HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Художественный смысл

Даёшь логику!

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за ноябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Я начну с признаний.

Хоть и говорят, что нет правила без исключений, это всё-таки плохо выглядит, если иметь в виду науку. Достаточно одного случая нарушения закона в естествознании, как это означает, что теорию надо менять, и новая должна включать старую как частность.

А у меня была (есть?) собственного сочинения теория, что некоторые типы идеалов не превращаются плавно со временем один в другой, а выкатываются в экстремизм и оттуда вернуться уже не могут у художника имярек, если его угораздило в экстрему выкатиться.

Увы, мне пришлось многажды убедиться в наличии исключений из этого правила. Но сейчас мне хочется притвориться перед самим собой, что я такого не наблюдал. И хочется мне это – ради работ Малевича после его «Чёрного квадрата». Не тех, что повторяют квадратную тему (то для меня отдельная беда: я не знаю, как объяснить такое самоповторение). И не тех, что повторяют супрематические геометрические фигуры (та же беда). А ради тех, в которых как бы возрождается фигуративность. Ради таких, например.

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 14.11.2017
Малевич. Торс (Первообразование нового образа). 1929. Холст, масло.
Малевич. Торс (Первообразование нового образа). 1929. Холст, масло.

 

   

Названия и даты такие: «Крестьянка. Начало 1930-х», «Жатва. 1928–1929», «Крестьянин в поле. 1928–1929», «На жатву (Марфа и Ванька). 1928–1929».

 

Меня, красно говоря, взбесили такие слова (почему я и стал писать эту статью):

«У Малевича кроме Чёрного Квадрата было ещё много работ ярких, жизнерадостных и вполне фигуративных. Дело было на фоне поисков идеала и веры в прекрасное будущее человечества. И появился в его картинах такой собирательный образ Человека-без-лица, человека Яйцеголового, но вполне убедительно явленного миру, уважающего себя и открыто смотрящего в лицо жизни. И происходило сие рождение Нового человека на фоне экспериментов в области формы, цвета и функции архитекторов и художников, как в России, так и в европейской знаменитой школе дизайна Баухауз» (http://www.forma.spb.ru/archiblog/2009/12/02/design-perfomance/).

А в супрематизме геометрических фигур и «Чёрного квадрата» я чуял ницшеанство. Иномирие (не христианское), если конкретнее. Недостижимое в принципе. Ни на том, ни на этом свете.

И советская действительность обесчеловечиванием человека лишь подтверждала малевичское мироотношение.

(Я не стану доказывать, – хорошо? – как омассовление, стандартизация всего – даже и не специфически советское – приводила к столь печальному мироотношению.)

Наоборот, эти крики 20-х годов про нового человека лишь обостряли боль восприятия всего окружающего (для того, может, слово «нового» есть в названии «Торса»). И, может, как раз обострение боли и заставило вернуться к какой-то фигуративности, чтоб показать этим ненавистным массам – пусть дойдёт до них – как плохо о них думает художник. – Так, по крайней мере, требует логика.

Но логика трещит от даты сотворения такого произведения.

 

Малевич. Жнец на красном фоне. 1912–1913.

 

Чем это отличается от…

 

Малевич. Сложное предчувствие: полуфигура в жёлтой рубашке. 1928–32.

 

Малевич. Супрематизм в контуре спортсменов. 1932.

 

Но логику можно восстановить.

Когда началась коллективизация сельского хозяйства в СССР? – «Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 1928–1937 годах; основной этап 1929–1930 гг. – сплошная коллективизация» («Википедия»). Она была, собственно, принципиальным результатом победы революции 1917 года, результатом силового, централизованного перехода к коммунизму.

А каков был результат поражения революции 1905 года? – Постепенное упразднение сельской общины хуторами, столыпинская реформа. В 1906 году началась. Но, главным образом, в 1911-м.

Ну а что было в СССР Великое Отступление по Тимашеву? Возврат к примату мещанства над гражданством. – С 1930 по 1940. «…в 1928 – первая Всесоюзная спартакиада… В 1931 г… введён обязательный всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»… 1934 год положил начало массовым велопробегам»

 

Москва. Колонна спортсменов. 1937. Фото И. Шагина.
(http://propagandahistory.ru/520/Fizkultura-i-sport-v-SSSR-1920-1930-kh-godov/).

