера сидел, уткнувшись в газету. Весельчак, любимец публики, душа любой компании, он не знал, о чём говорить с собственной женой.

«Как же это могло случиться?» – задавал Слава себе вопрос и не находил ответа. Мучился, искал и ненавидел. Себя, жену, свою жизнь, эту квартиру.

 

С каждым днём становилось всё труднее вести такую жизнь. Слава понимал, что его связь с соседкой рано или поздно раскроется – он никогда не был рациональным человеком и не умел просчитывать свои поступки на несколько шагов вперёд, так что объяснение неизбежно.

И по опыту знал, что ничего хорошего от подобных разговоров не получается. Он просто хотел быть счастливым. Разве это не естественное желание любого нормального человека – любить и быть любимым?! Нельзя усилием воли заставить снова возжелать женщину. Он ведь, в конце концов, не робот.

Но и бросать жену ему не хотелось, по-своему он её любил, они прожили вместе почти двадцать лет. А с другой стороны, лучше они расстанутся сейчас, когда ей только сорок, а не через десять-пятнадцать лет, когда ей будет за пятьдесят. Она ещё сможет устроить свою личную жизнь, выйти замуж. Может, она не сможет ещё родить, но это не самое важное в жизни, главное, что она ещё сможет быть счастливой.

«Какой молодец, – вёл Слава безмолвный разговор сам с собой, – оставить женщину с двумя детьми и при этом надеяться, что она найдёт себе другого мужчину. И это притом, что выглядит Марина не очень: давно перестала за собой следить, одевается в какие-то непонятные балахоны отвратительного болотного цвета, и её возраст хорошо читается на лице. Ещё немного, и ей начнут набрасывать лишнее два-три годочка.

А ведь сколько раз он ей намекал, что неплохо бы заняться физкультурой; сколько омолаживающих кремов он привозил ей из Франции, но всё бесполезно. Кремы она, не распаковывая, передаривала подругам, а «аэробика» так до сих пор остаётся для неё непонятным иностранным словом.

Этот бесконечный мысленный спор сводил Славу с ума.

В какой-то книжке Слава прочитал: «Когда не знаешь, что делать – не делай ничего». Это выражение ему так понравилось, что он решил оставить всё как есть. Оставил, но ненадолго. В какой-то момент его ангелы-хранители отвлеклись, и Слава совершил единственное неверное действие, роковым образом изменившее его жизнь и причинившее горе многим людям.

 

 

 

Аркадий и Борис Стругацкие. За миллиард лет до конца света (повесть). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Василий Шукшин. Печки-лавочки (повесть). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Василиса Прекрасная (аудиосказка, сказка с пластинки). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 


Оглавление


1. Глава 1. Слава
2. Глава 2. Марина

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.01: Ыман Тву. В рай (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!