HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2018 г.

Художественный смысл

Чёрно о Чернигине

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за июль 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2018 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Повторение – мать учения… Давайте, читатель, я повторю для разминки то, что мне уже известно.

Вот можете вы подтвердить, что на данной картине сильно выражено движение света?

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 24.07.2018
Корреджо. Юпитер и Ио. 1531. Фрагмент.
Корреджо. Юпитер и Ио. 1531. Фрагмент.

 

Ну в самом деле… Пройдите взглядом от левого плеча Ио к её левой ладони. Плечо ж сияет. А под левым локтем темень какая. Правда? Или ото лба к щеке. Или от правого плеча к правой ладони. – То же и на всей картине.

 

 Корреджо. Юпитер и Ио. 1531.

 

И в самой тьме есть какое-то движение света.

Миф.

«Ио, греч. – дочь речного бога Инаха, жрица Геры.

Понравилась Зевсу, который не замедлил овладеть ею, приняв вид облака» (https://drevniebogi.ru/io-zhritsa-geryi-soblaznennaya-yupiterom-v-vide-korovyi/).

«Видел Юпитер её, когда от реки возвращалась

Отчей, и – "Дева, – сказал, – что достойна Юпитера, всех бы

Ложем своим осчастливила ты; заходи же под сени

Рощ глубоких, – и ей он рощ показывал сени, –

Солнце пока высоко посредине стоит небосвода.

Если страшно одной подходить к звериным берлогам,

В рощ тайники ты войдёшь, имея защитником бога,

И не из черни богов, но того, кто великий небесный

Скипетр держит в руке и летучие молнии мечет.

О, не беги!" Но бежала она. И пастбища Лерны

Были уже позади, и Лиркея поля с деревами

Тоже; но бог, наведя на землю пространную темень,

Скрыл её, бег задержал и стыд девичий похитил» (Овидий. Метаморфозы).

Для античной вседозволенности это было нормой. Для христианства – не так.

«…гибельный героизм страстей, грязный идеал красоты, необузданное пристрастие к земле… Заметьте, что ничего подобного никогда не наблюдалось в других цивилизованных обществах. Одни только греки решились таким образом идеализировать порок и преступление…» (Чаадаев. Статьи письма. М., 1989. С. 138).

А Возрождение потому так и называется, что возродило культуру античности. И в Раннем Возрождении – особенно. Разгул безнравственности был такой…

«В Риме в 1490 г. насчитывалось 6800 проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч… Когда вместе с войском французского короля Карла VIII в конце XV в. так называемая французская болезнь, раньше вспыхивавшая в Италии эпизодически, начала распространяться в ужасающей степени, жертвами её пали не только многие светские, но и высокопоставленные духовные лица… Лодовико Моро [1452–1508; При его дворе много лет жил Леонардо да Винчи] лишил власти своего несовершеннолетнего племянника Джованни Галеаццо и через некоторое время отравил его. Моро вмешивался во все политические дела своего времени, непрестанно сея вокруг себя интриги, заговоры, тайные убийства… Неаполитанский король Ферранте (1458–1494), неутомимый работник, умный и умелый политик, внушал ужас всем своим современникам. Он сажал своих врагов в клетки, издевался над ними, откармливал их, а затем отрубал им головы и приказывал засаливать их тела. Он одевал мумии в самые дорогие наряды, рассаживал их вдоль стен погреба, устраивая у себя во дворце целую галерею, которую и посещал в добрые минуты. При одном воспоминании о своих жертвах он заливался смехом. Этот Ферранте отравлял в венецианских церквах чаши со святой водой, чтобы отомстить венецианской сеньории, предательски убивал нередко прямо за своим столом доверившихся ему людей и насильно овладевал женщинами… Эрколе I [1431–1505] отравляет жену, узнав о том, что она намеревается отравить его самого по наущению своего брата, уже известного нам короля Ферранте Неаполитанского. Он велит выколоть по глазу и отсечь по руке у каждого из 200 заговорщиков… [В государстве] Альфонса II [1448–1495]… шпионаж и вероломное убийство достигают крайнего развития… Лоренцо Медичи [1449–1492]… отбирал приданое у девушек, казнил и вешал, жестоко разграбил город Вольтерру и отнюдь не пренебрегал интригами, связанными с ядом и кинжалом… В 1537 г. герцог Алессандро [1510–1537] был заколот своим родственником и товарищем по разгулу Лоренцино Медичи, которого через 11 лет убивает в Венеции наёмник, подосланный преемником Алессандро, герцогом Козимо I» (Лосев). И т. д. и т. п.

