HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Художественный смысл

Про муть

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

На днях я услышал мысль, меня чем-то поразившую. Что Павлов, намереваясь перейти с собак на людей в опытах на рефлексы, предполагал испытуемыми взять артистов. Те, мол, более близки к животным. А сегодня меня озарило, что рассказавший полностью не прав.

Давно я списал другую поразившую меня мысль. Что, если б животные могли говорить, они б охарактеризовали людей сумасшедшими.

В самом деле – животные живут в мире рациональности. А люди то и дело от неё отступают. (Я не беру случаев, когда, например, киты выбрасываются на сушу и гибнут.)

Надо не брать и случаев неадекватных реакций. Когда животному предъявляют два противоположных стимула. В природе такого почти не бывает. А если бывает, животное получает невроз и умирает.

А люди – нет! И тем отличаются от животных. Они реагируют третьим способом. Сумасшедшие.

То в мозгу, что обеспечивает третье реагирование, есть вторая сигнальная система. Она и превращает людей в сумасшедших «с точки зрения» животных. Но вмешательство второй сигнальной системы – редкое дело. Чаще мы живём на автомате. Рационально. И тогда не отличаемся от животных. Лишь люди творческих профессий чаще остальных оказываются собственно людьми. – Вот потому на них и собрался Павлов ставить опыты, перейдя от опытов на животных.

А в жизни людей творческих профессий, наверно, тоже полно самоповторений. И тогда это никакое не творчество. И его полным-полно. И оно очень замутняет положение дел в искусстве. И попробуй отфильтруй муть? – Самого назовут мутилой. Потому что доказательства ж какие-то… Недоказательные. Среди исходных посылок тоже какие-то недоказательные.

Вот смотрите сами:

«Если вы всмотритесь в «Ночной дозор», то заметите, что из-за несколько рискованного размещения фигур на холсте две первые фигуры картины, стоящие в плоскости рамы, почти не отступают вглубь, как это требуют законы светотени и условия правильно рассчитанного эффекта» (Фромантен. Старые мастера.)

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 30.11.2018
Рембрандт. Ночной дозор. 1642.
Рембрандт. Ночной дозор. 1642.

 

Если б они были не самые яркие, я б ещё поверил, что они должны стоять глубже кого-то, более ярко освещённого.

Разве что девочка… Она тоже очень ярка. Так что: на ту глубину, где она, надо-де было и этих первых ставить? – Сомнительно.

Или:

«…линейный узор неясен…». – Потому что ломанная и расщеплённая линия лиц?

«…лишён широты…». – Что это – широта?

«…симметричен…». – Четыре группы, что ли: левая, правая, передняя и задняя группы лиц? Центральная симметрия? А чем это плохо?

«…сух и странным образом бессвязен…». – ?

«…композиция полна пустот и плохо заполненных мест…». – Наверно, между выше перечисленными группами пустоты. Но почему это плохо?

«…не позволяет широко и щедро пользоваться красками». – Позволяет. В пустотах  одежда. Она вполне могла б быть цветистой.

Чем плохо, если композиция не похожа «ни на Франса Хальса, ни на Греббера, ни на Равестейна, ни на ван дер Хельста»? Но непохожесть же – хорошо?

 

Художественный смысл. Про муть (критическая статья) Художественный смысл. Про муть (критическая статья)
 
Художественный смысл. Про муть (критическая статья) Художественный смысл. Про муть (критическая статья)

 

«…в общем расположении фигур нет никакой правды и живописной изобретательности». – Так изобрёл же: 4 группы… А нет правды – это что развёрнутым фронтом на нас идут?

«Капитан слишком велик…». – Разве не бывает рослых мужчин?

«…а лейтенант мал не только по сравнению с капитаном Коком, который подавляет его своим ростом, но и по сравнению с второстепенными, рослыми полными фигурами…». – А если тот был-таки низкого роста? И почему подавляет? По-моему, нет. Лейтенант так сияет, что его не подавишь.

«Если рассматривать эти две фигуры как портреты, то… неприятны по выражению лица». – Смотрим.

 

Рембрандт. Ночной дозор. 1642. (фрагмент) Рембрандт. Ночной дозор. 1642. (фрагмент)

 

Н-не уверен…

«…всё, что они держат в руках, – мушкеты, алебарды, барабанные палочки, трости, пики, древки знамени – они держат плохо, вот почему и движение руки обрывается, ибо кисть, которая должна его завершить, делает это недостаточно чётко и живо, где не очень энергично, где неточно, где недостаточно осмысленно».

 
Рембрандт. Ночной дозор. 1642. (фрагмент)
 
Рембрандт. Ночной дозор. 1642. (фрагмент)
 
Рембрандт. Ночной дозор. 1642. (фрагмент)
 
Рембрандт. Ночной дозор. 1642. (фрагмент)
 
Рембрандт. Ночной дозор. 1642. (фрагмент)
 
Рембрандт. Ночной дозор. 1642. (фрагмент)
 

 

Ну, с чем-то можно согласиться.

И вдруг!

«Таковы неизбежные последствия «обволакивания», принятого Рембрандтом; таково повелительное требование его метода, в силу которого тёмное облако неизменно заволакивает всё основание картины, а отдельные формы плавают по ней, лишённые опорных точек… Невольно спрашиваешь себя, нет ли в этом какой-то упорной фантазии, какого-то стремления быть странным, в чём, однако, нет вовсе ничего приятного и ничего поразительного».

В общем, оказывается, Рембрандт противопоставил себя своим соотечественникам. Те воспевали только что наступивший в Голландии капитализм как строй благоденствия. А он его воспринял как строй, разводящий людей на богатых и бедных (см. тут). Бедные – зрительно ужасны, но он их – светом – сверхценит. А если перед ним оказались сплошь богатые (заказали групповой портрет), то он и их изображает как бедных – некрасивыми, но сияющими в свету. – Того же маленького ростом лейтенанта.

«Пусть кто-нибудь ответит мне, как одет лейтенант и какого цвета его платье. Белое с жёлтым оттенком? Или жёлтое, выцветшее до белого? Истина в том, что эту фигуру, которая должна выразить центральное световое пятно картины, Рембрандт одел светом очень умело с точки зрения её сияния, но очень небрежно с точки зрения её цвета».

У всех было принято, чтоб цвет ощущался определённым и одним и тем же и в свету, и в полутени, и в глубокой тени. А Рембрандту на это было наплевать. Ему надо было показать ужасность жизни и что он на стороне претерпевающих ужас. Для выражения этого «он, как правило, изображал день с помощью ночной тьмы».  Так что и здесь у него дозор не ночной. Как факт – тень от руки капитана на куртке лейтенанта.

Для того и сияющая девочка в лохмотьях присутствует.

Вообще-то не в заказной бы вещи Рембрандту самовыражаться… Но он ничего не мог с собой поделать.

Это доказательство могущества подсознательного идеала. Картина испорчена как групповой портрет. Но художественность прорвалась.

 

 

11 октября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

01.12: Художественный смысл. Пощёчина – Или я отвечу (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!