HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 г.

Художественный смысл

Наймушина

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за сентябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Елена Астахова, 27.09.2017
Иллюстрация. Название: «Три подруги». Автор: Светлана Наймушина. Источник: http://www.newlit.ru

 

 

 

Я читал про Чайковского плохой отзыв, что он писал не по вдруг-вдохновению, а вызывал в себе вдохновение работой. Не попробовать ли и мне? Используя, скажем, искренность. Поиздеваюсь, например, над собою по поводу не трогающего меня произведения. Скажем, такого:

 

;Светлана Наймушина. Бабушка Аня. Станица Гребенская.

 

Светлана Наймушина. Бабушка Аня. Станица Гребенская.

 

 

Художница то ли демонстративно, то ли естественно исповедует идеал традиционализма, столь дорогого мне. Похоже, безрелигиозного. Остриём своим нацеленного против нынешней эпохи Потребления.

Тут много знакомых мне с детства предметов. Во-первых, табуретка. Я не помню, когда она исчезла из обихода нашей семьи. Наверное, когда я предпоследний раз (30 лет назад), 4-й раз в жизни сменил город проживания. Во-вторых, будильник. Мне точно такой подарили на свадьбу (46 лет назад). И он продержался десятки лет. Тоже не помню, когда он поломался и исчез. Наручные часы, подарок мамы на день рождения, я ношу больше 30 лет. В-третьих, керосиновая лампа. Она исчезла при третьей смене города проживания 70 лет назад. Настенный коврик исчез при эмиграции (14 лет назад). Печь я плохо помню. Она была на кухне, и пользовались ею ещё двое соседок, а на кухне я почему-то почти никогда не бывал. Тоже 70 лет назад. А потом была кафельная, только для отопления комнаты, лет 20 длилось, до капитального ремонта. Подушки горкой на кровати лежали до исчезновения кроватей после капитального ремонта. До того же времени не было у нас телевизора. Был, правда, крошечный радиоприёмник «Москвич». А на рисунке Наймушиной я даже радио не вижу. Но я с радио жил в «цивилизованной» Литве, а тут, видимо, более глухая провинция. В России. Может, и деревня. Раз старуха спит в головном платке. Настенный коврик у нас был трофейный, из Германии. Но тоже довольно пошлый, как и тут. Взят как трофей он был тётей, наверно, из места, где жили нижайшие немецкие обыватели (были в СССР обыватели из номенклатуры, те таких ковриков не вешали). Моя семья была нижайше обывательская. И кошка у нас была – до времени после капитального ремонта. Потом заболела, и не дошло нести её к ветеринару. Такие… нецивилизованные мы. Даже и я, образованец. Ещё с потолка свисает голая лампочка. Так у нас тоже была голая, до переезда в Литву 70 лет назад. Потом стала люстра. Дверная ручка мне тоже знакома, но я не помню почему. Дощатый пол у нас был до 1973 года, до обмена комнаты на квартиру в хрущобе. Там линолеум был.

Почему мой взгляд остановился на этом рисунке? Потому что в самое сердце ударило то, что всё – бесцветное, и только произведение «искусства» – с цветом. Это как моя заветная мысль, что при коммунизме все люди будут жить в искусстве (творцами или сотворцами). Ибо уже вон сейчас поднялись разговоры об исчезновении профессий из-за роботов. И от Потребления тогда откажутся ради спасения от смерти человечества из-за неограниченного прогресса. Возьмут все мирно коммунистический принцип: «каждому – по разумным потребностям». И чем тогда жить? Развлечениями? – Они глубин души не затрагивают. – Соскучимся. Пресытимся. А в искусстве, где испытывается сокровенное мироотношение, и страсти есть. И не страшно. Потому что искусство – условность. И красивая. – Вот мой взгляд и остановился на этом явном искажении действительности: цветность только на коврике. Что не является таким уж большим прегрешением против истины (если счесть, что рисунок – современный), такой убогий быт, я почему-то уверен. Хоть в глухой провинции российской никогда не бывал (мне кажется, что я чую Россию.)

