HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Художественный смысл

Пофигизм ли у Ерофеева

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за март 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2018 года

 

На чтение потребуется 4 минуты | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 16.03.2018
Иллюстрация. Название: «Москва-Петушки» (1996 г.). Авторы: Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Источник: https://mel.fm/uchebny_plan/7194652-literature

 

 

 

Почему-то я, не читав сам ни произведения «Москва – Петушки» (1970) Ерофеева, ни чего-нибудь о нём, ждал, что оно окажется произведением постмодернизма, который я понимаю как пофигизм или ничего-де нет сто́ящего быть идеалом, что, мол, не приводит ни к каким сильным эмоциям. Даже скукой веет.

Первое подтверждение я получил от финала, с которого я начал чтение. Там «я»-повествователя убивают, а повествование идёт от, получается, убитого:

«Они вонзили своё шило в самое горло...

Я не знал, что есть на свете такая боль, и скорчился от мук, густая красная буква "Ю" распласталась у меня в глазах и задрожала. И с тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду.

На кабельных работах в Шереметьево осенью 69 года».

Это ли не пофигизм.

Потом я читал одного серьёзного исследователя, и от него узнал, что это за "Ю":

«…кровавая буква «Ю» может быть истолкована как скрытая аббревиатура имени Иисус: нередко встречающееся на иконах старославянское написание «IC» взором «младенца» или, напротив, вследствие пьяной «замутнённости глаз» легко может быть прочитано как «Ю».» (Тюпа).

Вообще, оказалось (в чтении об этой вещи – не читать же её саму, ибо она очень и очень быстро надоедает, и я скоро бросил её читать), у Ерофеева полным-полно насмешек над христианством. И из литературы об этом произведении я узнал, над чем ещё Ерофеев тут беззлобно насмехается: над современной автору советской официальной культурой, над воинствующим «проэктивизмом» «раннего советского менталитета, рассматривающего мир во всех его отношениях как подлежащий пересозданию в новом идеологическом духе», над «особенностями современного быта», над характером нации, над русским обывателем, над Диогеном, над смесью «Третий рейх, Пятая республика, Семнадцатый съезд», над израильскими политическими деятелями («не обращая внимания на их политическую одиозность» для советской печати), над восприятием «рабочими блоковского "Соловьиного сада"» (и других стихов Блока, возможно, Сологуба), над Николаем Островским, Плехановым, Лениным, над легендарными фигурами (Максимилиан Робеспьер, Оливер Кромвель, Соня Перовская, Вера Засулич), над войной с Норвегией (чуть не случившейся летом 1968 года в ответ на Пражскую весну и манёвры НАТО на севере), над Куприным и Горьким, над последними словами Чехова, над Шиллером, над Мусоргским, над Римским-Корсаковым, над Тургеневым, над Пушкиным, над легендарными местами Западной Европы, над Ольгой Эрдели, Верой Дуловой, Арагоном, Триоле, над классической литературой, над Папаниным, Водопьяновым, над Сатаной, Сфинксом и Митридатом, над Стахановым, Мининым и Пожарским, над Крамским и Гёте.

«…путешествие Венички можно понять как путешествие через карнавал в страшный хаос за ним».

Довериться этому выводу некой Анны Комароми?

Разве может пофигизм устрашать? В процитированных строчках не страх, а некая отстранённость: «Я не знал, что есть на свете такая боль». – Некий обзор и подытоживание.

Или вот, чуть до этого места:

«А когда я их увидел, сильнее всякого страха (честное слово, сильнее) было удивление: они, все четверо, подымались босые и обувь держали в руках – для чего это надо было? чтобы не шуметь в подъезде? или чтобы незаметнее ко мне подкрасться? не знаю, но это было последнее, что я запомнил. То есть вот это удивление».

Удивление – от неожиданности. Но с удивления начинается то, что потом становится ожидаемым, принятым.

Это, конечно, мастерство – о последних секундах жизни писать так созерцательно. И что-то эта сшибка противоположностей должна высечь. Но я пока не догадываюсь, что.

Или вот, пораньше:

«– Ты от нас? От НАС хотел убежать? – прошипел один и схватил меня за волосы и, сколько в нём было силы, хватил головой о кремлёвскую стену. Мне показалось, что я раскололся от боли, кровь стекала по лицу и за шиворот… Я почти упал, но удержался… Началось избиение».

Эпос спокойный: «Началось избиение».

Но ведь спокойствие – поверхность. На самом деле тут ирония:

«Ирония возникает тогда, когда я, желая сказать "нет", говорю "да", и в то же время это "да" я говорю исключительно для выражения и выявления моего искреннего "нет"» (Гайденко. Трагедия эстетизма).

Анна Комароми остаётся в позиции «нет» и потому не права.

А истина – в иномирии каком-то: в нахождении и в «да», и в «нет». Как ницшеанцы – над Добром и Злом.

Вслед за Тюпой можно сказать, что Ерофеев «не принимает ни самодовольного способа ухода от пошлой действительности [романтизма], ни примирения с нею [приспособленчества]» (Гайденко).

Несчастность, безвольность, слабость «я»-повествователя есть приём наибольшего сопротивления на пути выражения Ерофеевым своего демонизма. Хоть Тюпа и боится так написать.

Никакой Ерофеев не постмодернист-пофигист.

 

 

 

27 февраля 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.12: Художественный смысл. Много-много почему (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!