HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 г.

Художественный смысл

Целенаправленный поиск

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за март 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2018 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах.

Поэтому я сдамся пока и сразу расколюсь, что меня, в частности, поставило в тупик. Это – такая фраза:

«В этой обнажённой…

 
 
Гоген. Обнажённая. 1880. Холст, масло.
 

…Гоген как нельзя более полно выразил то, что отличало его от импрессионистов. В самом деле, трудно найти что-либо общее между женщиной, сидящей на краю дивана и склонившей безрадостное лицо над тканью, которую она штопает, и обнажёнными женщинами Ренуара, с их цветущей и сверкающей плотью!» (http://impressionnisme.narod.ru/GOGEN/epizode_gogen6.htm).

Сперва отвлечёмся: в самом ли деле – безрадостное?

 
 
 

Ну да. И губы опущены. И аж синяя она. И фон серый. И всё – бледно. И штопает что-то, а не получает удовольствие от собственной наготы.

Если я прав (а всегда раньше получалось, что прав), что импрессионисты воспевали абы какую жизнь, то тут, да, жизнь абы какая. Но она, похоже, не воспевается.

 Но абы ли какая жизнь – у Ренуара, у которого она явно воспевается даже и без обнажения женщин?

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 27.03.2018
Ренуар. Ланч на лодочной станции. 1881.
Ренуар. Ланч на лодочной станции. 1881.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В тупик я попал из-за того, что показанная жизнь у Ренуара не абы какая, а весёлая и беззаботная.

Нет, я могу, конечно, поупрямиться. Не ахти какая одухотворённая жизнь. По сравнению с недавним социально-критическим уклоном это всё же сниженное существование. Но… У других импрессионистов несчастность изображаемого более акцентируется. Несмотря, мол, на воспевание. У Мане, например, «Бар Фоли-Бержер», 1882.

Ладно.

По крайней мере, вполне представимо было бы, чтоб материально настрадавшемуся Гогену такая лёгкость в мыслях необыкновенная была не по сердцу. Но. Это страдание на него свалится только через несколько лет. А пока ему может ли больше не нравиться суета по поводу преуспевания в качестве брокера? Можно ли узреть, что у него от этого порыв в символизм был, в мечтаемое счастье, что сбудется когда-нибудь в сверхбудущем?

В несчастности и бедности «Обнажённой» можно такое узреть? За бледность… Вообще где-нибудь ещё – можно?

Ни в одной картине 1970-х годов (http://поль-гоген.рф/1870.html) этого не видно. Даже в самой странной (с жёлтым снегом).

 
 
Гоген. Сена у Понт-д-Иена. 1875.

 

Хоть тут есть по-импрессионистски несмешиваемый чистый цвет, не по-импрессионистски положенный широкими мазками.

А в 1880-х до переломного 1885-го?

Вот.

 
 
Гоген. Глиняный кувшин и железная кружка. 1880.
 

Не из-за беднейшей занавески, общей с «Обнажённой», а из-за широких мазков и несмешивания цвета. – Это ведь начало последовавшей, на экзотических островах, особенной странности Гогена.

И – с натяжкой – такое вот.

 
 
Гоген. Горный пейзаж. 1882.
 

В смысле – Тут – нехороший хаос. Значит, Там – хорошая благодать.

Ну и со сверхнатяжкой – такое.

 
 
Гоген. Голые деревья. 1885.

 

И только тут

 
 
Гоген. Заброшенная улочка. 1884.

 

из-за обобщённости, наконец, чувствуется какая-то заворожённость в пейзаже. Которую (из-за подчёркнутого перспективного удаления вдоль улицы) можно подвести под благое сверхбудущее – типовой идеал символизма.

А тут

 

 
Гоген. Курятник. 1884.

 

такой же эффект улёта Куда-то достигается не столько обобщённостью, сколько странностью света. Или светящейся тени…

И тут

 

 
Гоген. Лесистая тропа. 1884.

 

странность освещения (вместе с перспективным удалением) дают то же ощущение ухода Куда-то… В зарю на небе…

Надо, правда, признать, что ощущения миража Гоген достигал иногда какой-то дробной, что ли, обобщённостью, а не широкими мазками.

 

 
Гоген. Мельница Королевы. 1881. – Гоген. Молодая женщина, лёжа на траве. 1884.

 

И, наконец, апогей улёта.

 
 
Гоген. У ручья, осень. 1885.

 

Теперь я могу раскрыть, что я целенаправленно искал и почему.

Когда-то (см. тут) у меня получилось, что, уплыв на острова, Гоген – от скуки суеты – впал в некий пробуддизм. Это индивидуалистского рода идеал. Прочитав, что Гоген впитывал и иных заражал символизмом, я был озадачен. Потому что символизм – идеал коллективистского рода. Как такой разнобой мог быть с одним человеком, я, в общем, догадывался. Это как в математике… В цилиндрическом мире прямая, продолженная бесконечно налево и направо, сходится в этой бесконечности сама с собой. И пробуддизм, и символизм – экстремистские мироотношения. Как бесконечно продолжающаяся в + ∞ и в - ∞ прямая. И там, в бесконечности, они сходятся.

Вот так и символист Гоген превратился в пробуддиста Гогена. – Сработал голод.

«В Париже стоит холодная зима 1885-86 года, жена с детьми уехала к родителям, в Копенгаген, Гоген голодает. Чтобы хоть как-то прокормиться, работает за гроши расклейщиком афиш. «Что действительно делает нужду ужасной – она мешает работать, и разум заходит в тупик, – вспоминал он позже. – Это прежде всего относится к жизни в Париже и прочих больших городах, где борьба за кусок хлеба отнимает три четверти вашего времени и половину энергии».

Именно тогда у Гогена возникла идея уехать куда-нибудь в тёплые страны… он полагал, что там почти не надо будет зарабатывать на хлеб» (http://www.peremeny.ru/blog/11656).

Там можно впасть в отчуждение вообще ото всего. А оно похоже на бесчувствие…

 

 

22 марта 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.10: Иван Самохин. Вызов (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!