А что, если Наймушина нарисовала сатиру на Россию с её множеством глухих углов, сейчас живущих, как в прошлом и даже позапрошлом веке?

Не верится. Очень уж не агрессивный рисунок. Сон – тема.

На днях Михалков рассказал случай… 1943-й год, фронт, солдат получает отпуск на 10 суток, едет на поезде до Вологды, зима, февраль, 30 с лишним градусов мороза, потом какая-то попутка, и под утро, часа в два ночи, какие-то розвальни довозят его до развилки, дальше – пешком 8 или 10 километров. Луна, тишина, скрипит снег под сапогами. Он доходит до своего дома (деревня спит, естественно), стучит в окошечко. А дома жена и двое детей. И она услышала этот стук, подошла к окну, отдышала пятачок и увидела в лунном свете мужа. И она решила, что это сон. Она стояла и в этот глазочек смотрела. На Толю. А Толя стоял там. И в нём есть что-то такое, что не даёт ему разрушить вот этот её сон. И он стоит на морозе, смотрит в этот оттаявший пятачок и видит в этом свете луны лицо своей жены и не будит её. Он продолжает её сон, он не хочет его разрушить! Это чудо. Это счастье. Счастье, когда получается. У него получается. Он продлевает… Вот это понятие: быть или иметь… Он простоял до рассвета. И только когда рассвело, и она поняла, что это не сон, он вошёл в дом. – Что это? Заторможенность? Результат шока? – Нет. Это высочайшая степень культуры.

Всё, что я написал, я писал, чтоб вжиться, в расчёте, что меня озарит, что хотел сказать автор своим искажением реальности. Ассоциация с рассказом Михалкова довела меня почти до слезы.

Так если есть в ней заслуга Наймушиной, то потому, что я почуял ЧТО-ТО в её рисунке. Озарение, что этим ЧТО-ТО является великий, какой-то всемирно-исторический позитив, заставляет думать, что он – в качестве подсознательного идеала – двигал художницей, когда она рисовала это бесцветное изображение с проблеском цветности.

Рисунок этот я скопировал из видео (см. ниже). И он в начале. Если же досмотреть видео до конца, то ясно, что ни о каком он не далёком будущем, ни о каком не выживании человечества в издержках перепотребления за счёт традиционализма. А он о выживании гребенских казаков в чеченской войне. И меня, казалось бы, можно осмеять за высасывание из пальца несуществующего художественного смысла, за натягивание себя на автора.

Но я – то ли упрямый, то ли изворотливый. Мне пришло в голову, что мгновенное, через колено, изменение народа, которое, казалось бы, произошло с чеченцами, захотевшими независимости, и которое вынудило русских бежать из Чечни – мне пришло в голову, что это – одно из проявлений американской глобализации, требующей горохизации стран и общностей (даже общность мужчин и общность женщин разрушается для равноправия, доходящего до признания естественным гомосексуализма). Горохизация эта – в интересах одной горошины: группы миллиардеров из фактически управляющих миром. И для того теперь все цветные революции и вспышки борьбы за независимость. Менталитет, веками не меняющиеся свойства народа для этого не принимаются в расчёт. Считается, что людей можно быстро изменить. И кажется, что так и есть. Сколько чеченцев зажглось вдруг ненавистью к русским. И… Ничего не вышло. Нашлось ещё больше чеченцев, не захотевших того, что обманно называлось независимостью (а было зависимостью от Саудовской Аравии и, далее, от США). И традиционализм победил. И он в масштабах планеты стал побеждать.

И Наймушина, ничего этого не зная умом, сознанием, всё равно это выразила. Потому что оно есть – подсознание. И оно может улавливать тончайшее, реющее в мире невидимо, и его выражать.

 

 

 

21 августа 2017 г.

 

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению сентября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.12: Записки о языке. Самое древнее слово (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!