HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 г.

Художественный смысл

Незамеченный церковью бунт Караваджо

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за декабрь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

 

На чтение потребуется 3 минуты | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а для протестантов представителя Христа на земле не должно было быть. Отсюда следствие. У католиков священники не вступают в брак, у протестантов – вступают. Соответственно, у католиков есть монашеские ордена, у протестантов – нет. Соответственно же, у католиков священники исключительно мужчины, у протестантов – могут быть и женщины. Соответственно, католики крестят детей с рождения, протестанты – в сознательном возрасте. Католиками признаётся равный авторитет Священного Писания и Священного Предания (то, что не Ветхий и Новый Завет), протестанты признают только Священное Писание. И т. д. и т. п.

Многое из этого никак не касается паствы.

А идёт многолетняя война, и текут реки крови. Паствы. И ей эти догматы надоели, тихонько говоря.

Художники тоже раскололись идейно-художественно и тоже впали в раж – в маньеризм. Одни – выражая вседозволенность, другие – аскетизм*. Первые – буйством цвета, вторые – деформацией обнажённых тел.

 
Филиппо Беллини. Портрет папы Сикста V.   Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент.
Филиппо Беллини. Портрет папы Сикста V.   Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент.
(Перчатки кровавы от казней за прегрешения.   Тела голы и искорёжены от отвращения к плотскому.)

 

Среди паствы, которой надоела война за их не касающиеся эмпиреи, нашлись и художники, которым соответственно надоел маньеризм.

С его искусственностью во всём. В том числе и с освещением. И они как бы бросили клич: «Даёшь реализм!». Хоть бы в одном освещении, если нельзя в тематике…

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 12.12.2018
Караваджо. Призвание апостола Матфея. 1599.
Караваджо. Призвание апостола Матфея. 1599.

 

Ну да, да. Крайний справа аж Христос. Левее – аж апостол Пётр. А указывающий на себя – будущий, когда – сейчас – встанет и пойдёт за Иисусом, апостол Матфей. Но. Это ж, между нами, своими, говоря, с другой стороны, простые люди. В наших, современных, одеждах. Те, кто за столом, занимающиеся обычным счётом денег. И совсем не факт, что послушаются указующего жеста. Вон, вопреки Библии не встал и пошёл за Иисусом, а жестом переспрашивает, про него ли речь. А что такое переспрашивание, как не приём, чтоб не выполнить приказ? Тут, в конце концов, и вооружённые люди есть, чтоб воспрепятствовать покушению на свободу воли, если что…

Ошеломляло. Публику. А церковники так и не узрели подвоха. Так и висит с тех пор в церкви.

 

 

15 октября 2018 г.

 

 

* А как связаны вседозволенность и аскетизм с религиозной войной?

– Через католический целибат. Из-за претензий католических священников на исключительность им пришлось подкреплять эту претензию безбрачием. Которого многие не выдерживали. Даже не в простой грех совокупления с женщинами впадая, но и в мужеложество. И лгали. И практика лжи распространялась на многое. Например, на просто торговлю индульгенциями (отпущением грехов). Стало можно грешить себе всласть, зная, что потом пойдёшь и откупишься. Ложь пронизала всё. А во всём духовно заправляла Церковь. Целая эпоха Раннего Возрождения прошла под знаком вседозволенности. И как реакцию на это породило следующую эпоху – Высокое Возрождение, с его идеалом гармонии низкого и высокого. Но и она продлилась недолго, превратившись в Позднее Возрождение, которое было уже расколотым. Предпоздний Микеланджело был за воздержание, Поздний Тициан – за чувственную свободу. Следующий стиль, маньеризм, довёл этот раскол до крайности.

 

 

16.10.2018.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.05: Художественный смысл. Неужели таки всё – наоборот... (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!