HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 г.

Художественный смысл

Индикоплов

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Лишь несказа́нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения.

Вейдле

 

 

Есть шанс набрести на необычайно трудную задачу и решить её…

 

«Ведь сюжет из знаков не состоит, а состоит из того, к чему эти знаки за пределами языка относятся» (Вейдле. Эмбриология поэзии).

«Ведь не только возможно, но и методически необходимо отличать структуру картины (painting, Gemaelde, tableau) независимо от того, изображает ли она стог сена или Мадонну, от структуры изображения (picture, Bild, image), анализируемого как изображение (т. е. в связи с изображенным)… [а зацикливание на первом]

…ограничивает ссылкой на возможность превращения романа в полунемой, а то и немой фильм или замены повествования – легендарного, житийного, например – серией фресок иконных "клейм", рельефов, миниатюр; при сохранении чего? Того самого (как он [зацикленный] этого не видит?), что словесно языковому [лингвистическому] анализу одинаково недоступно в романе, как и в фильме; в тексте жития, как и в изображениях, заменяющих этот текст» (Там же).

Эти цитаты я намеренно искал, посмотрев на такое изображение

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 7.11.2018
Обращение Савла. Миниатюра из Христианской Топографии Козьмы Индикоплова. VI в.
Обращение Савла. Миниатюра из Христианской Топографии Козьмы Индикоплова. VI в.
(На репродукции можно почесть надписи по-гречески, например, Ιερουσαλήμ – Иерусалим, слева, Δαμασκό – Дамаск, справа. И можно заметить, что 4 раза изображён один и тот же человек с большими залысинами и нимбом.)

 

и почитав такие слова:

«Возникает психологически парадоксальная ситуация: чтобы лучше воспринять то, зримым представителем чего является изображение, следует отказаться от... самого зрения…

И средневековый зритель, так же как средневековый художник, был настроен на этот умозрительный характер восприятия» (Даниэль. Искусство видеть).

А ведь не верно! Верно: не умозрительный, а духовный характер восприятия.

Расскажу о собственном опыте такого, религиозного, восприятия.

Мне было лет семь. И я был подвержен влиянию религии. Дома исповедовал иудаизм дедушка, а на дворе до меня через пацанов доходило влияние на них верующих православных бабушек, потому что только что американцы взорвали атомные бомбы, и в моей дворовой компании ожидали наступления конца света, причём, начиная именно с нашего городка, и даже с нашего пригорка, что за двором.

А в иудаизме Б-г (его не только по имени называть нельзя, но и писать общее понятие полным словом), – так как в иудаизме Б-г абстрактен. Чтоб крепко-накрепко отвлечь иудеев от идолопоклонства, им запрещено вообще рисовать. И даже смотреть на небо.

Так, что Бог всесилен, я, наверно, почерпнул от деда, а от пацанов – изобразительность (один меня учил технике растушёвки) около религии.

И вот раз во время вспыхивания зарниц (а это зрелище может быть и величественным и ассоциироваться со всесильностью и странностью – почти молния, но без грома) я увидел тот свет, с золотым Богом, по-царски, с золотой короной на голове, сидящим на золотом троне, и с поклоняющимися ему золотыми ангелами. Аж дух захватило.

Я воспринял исключительное величие того, что имеет отношение к Богу. И Он мне явился. Мне до сих пор в памяти мерещится то видение. Вверху и почти до горизонта были чёрно-синие тучи. А на горизонте – как просвет в небе – золотое сияние.

Так то был я, тогда ничего против религии не имевший, и умевший рисовать лучше других (меня даже в школу при Академии художеств брали).

Но хорошо, что я не стал художником. Чую, что я б не ахти каким вышел.

