HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 г.

Юрий Хор

Слайдшоу

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.06.2011
Иллюстрация. Название: "Назад в будущее". Автор: Ольга Безымянная. Источник: imageserver.ru

 

 

 

Чтобы создать свое слайдшоу, нужно подойти к этому вопросу очень серьезно. Скажу сразу – у многих не получается. Просто ничего не выходит, и все тут. Для того чтобы создать настоящее слайдшоу, в первую очередь необходимо желание. Да, это важно. Желание – это то, что сделает ваше слайдшоу настоящим, даже если вы не умеете позировать и не умеете широко улыбаться. Есть еще одно важное условие, условие номер два. Ваше желание должно быть чистым. Нельзя допустить, чтобы вами двигало чувство зависти. Зависть погубит ваше слайдшоу. Желание сделать свое слайдшоу лучше, чем у остальных, погубит и вас тоже. Когда вы откроете свое слайдшоу по прошествии времени, то сами все поймете. Перед вами будет никчемная копия, а ваша индивидуальность будет потеряна навсегда. Остерегайтесь! За такое слайдшоу никто и ломаного гроша не даст. Ваша история уж точно никого не зацепит за живое.

 

Кругом много соблазнов. Много уже готовых схем и заготовок, но это для тех, чье имя на слуху, для знаменитостей и всяких там разных выскочек. Что будут стоить вам эти чужие придуманные истории, если вы не олигарх и не кинозвезда? Ничего не будут стоить. Это уж точно. Поверьте, вы окажетесь в глупом положении, и те, кто знал вас, шел с вами рядом по жизни, теперь ни за что не узнают вас. Вы превратитесь в красивую открытку без имени и без прошлого. Потому следуйте, прежде всего, зову сердца и не спешите.

 

Ничего, если вы мало времени уделяли фотографии, наверняка у вас найдется несколько памятных снимков. Два-три удачных снимка находятся всегда. Конечно, хорошо, если в вашем альбоме много замечательных фотографий, вам останется только правильно их расставить, сделать переходы, подчеркнуть их музыкой, титрами и разными комментариями. Сейчас полно автоматизированных программ, которые помогут вам сделать это. Некоторые люди поступают именно так. Их можно понять. У них полно фотографий. Их так много, словно они всю жизнь вертелись перед объективом фотокамеры.

 

Давайте рассмотрим другой случай: вы – зануда, и вас всю жизнь воротило в другую сторону от объектива. Не отчаивайтесь. Вам помогут профессионалы. Это лучше и проще, поверьте. Доверившись профессионалу, вы окажетесь в выигрыше. Помните, автоматизированные программы не могут из фотографий выделить детали, например лица. Они не могут выдержать единую с музыкой ритмичность и подчеркнуть там, где надо, эмоциональные акценты. Если вы всю жизнь прятались от людей и жили как крот, то вам придется обратиться к профессионалам. Они сделают живым любой объект и любой интерьер. Они придадут вашему облику необходимую динамику, которой вам не хватало в жизни. Здесь вам не нужно стесняться собственных комплексов. Помните, не так много на свете смельчаков, способных положиться на собственные силы в создании слайдшоу. Редко кто в состоянии решиться на это. На самом деле, многие люди не любят и не умеют фотографироваться. Они испытывают сложные чувства, когда на них молча взирает линза объектива. Эти сложные чувства сразу отражаются на лицах и сводят на нет все попытки сделать удачный снимок. Но это не главное. Люди обращаются к профессионалам по другой причине. Ими движет страх. На самом деле, все банально и просто. Люди бояться испортить собственное слайдшоу. Этот страх испытывает каждый, когда берется за незнакомое дело. Представьте, что на кону вся ваша жизнь? Каково? Испортить свое собственное слайдшоу, это вам не шутка.

 

Поэтому не мучайтесь, а доверьтесь профессионалу. Он избавит вас от неприятных моментов. Вы увидите, как постепенно у вас появится желание позировать. Оно появится у вас само собой. Профессионал поможет вам найти и сохранить самое ценное, что было в вашей жизни. Это его основная задача. Правильно собрать материал, вот главная задача. Материал – это вы. Помните, умные люди говорят, что настоящие слайдшоу рождаются сами.

 

 

 

Вот как это было!.. Овдик представлял собой самый крайний случай из всех возможных. Из любого правила есть исключения. Так вот, Овдик, как раз был таким исключением. Трудно представить, но больше всего на свете Овдик страшился объектива фотокамеры. За всю жизнь, а прожил Овдик долгих восемьдесят восемь лет, у него накопилось с десяток фотографий. Это тех, которые не стыдно показать людям. Добавьте к ним пару пожелтевших газетных вырезок, журнальный постер с Джулией Фостер, набор юбилейных открыток с достопримечательностями Барселоны, и у вас получится полная картина всех событий.

 

Вот, например, Овдик на переднем плане в компании друзей. У него зубы вампира. Овдику десять лет. Всем ужасно весело. Конечно, чего может быть проще, чем фотографироваться с надетыми пластмассовыми клыками? Назвать оригинальным такой снимок трудно, но Овдик вышел неплохо.

 

А вот Овдик подпирает толстую колонну кинотеатра. Здесь ему уже шестнадцать. У Овдика шевелюра и солнцезащитные очки, закрывающие половину лица. Фотографироваться в темных очках на пол-лица, прислонившись к колонне, сами понимаете, это не сложно. Руки Овдик старательно прячет в узкие карманы брюк. Заметьте, он всегда старательно прячет руки. Хотя в целом снимок живой. По крайней мере, Овдик попытался улыбнуться, и эта попытка неплохо смотрится.

