HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Художественный смысл

Пощёчина? – Или я отвечу?

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма,  надеющегося на скорейшую победу над клириками и на торжество идеи тела, скажем так (как тогда же – поздний Тициан, а в недавнее время было с Галичем, мечтавшем о скором возвращении капитализма в СССР, да простится мне такое огрубление). Как вдруг я читаю, что он – прямая противоположность этому, будучи по-прежнему представителем Позднего Возрождения. Но – за скорейшую победу духа (как тогда Микеланджело, а в недавнее же время был Высоцкий, хотевший спасти социализм от вещизма, да простится мне и это).

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.12.2018
Веронезе. Обращение Савла. 1570.
Веронезе. Обращение Савла. 1570.

 

«Центром композиции является упавшая на землю лошадь Савла. Кажется, будто луч с небес обладает мощной силой, разбросавшей все вокруг – деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников и стремятся прочь, люди бегут и падают. Сам же Савл распростёрт на земле, поражённый обращением Бога. Его тело выписано в таком же ракурсе, который любил применять в своих полотнах Микеланджело.

В картине нет присущей Ренессансу чёткости, выверенности и нарочитой театральности сюжета – персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна. При этом зрителю как бы предлагается самим домыслить всю полноту изображения картины.

Все эти приёмы были в то время новым словом в живописи и являли собой разительный контраст с полотнами эпохи Возрождения, где все персонажи имели свои места, а место действия четко ограничивалось рамками картины».

В «реальности» 1-го века новой эры Савл был против чувственности христиан, человека сделавших Богом,  и был за духовность иудаизма, не признававшего за человеком, пусть и мессией, божественного ранга.

Но за полтора тысячелетия после превращения гонителя христиан Савла в Павла и устроителя Церкви чувственность самого первого христианства позабылась. Христианство с его на небо улетевшим Иисусом стало воплощением духа (и умерщвления плоти). И по ассоциации получалось, что Савл – раз он враг этого – враг духа и друг плоти.

Поэтому слова «упавшая на землю лошадь Савла», «деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников», «люди бегут и падают», «Савл распростёрт на земле, поражённый», «персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично» кажутся образами поражения плоти, а слова «луч с небес обладает мощной силой», «Микеланджело» – образами победы духа. И, мол, перед нами картина победы духа над плотью.

И я получил пощёчину.

Потому что не может большой художник писать то в одном, то в противоположном духе. И, если прав только что процитированный искусствовед, то не прав был я, и я должен признать это.

А я не хочу признавать. И вёрткий ум мне шепчет…

Что Микеланджело привлечён для толкования зря.

 

 Микеланджело. Обращение Савла. 1542-1545.
Микеланджело. Обращение Савла. 1542-1545.

 

Ибо тот мышечной утрированностью тел (для того он их раздевал), где б они ни были, на земле или на небе, издевался над чувственностью католической церкви.

А Веронезе своё отношение к жизни выражал цветом. Он – за чувственность Савла. – Вот потому и сияет его голубая одежда. Он против духовных перегибов клерикалов. – Вот и бледен аж сам луч с неба.

А надругательства над телами в виде «выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна»… Так «По сохранившемуся на изнанке холста оттиску старого подрамника выяснилось, что картина была обрезана с левого края примерно на 40 см». Если эту величину к длине холста (329 см) прирастить,

 

 Веронезе. Обращение Савла. 1570.

 

получится, что описанного издевательства (в понятиях XVI века) над телом Веронезе не делал. Он был ЗА чувственность.

Микеланджело во имя всё-таки духовного преображения, уважаемого Микеланджело, с Савлом кое-что сделал: его лицо сделал уже начавшим изменяться в сторону духовности.

 

 Микеланджело. Обращение Савла. 1542-1545. (фрагмент)

 

Тогда как у Веронезе этого заметить нельзя. И не только потому, что ничего о лице нельзя судить из-за его перевёрнутости для зрителя. Мы теперь имеем возможность перевернуть на 180º.

 

 Веронезе. Обращение Савла. 1570. (фрагмент)

 

Видим лицо пострадавшего от Бога.

Такой момент, да, есть в самой Библии:

« 4 Он упал на землю…» (Деян. 9).

