HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 г.

Художественный смысл

Готфрик графоман или не графоман?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за январь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2018 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 8.01.2018
Иллюстрация. Название: «Смерть Орфея». Автор: Эмиль Леви (1866 г.). Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1438984958/N/983033494/

 

 

 

Я уже признавался где-то, что боюсь разбирать произведения безвестных поэтов. В конце концов, я самоучка. Я паразитирую на том, что в парадоксальном загоне находится теория художественности по Выготскому: наличие противоречий. Да и то… В глубине души я и в ней не уверен. Пусть «Психология искусств» (1925) была засчитана как диссертация, и по ней он получил звание, «эквивалентное современной степени кандидата наук» («Википедия»). Но вдруг она была ошибочна? Он же её не опубликовал при жизни. Я придумал, что из-за неполноты. И – я ж никто, и потому мне всё можно – я её для себя восполнил. – Чем? – У самого Выготского слабо проакцентировано, что результат столкновения противочувствий (из-за противоречивых элементов) – катарсис – явление подсознательное. Я это проакцентировал сильнее: подсознательный, мол, идеал автора в катарсисе сказался. И тогда можно дополнить его теорию, что и иной образ может рождаться из подсознательного идеала. Но! Если катарсис сопровождается объективным переживанием ЧЕГО-ТО, невыразимого, то как быть с критерием для образа, рождённого подсознательным идеалом? – Сказать, что признаком такого образа является экстраординарность – можно. Однако, всё это достаточно мутно. Особенно – с образом.

Скажем, достаточно ли это неожиданно:

 

время пришло решаться на побеги

в янтарное вино в скрипичный визг

 

Я выбрал это двустишие за «скрипичный визг».

Довольно неприятная штука скрипичный визг, чтоб быть чем-то манящим для побега туда.

Или это я инстинктивно выбрал противоречие, а не странный образ: «побеги» (манящее) – «в скрипичный визг» (отталкивающее)?

Что за «геометрическая сумма» от столкновения манящего с отталкивающим? – Что если, судя по бунту против принятого, это есть Абсурд? Что-то ницшеанского типа? Отрицающего общепринятое. – Сюда как раз подходит аграмматизм: отказ от заглавных букв и знаков препинания. Т. е. – образ ницшеанства, каким его понимает большинство, это мировоззрение не приемлющее.

Вещь называется «август». А автор – женщина.

Что если лирическое «я» это засидевшаяся в девках женщина в годах, решившая, что пора идти в разнос, а то так в девках и останешься? И скрипичный визг – образ боли потери невинности: и желанное, и болезненно-страшное… И – никакой любви тут…

 

август возьмёт налог на гедонизм

нанизывая дни на нити неги

время пришло решаться на побеги

в янтарное вино в скрипичный визг

 

в часах запутался анахронизм

а в небе облака как белые ковчеги

на спелые сады готовятся набеги

познавших удовольствий механизм

 

во взрывах бархатцев и астр

и в звоне комариных каст

от сна падение разбудит

 

ветви не смогут утаить плоды

легки туманы утром у воды

и смерть саму себя забудет

 

А – гедонизм…

Тогда можно и не переспелую старую деву подразумевать, а просто созревшую девушку, «спелые сады». А «набеги / познавших удовольствий механизм» это ловеласы. И всё – во множественном числе. Что общественно не принято. И чёрт-де с ним. Но. Уж ничего ж экстраординарного не остаётся. Кроме аморальности. Разве что неуклюжесть «познавших удовольствий механизм». Да и «спелые сады» – банальность.

А аморальность тоже снижается – словами: «от сна» и «утром». – Грех оргии оказывается сном, от которого будит звук падения плодов на землю и звона комаров. И только одна строчка оказывается непонятной: «во взрывах бархатцев и астр». – Может, ночью те сильнее пахнут? – Но Интернет на них не указывает. Так не высасывать же из этого Абсурд?

Повторы согласных («НаНизывая дНи На Нити Неги», «и Смерть Саму Себя Забудет») эпизодические и явные. От сознания они.

Нет, потребная для образов бегства от внешней во внутреннюю жизнь романтика синтаксическая и логическая невнятность («налог на гедонизм»), субъективизм, преодоление объективного («нити неги»), алогизм («смерть саму себя забудет») есть. Но редко.

Позволено себе даже взять слово просто для рифмы: «астр» - «каст». Ну какие касты у комаров?

Правда, алогизм со смертью вводит бесконечность (или миг) в разряд сверхценности, метафизической, что опять заставляет вспомнить о ницшеанстве.

Но что точно кажется – это сомнительность высокого качества стихотворения.