 

Дальше ноги Лики, фотография цветная. В целом снимок удачный и поза студийная, но краски выгорели. Лика, жена Овдика, на снимке ее стройные ноги, сама Лика выглядывает из-за собственных ног чуть дальше. Эту фотографию Овдик всегда считал шедевром. Лика полусидит, полулежит на диване, откинувшись назад. На снимке Лика еще не жена, она подружка Овдика, и снимок сделал сам Овдик. Представьте, Овдик увлекся фотографией, ради Лики и ради ее ног, конечно.

 

Школьные фотографии сразу отложим в сторону. Это худшее из всего, что есть. Овдик считает так же. Он всегда крайний слева, обреченная улыбка на худом лице. Фотограф появлялся в мае, когда липы стояли уже зеленые. Мальчики выносили длинные лавки на улицу. Это были низкие и тяжелые лавки. Обычно они стояли вдоль стен школьного вестибюля. Лавки выстраивали перед липами в два ряда. Часть класса садилась на первую лавку, меж лавками выстраивался второй ряд. Третий ряд, самый высокий, это те, кто забирался на вторую лавку. На школьных фото хорошо видно, как год от года взрослеет Овдик, превращаясь в длинного и бледного юношу. Такая хронология представляется важной, но с фотографиями и выражением лица Овдика придется поработать как следует.

 

Лица родных. Пожалуй, самые яркие и живые фотографии из всех. Их несколько. Вот целая группа родственников под яблоней. В центре бабушка Дарья на стуле, это ее сад. Остальные окружают ее. Здесь Марина, старшая сестра Овдика, с мужем. Толстяк с краю, это дядя Саша, большой любитель всех организовывать. Дяди Сашины сын и дочь. Конечно, сам Овдик с Ликой и маленьким Мишей на руках. Миша в красной кофте. Под вечер стало прохладно. В шкафу очень кстати нашлась детская кофта. Баба Дарья редко выбрасывала старые вещи. Высокая женщина слева от Овдика, это мать Овдика. Единственный снимок, где Овдик вместе с матерью. Одно лицо с сыном и то же неуловимое движение глаз, желание куда-нибудь спрятаться от объектива. Теперь ясно, откуда у Овдика эта боязнь фотокамеры.

 

Отца Овдика на снимках нет. Его вообще нигде нет. Он ушел, едва Овдику исполнился год. Конечно, Овдик его не помнил. Отец оставил ему звучную фамилию Овдий и фотографию, которую, со слов матери, сделал сам. Снимок получился и в правду удачный, самый удачный из всей небогатой коллекции Овдика.

 

На этом снимке Овдику год, самый первый день рождения. Фото черно-белое. Утром Овдика обрили наголо, а под вечер сфотографировали. Он стоит, подавшись вперед, одетый в новый комбинезон, невообразимо довольный таким к нему вниманием. Одной рукой Овдик держится за спинку стула, а другую тянет к объективу. Улыбка у Овдика просто очаровательная, видны первые резцы. Позирует Овдик великолепно, а в глазах самое настоящее счастье. Откуда столько счастья, спросите вы? Наверное, у младенцев свое представление о счастье.

 

Вот и все, что касается фотографий. На газетных вырезках тоже Овдик, его вполне можно узнать. Первая статья называется «День бега». Репортер поймал в объектив бегущего Овдика в майке с трехзначным номером на груди. Другая статья о Лондонском музее естествознания, в группе туристов – Овдик. Снимок тоже случайный.

 

 

 

 

Концептуальная фотосъёмка от профессионалов: товары, стиль, рекламное фото, свадебный фотограф, интерьеры и многое другое можно заказать на photoretouch.ru. Точность, сопровождение, гарантия качества. Разработка проектов и обработка изображений в Москве.

 

Создать слайдшоу Овдик решил, когда ему исполнилось восемьдесят восемь лет. Примечательно, что это вообще случилось. И если таким, как Овдик, приходит в голову мысль о создании собственного слайдшоу, то поверьте, в этом что-то есть. Что же подвигло его на этот поступок? Наверное, то, что Овдик остался один. Его жены Лики не стало зимой. Он остался один в двухкомнатной квартире четвертого этажа многоэтажки. Вполне возможно, что Овдика начала подводить память. Да, такое случается со стариками. Воспоминания даются лучше, когда перед глазами фотография. Так или иначе, но в один прекрасный момент на пороге фотостудии «Кимберлит» предстал худощавый, сутулый, виновато улыбающийся старик.

 

– Очаровательный ребенок! Удивительно трогательный снимок! Это кто?.. – спросил мужчина в сером костюме, на двери которого висела табличка «Главный редактор»

 

– Это я! – ответил Овдик. – Мне сейчас восемьдесят восемь, а на фото мне исполнился ровно год. Мой первый день рождения. Снимок сделал мой отец. Очень памятная для меня фотография.

 

К главному редактору Овдика отвели сразу, как только он изложил свою просьбу, вынул из замусоленного бумажного пакета свои фотографии, пару газетных вырезок, постер с Джулией Фостер и набор открыток.

 

– Вы уверены? – переспросил мужчина.

 

– Уверен в том, что это я на снимке?

 

– В том, что ваш отец сделал эту фотографию? – мужчина в сером костюме, задававший вопросы, знал цену хорошей фотографии. – Я давно сам не снимаю, это в прошлом, – сказал мужчина. У нас целый штат фотографов и все профессионалы. …Монтаж, это тоже не мое, хотя все тонкости этого искусства мне знакомы. Я не создаю слайдшоу. Я работаю с клиентами. Моя задача, это отбор материала. Поверьте, правильно собранный материал, это девяносто девять процентов успеха.

