HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 г.

Художественный смысл

Насколько чуток Владимир Крылов?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за сентябрь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Недавно я познакомился с репродукциями картин Владимира Крылова и поспорил с ним о Малевиче в связи с его, Крылова, видео.

Мои разыскания всегда сомнительны из-за того, что я в произведении неприкладного (именно неприкладного) искусства ищу мутную субстанцию – след подсознательного идеала автора. И вообще актом неприкладного искусства считаю общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу. Чрезвычайная муть, если объективно.

Но вот чудо. Если эту муть положить в основание разысканий, то у меня получается удивительная сходимость моих результатов с общепринятой в веках оценкой гениев. Я уж не говорю о чисто субъективном признаке – переживании озарения, когда открывается художественный смысл произведения имярек.

Крылов же в своём видео и в печатных словах очень искренно (это чувствуется) ищет, что такое искусство, находит, сравнивает иных общепринятых гениев со своим определением искусства и… У него совпадения с общепринятостью не получается.

(Вообще говоря, изрядная муть и сама эта общепринятость…)

Его слова: «…движение человеческой души, трепетание человеческого сердца… можно изучать и передавать другим людям исключительно с помощью реалистического национального искусства» (Там же, временная метка 37:30), – доказывают мне, что в своём живописном творчестве Крылов как раз руководствуется подсознательным идеалом ницшеанства, точнее, такой метафизики, как Вечность касательно существования России.

Почему? – Потому что для выражения метафизики не очень показан реализм. (Я реализм понимаю, как чутьё (и выражение) художником того в социуме, что уже есть, но никто, кроме него, ещё не почуял.) Так судите сами: какое отношение имеет Вечность к «уже есть»? – Нет, отношение имеет. Вечность же и настоящее в себя включает. Но всё-таки она лишена сегодняшней обыденщины, а выпячивается какая-то исключительность. Непреходящего мига чаще всего. Ибо художники через наоборот всегда изъясняются. Например, угол подъёма солнца в средней полосе России в мае.

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.09.2018
Крылов В. Май №3. 1995. Холст, масло.
Крылов В. Май №3. 1995. Холст, масло.

 

Что вид природы не имеет отношения к социуму, сказать нельзя. Тот же Шишкин рисовал, собственно, не лес, а парадоксальную мощь русского народа, когда другие как раз наоборот, плакали о его несчастности из-за освобождения от крепостного права без земли и из-за наступления безжалостного капитализма. А численность народа резко росла. И Шишкин это как-то чуял и плевать хотел на плач окружающих его интеллигентов. – Реализм.

Что Крылов тайно для своего сознания имеет пристрастие к Вечности, говорит его обращение ко всем известной вечной славе гениев искусства.

 

Крылов В. П. И. Чайковский. Жизнь. Музыка. Вечность. 2017. Холст, масло.
Крылов В. П. И. Чайковский. Жизнь. Музыка. Вечность. 2017. Холст, масло.

 

Правда, тот факт, что Слово «Вечность» попало в название картины, говорит против меня и Крылова, а именно, что этот идеал (Вечности) находится у него в сознании, а не в подсознании. И тогда он не художник, а иллюстратор. Передаёт знаемое, а не ЧТО-ТО, что он понять в себе не может и самовыражается как придётся.

Ну так не исключено, что к 2017-му году он уже осознал, что им подсознательно двигало. В самом деле: Чайковский и с русскостью связан, и с ницшеанством (Крылов мог об этом прочитать). А вот более ранняя вещь таких подсказок лишена.

 

Крылов В. Соната № 14. 2009.
Крылов В. Соната № 14. 2009.

 

Это о неудачно названной Лунной сонате.

«Против эпитета «лунная», данного Людвигом Рельштабом, энергично протестовал А. Рубинштейн. Он писал, что лунный свет требует в музыкальном выражении чего-то мечтательного и меланхоличного, нежно светящего. Но первая часть сонаты cis-moll трагическая с первой до последней ноты, последняя – бурная, страстная, в ней выражено нечто противоположное свету. Лишь вторая часть может быть трактована как лунное сияние… «В сонате больше страдания и гнева, чем любви; музыка сонаты мрачная и пламенная» – считает Р. Роллан… Музыка, нервная и возбужденная, то вспыхивает ярким пламенем, то никнет в мучительном отчаянии. Мелодия поёт, плача… Медитативное состояние первой части сменяется поэтичным, благородным менуэтом. Финал – это «бурное клокотание эмоций», трагический порыв…» (https://infourok.ru/l-bethoven-sonata-final-celostniy-analiz-601557.html).