А «Деяния» (одна из священных христианских книг) писал, видно, художник с талантом намного выше. И такие выражаются в своих творениях-озарениях через наоборот, идут путём наибольшего сопротивления. Если такой обуреваем верой в Иисуса Христа… доброго в итоге итогов…

А есть так называемое (Вейдлем) искусство вымысла, совсем не то, что искусство слова…

И вот, что обуреваемый в своём произведении искусства вымысла, к какому персонажу прибегнет? – Если через наоборот, он прибегнет к фанатичному гонителю христианства, чтоб сделать его фанатичным же верующим в Христа. И – поначалу исповедующим иудаизм сделает. Потому что в той религии нет места Богочеловеку. Там единый, абстрактный, вездесущий, но невидимый Б-г. И чувственно понятно, насколько такому верующему противна мысль о Богочеловеке. Вот такой и должен лично пообщаться с умершим, воскресшим и вознёсшимся на небо Христом. Потому художническая душа повествователя «Деяний» от переживания парения к Богу, что невыразимо, при желании это тем не менее выразить прибегает – в искусстве вымысла – к столкновению противоречий: гонитель христиан Савл… вдруг слышит Христа. Но морализаторство в Средневековье надо всем довлело. Автор не мог на том оборвать свой вымысел. (Что теперь, через полтора тысячелетия, было б очень кстати и впечатляло б читателей – их бы охватывал катарсис от такого столкновения.) А тогда… Савл перекрестился, и стал сам проповедовать христианство. (Удовлетворяя велению времени, – технически, так сказать, – это сделано с привлечением чуда. Савл сперва слепнет от потрясения, что Иисус Христос таки Бог {люди действительно слепнут от чрезмерного волнения, я сам знаю случай резкого ухудшения зрения у девушки, брошенной своим любимым}. Когда Савл успокоился – обрёл новое мировоззрением – к нему зрение возвращается.)

И вот произведение из области искусства вымысла в душе родилось (может, как симфония у Моцарта – в один миг, остаётся её только записать). И автор «Деяний» её записывает словами.

 1 Савл же, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику

 2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдёт последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

 3 Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

 6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

 7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

 8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

 9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

 10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

 11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,

 12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

 13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

 14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твоё.

 15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми.

 16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё.

 17 Анания пошёл и вошёл в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

 18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,

 19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

 20 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

 21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришёл, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

  22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

 23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

 24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

 25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

 26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

 27 Варнава же, взяв его, пришёл к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.

 28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса» (Деяния святых апостолов, 9).

А кто-то, через века, это повторяет рисунком в книге Индикоплова.

И вот некто книгу эту читает.

Он, вообще-то, слыхивал об истории, как устроитель Церкви, святой Павел, был когда-то гонителем христиан Савлом. Он становится перед книгой человеком, наподобие меня семилетнего перед зарницами. Внушаемым зрителем картинки. Надписи: «Ιερουσαλήμ», «Δαμασκό» и другие (которые я в репродукции не могу прочесть), а также четырёхкратное повторение человека с большими залысинами и нимбом – наводят его на мысль, что перед ним обращение Савла. И… Как тогда на него подействуют такие знаки, как ирреальное пространство (видно сразу и Иерусалим, и Дамаск), такая мистика, как один и тот же человек в разных местах, то есть надвременье какое-то, позволяющее видеть сразу несколько моментов, отстоящих во времени друг от друга, такое действие – словно молния – как воздействие неба на землю (от чего человек с залысинами пал и сплющил веки)… Как все эти знаки исключительного подействуют на подготовленного зрителя? – «эти знаки за пределами языка» отнесут его к переживанию, что есть, есть такая сверхсила, которая тебя в обиду не даст, если и не здесь, в Этом мире, так на том свете, отнесёт тебя ко времени всеобщего спасения в сверхбудущем, что и есть христианский идеал. О чём знаки не говорили.

И это будет не умозрение, а всем существом переживание. Существом, одним из многих таких же. И переживанием – благодати.

А Даниэль говорит о переводе из литературы в живопись как умопостижение. Что наличие городского фрагмента с надписью «Иерусалим» слева, а такого же, с надписью «Дамаск» справа (пишут же слева направо), при четырёх человеках с залысинами между ними есть умом соотнесение видимого с невидимым – обращением Савла.

Далеко с такими откровениями не уедешь.

 

 

5 октября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

07.11: Виталий Семёнов. На разломе (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!