 

Мужчина говорил быстро. Овдик растерялся и выдал заранее заготовленную фразу: – Я слышал, что создать свое слайдшоу никогда не поздно! …Главное – это желание!

 

– Может, ваш отец был фотографом? – редактор снова повторил свой вопрос.

 

– Вряд ли, – пожал плечами Овдик. – Мама говорила, что он был шофером. …Она не любила ворошить прошлое, отец оставил нас, когда я был совсем маленький.

 

– Эту фотографию сделал профессионал!

 

Главный редактор еще раз приблизил снимок годовалого Овдика к глазам и принялся внимательно изучать детское сияющее личико, ямки на круглых щеках, острые молочные зубы, ладонь с маленькими короткими пальчиками, что тянулась к объективу. Затем он отодвинул снимок подальше и посмотрел на свет, как рассматривают денежную купюру. Старик, сидящий перед ним, от волнения перестал дышать.

 

– Я уверен в этом! Свет, композиция! Удачное решение портретной съемки. Сразу видно, что этот парень знает, как поймать момент.

 

– Мне об этом ничего не известно... – начал было Овдик.

 

– Знаете, для нас очень важно, с чего начать. От чего, так сказать, оттолкнуться, – перебил его главный редактор. – Вряд ли я смог бы вам помочь, если бы не эта фотография. Этот снимок послужит нам хорошей зацепкой, понимаете? Ваш отец не зря постарался.

 

Он встал и протянул Овдику руку, перегнувшись через стол.

 

– Сейчас можете пройти и оформить необходимые бумаги. Теперь ваше слайдшоу – это наша проблема.

 

Овдик вышел из кабинета. Главный редактор фотостудии «Кимберлит» некоторое время сидел в задумчивости, раскладывая перед собой то, что принес ему Овдик для создания слайдшоу. Он был немного озадачен. Еще ни разу ему не приносили старые пожелтевшие газетные вырезки и журнальный постер с рваными краями. Сама Джулия Фостер сохранилась превосходно, а вот измочаленные углы постера говорили о том, что кинодиву частенько крепили кнопками к стене. Ноги Лики на редактора произвели двойственное впечатление, он долго изучал снимок. Из-за ног выглядывало милое лицо Лики. Овдик сумел поймать выражение радостного любопытства и еще чего-то такого, очень личного. На открытках, посвященных Барселоне, были запечатлены творения Гауди с пояснительным текстом на обратной стороне. Главный редактор внимательно просмотрел каждую, задержался на соборе Святого Семейства (La Sagrada Familia), затем сложил все в мятый пакет и убрал в стол.

 

Овдик вернулся домой счастливый. В агентстве ему велели ждать. «Когда я смогу забрать свое слайдшоу?» – спросил Овдик, напоследок, перед тем, как уйти. Женщина, оформлявшая заказ, ответила, что фотографии он будет получать по почте.

 

 

 

Через месяц после свадьбы Лика и Овдик получили бандероль без обратного адреса. Внутри оказались свадебные фотографии, целая стопка. Это были их фотографии. Это были удивительные, живые снимки. Те фотографии, что они получили от свадебного фотографа, не шли с ними ни в какое сравнение. У свадебного фотографа перекосило лицо, когда ему показали снимки, полученные по почте. Стало ясно – свадебный фотограф никогда не видел такой качественной работы. «Это кто-то из гостей постарался?! …Первоклассные снимки! …Ничего не пойму», – признался он.

 

В следующий раз они нашли в почтовом ящике конверт с шикарными фото. Лика и Овдик веселились на дискотеке. Их пригласила на день рождения Ликина подруга. Чудесный получился вечер. Особенно получился Овдик. Никто не подумал бы, глядя на фото, что этот парень толком не танцует, он просто переставляет ноги.

 

На тридцатилетие к Овдику приехали мать и дядя Саша с сыном Виктором. Катались с горки. Снимки получили через неделю в конверте и снова без обратного адреса. Лика и Овдик выглядели заправскими лыжниками. «Тебе это не кажется странным? – спросила Лика. – Целая кипа фотографий без фотографа?» «Почему без фотографа? Вот смотри, это снимал Виктор!» – Овдик достал фотографию, где он задувает свечи на торте, его щеки раздуты. Получился милый домашний праздник. «Посмотри на свечи!» – указала Лика. Пламя свечей уносило потоком воздуха. Мерцающие огоньки, оторвавшиеся от фитилей, таяли в пространстве.

 

«Так четко передать задуваемые свечи мыльница, на которую снимал Виктор, не способна. И конверт без обратного адреса», – снова заметила Лика. Позвонили Виктору. Виктор сказал, что пленка по-прежнему в фотоаппарате, что ему осталось ее дощелкать, а уже потом он сделает фотографии. Через три недели от Виктора пришел конверт с обещанными фото. Там был Овдик, задувающий торт. Знаете, такой темный, расплывчатый снимок. В руках у Овдика торт, его щеки раздуты, пламя свечей слилось в одно бесформенное, засвеченное пятно, да и торт плохо различим.

 

Овдик лишь пожал плечами в ответ. Он сделал вид, что его все устраивает. Надо сказать, что Овдик и раньше, еще до Лики, получал по почте конверты без обратного адреса. В конвертах он всегда находил свои фотографии, отменного качества, сделанные кем-то неизвестным. Вышло так, что Овдик никому не рассказывал об этом, но Лике он признался. «Значит, это как-то связано с тобой!» – сделала вывод Лика.