Два поражения претерпел Бетховен: отказ Джульетты Гриччарди выйти замуж за него, бедного музыканта, и крах Просвещения. Ибо, казалось бы, светоч Просвещения, Наполеон, начал свои завоевательные войны. Стал силой навязывать благо отказа от феодализма. Не только кровь полилась по Европе, но и подчинение силе. Ни смириться он не мог с тем и другим, ни что-то реально сделать. Кроме нравственного «Нет!». И ещё наступала глухота. Вот её-то единственную он и смог победить, продолжая сочинять. Но нравственное неприятие и первых двух обстоятельств само по себе делало настроение сонаты нравственно непримиримым, то есть движимо было сочинение её идеалом типа трагического героизма. Погибаю, но не сдаюсь! И потому скоро наступит лучшее время! – Жизнь вопреки.

Как и живёт веками Россия!

И выживает!

Эта глубинная ассоциация, думаю, и вдохновила Крылова.

Солнце скорой победы блистает, выходя из-за тёмной тучи.

В 2008 Россия с трудом справилась с задачей принуждения к миру Грузии. «Работа над новой программой вооружения началась в 2009 году» (http://tass.ru/info/4987920). И не то, чтоб Крылов об этом знал. Нет. Он просто глубинно чувствовал судьбу России, и это совпадало с его подсознательным идеалом Вечности.

Но у него теряется чутьё, когда он уходит от живописи в теорию, что такое искусство. И нет у него догадки, что это не его дело.

«В истории человеческой цивилизации делались неоднократные попытки определить область человеческой деятельности под названием искусство. Сформулировать определение искусства. Но не случилось» (https://www.youtube.com/watch?v=XMablvmxspg, временная метка 33:50).

Случилось. См. Атанас Натев. Искусство и общество. М., 1966. С. 215:

«…предназначение искусства – создание специальных произведений, в которых… непосредственно… воздействуют непринуждённым образом на сокровенное [подсознательный идеал] индивидуальное мироотношение».

«как бы дразнит наше чувство», уточняет Выготский (опубликовано в 1965-м), а потом «Происходит как бы короткое замыкание двух противоположных токов, в котором самое противоречие это взрывается… и разрешается».

И это последнее переживание относится «к подсознательным стихийным тайным силам».

Выготский назвал это переживание катарсисом, но со смыслом, противоположным аристотелевскому (у того он – ноль чувств, у Выготского – нечто третье относительно двух родоначальников, противочувствий).

Сложно.

И смотрите, как у Крылова просто:

«Мы в начале сформулируем предварительное определение искусства. Первое… безусловная чувственная основа… Во-вторых… преодолевать физиологическую основу чувственных ощущений и переходить в область духовного человеческого переживания» (https://www.youtube.com/watch?v=XMablvmxspg временная метка 46:40).

Как смеялся один мой товарищ: какое наслаждение ощущаешь после того, как долго терпел и наконец помочился. А если терпеть пришлось из-за лишения свободы по политическим мотивам? Тогда в ином контексте вспомнишь упрёк Крылова про «дада-выставку [в Берлине] со входом через туалет пивной». Выставка-то была организована после окончания войны, ненавистной (тогда как дада возникло в 1916 в нейтральной Швейцарии среди уклонистов от войны, сумевших-таки ей сказать «нет»). Но капитализм, ненавистный, который войну развязал, не исчез в Берлине в 1920-м. Так почему б ТАК не показать к нему своё отношение некоторых? – Чем не переход «в область духовного человеческого переживания»?

Так я-то скажу, что это у дадаистов – от сознания, а не от подсознательного идеала, и в художественности откажу. А Крылов беспомощен. Просто говорит «фэ».

Зато чувствуется искренность в его пейзажах, в которых докопаться до Вечности – ох как не просто.

 

 

7 июля 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению сентября 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

07.11: Виталий Семёнов. На разломе (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!