HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Художественный смысл

Единственность мига

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит:

«У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое. «Зеркало» или какие-то его фильмы… Просто я этот дом увидел, я не знал, что дом Тарковского. Понимаете? Я же хожу по Москве. В районе Павелецкого вокзала я ходил там, и он стоит, весь заросший, в кустах там. Потом мне сказали, что это дом Тарковского. Я пришёл и просто… Никто мне его не заказывал, ничего. Я просто написал его по-своему. Там на втором плане стояли какие-то цеха, дома какие-то производственные такие. Я их убрал, его поставил, как символ» (см. тут, временная метка 18:02 – 18:36).

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 9.02.2019
Парошин. Дом Тарковского.
Парошин. Дом Тарковского.

 

А ведь так и есть (проверил по гуглокарте): «Первый Щипковский переулок, 26, кв. 2.

По этому адресу был когда-то расположен уникальный дом, принадлежавший трём поколениям семьи Тарковских… Дом напоминал отчасти барак из-за длинного коридора, делящего его на две части… Дом был построен в 1870-х годах мещанином Гавриловым и крестьянином Елохиным. Нижняя часть оригинального дома была каменной (заложена ещё в 1878 году), а верхняя деревянной (надстроена в 1912-м), из-за чего дом неоднократно горел.

На рубеже 1980–1990-х годов дом принадлежал Кинофонду, который снял крышу, предполагая начать реставрацию. В 1987 году после смерти режиссёра дом было решено снести, так как он пришёл в негодность… 20 июня 2004 года дом снесли полностью, даже не известив об этом родных режиссёра».

Я на Парошина вышел из-за поиска, кто написал такую картину:

 

 Михаил Рудник. Питерский дворик. 20015. Холст, масло.
Михаил Рудник. Питерский дворик. 20015. Холст, масло.

 

У него всё (см. тут, тут) шикарно-ослепительно. – Прикладное искусство, предназначенное для украшения помещений.

Но в процессе поиска выплыла личность Парошина. Картины прямо противоположные. И чем-то притягивают непонятным.

А когда слышишь от него такое:

«И вот бывает такое состояние, когда, вот, душа просыпается… о чём мне хотелось сказать… и у тебя какое-то состояние… ты как бы вне времени, вне времени находишься в каком-то пространстве неведомом, понимаете?.. и вдруг тебя пронзает мысль, что вот это состояние и есть самая суть человеческая, которую просто человек не может понять…» (Там же, временная метка 22:50 – 23:37).

«…архитектуры никакой, а состояние есть, понимаете? Вот я со своим состоянием встретился с этим состоянием. Вот так вот взаимно проникнуть. Я хватаю этюдник, пока это не ушло, я пишу, понимаете?» (14:36 – 14:47).

«Каждый в природе момент – единственный. Я не говорю, там, лунные закаты последние… Или что-то. – Просто вот – пасмурный день, понимаете вот?.. Этот момент – единственный, он никогда не повторится» (15:07 – 15:20).

Когда слышишь такое, то веет вообще ницшеанством. Его метафизическим иномирием.

 
 

 

Вот – совершенно ведь неповторимое освещение предвечернее, а… днём. Словно солнечное затмение началось. Небо уже потускнело. (У Рудника тоже становится яснее, если поймёшь, что там освещение – луной. Но больше у него экзотики освещения не бывает.)

Что-то странное. И наклон к горизонту с какой-то стати не при чём. (Я клянусь, правый край картины почти совпадал

 

 

 

с рамой перед тем, как я её обрезал. Фотографируют же, в конце концов, наклонив аппарат.)

А там, кто знает… Может, странность и наклонов воздействует. Вон, в «Доме Тарковского» тоже справа от дома стоит непокосившийся столб. Тогда дом – явно косой. А не просто тут туман, и – странно.

Или вот. Лучи солнца должны б быть параллельны…

 Парошин. Булочная 1994.
Парошин. Булочная 1994.

 

Да и левый край домика явно больше наклонён влево, чем правый… Да и на вывеске КОНД не может быть таким покрасневшим жёлтым из-за того, что попало в тень…

 

 Парошин. Дворик на Б. Коммунистической. 1993.
Парошин. Дворик на Б. Коммунистической. 1993.

 

Тут необычно (кроме нарушенных перспективных схождений карнизов левого дома и пристройки к нему) – сияние всего, что в тени, из-за отражения солнца от освещённой стены и стёкол окон справа. И на той освещённой стене почему-то не видно тени от дерева. – А понятно, почему: она б мешала стене отражать солнце на противоположную стену, превращая ту тоже в освещённую солнцем. – Ошибка? – Нет! Странность так достигается. Образ ницшеанского иномирия.

Недаром Паршину нравятся всё ницшеанцы: Тарковский времени «Зеркала» (см. тут), Левитан (тут), Модильяни (тут). Правда, и Эль Греко (тут) затесался… Ну, не всё мне-коту масленица.

Надо признать, что Парошин лучше говорит, чем живописует. В его природе каждый момент как-то с трудом оказывается единственным. Хотя бы из-за преобладания изображения солнечных полдней в его видах старой Москвы.

 Парошин. Рождественка.
Парошин. Рождественка.

 

Тут – редкое исключение: ранний вечер. И сразу лучше с единственностью мига в природе.

Умом я его понимаю. Его подсознание чует в старнине какую-то возможность выразить трагизм жизни – наличие смерти. Старая Москва обречена на смерть, на снос. По крайней мере, в России, не умеющей извлекать пользу из всего, даже из старинных лачуг. Парошин инстинктом художника сталкивает предсмертие и жизнь, халупы и солнечность полдней…

Но или у меня тонкости не хватает… Нет, поэтичность я чую. Она ощущается непреложно из-за указанного «текстового» столкновения. Но «текстовое» столкновение не превращается во мне в противочувствия, и – катарсиса от столкновения нулевых противочувствий я не переживаю. Как переживаю в его словах: «момент – единственный». Иными словами: исчезающе короткий миг и… Вечность. И катарсис (после его осознавания) – вневременье – я переживаю. – И это ж ницшеанство я переживаю!

И – или я предвзят к ницшеанству – я Парошина в этих картинах-исключениях считаю художественным, так как ницшеанства в его сознании нету. Если б было, он бы как-то возразил своей интервьюерше при таких словах:

«Интервьюер: В пасмурном дне есть своя тайна, глубина и погружённое состояние. Но заметно сразу – на абсолютном большинстве работ Владимира Паршина изображены дворы, залитые солнцем. Яркий день с лучами, скользящими по крышам, стенам и откосам – мимолётное, едва уловимое состояние» (13:40 - 13:51).

Или не согласился б, чтоб в эфир пошло без возражения. А он согласился. И – мы слушаем фальшь на фоне демонстрации одинаково солнечных пейзажей.

Десятки холстов в год художник уничтожает как неудавшиеся. – Наверно, надо больше…

 

 

24 ноября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

02.06: Владимир Положенцев. Активный гражданин (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!