 

Все прояснилось, когда на свет появился Миша. Знаете, когда в семье появляется малыш, родители становятся осторожнее. Тревога Лики сразу улеглась, как только этот парень показался им. Парень все верно рассчитал, он появился в роддоме, когда Овдик забирал жену и маленького Мишу. Парень нащелкал целый веер фотографий. Знаете, трогательный момент, когда Лика передает Мишу, завернутого в синий конверт, своему мужу Овдику, а Овдик бережно подкладывает согнутые руки под ценный сверток. Этот момент был запечатлен с нескольких точек. Наклоненное лицо молодого отца и выражение восторженного любопытства на нем. Сделать такое обычному фотографу не под силу.

 

После случая в роддоме они хотя бы знали, как выглядит их загадочный фотограф. Познакомиться так и не удалось, фотограф был по-прежнему неуловим, но все же он показывался раз от раза. Обычно он приветствовал их взмахом руки, иногда весело подмигивал. На нем всегда была кепка, повернутая козырьком назад, мешковатая одежда и мягкие кроссовки. Фотографировал он издали. У него был странный и большой фотоаппарат с длинным объективом. Объектив заканчивался раструбом. Таких фотоаппаратов Овдик никогда не видел, хотя интересовался техникой. Фотографу за неуловимость дали имя Джо.

 

Первый отпуск. Джо был тут как тут, они замечали его везде: в отеле, на пляже, в аквапарке, в дельфинарии, в толпе туристов, когда гуляли по набережной. Джо прекрасно владел подводной съемкой, видимо, у него было для этого специальное оборудование. Дайвинг входил в программу тура. Овдик и Лика погружались по очереди. Представьте толщу просвеченной солнцем синей воды, пестрых тропических рыб и знакомые лица счастливых исследователей за овальными масками.

 

Овдик снимал тоже, на всякий случай. Одна фотография удалась у него особенно, это когда Овдик наложился тенью на скалу. Лика и Миша позировали ему, стоя у подножия скалы. Когда Овдик фотографировал, закатное солнце светило ему в спину, его тень четким силуэтом легла на камень рядом с Ликой. Все трое оказались на одном снимке. Овдик, точнее его тень, вышел ростом с медведя гризли, когда тот сидит на задних лапах. Все это заснял Джо, сказочно неуловимый. Когда они вернулись из отпуска, в почтовом ящике их ждала квитанция, а на почте – бандероль. Снимки своего отпуска они рассматривали весь вечер, заново переживая все моменты. Что сказать, когда с фотографий на тебя смотрит счастливое семейство? «Неужели это мы?» – восхищалась Лика, глядя на мужа с изумлением. Овдик заглянул в глаза любимой и испытал чувство внезапного благородства, порожденное ситуацией.

 

Из тени на скале Джо сотворил шедевр. Он снял Овдика, точнее, его спину, то, как Овдик фотографирует. Тень Овдика на скале рядом с Ликой почти черная. Хорошо проецируются детали оригинала и его силуэта: круглая голова, приподнятые плечи, локоть, отведенный в сторону, палец на кнопке затвора. Эту фотографию Лика назвала «спина неизвестного фотографа». Лица Овдика не видно. Сам Джо снимал сзади, но его тени на скале нет. «Он либо стоит далеко, либо не отбрасывает тень?» – предположил Овдик.

 

Следующая подробная серия фотографий посвящена первому сентября – Миша пошел в первый класс. Снова все позировали неуловимому фотографу. Миша с букетом, его новый класс двумя шеренгами следует за учителем, торжественная линейка закончилась. Мама с папой на заднем плане у школьного крыльца. Лика тянет Овдика за собой и делает знак сыну, чтобы привлечь его внимание. Миша повернул голову туда, куда указывала мама, и прямо перед собой увидел объектив Джо. Миша даже испугался немного, он широко открыл глаза, но не забыл улыбнуться. Портрет вышел превосходный. Что и говорить, Джо умел воспользоваться моментом.

 

После первого сентября Джо стал появляться реже, фотографий стало меньше. Все, что Лика и Овдик получали по почте, теперь легко помещалось в обычный почтовый конверт. Все равно фотографий скопилось много и чтобы удачно разместить их, Овдик купил альбом. Это был самый большой и толстый альбом из всех, что существуют на свете. Он был похож на крышку дубового стола. В него легко поместились все фотографии. Когда в следующий раз Овдик надумал создать свое слайдшоу, ему пришлось вызвать такси, чтобы доехать до фотостудии «Кимберлит».

 

 

 

В кабинете главного редактора его встретил приветливый мужчина в сером костюме.

 

– Это странно! Я слышал, что ваше агентство – лучшее в городе?..

 

– А что – странно? – удивился главный редактор.

 

– Мне кажется, что мы встречались раньше.

 

Овдик занял предложенный стул. Альбом втащили и уложили прямо перед ним двое служащих. Главный редактор некоторое время решал в голове какую-то сложную задачу, затем поднялся и протянул Овдику руку, перегнувшись через стол. Овдик неуверенно пожал протянутую руку и виновато заморгал, глядя на широкую улыбку редактора.

 

– На самом деле, ничего странного нет. Вы обратились к нам неделю назад, заказали слайдшоу. …Вот договор! – Мужчина протянул Овдику документ, вынул из ящика бумажный пакет, что принес Овдик в прошлый раз, и аккуратно выложил содержимое на стол.