Но там есть много больше этого. А Веронезе именно этим негативом и ограничился. Что тоже за себя говорит.

Думаю, я хорошо постоял за честь Веронезе. А заодно и за верность мысли, что идеал художника – инерционен. Если художник не конъюнктурщик, он не станет рисовать то, что ему душепротивно.

Громкость имени Веронезе говорит, что он – не конъюнктурщик. Что и подтвердилось вот.

Но дадим голос адвокату и дьявола, как говорится.

Есть текст, пытающийся доказать, что тут не обрубленное действие в духе трагического героизма борьбы сторонников чувственности с превосходящими силами клерикалов и с безумной надеждой тем не менее вот-вот победить духовное, а попытка действие длить, наоборот, в сверхбиблейском и клерикальном духе: как обращение всех присутствующих в христианство.

«Прежде всего бросается в глаза динамическое разнообразие пространственных положений действующих лиц. Это разнообразие подчинено, однако, достаточно строгому порядку: если фигуры в центре картины ориентированы головой к небу и ногами к земле (за исключением главного героя), то по мере приближения к периферии изображения оси фигур становятся все более наклонными, тяготеют к горизонтали,

 

Веронезе. Обращение Савла. 1570.

 

[Почти можно согласиться]

и как бы итогом последовательного их преобразования воспринимается «обратная» пространственная ориентация Савла – головой к земле и ногами к небу. В этом смысле всех героев картины Веронезе можно рассматривать как «обращающихся», как участников одной метаморфозы – её завершает буквально перевёрнутый Савл.

Слово, воплощённое в луче света, и здесь производит «величайшее движение». Стремясь максимально выявить динамику, Веронезе прибегает к резко асимметричному перспективному построению, так что правая часть композиции оказывается сильно «перегруженной» относительно левой, а вся группа воинов представляет собой стремительно уносящийся от зрителя поток тел.

 

 Художественный смысл. Пощёчина? – Или я отвечу? (критическая статья)

 

Однако пристальный взгляд без особого труда найдёт в композиции две точки, через которые проходят линии зеркально-симметричного членения плоскости. Композиция обнаруживает «веерообразный» характер.

 

 Художественный смысл. Пощёчина? – Или я отвечу? (критическая статья)

 

В центральной части формы образуют «водоворот», служащий признаком поворотной симметрии.

 

 Художественный смысл. Пощёчина? – Или я отвечу? (критическая статья)

 

Совмещение симметричного членения плоскости с асимметричным перспективным построением создаёт эффект драматического напряжения атмосферы, в которой совершается «обращение»… Духовный переворот, испытываемый Савлом, выражен здесь переворотом пространственным, динамика которого охватывает изображение в целом и отзывается в самых малых его частях» (Даниэль. Язык живописи).

Теперь вернитесь к цитате, чтоб посмотреть, какие слова я подчеркнул. – Даниэль давит на подсознание читателя, внушая ему идею обращения, которой у Веронезе нету. Драматизм, да, есть. Но его вполне можно понимать как негативизм чувственных людей натиску духа на тело. Веронезе сказал «фэ» Богу.

 

 

Надо бы, чтоб удовлетворить мою идею-фикс, попробовать доказать неконъюнктурность Веронезе хоть одним признаком подсознательности его чувственного идеала.

Никто не возразит, что то, что описал Даниэль, в зрителе действует на подсознание, а не на сознание. Большой соблазн это перенести и на художника. Но нельзя. Они учёные на этот счёт. Для них плоскость картины не простая. «…всякое изображение так или иначе – прямо или «от противного» – выявляет скрытую структуру поля [прямоугольника картины]» (Там же).

Ну разве что… из ряда вон антихристианскость, антидуховность, антиаскетизм, дыхание которых чувствуется во всём. Но, тем не менее, до сознания самого Веронезе могло это не доходить. Дошло б – не знаю, стал ли б он рисовать вообще. Ведь играл со смертью. Тогда инквизиция свирепствовала. При всём продолжавшемся разврате католической церкви. (Над чем издевательскую – деформацией – наготу в микеладжеловском «Страшном суде» было велено зарисовать накидками…)

 

 

13 октября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

01.12: Художественный смысл. Пощёчина – Или я отвечу (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!