То есть, похоже, что прав тот, кто сказал (на российском каком-то центральном канале ТВ), что таких поэтов много, их стихи не интересны, это – графоманы.

Сказано о Лизе Готфрик, которая «была внесена в шорт-лист Григорьевской премии». А та была волонтёром в антитеррористической операции (антирусской) на Украине, и речь шла ещё о том, что за стихи не арестовывают, и она может приехать в Россию на получение премии.

А я люблю себя загонять в трудное положение. Но не в безнадёжное, видно. Потому что подумал, в тайне от себя, наверно, что раз Григорьевская премия… Значит, не безвестная эта поэтесса… – И правда: прочёл и почувствовал своё заветное ЧТО-ТО, невыразимое словами.

Ан…

Можно ли сказать, что если сомнительным оказалось первое же по списку стихотворение, то сомнительно и награждение? – Пожалуй. И тогда не требуется проверять, не исключение ли оно в плохую сторону в творчестве Лизы Готфрик.

Или всё же проверить…

Второе по списку лирики. – Нет. Не годится. С ним велика вероятность, что оно публицистика (что не есть искусство): называется «белое тело диктатуры» и дата создания – 2.02.2014, то есть майданная революция.

Третье.

 

бескрайний север

 

Бескрайний север снился мне,

Бескрайний север был во мне,

Снега, снега, всё в белой мгле,

Холод и лёд мир в вечном сне.

 

Тихо на вьюжной частоте.

Всё в безмятежной чистоте.

Сверкает гладь и тишь везде,

Всё в безупречной красоте.

 

Простор безмерный и немой

Тут царствует порядок мой.

Замри, остановись герой

Ветра споют за упокой.

 

Не ведом мне ни час ни день

Чьи стены укрывает тень

Но ведомо – таит метель

Кружево мёртвых петель.

 

Не знаю званий я и лиц,

Не знаю где рубцы границ,

Но для всех падающих вниз –

Сиянье северных страниц

 

Знаю число преображений

Размах немыслимых сражений

Славу побед, страх поражений

Свет бесконечных отражений

 

И за решетками кристаллов

Покой и воля для усталых.

От бытия от битв от драмы,

От вечного прощай вокзалов.

 

Молчит буранов кутерьма,

Во мне свобода и тюрьма,

Все ссылки приведут туда,

Где спит внутри меня зима.

 

29 февраля 2012

 

Заветной недопонятности не чувствуется. Но, возможно, это так для меня, здорово любящего метафизику ницшеанства. – Мне вспомнились закадровые слова Свенельда в финале фильма «Викинг» о смерти как о ценности:

«– Шум моря говорит мне о вечности. Я закрываю глаза, я вижу зимний лес, холод и белый снег говорят мне о смерти…».

У Готфрик, собственно, то же, только многословно. Скучно.

Нет. Сомнительная поэтесса.

 

 

Но для меня – ценно к ней обратиться.

Потому что я русский националист. Из тех, которые любят русскость как особенность (что предполагает акцент, что нет общечеловеческих ценностей). И против меня те русские националисты, которые любят русскость за её лучшесть из всех наций (что молчаливо предполагает, что общечеловеческие ценности есть, и среди них одна – что русские лучше всех). Одна из черт этой лучшести – моральность русского искусства.

А я стою за другое соотношение:

«искусство находится в очень сложных отношениях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу» (Выготский).

Мой вывод из теории художественности по Выготскому, что неприкладное искусство – это общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу, аполитизирует это неприкладное искусство, выводит его из социальной сферы в физиологию какую-то. Есть проявление подсознательного идеала – художественно, нет – не художественно.

И для меня факт назначения Григорьевской премии в России политическому противнику России очень соблазнителен сам по себе. Вдруг там единомышленники. (У меня нет единомышленников, кроме почему-то благоволящих главредов нескольких электронных изданий).

Но…

Тычок-проверка даёт, похоже, отрицательный результат. Пахнет, что Лизу Готфрик заметили потому, что она против России. То есть просто жюри этой премии изрядно оранжевое. (Так я называю людей, не додумывающих до конца, что то, за что они, приведёт в конечном итоге к исчезновению России с карты мира. Они ж не читают Каспарова, например, такое:

«На самом деле людей в первую очередь волнуют их повседневные проблемы. Для этого и собираются конференции, где думают о будущем страны, разрабатывают серьёзную концепцию, которая позволила бы России пережить кризис и возможный распад. Это может произойти, когда падёт власть диктатора. Распад таких государств, как СССР, неизбежно приводит к территориальным потерям. Это не является трагедией…»

 

 

 

7 декабря 2017 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.06: Олег Герт. Лавка весёлого Йозефа (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

13.06: Леонид Кауфман. Синклер против сильных мира сего (статья)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!