 

Овдик внимательно следил за всеми приготовлениями.

 

– Это, сами понимаете, к делу не относится. Это, скорее, история …памятные вещи! – сказал редактор, возвращая газетные вырезки и постер с Джулией Форст изумленному Овдику. – Остальные материалы нашли отражение в вашем слайдшоу. Все фото замечательные. И даже те фотографии, что вы сделали сами. Мы, конечно, подкорректировали кое-что в свете и красках, кое-где пришлось изменить ракурс, сами понимаете. Привели материал к стандарту, так сказать…

 

Овдик взял протянутую стопку оригиналов и внимательно просмотрел каждый снимок. Тут были все его старые шедевры: зубы вампира, Овдик в очках у кинотеатра, ноги Лики, школьные и семейные фото. Снимок, сделанный в отпуске на фоне скалы, оказался здесь же. Фотография выгорела от старости, лица едва различимы, но гигантская тень Овдика, похожая на гризли, сохранилась замечательно.

 

– Это ваш последний снимок, – пояснил главный редактор. – После отпуска вы больше не брали в руки фотоаппарат.

 

Лицо у Овдика вытянулось от удивления.

 

– А это! …Этот снимок мы взяли за основу и оставили его без изменений. – В руках у Овдика оказался годовалый Овдик в новом комбинезоне.

 

– Эту фотографию сделал мой отец! – старик очнулся и с гордостью распахнул альбом.

 

На самой первой странице альбома на самом видном месте красовался тот же снимок годовалого Овдика с выражением ликующего счастья на лице. Маленький Овдик тянет ручку в объектив, желая получить незнакомую игрушку. Неуловимое выражение детского восторга, какое бывает только у младенцев и легко сменяется капризной гримасой, если игрушка сразу не попадает в руки. Снимок в альбоме был чуть побольше.

 

– Оригинал – девять на двенадцать. Наш стандарт – десять на пятнадцать, – пояснил главный редактор. – Снимки сделаны с одного негатива без ретуши и коррекции.

 

Остальные реликвии тоже оказались в альбоме, и все – на видных местах. На школьных фотографиях Овдик крайний слева, улыбчивое приветливое лицо. Улыбка настоящая, веселая, лицо слегка загорелое, тронутое майским солнцем.

 

– Надеюсь, вы довольны! С вами работал профессиональный фотограф! – Главный редактор поднялся и выразительно посмотрел сначала на Овдика, а потом на дверь.

 

– Замечательное слайдшоу! – ответил Овдик. По всему было видно, что уходить он не собирается. – Очень неожиданно для меня, но...

 

Главный редактор промолчал, сделал несколько длинных шагов к окну, посмотрел через дорогу на зеленеющий сквер, затем медленно прошелся вдоль стены, дошел до угла кабинета, вернулся к столу и сел. Лицо его выражало озабоченность. Главный редактор знал, что просто так люди в агентство «Кимберлит» не приходят. Если слайдшоу готово, то оно готово, и клиенту не придет в голову тащиться через весь город с тяжелым альбомом в руках.

 

– Вы не станете ставить точку сейчас! – жалобно сказал старик. – Я прошу вас об одной услуге! – С этими словами он протянул редактору стопку открыток с достопримечательностями Барселоны. Овдик достал открытки из внутреннего кармана своего пиджака. Точно такая же стопка оставалась лежать на столе главного редактора. Это были открытки из бумажного пакета, что принес Овдик в прошлый раз.

 

Теперь настала очередь удивляться главному редактору. В его руках оказались две одинаковые стопки юбилейных открыток в одинаковых обложках. Он вынул обе стопки из обложек, отобрал среди творений Гауди две одинаковых открытки с изображением собора Святого Семейства и принялся внимательно изучать каждую. Так поступают с двумя одинаковыми на первый взгляд картинками, когда пытаются найти десять отличий. Отличий не было, оба левых нижних уголка были примяты, одинаковые царапины на обеих открытках, похожие на след от ногтя, одинаково смазанные пятна от чернил на одной из башен собора. Формы пятен были абсолютно идентичными. Главный редактор еще раз убедился, что события в жизни человека способны повторяются с удивительной точностью.

 

– Моя жена, Лика! – вздохнул Овдик. – Она была архитектором. Она всегда восторгалась творениями Гауди. Это в Испании. Она мечтала побывать в Барселоне, но, увы!.. Мы так и не собрались туда поехать. Знаете, это мечта всей жизни, наверное. И понимаете?.. Э-э!.. Понимание этого приходит, то есть пришло слишком поздно… увы! – лицо Овдика, его речь красноречиво свидетельствовали о том, что все это тщательно отрепетированная домашняя заготовка. – Мечта! Это все в тонких оттенках ощущений. Поймите! …Подышать тем же воздухом, что дышал Гауди, походить теми же улицами, что ходил он. И то место, где его задавил трамвай! Знаете этот случай? Первый пущенный в Барселоне трамвай наехал на бедного Гауди, светлая ему память! И это место...

 

Главный редактор хмуро барабанил пальцами по столу. В последнее время запросы его клиентов заметно выросли. Овдик беспомощно замолчал, он решил, что что-то напутал в своей речи.

 

– Вы хотите побывать в Барселоне? – прямо спросил главный редактор.

 

Овдик кивнул.

 

– Что ж, это возможно! Но это непросто! Техническая сторона вопроса, знаете ли...

 

– Моя жена Лика!.. – начал было Овдик, но наткнулся на холодный взгляд редактора. – Я готов понести любые расходы… спешить мне не куда, как вы сами понимаете. Поймите, что...