В общем, естественно было наступить реакции на такую безнравственность. Она и наступила. В искусстве Высокого Возрождения.

Но оно действовало не прямо, не нравоучениями, не сатирами, не публицистически. А выражением подсознания авторов подсознанию восприемников. – Художественно.

Дворжак спрашивает:

«Можно ли придать фигурам монументальное впечатление без того, чтобы от этого не пострадали пространственная связь и иллюзия убедительно показанного куска вселенной? Это было одною из важнейших композиционных проблем итальянского искусства в XVI в.» (История искусства как история духа. СПб., 2001. С. 280).

Высокого Возрождения то есть.

А зачем и то, и то: и кусок, и монументальность? – Для выражения Гармонии. Которая уже и вовсе никак не нарисована.

Но как, как сделать и кусок и монументальность?

Надо что-то сделать «для повышения иллюзии движения в пространстве» (Там же).

А это достигнуто уже упомянутыми тонкими градациями света.

Ультратонко. – Может, потому Высокое Возрождение недолго продлилось и мало кого ввело в Гармонию. Кроме самих творцов и только в области искусства (то есть – в условности, а не в реальной жизни).

И всё это я вспомнил (что оно уже мною написано, и я переписал вот сюда), глядя на такую репродукцию.

 

 Чернигин. Он и она.
Чернигин. Он и она.

 

Вспомнил потому, что и у Корреджо, и у Чернигина – поцелуй, который мне когда-то в молодости приснился (неперсонифицированный). Он был с таким же истаиванием ощущений, чем дальше от губ. И, естественно, я никакого Корреджо тогда не знал, а Чернигина тогда и на свете не было.

Ну и Чернигин не стал так тонко передавать движение в пространстве (изменением интенсивности света), как Корреджо, а… грубо: следами изображения движения, какие возникают при браке кино- или телепоказа. – Женщина бежала к мужчине справа. Наверно, с криком. А он, услышав и узнав, остановился, повернулся и только и успел, что подставить губы для поцелуя, руки не успев даже поднять. И, конечно же, для них всё окружающее пропало из внимания. – Проиллюстрирован такой вот психологический (или даже физиологический) нюанс силы чувств. Что у Корреджо было тоже, но имело очень мало значения. По сравнению с той глубиной подсознательного идеала – Гармонии высокого и низкого.

Качества идеала, тем более подсознательного, я что-то у Чернигина не чую. Это, повторяю, иллюстрация физиологической особенности сильного переживания. Когда он рисовал это, лично ему эффект был УЖЕ известен. То ли по собственному опыту, то ли по чьему-то рассказу, или он увидел картину Корреджо. – Эффект неожиданности передан. Но. Мелко. Для усиления в общем-то знаемого любовного переживания годится. То есть эстетическую ценность работа имеет. Но художественную – нет. Она внеисторичная и вневременная. Переживание любви и всё. Абстрактно.

То же, собственно, и тут.

 

Чернигин. Атлантика. 
Чернигин. Атлантика.

 

Смешение волн и чувств, банальное из-за буквального смешения складок платья с волнами.

Этот мотив смешения как показатель усиления чувств у него сплошь и рядом. Какое-то нудное самоповторение.

 

          

 

22 июня 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.09: Гости «Новой Литературы». Игорь Тукало: дорога без конца (интервью)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

15.09: Леонид Кауфман. Синклер и мораль социализма (статья)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июль 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!