 

То есть, что ни делалось в стране для прогресса, как задумывалось, всё Малевич оценивал не как просто плохое, а как крайне плохое. Точнее, скучное. Зло на Этом свете неизбывно. – Ну, до этого он дошёл в своём мироощущении (совсем не новом с конца XIX века и называвшемся, в общем, ницшеанством). И, в нём пребывая, ему оставалось или «говорить» «фэ» Этому миру (безликими персонажами своих произведений), или «говорить» да иномирию, принципиально недостижимому. Например, пространству без предметов.

Вы можете себе представить пространство без предметов? – Нет. А он – смог. Геометрические фигуры не предметы ж. Вот ими он и рисовал удаление и приближение.

 

Малевич. Супрематизм. 1915.

 

Но такой принципиально недостижимый идеал – иномирие – требует колоссального мужества. Ибо хочется бессмертия, грубо говоря. А оно недостижимо. Даже и в искусстве. Хоть пример по имени Гомер, вроде, говорит о достижимости. Но каждый умный человек понимает же, что известность Гомера блезирная – почти никто не знает, что он такое непреходящее для человечества сотворил, что то его уж почти 4 тысячи лет не забывает. Однако, и слаб-с человек. И Малевич тоже. – Вот он и нарисовал собственный портрет.

 

Малевич. Автопортрет. 1910–1911.

 

Он, Малевич, мол, всё-таки отличается от окружающих – трезвым знанием, что всё вокруг – скука и ничего не стоит в веках и бесконечности.

Логика торжествует?

Нет. Эта нежелезность характера проявилась у Малевича не раз. Он и не себя, и тоже с потугами на выражение индивидуальности, не раз рисовал.

 

Малевич. Портрет ударника (Краснознамёнец Жарновский). 1932.

 

Но логика опять восторжествует, если ввести понятие «нехарактерная для данного художника вещь».

И что: нет специфического – для живописи специфического – показателя качества для характерного и нехарактерного произведения? – Есть, хочется думать. Я хочу думать, что чуткий зритель должен почувствовать, что художник ему явно что-то хотел «сказать».

Когда современник Малевича, российского художника (а образованная Россия чуть не сотрясалась великими живописцами XIX века; реалистами их называли; и советская власть их пропагандировала), – когда современник Малевича смотрел на безликих людей, он чувствовал, что Малевич явно ЧТО-ТО хотел этим сказать. А с вещами типа «Портрет ударника…» этого не происходило.

Другое дело, когда этих безликих становится много. – Что двигает художником при, по сути, самоповторении? Неужели нужно искать смысл в отличиях, в деталях? Неужели черноликость в «Крестьянке» отличается от красноликости в «Жатве» и т.д.? – Не верю. А, с другой стороны, если он кипел от ненависти к действительности, может, он хотел довести людей до предвзрыва, и понимал в общем одинаковость своих яйцеголовых как капли на голову, зажатую и не могущую от капания убежать. Вот я, скажем, бьюсь, как муха об стекло – хочу довести до общественного сознания то, считаю ценным. Я ж тоже не прекращая пишу и пишу, по большому счёту, одно и тоже. Чем-то всё время отличающееся одно от другого, чтоб уж совсем не надоесть. И я тоже хочу, чтоб уловили не частное микрооткрытие в каждой статье, а общее, чем эти микрооткрытия обеспечены. – Или всё же нельзя сравнивать искусство и искусствоведение? Повторение, да, мать учения. Для искусствоведения оно, может, и полезно. Но искусство-то призвано испытывать сокровенное. Что это за испытание, если на знакомое натыкаешься? Понять художника, не могущего достичь понимания себя зрителем, и потому наскакивающего на него всё новыми почти повторениями, – понять художника можно. Но простить?..

Логика тут не поможет.

Она не помогает и в главном: как доказать, что данная, пусть и ницшеанская, пусть и очень от других отличающаяся картина

 

Малевич. Скачет красная конница. 1928–1932.

 

вдохновлена идеалом подсознательным, а не осознаваемым.

На неё натягивали, как и в начале процитировано, просоветское толкование, раз она, единственная, была признана в истории советского искусства. Но это не приспособленчество автора.

Пусто небо и полна ерундой земля. И цель, как горизонт, лишь кажется достижимой, пусть и ценой страшенной организованности. Эта жизнь – страшна своей скукой. Но есть одно – более чем умопостижимое совершенство – отношение высоты неба к высоте картины (на моём экране 10 см к 16 см) равно отношению глубины земли к высоте неба (6 см к 10 см) – золотое сечение. И – зритель чувствует ЧТО-ТО.

Так вот большой вопрос, что: 1) соотношение это выбрано художником инстинктивно (хоть когда-то о нём он и слышал: учился же), 2) им он подсознательно руководствовался, приступая к работе.

 

 

29 октября 2017 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!