 

Главный редактор лично проводил его до двери: – Я не стану ставить точку прямо сейчас! – сказал он. – Да это мне и не по силам. Знаете, слайдшоу должно созреть само. Это как хорошее вино. Ему нужно время. Точку в своем слайдшоу вы поставите сами!

 

– Как же это? – удивился Овдик, покидая кабинет.

 

Альбом вслед за Овдиком вынесли двое служащих. Главный редактор отдал необходимые распоряжения и велел выдать Овдику электронную рамку для фотографий.

 

– Это подарок! Удобная вещь! – сказал он Овдику напоследок и крепко пожал руку.

 

– Моя жена Лика всегда мечтала о Барселоне! – признался Овдик женщине, оформлявшей заказ.

 

Женщина промолчала, а потом медленно и старательно объясняла Овдику, как пользоваться электронной рамкой для фотографий.

 

Главный редактор, оставшись один в своем просторном кабинете, выложил открытки с достопримечательностями Барселоны двумя одинаковыми рядами и долго рассматривал каждую. В этот раз его внимание привлек сказочный фасад дома Бальо. Он долго изучал каждое окно, каждый балкон и выступ крыши. Детали фасада показались ему гигантскими доисторическими костями.

 

Овдик был доволен. Рамка оказалась легкой и простой в управлении. Стоило нажать на кнопку, как яркие и живые фотографии загорались на экране в сопровождении приятной музыки. Сами собой решались многие проблемы. Барселона теперь не казалась несбыточной мечтой. Стоило нажать на кнопку, как вся хронология жизненных событий выстраивалась в четкой и удобной последовательности.

 

 

 

В Барселону они поехали в годовщину серебряной свадьбы. Они давно собирались поехать в Испанию, но все время откладывали. Наверняка отложили бы и в этот раз, если бы не фотографии. Да, случилось чудо. Это было настоящее чудо, потому что накануне свадебного юбилея они получили бандероль с фотографиями, диск с фотографиями и подборку музыки для просмотра. На всех фотографиях были Овдик и Лика, почти всегда вместе. Много случайных людей попало в кадр. Это были прохожие, туристы или просто отдыхающие каталонцы. Все фотографии были сделаны в Барселоне. Их было так много, что если напечатать их все, то понадобился бы не альбом, а чемодан.

 

В турагенстве над ними посмеялись, когда они показали фотографии Барселоны. Все решили, что они уже были там и решили снова посетить понравившееся место. Лика устроила проверку. Проверка показала, что все фотографии подлинные. Через десять дней они были в Барселоне.

 

Надо ли говорить, как была счастлива Лика. Они старались посетить все экскурсии и, конечно, в первую очередь, обошли знаменитые постройки Гауди. Вот Лика и Овдик у дома Мила, у дома Бальо, на крыше дома Бальо. В парке Гуэль они бывали едва ли не каждый вечер. Вот знаменитая волнистая лавочка. Лика смеется, указывая на туристов, танцующих танец самурая. Это знаменитый цветочный дракон, Лика щекочет ему подбородок. Говорят, что Гауди любил драконов. Это Кальвет, Висенс и Эль-Каприччо. У церковно-приходской школы, что у Собора Святого Семейства к ним на испанском обратился молодой человек. Овдик и Лика весело переглянулись. В этот момент их сфотографировал Джо.

 

Знаете, это особенное ощущение, когда фотография у тебя уже есть, а путешествие еще только началось и ты уже точно знаешь, где и когда тебя сфотографируют. «Лучше бы мы не видели этих фотографий!» – как-то пожаловалась Лика.

 

Джо снимал играючи. Они долго озирались по сторонам, сверяясь с фотографией. Снимок был сделан у поющего фонтана. Знаете, позировать у фонтана, когда видишь это чудо света в первый раз – сложная задача. Джо все сделал сам. Когда огромный водяной бутон взрывается и распадается на множество фрагментов, затем воссоединяется вновь волшебными лепестками, забываешь обо всем и о том, что где-то рядом фотограф.

 

Вышло так, что в Барселоне меньше всего нужно было позировать. Когда минута восторга или вспышка острого впечатления загорается внутри, места для позирования не остается. Успеваешь заметить, как где-то рядом мелькнет знакомая тень или блеснет фотовспышка. Случай с испанцем тому подтверждение. Он переходил через дорогу. «Смотри, наш испанец!» – Лика толкнула Овдика локтем. Овдик сразу узнал его. Ничем не приметный парень в синих джинсах. Церковно-приходская школа находилась как раз сзади них. Испанец что-то быстро спросил у них, как спрашивают, который час? «Руссо туристо!» – громко, чтобы было понятно, ответил Овдик. Джо все не было. Лика пожала плечами, они оба посмотрели туда, где должен был появиться Джо, за спину испанцу. Испанец обернулся тоже, и тут у светофора появился Джо, он был в кепке, его лицо заслонял объектив фотокамеры. Джо помахал им рукой. Испанец смутился, он понял, что попал в чужой кадр. Испанец на снимке немного испуган, ведь Джо появился из воздуха. Рука с растопыренными пальцами лежит на груди, это извинительный жест, виноватая и, в то же время приветливая, улыбка. Лика и Овдик тоже под впечатлением – не каждый раз становишься свидетелем рождения уже существующей фотографии.

 

 

 

Когда Овдик переступил порог главного редактора в третий раз, у него в руках была цифровая фоторамка. Главный редактор встретил его как старого знакомого и велел садиться.

 

– Мое слайдшоу готово? – уверенно спросил Овдик.

