HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 г.

Художественный смысл

Хорошо ли повторять?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за май 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

 

На чтение потребуется 4 минуты | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Я знаю, что я не шибко умею анализировать живопись. Мне лучше удаётся воспользоваться анализом специалистов и сделать свой синтез. Тем не менее, я не исключаю, что от стресса, в какой я себя загоню, сравнивая Булакова с Шишкиным, может что-то получиться.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 29.05.2018
Булаков. Заповедный край. 2013.
Булаков. Заповедный край. 2013.

 

 Художественный смысл. Хорошо ли повторять (критическая статья)
Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889.

 

В аналогию одну картину другой я взял за земляной обрыв в чаще леса, из-за чего другая сторона обрыва оказывается далью, видной, несмотря на то, что в чаще обычно даль не видна. Исключительность такая. Ну и за туман, ещё не рассеявшийся после ночи, в этом обрыве.

И то и другое позволило мне в случае с Шишкиным и с датой создания толковать картину как реалистическую. Понимая под реализмом открытие того, что художник в социуме почуял, а другие, большинство, – ещё нет. Пессимистическая дата (политическая реакция после поражения народничества в 1881 году) и, в пику, оптимизм утра, подчёркнутый освещением дальних крон солнцем – дали те противочувствия, которые и позволили вспомнить об ощущении самобытного (вовсе не по-народнически) распрямления  народа, которого нечего по-народнически жалеть (что исторически подтверждалось бурным развитием капитализма в тогдашней России, сопровождавшегося демографическим взрывом – последнее-то Шишкин, наверно, и почуял смутно).

Что, в сравнении с такими обстоятельствами вокруг шишкинской картины, могло б быть аналогом для картины  Булакова?

2013-й – это год после столкновений на Болотной площади из-за избрания Путина на третий срок. Наступление политической реакции, по мнению либералов (так называемых, потому так, что нетерпимы). Ну и экономический, хоть и замедляющийся, подъём после мирового экономического кризиса.

 

 Художественный смысл. Хорошо ли повторять (критическая статья)

 

А так же демографический рост.

 

 Художественный смысл. Хорошо ли повторять (критическая статья)

 

Два изобразительных момента, из-за которых я картины поставил в параллель (видимая даль в чаще леса и утренний туман перед далью, годные для выражения народного {чаща} порыва), – эти два момента работают-таки, казалось бы, на подобный шишкинскому скрытый смысл. Нет только солнцем освещённых далей. Наоборот. У Булакова изображение против солнца (тень от дерева, что почти в центре, падает почти к нам). Из-за чего солнцем освещена не даль, а близь (трава на переднем плане справа и ветка упомянутого дерева).

Ну и экономический рост (да и демографический) связан с государственными усилиями, а не с народной самодеятельностью.

Всё это вместе проваливает вариант толкования, что у Булакова тот же реализм (социальное открытие), что и у Шишкина.

Но на Шишкина Булаков явно равняется. Первый по какому-то неявно-ясному ощущению всех рисовал не лес, а скорее народ, и Булаков… назвал картину «Заповедный…» – что-то народное, вроде. – Знаемое выразил. Чувствуется смущающее некое повторение, а не подсознательное шишкинское воспевание социального оптимизма.

Какое-то сомнительное повторение чувствуется и в названии такой картины.

 

 Художественный смысл. Хорошо ли повторять (критическая статья)
Булаков. Речные дали. 2011.

 

 Художественный смысл. Хорошо ли повторять (критическая статья)
Шишкин. Лесные дали. 1884.

 

От Шишкина аж сердце заходится, красно говоря. Ну да, у меня это субъективное. Эти дали, наверно, камские, похожи мне, юноше, казались на сибирские. А я тогда, в 50-е, мечтал о великих сибирских стойках и коммунизме. Но меня не меньше, чем уходящие вдаль волны лесов, взвинчивали облака, показанные против солнца, то есть опушенные светлыми краями. – На восток, думалось, это указывает, ибо утренняя голубизна царствует.

А Булаков, как и в обсуждённой картине, не догадался сделать освещение зовущим вперёд. Справа осветил он. Да и даль у него поближе, чем у Шишкина. – Название же тянет на сравнение не в пользу Булакова.

Я не знаю, хорошо ли сравнивать это…

 

 Художественный смысл. Хорошо ли повторять (критическая статья)
Булаков. Знойный день у реки. 2014.

 

И это.

 

 Художественный смысл. Хорошо ли повторять (критическая статья)
Шишкин. Корабельная роща. 1898.

 

Уже по названию чувствуется, что на эпичность Булаков не претендовал. Не то, что Шишкин.

Правда, и макушки срезаны (оттого сосны ощущаются огромными), и темень чащи есть и там и там, и ручей, и контраст молоденьких сосёнок с великанами, и освещение – от нас, и точка зрения – почти с поверхности на нас текущей воды, и берега одинаковой высоты… Но у Булакова что-то несерьёзное (и вряд ли знойное), а у Шишкина… Слов нет! – Могучий народ… У Булакова же – случайный пейзаж.

Ну да, да. Это нельзя сравнивать. Но. Как-то тянет сравнивать того, кто любит Шишкина. Ну надо было всё-таки художнику предвидеть такую тягу.

 

 

24 мая 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению мая 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.08: Художественный смысл. Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин? (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!