 

Главному редактору снова пришлось внести ясность в ситуацию и подробно изложить все этапы их сотрудничества. Овдик выглядел рассеянным. Знаете, трудно объяснить старику, как он ездил в Барселону, в то время как он в нее не ездил раньше.

 

– В конце концов, все это не так важно! – произнес главный редактор. – Важно то, что получилось в итоге. В финале, так сказать, если, конечно, это финал...

 

Овдик некоторое время обдумывал услышанное. Особенно, тот факт, что готовность его слайдшоу зависит от него, и это лучше у него спросить, готово ли оно.

 

– В сущности, если вы задаетесь этим вопросом и сидите здесь, у меня в кабинете, то, скорее всего, ваше слайдшоу еще не готово. – Так сказал главный редактор.

 

Овдик, хоть и слушал внимательно, но все лицо его и загадочная улыбка говорили о том, что он больше занят тем, с чем пришел.

 

– Можно, я покажу вам для наглядности? Вы сейчас все поймете! – предложил он.

 

Руки Овдика потянулись к рамке, что стояла на столе. Рамка загорелась. После короткой заставки из правого верхнего угла прилетела, как осенний лист, и развернулась на весь экран фотография маленького Овдика. Ему год. Он тянет руку в объектив. Тихо заиграла классическая музыка, кажется, Моцарт.

 

– Что-то не так? – спросил главный редактор.

 

Со стариком, что сидел перед ним, произошла странная вещь. Его лицо окаменело, зрачки сузились до точек и расширились вновь. На лбу легла складка, подбородок дрогнул, рот изогнулся. Овдик зарыдал и покраснел. Быстрым движением он вынул из кармана огромный носовой платок, вытер набежавшие слезы. В следующую секунду лицо Овдика вернулось к прежнему веселому состоянию. Рамка демонстрировала следующее фото – Овдик с зубами вампира в компании дворовых ребят.

 

– Все дело в фотовспышке! – быстро сказал он изменившимся голосом. – В комнате двое мужчин. Один из них мой отец. Они о чем-то говорят и выходят. Я ничего не вижу, я ослеплен!..

 

Главному редактору уже приходилось видеть, как его клиенты заново переживают памятные моменты.

 

– Скажите, а может, у вашей матери остались снимки вашего отца? – спросил он.

 

– Нет! Она все уничтожила!

 

Овдик не стал рассказывать про изрезанные ножницами черно-белые снимки из старого семейного альбома. Его мать старательно вырезала изображение мужа со всех фотографий. На одной из них под дыркой вместо лица остался узел галстука, на другой сохранилось левое ухо отца.

 

Главный редактор некоторое время размышлял, но было видно, что решение ему хорошо известно. Он просто держал паузу. Этот строгий человек в сером костюме был доволен сложившейся ситуацией и своей ролью в ней.

 

– Все очень просто, дорогой друг! – сказал он твердо, излучая уверенность. Это произвело впечатление на Овдика. – Ваша рамка! …Она способна разрешить вашу проблему!

 

– Как? – спросил Овдик, подобравшись ближе, чтобы не пропустить ни одной важной детали.

 

– Вот! Заходим в меню! Тут, как видите, для меню отдельная кнопка! На ней написано «Menu» (кнопка помещалась на задней панели). Видите, загорелась строчка внизу экрана? Следует нажать вот этот значок! Смотрите внимательнее!

 

Овдик увидел две стрелки, замыкавшиеся в овал и указывающие направление против часовой стрелки. Кружок слева показывал привычное движение по циферблату.

 

– Этот! …Но не сейчас! Вы включите обратный просмотр и увидите своего отца.

 

Овдик снова расчувствовался и воспользовался носовым платком.

 

– Сначала будет вспышка! – продолжил главный редактор. – Вспышка, пожалуй, все равно будет. Вряд ли ее удастся избежать! Это процесс, как известно, сопутствующий съемке. А потом вы увидите своего отца… тех двух мужчин, что были в комнате! Будет лучше, если вы займетесь этим дома!

 

Овдик не заметил, как оказался у двери. Главный редактор жал ему руку.

 

– Я увижу своего отца? – спрашивал Овдик.

 

– Безусловно! И вообще, не бойтесь экспериментировать! Слайдшоу способно подарить много приятных моментов!

 

С этими словами главный редактор выпроводил Овдика из кабинета, обнимая его за плечи. Оказавшись на улице, Овдик перешел дорогу и сел на первую попавшуюся лавочку в сквере, затем вынул рамку и сделал все так, как сказал главный редактор. Он сомневался, что так легко сможет увидеть своего отца. Что тут говорить? Овдик не поверил. Он нажал на значок с изображением двух стрелок, и слайдшоу пошло в обратном направлении. То, что испытал Овдик, вряд ли можно описать словами…

 

 

 

Вспышка осталась, и горе годовалого Овдика – тоже. Он не получил игрушку. Понятно, что дорогая фотокамера – это не игрушка, но как это объяснить человеку, которому исполнился ровно год?

 

Радость была неописуемой. Овдик исполнил танец. Прямо у стула, за который держался одной рукой. Его правая нога дергалась сама собой, левая приседала; руками Овдик тряс, как птица крыльями. Конечно, повод был, игрушка была очень близко. Труба с круглым синеватым стеком смотрела прямо на него.

 

«Забавный у вас малыш!» – сказал голос, которому принадлежала игрушка. Он сидел на полу, подогнув под себя ноги. Игрушка с трубой и синеватым стеклом закрывала его лицо, как будто он прятался за ней. Рядом с ним стояли ноги второго мужчины. Эти вторые ноги в клетчатых брюках были хорошо знакомы Овдику.

 

Внезапно тот, что сидел на полу, встал и задом пошел в дверь. Ноги второго мужчины тоже дали задний ход. Неожиданно Овдик завизжал от восторга. Он завизжал, как только начался его танец. Именно, как только начался, а не закончился, потому что все происходило наоборот. Радость все прибывала. Она странным образом нарастала до внезапности. Наконец, от радости перехватило дыхание. Овдик узнал одного из мужчин. Мужчина, что пониже, был в кепке козырьком назад. Камеру он держал в опущенной руке, его лицо было открыто. Улыбка, такая знакомая! Конечно, это был Джо! Овдик сразу узнал его. «Проходите сюда! Мой парень уже заждался!» – вежливо сказал второй мужчина перед тем, как исчезнуть за дверью.

 

На самом деле, все было наоборот. Первой в комнату вошла мама. Она вынула проснувшегося Овдика из кроватки и первым делом усадила его на горшок, а уже затем нарядила в новый комбинезон. В соседней комнате разговаривали два голоса. Один голос принадлежал его отцу. Мама тихо вышла и оставила его одного. Затем дверь открылась. «Проходите сюда! Мой парень уже заждался!» – сказал отец. Смуглое лицо отца было хорошо знакомо Овдику, а вот второе лицо было совершенно новым для него. Незнакомец улыбнулся, помахал рукой. Овдик завизжал. Затем лицо незнакомца заслонила удивительная игрушка, он нагнулся и сел на ковер, подогнув ноги. Игрушка оказалась очень близко к маленькому Овдику. Он закончил свой танец восторга и потянулся к игрушке рукой. «Забавный у вас малыш!» – сказал незнакомец. В этот момент сработала фотовспышка, которая испугала его и заставила заплакать.

 

…Овдик хохотал, сидя на лавке в сквере. Буквально до слез. Редкие прохожие оглядывались на него. Они видели старика под нависающей веткой клена. Старик хохотал безудержно, подавшись вперед. Из его глаз лились слезы. Прохожие видели электронную рамку для фотографий, что держал перед собой старик. Знаете, не каждый день встретишь в сквере одинокого хохочущего старика. Интересна причина такой внезапной радости.

 

 

 

Через три дня в почтовом ящике Овдик нашел конверт без обратного адреса. Он сразу распечатал его. В конверте был один-единственный снимок. Овдик, да, это был он, развалился на лавке в сквере и хохотал, широко раскрыв рот. Если бы Лика была жива, она назвала бы эту фотографию «счастливый старик под кленом». К снимку прилагалась короткая записка.

 

«Здравствуй, дорогой друг! Высылаю вам ваш последний снимок. Снимок удачный, но пришлось побегать. Зато результат говорит сам за себя. Хочу сказать, что получил огромное удовольствие от работы с вами. Лика и Миша просто замечательные. Рад, что у вас такая дружная получилась семья. Один снимок оставил себе на память. Это ваш первый день рождения. Думаю, возражать вы не будете. Поверьте, даже у профессионального фотографа редко получаются такие шедевры. Ваш отец – отличный малый, это он вызвал фотографа на дом. Сразу видно, что отец дорожит вами. «Постарайся все сделать так, чтобы мой парень не испугался!» Так он мне сказал. Ну, вот и все! С приветом, Джо! (смешное вы мне дали прозвище)».

 

Овдик взял рамку для фотографий и включил ее. Все верно, «счастливый старик под кленом» был на последнем месте. В кадр попало агентство «Кимберлит». Может быть задумка Джо? Хорошо видно крыльцо, красиво оформленную витрину и вывеску агентства. Хорошо читается каждая буква «Кимберлит». Слайдшоу закончилось, но рамка не гасла. Остановилась музыка, а потом медленно из мозаики вслед за «счастливым стариком под кленом» появился смеющийся годовалый Овдик. Слайдшоу началось снова.

 

Да, слайдшоу каждый раз начиналось сначала. На самом деле, все это было очень забавно. Каждый раз, перед тем как оказаться в сквере на лавочке, Овдик встречался с Джо. В комнате был его отец. Знаете, когда рядом отец, малыш чувствует себя в безопасности. Овдик визжал от радости, его ноги сами собой пускались в пляс. Поверьте, это в первый раз Овдик исполнял танец восторга. Его отец удивился, когда увидел этот танец, но подумал, что все дело в игрушке. Жалко, что младенцы не знают причины собственной радости. Наверное, маленький Овдик узнал Джо, потому завизжал и запрыгал, когда тот показался в комнате. Конечно, он не мог его узнать, потому что видел его в первый раз. Будем считать, что он просто обрадовался знакомому незнакомцу.

 

Поверьте, для слайдшоу это не важно. Да и кто знает причины настоящего счастья? В этом месте Овдик всегда хохотал до колик. Он превращался в старика и оказывался на лавочке в сквере. Перед его слезящимися глазами плавал какой-то странный предмет. Это была ветка клена с острыми, изрезанными листьями. Овдик оглядывался по сторонам, выключал рамку, вставал и шел домой. Знаете, все выглядит по-другому, когда у тебя есть собственное слайдшоу. Твоя радость всегда с тобой. Твои близкие всегда тебе рады. Ты можешь заново пережить свое собственное счастье. Откуда оно берется, спросите вы? Включите свое слайдшоу, и вы поймете, что это не важно. Важно то, что оно есть!..

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.12: Записки о языке. Самое древнее слово (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!